Семинар для педагогов-психологов ДОУ Тема:"Консультирование родителей детей с ОВЗ"
методическая разработка по теме

Дорогова Марина Владимировна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое объединение педагогов-психологов ДОУ

 

Методическая разработка

 

Семинар для педагогов-психологов ДОУ

 

Тема: «Консультирование родителей детей с ограниченными возможностями здоровья»

 

 

 

 

Составитель: педагог-психолог Дорогова М.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Лесосибирск

 

 

 2016г.

 

 

 

Тема: «Консультирование родителей детей с ограниченными возможностями здоровья»

 

Целевая аудитория: педагоги-психологи ДОУ.

Цель:  Повышение компетентности педагогов-психологов в организации консультативной деятельности.

Задачи:

1.     Систематизировать знания педагогов-психологов особенностей консультирования родителей детей с ОВЗ.

2.     Познакомить педагогов-психологов с  техниками консультирования родителей детей с ОВЗ.

Материалы: М/ф «Вы имеете право на особую заботу», прищепки разных цветов, светофор из ткани, нитки, ножницы, листы бумаги, ручки.

 

Ход:

 

Сегодня я хочу предложить вам рассмотреть тему: «Консультирование родителей детей с ОВЗ».  

Демонстрация М/ф «Вы имеете право на особую заботу».

Каждый ребенок имеет право на особую заботу. Но есть дети, которые чаще других сталкиваются с физическими и социальными барьерами, не позволяющими им полноценно жить в обществе.

 Это дети с ограниченными возможностями здоровья.

Для погружения в проблему заявленной темы, прошу принять участие в

игре «Белая ворона».

Ход:

Просим педагогов встать в круг спиной к центру. Прикрепляем каждому прищепку определенного цвета, а одну – белого. Затем все поворачиваются друг к другу и начинают искать себе подобных по цвету прищепки (образуются группы, а с белой прищепкой – один).

Обсуждение:

Что почувствовал, когда понял, что один, не такой, как все? Попадал ли в подобную ситуацию? Испытывал такое чувство?

Ваши ощущения, когда вы нашли похожих на себя и сформировали группу? Что вы чувствуете к одинокому человеку? Хотелось бы вам оказаться на его месте? Почему?

 

Теперь вы понимаете, что чувствуют отвергнутые или вынужденно изолированные от общества люди. Не только дети инвалиды, а и их родители нуждаются быть принятыми, чувствовать свою принадлежность к группе, ждут понимания и безусловного принятие их проблем.

Важным звеном психологической помощи детям с проблемами в развитии является психологическая поддержка их родителей.

Одной из основных форм  работы педагога-психолога с родителями детей с ОВЗ в детском саду является индивидуальное консультирование.

Рождение ребенка с отклонениями в развитии нарушает весь привычный ритм жизни семьи.

В целом, можно говорить, что системная и целенаправленная консультативная работа с родителями способствует снижению эмоционального дискомфорта и установлению адекватных детско-родительских отношений. Это и является основной целью консультационной работы с родителями детей ОВЗ.

Ведущие принципы консультирования:

- доброжелательность и без оценочное отношение к клиенту, помощь и понимание; (умение внимательно слушать, оказывать необходимую психологическую поддержку, не осуждать, а стараться понять)

- проявление эмпатии в оценке ценностных ориентаций клиента: умение встать на его позицию, взглянуть на ситуацию  его глазами; (должен ориентироваться не на социально принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент.  Родители не должны подстраиваться под психолога, наоборот психолог принимает жизненные правила родителя. (Например, занятость родителей, национальные традиции, семейные традиции и другое).

- конфиденциальность (анонимность);

- включенность клиента в процесс консультирования. (Для того чтобы процесс консультирования был эффективным, клиент во время приема должен чувствовать себя максимально включенным в беседу, ярко и эмоционально переживать все, что обсуждается с консультантом. Для того чтобы обеспечить такую включенность, психолог должен следить за тем, чтобы развитие разговора выглядело для клиента логичным и понятным, а также чтобы человек не просто «внимал» специалисту, а ему было действительно интересно. Ведь только в том случае, если понятно и интересно все, что обсуждается, можно активно искать пути разрешения своей ситуации, переживать и анализировать ее.)

Чтобы это принципы эффективно работали, необходимо учитывать:

Рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья является психологической травмой - стрессовым событием высокой интенсивности. И как любое явление имеет этапы течения. Важно помочь пройти эти этапы, в результате принять ситуацию и жить с этим опытом. Если этапы не пройдены, постоянное нервное напряжение переходит в невроз или психосоматику. Рассмотрим эти этапы.

5 этапов переживания психологической травмы

1. Этап отрицания

Столкнувшись с чем-то, чего раньше с нами не происходило, мы не сразу понимаем, что это такое и как с ним быть. Другими словами психотравмирующая ситуация - вызывает реакцию - замирание.

Проходит какое-то время, ситуация связанная с горем никуда не делась, не испарилась, не пропала и все еще есть. Она потихоньку становится реальностью. И тогда, доходя полноценно до нашего сознания, психотравмирующая ситуация переходит в следующий этап.

2. Этап агрессии, злости, гнева

«Почему так произошло. Я ненавижу мир, в котором так больно. Я ненавижу виновника этой ситуации, мне больно, подобного я не заслуживаю…», - такие и подобные мысли возникают.

Агрессия - маркер потери ценности, маркер боли, Злость помогает уменьшить аффект, накопившийся внутри. С помощью злости этот аффект уменьшается.

3. Этап – торг, последний рубеж перед принятием реальности

Когда происходит что-то сложно переносимое для нашего внутреннего мира, мы все обращаемся к какой-то вере, идее справедливости.

«Я сделаю то-то и тогда….» Последняя детская вера в чудо….

Но чудеса бывают редко и точно не меняют реальность волшебным образом.

4. Этап горя

После всех отрицаний, злости, и попыток договориться с миром как в детстве, приходит полное осознание. Ситуация уже свершилась. Есть, как есть. Чуда не будет. Все.

Это осознание падает как камень сверху, прибивая нас к земле острой психической болью. И тогда идет настоящий процесс оплакивания утраченной ценности.

Приходит неизбежное понимание что, так как было или «должно» быть, не будет. Будет как-то иначе.

Этот этап самый главный. Он символизирует прощание с прошлым и постепенное принятие нового, где все будет по - новому.

5. Этап принятия

Интенсивность боли постепенно снижается и у человека появляется возможность пробовать жить, уже с изменившейся историей жизни. Наступает облегчение.

Сложность наступает, когда на каком-то этапе происходит застревание, во многом это зависит от индивидуальных особенностей родителя.

Психологические особенности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ

Многие специалисты в области педагогики и психологии изучали особенности семьи, в которой воспитывается ребенок с особыми потребностями. В такой семье горе — не сиюминутная трагедия, а один из компонентов, составляющих ежедневную жизнь семьи. В. В. Ткачева  выделила три типа родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

авторитарный тип

трудности

Активная жизненная позиция, руководствуется своими собственными убеждениями, а не рекомендациями специалистов. Свойственно стремление преодолевать проблемы, направляют свои усилия на поиски лучшего врача, лучшей больницы, лучшего метода лечения, лучшего педагога, знаменитых экстрасенсов и народных целителей. Они обладают умением не видеть преграды на своем пути и уверенностью в том, что когда-либо может произойти чудо и с их ребенком. Создают родительские ассоциации и общества. Упорно преследуют цель оздоровления, обучения и социальной адаптации своего ребенка.

 

 

1

 

- неумение сдерживать свой гнев и раздражение,

импульсивность собственных поступков,

склонность к ссорам и скандалам;

 

12

 

-противопоставление себя социальной среде

(специалистам, педагогам, администрации,

родственникам, якобы не принявшим их ребенка;

 

 

13

- в отношениях с ребенком могут использовать

достаточно жесткие формы взаимодействия, вплоть

до холодности или отстраненности от его проблем;

 

6

- неприятие индивидуальности ребенка в целом,

отказу замечать особенности в развитии ребенка;

 

 

8

 

- выдвигают нереальные требования к своему

ребенку, не соответствующие его возможностям,

неправильное понимание возможного пути развития больного ребенка;

 

 

14

 

- настойчивое стремление всегда ориентироваться

только на свои личностные жизненные установки,

что  не позволяет им увидеть реальные перспективы развития ребенка.

невротический тип

 

трудности

Этому типу родителей свойственна пассивная личностная позиция. В личности невротичных родителей чаще доминируют истерические, тревожно-мнительные и депрессивные черты. Это проявляется в стремлении избегать трудных жизненных ситуаций, а в отдельных случаях и в отказе от решения проблем. У части таких родителей постоянно сохраняется тревожный фон настроения, присутствуют излишние опасения чего-либо, что может повредить ребенку. Чрезмерно фиксируются на отсутствии выхода из создавшегося положения. Оправдывают собственную бездеятельность в отношении развития ребенка отсутствием прямых указаний со стороны специалистов, родственников. Следуют жизненной формуле: пусть все идет в жизни, как идет.  Жизнь воспринимается ими как загубленная рождением в семье аномального малыша, а будущее ребенка рисуется ими как бесперспективное и малоинтересное.

 

9

- большие трудности в принятии проблемы ребенка и не развивается стремление к ее преодолению;

 

2

 

 

- не понимают того, что некоторые недостатки,

возникающие у ребенка, вторичны и являются

результатом уже не болезни, а их собственной

бездеятельности;

 

3

 

-  стремятся оградить ребенка от всех возможных

проблем, и даже от тех из них, которые он может

решить собственными силами;

 

4

 

- удовлетворяются тем, что ребенок обучается

делать что-то сам, и считают, что большего от него ждать нечего;

 

10

-  стремятся скрыть дефект ребенка и выдать

желаемые результаты развития за действительные;

 

 

11

 

- гиперболизируют проблемы своего ребенка,

отрицают возможности разрешения хотя бы их

части.

 

психосоматический тип

 

трудности

Эти родители эмоционально более лабильны. Им свойственны частые смены полярных настроений. Отсутствует аффективная форма реагирования на проблему стресса, как у первых и вторых. В большинстве случаев ведут себя корректно, сдержанно, а иногда замкнуто. В поведении, как правило, проявляется нормативность.

7

- проблема ребенка переживается ими изнутри;

 

5

- стремление «положить собственное здоровье на

алтарь жизни своего ребенка»;

 

 

15

 

 

- зачастую сами становятся специалистами для

собственного ребенка, активно включаясь в его

жизнь: повышают свой образовательный уровень,

меняют профессию в соответствии с нуждами и

проблемами больного ребенка.

Представленная типология личности родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, позволяет определить выбор средств, направленных на оказание семьям психолого–педагогической помощи.

стадии

принятия

авторитарный тип

невротический тип

психосоматический тип

1.Отрицание

Если застревание на этой стадии, очень трудно перейти на другую стадию.

(Совместная диагностика; веские аргументы; перспективы ребенка, если не прилагать усилия; совет очень авторитетного специалиста).

Чаще всего застревание на этой стадии. Не желание признавать трудности, из-за не способности их преодолевать. (Возможно, с согласия родителя, привлечение других членов семьи, близких для активизации родителя).

Обычно адекватно воспринимает аргументированную информацию и переходи на следующую стадию. и переходи на следующую стадию.

2.Гнев

В большинстве случаев легкая переориентация с «кто виноват» на «что делать».

быстрый переход в следующую стадию.

Застревание на этой стадии из-за склонности винить себя и замкнутости.

3.Торг

Застревание на этой стадии чаще всего, не может перейти на следующую стадию, так как не позволяет себе горевать, плакать, показывать свою слабость.

быстрый переход в следующую стадию.

Чаще переход в следующую стадию не затруднен

4.Горе

Если удается перейти на эту стадию, то легко переходит на следующую.

Застревание на этой стадии из-за неумения видеть перспективу

Застревание на этой стадии из-за перенаправления проблемы на себя

5.Принятие

Принятие может и не произойти

 

Основные проблемы семей, воспитывающих детей с ОВЗ, разрешаются в результате изменение мнения родителей о «бесперспективности» развития их ребенка и принятии ситуации.

Техника «Активное слушание»

- зрительный контакт (не постоянный)

- реагирование мимикой и телом, использовать «подстройки»(аналогичная поза)

- дословно повторить собеседника

- выразить понимание

- подытоживание основных мыслей собеседника, которые можно начать с фраз:

- Я Вас правильно поняла,…

- Я правильно услышал,…

- Вы считаете, что….

Зачем:

Думаю одно, говорю другое, слышат треть, воспринимают четвертое!

 

 

 

 

 

         

Родители с первой минуты общения, как правило, находятся в некотором напряжении. Поэтому ободряющее приветствие психолога, позитивная тональность беседы и прием «маленького разговора» (о погоде, природе и др.) позволяют снять напряженность. 

Техника «Идеальный ребенок»

Направлена на принятие ребенка и на поиск ресурсов. Родителям предлагается составить психологический портрет идеального ребенка. На лист бумаги вписываются качества идеального ребенка.

Идеальный ребенок

(качества)

Какие чувства вы испытываете, если ребенок не такой?

Сколько % этого качества у ребенка с нарушением

Ресурс

добрый

беспокойство

70%

+

отзывчивый

горечь

40%

 

умный

 досада

90%

+

веселый

злость

70%

+

счастливый

негодование

40%

 

общительный

разочарование

80%

+

успешный

возмущение

30%

 

красивый

взволнованность

40%

 

внимательный

ожесточение

20%

 

жизнерадостный

обида

70%

+

послушный

бессилие

15%

 

уравновешенный

бешенство

10%

 

любознательный

гнев

50%

 

ответственный

ожесточение

20%

 

открытый и т.д.

обида

90%

+

 

Затем анализируется, какие чувства испытываете родитель, если ребёнок не такой?

Например: беспокойство, беспомощность, бессилие, бешенство, взволнованность, возмущениегневгоречьдосадажалость, злость, недовольствонегодованиененавистьнеприязнь, нетерпение, обидаожесточениераздражение, разочарование, ярость и др. 

Анализ испытываемых чувств поможет, во-первых, снять эмоциональное напряжение осознанием испытываемых эмоций. Во-вторых, поможет адекватно выражать испытываемые чувства. 

Следует проанализировать, почему именно эти качества представляют для родителя представяют ценность? Почему ими должен обладать идеальный ребенок?

Что должен сделать ребенок для того, чтобы соответствовать идеалу?

По ходу обсуждения уточнениям: Действительно ли у ребенка, отсутствует это качество? Оно отсутствует полностью или просто не развито? Попытайтесь ответить на вопрос: на сколько процентов это качество развито в ребенке в данный момент?

Подобные уточнения обращают внимание родителя на целый ряд важных психологических факторов: ребенок в потенциале имеет задатки идеала, несмотря на его особенности.

Выявив, что ребенок имеет положительную динамику развития, формируем оптимизм по отношению к ребенку.

Обращаем внимание родителя на тот факт, что ребенку вовсе не обязательно соответствовать всем перечисленным качествам, чтобы быть идеальным. Идеалов не существует. И ваш ребенок не исключение. Зато определенно имеет место уникальность ребенка, его неповторимый психологический портрет, который не становится менее ценным из-за отсутствия или несоответствия в этом портрете идеальных качеств, ожидаемых от него.

Идеал ребенка — это всего лишь его идеал.

Далее предлагается во второй колонке напротив каждого идеального качества проставить процент выраженности этого качества у ребенка.

Данная техника позволяет родителю пересмотреть уровень восприятия ребенка, обнаружить в нем задатки «идеала» и наметить пути развития в нем этих идеальных качеств. Те качества, которые у ребенка отмечены как присутствующие более чем на 50% будут служить ресурсом.

Техника «Школьных оценок»

Работа с ожиданиями

 

 

 

         0  1  2 3  4  5  6  7  8  9  10

Худший вариант развития событий – о, самый лучший – 10.Поставьте на шкале метку, где сейчас ваша проблема. Визуализация помогает оценить ситуацию, реальность её разрешения. И решить, что надо делать, чтобы изменить ситуацию. Позволяет сравнить не с кем-то, а с самим собой.

Техника «Терапия успехами»

Делим лист на две половинки и предлагаем в первой половинке вспомнить начало учебного года, что умел (домашние дела, самообслуживание, умения на занятиях, в общении и т.д.)

Вторая часть – как сейчас.

Позволяет сравнить ребенка не с кем-то, а с самим собой. И увидеть прогресс.

Техника «Родительское сочинение» О.А. Карабанова

Методика позволяет собрать анамнестическую информацию и историю развития ребенка, получить описание проблем развития ребенка «глазами родителя.

Базовыми темы: «Мой ребенок» и «Я как родитель».

Для уточнения истории развития ребенка тема «История жизни моего ребенка»; для анализа родительской позиции - тема «История моего материнства (отцовства)»; для выявления ценностно-смысловых установок и целей воспитания «Каким я хочу воспитать моего ребенка».

Тема сочинения задается в открытой форме, без конкретизации содержания. Время написания сочинения не ограничивается.

При интерпретации сочинения учитываются 3 группы параметров:

1) поведение родителя в процессе выполнения задания;

2) формальные показатели;

3) содержательные показатели.

 1) - особенности принятия задания (отказы, повторяющиеся вопросы о содержании сочинения); пробы, переписывания, наличие черновиков сочинения; эмоциональное отношение к заданию; речевой комментарий; время выполнения задания.

2) - объем сочинения; форма, язык и стиль повествования (доля проблем воспитания в общем тексте сочинения, эпиграфы, форма письма к собеседнику, «канцелярская» форма); подчеркивания в тексте с выделением главного; рисунки в тексте; структурирование пространства листа (поля, линейки, «красная строка» и пр.).

3) - соответствие сочинения заданной теме; соотношение 3 планов сочинения - «ребенок», «родитель», «наши отношения»; использование в сочинении имени ребенка; описание истории развития ребенка, его индивидуально-личностных качеств и предпочтений, особенностей взаимоотношений ребенка с членами семьи; оценка ребенка в прямой и косвенной форме - позитивная, негативная, амбивалентная; отношение автора к ребенку; описание системы семейного воспитания, реализуемой родителем, и оценка ее эффективности.

Заключение составляется в соответствии со схемой:

1) характеристика эмоциональных отношений в семье;

2) история развития ребенка и психологические особенности ребенка;

3) родитель как воспитатель;

4) определение ресурсов оказания психологической помощи семье.

Интерпретация родительских сочинений

Для интерпретации родительских сочинений необходимо обратить внимание на следующие содержательные показатели:

- соответствие сочинения заданной теме (ход и отступления от темы сочинения могут свидетельствовать о скрытом отвержении ребенка)

- соотношение трех планов сочинения ("Ребенок", "Родитель", "Наши отношения")(баланс в соответствии с заданной темой)

- упоминание имени ребенка (Ласкательные прозвища типа "мое маленькое солнышко", "мой котенок" и прочие могут расцениваться как свидетельство эмоциональной значимости ребенка для родителя, но в то же время указывают на необходимость специального изучения фактов потворствования. Достаточно частое использование выражений "мой сын", "моя дочь" может быть интерпретировано как показатель фиксации автора сочинения на своей роли родителя или как попытка более четко структурировать свои отношения с ребенком. Избегание его имени в сочинении говорит о дефиците переживания чувства безопасности родителем, а в ряде случаев и о недостаточном при­нятии самоценности личности ребенка родителем. Наконец, из­лишне частая замена имени ребенка личным местоимением "он" ("она") в сочинении делает необходимым проведение специально­го исследования с целью подтверждения или опровержения факта эмоционального отвержения ребенка родителем).

- описание истории развития ребенка, его индивидуально-личностных качеств и предпочтений, особенностей взаимоотношений с автором сочинения и другими членами семьи (Временные планы в сочинении (ретроспективный, перспективный, план на­стоящего), описание основных жизненных событий и их влияния на развитие ребенка позволяют оценить степень прогностичности родительской пози­ции. Эмоциональный тон описания прошлого и настоящего устанавливает ха­рактер переживания жизненных событий родителем и другими членами семьи, выявляет аффективные очаги неразрешенных кон­фликтов. Пессимизм в восприятии настоящего - как проявление стресса, депрессии).

- оценка ребенка (Баланс положительных и отрицатель­ных характеристик позволяет судить об интегральной оценке ре­бенка. "Наклеивание ярлыков", однозначно негативная, уничижительная оценка ясно указывают на неуважение личности ребенка родителем, его отвержение. Сравнительная оцен­ка (по отношению к сиблингам, сверстникам), особенно негатив­ная, отражает недостаточность признания родителем самоценности ребенка и неэффективную практику воспитатель­ных воздействий на его поведение).

- описание системы семейного воспитания (значимым является не только то, как  оценивается воспитательная система, но и то, что именно подлежит оценке - ценности воспитания, цели или методы воздействия на ребенка).

Составление заключения по результатам методики

Заключение по методике родительского сочинения «Мой ребенок» составляется по следующей схеме.

I. Характер эмоциональных отношений в семье, особенности об­щения и взаимодействия.

1.Отношение родителя к ребенку (безусловное принятие, ус­ловное принятие, индифферентное отношение, амбивалентное от­ношение, скрытое и явное отвержение).

2.Особенности отношения ребенка к родителю и другим чле­нам семьи (родительский образ отношений, его соответствие объ­ективной картине).

3.Степень эмоциональной дифференцированности и вовлечен­ности родителя в процесс воспитания ребенка.

4.Симметричность эмоциональных отношений, наличие эмо­ционального «перекоса», не взаимности, коалиций в семье.

5.Особенности взаимоотношений родителя с остальными членами семьи.

6.Ролевая структура семьи, лидерство. Тип общения и взаимо­действия (сотрудничество, содружество, конфликтность, конф­ронтация, антагонизм).

II. Психологические особенности ребенка.

1.История развития ребенка, основные анамнестические дан­ные. Перспектива развития, долгосрочный и краткосрочный про­гноз развития ребенка (глазами родителя).

2.Основные индивидуально-личностные качества ребенка.

3.Предпочтения и интересы ребенка.

4.Круг общения, характер взаимоотношений (в семье и вне семьи).

5.Проблемы и трудности развития ребенка (содержание, сте­пень выраженности, обстоятельства и время возникновения, зоны конфликтности, реальность проблем, попытки разрешения про­блем и их эффективность, на кого возлагается ответственность за возникновение проблем).

III. Родитель как воспитатель.

1.Ценности и цели воспитания, декларируемые и реальные, степень их совпадения.

2.Тип семейного воспитания. Характер требований к ребенку, их количество, содержание, форма предъявления, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям ребенка. Способ контроля. Система поощрений и наказаний. Роль второго родите­ля в воспитании ребенка. Противоречивость (гармоничность) си­стемы семейного воспитания.

3.Особенности родительской позиции. Степень рефлексивно­сти, адекватности образа ребенка, прогностичность, динамич­ность. Феномены мистификации, делегирования.

4.Оценка ребенка и особенности осознания родителем сво­его отношения к личности ребенка.

5.Оценка эффективности системы воспитания.

6.Влияние прародительской семьи на тип семейного воспитания нуклеарной семьи.

7.Личностные особенности родителя. Наличие неразрешенных проблем, состояния фрустрации, социальной тревожности и прочее.

8.Запрос к консультанту и психологическая готовность к сотрудничеству в процессе консультирования. Готовность к саморазвитию.

9.Рекомендации в отношении проведения дополнительного диагностического обследования, программы профилактической и коррекционной работы с семьей. Определение ресурсов оказания психологической помощи семье.

В целом, можно говорить, что системная и целенаправленная консультативная работа с родителями детей с ОВЗ способствует снижению эмоционального дискомфорта и установлению адекватных детско- родительских отношений.

Рефлексивный светофор

Дорогие коллеги перед вами светофор и  подготовлены нитки, для изготовления человечка. Если изложенный материал вы считаете для себя полезным, готовы взять его себе на вооружение и использовать в своей работе, поместите своего человечка на зеленый цвет светофора.

Если полученной информации было для вас не достаточно и вы хотели бы вновь вернуться к этой теме, поместите своего человечка на желтый цвет светофора.

Если полученной информации было для вас была не нужной или не понятной, поместите своего человечка на красный цвет светофора.

 

Список используемых источников

1.     Карабанова О.А. и др. Психологический подход в консультировании. – М., 2007

2.     Левченко, И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: методическое пособие. – М.,2008

3.     Пархомович В.Б. Психолого-педагогическое сопровождение детей с отклонениями в развитии // Дефектология, 2003 – №6

4.     Ткачёва, В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. – М., 2014

5.     Хабарова И.В. Консультирование родителей детей с ОВЗ. – Красноярск, 2013

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска

Методическое объединение педагогов-психологов ДОУ

Методическая разработка

Семинар для педагогов-психологов ДОУ

Тема: «Консультирование родителей детей с ограниченными возможностями здоровья»

Составитель: педагог-психолог Дорогова М.В.

г. Лесосибирск

 2016г.

Тема: «Консультирование родителей детей с ограниченными возможностями здоровья»

Целевая аудитория: педагоги-психологи ДОУ.

Цель:  Повышение компетентности педагогов-психологов в организации консультативной деятельности.

Задачи:

  1. Систематизировать знания педагогов-психологов особенностей консультирования родителей детей с ОВЗ.
  2. Познакомить педагогов-психологов с  техниками консультирования родителей детей с ОВЗ.

Материалы: М/ф «Вы имеете право на особую заботу», прищепки разных цветов, светофор из ткани, нитки, ножницы, листы бумаги, ручки.

Ход:

Сегодня я хочу предложить вам рассмотреть тему: «Консультирование родителей детей с ОВЗ».  

Демонстрация М/ф «Вы имеете право на особую заботу».

Каждый ребенок имеет право на особую заботу. Но есть дети, которые чаще других сталкиваются с физическими и социальными барьерами, не позволяющими им полноценно жить в обществе.

 Это дети с ограниченными возможностями здоровья.

Для погружения в проблему заявленной темы, прошу принять участие в

игре «Белая ворона».

Ход:

Просим педагогов встать в круг спиной к центру. Прикрепляем каждому прищепку определенного цвета, а одну – белого. Затем все поворачиваются друг к другу и начинают искать себе подобных по цвету прищепки (образуются группы, а с белой прищепкой – один).

Обсуждение:

Что почувствовал, когда понял, что один, не такой, как все? Попадал ли в подобную ситуацию? Испытывал такое чувство?

Ваши ощущения, когда вы нашли похожих на себя и сформировали группу? Что вы чувствуете к одинокому человеку? Хотелось бы вам оказаться на его месте? Почему?

Теперь вы понимаете, что чувствуют отвергнутые или вынужденно изолированные от общества люди. Не только дети инвалиды, а и их родители нуждаются быть принятыми, чувствовать свою принадлежность к группе, ждут понимания и безусловного принятие их проблем.

Важным звеном психологической помощи детям с проблемами в развитии является психологическая поддержка их родителей.

Одной из основных форм  работы педагога-психолога с родителями детей с ОВЗ в детском саду является индивидуальное консультирование.

Рождение ребенка с отклонениями в развитии нарушает весь привычный ритм жизни семьи.

В целом, можно говорить, что системная и целенаправленная консультативная работа с родителями способствует снижению эмоционального дискомфорта и установлению адекватных детско-родительских отношений. Это и является основной целью консультационной работы с родителями детей ОВЗ.

Ведущие принципы консультирования:

- доброжелательность и без оценочное отношение к клиенту, помощь и понимание; (умение внимательно слушать, оказывать необходимую психологическую поддержку, не осуждать, а стараться понять)

- проявление эмпатии в оценке ценностных ориентаций клиента: умение встать на его позицию, взглянуть на ситуацию  его глазами; (должен ориентироваться не на социально принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент.  Родители не должны подстраиваться под психолога, наоборот психолог принимает жизненные правила родителя. (Например, занятость родителей, национальные традиции, семейные традиции и другое).

- конфиденциальность (анонимность);

- включенность клиента в процесс консультирования. (Для того чтобы процесс консультирования был эффективным, клиент во время приема должен чувствовать себя максимально включенным в беседу, ярко и эмоционально переживать все, что обсуждается с консультантом. Для того чтобы обеспечить такую включенность, психолог должен следить за тем, чтобы развитие разговора выглядело для клиента логичным и понятным, а также чтобы человек не просто «внимал» специалисту, а ему было действительно интересно. Ведь только в том случае, если понятно и интересно все, что обсуждается, можно активно искать пути разрешения своей ситуации, переживать и анализировать ее.)

Чтобы это принципы эффективно работали, необходимо учитывать:

Рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья является психологической травмой - стрессовым событием высокой интенсивности. И как любое явление имеет этапы течения. Важно помочь пройти эти этапы, в результате принять ситуацию и жить с этим опытом. Если этапы не пройдены, постоянное нервное напряжение переходит в невроз или психосоматику. Рассмотрим эти этапы.

5 этапов переживания психологической травмы

1. Этап отрицания

Столкнувшись с чем-то, чего раньше с нами не происходило, мы не сразу понимаем, что это такое и как с ним быть. Другими словами психотравмирующая ситуация - вызывает реакцию - замирание.

Проходит какое-то время, ситуация связанная с горем никуда не делась, не испарилась, не пропала и все еще есть. Она потихоньку становится реальностью. И тогда, доходя полноценно до нашего сознания, психотравмирующая ситуация переходит в следующий этап.

2. Этап агрессии, злости, гнева

«Почему так произошло. Я ненавижу мир, в котором так больно. Я ненавижу виновника этой ситуации, мне больно, подобного я не заслуживаю…», - такие и подобные мысли возникают.

Агрессия - маркер потери ценности, маркер боли, Злость помогает уменьшить аффект, накопившийся внутри. С помощью злости этот аффект уменьшается.

3. Этап – торг, последний рубеж перед принятием реальности

Когда происходит что-то сложно переносимое для нашего внутреннего мира, мы все обращаемся к какой-то вере, идее справедливости.

«Я сделаю то-то и тогда….» Последняя детская вера в чудо….

Но чудеса бывают редко и точно не меняют реальность волшебным образом.

4. Этап горя

После всех отрицаний, злости, и попыток договориться с миром как в детстве, приходит полное осознание. Ситуация уже свершилась. Есть, как есть. Чуда не будет. Все.

Это осознание падает как камень сверху, прибивая нас к земле острой психической болью. И тогда идет настоящий процесс оплакивания утраченной ценности.

Приходит неизбежное понимание что, так как было или «должно» быть, не будет. Будет как-то иначе.

Этот этап самый главный. Он символизирует прощание с прошлым и постепенное принятие нового, где все будет по - новому.

5. Этап принятия

Интенсивность боли постепенно снижается и у человека появляется возможность пробовать жить, уже с изменившейся историей жизни. Наступает облегчение.

Сложность наступает, когда на каком-то этапе происходит застревание, во многом это зависит от индивидуальных особенностей родителя.

Психологические особенности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ

Многие специалисты в области педагогики и психологии изучали особенности семьи, в которой воспитывается ребенок с особыми потребностями. В такой семье горе — не сиюминутная трагедия, а один из компонентов, составляющих ежедневную жизнь семьи. В. В. Ткачева  выделила три типа родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

авторитарный тип

трудности

Активная жизненная позиция, руководствуется своими собственными убеждениями, а не рекомендациями специалистов. Свойственно стремление преодолевать проблемы, направляют свои усилия на поиски лучшего врача, лучшей больницы, лучшего метода лечения, лучшего педагога, знаменитых экстрасенсов и народных целителей. Они обладают умением не видеть преграды на своем пути и уверенностью в том, что когда-либо может произойти чудо и с их ребенком. Создают родительские ассоциации и общества. Упорно преследуют цель оздоровления, обучения и социальной адаптации своего ребенка.

1

- неумение сдерживать свой гнев и раздражение,

импульсивность собственных поступков,

склонность к ссорам и скандалам;

12

-противопоставление себя социальной среде

(специалистам, педагогам, администрации,

родственникам, якобы не принявшим их ребенка;

13

- в отношениях с ребенком могут использовать

достаточно жесткие формы взаимодействия, вплоть

до холодности или отстраненности от его проблем;

6

- неприятие индивидуальности ребенка в целом,

отказу замечать особенности в развитии ребенка;

8

- выдвигают нереальные требования к своему

ребенку, не соответствующие его возможностям,

неправильное понимание возможного пути развития больного ребенка;

14

- настойчивое стремление всегда ориентироваться

только на свои личностные жизненные установки,

что  не позволяет им увидеть реальные перспективы развития ребенка.

невротический тип

трудности

Этому типу родителей свойственна пассивная личностная позиция. В личности невротичных родителей чаще доминируют истерические, тревожно-мнительные и депрессивные черты. Это проявляется в стремлении избегать трудных жизненных ситуаций, а в отдельных случаях и в отказе от решения проблем. У части таких родителей постоянно сохраняется тревожный фон настроения, присутствуют излишние опасения чего-либо, что может повредить ребенку. Чрезмерно фиксируются на отсутствии выхода из создавшегося положения. Оправдывают собственную бездеятельность в отношении развития ребенка отсутствием прямых указаний со стороны специалистов, родственников. Следуют жизненной формуле: пусть все идет в жизни, как идет.  Жизнь воспринимается ими как загубленная рождением в семье аномального малыша, а будущее ребенка рисуется ими как бесперспективное и малоинтересное.

9

- большие трудности в принятии проблемы ребенка и не развивается стремление к ее преодолению;

2

- не понимают того, что некоторые недостатки,

возникающие у ребенка, вторичны и являются

результатом уже не болезни, а их собственной

бездеятельности;

3

-  стремятся оградить ребенка от всех возможных

проблем, и даже от тех из них, которые он может

решить собственными силами;

4

- удовлетворяются тем, что ребенок обучается

делать что-то сам, и считают, что большего от него ждать нечего;

10

-  стремятся скрыть дефект ребенка и выдать

желаемые результаты развития за действительные;

11

- гиперболизируют проблемы своего ребенка,

отрицают возможности разрешения хотя бы их

части.

психосоматический тип

трудности

Эти родители эмоционально более лабильны. Им свойственны частые смены полярных настроений. Отсутствует аффективная форма реагирования на проблему стресса, как у первых и вторых. В большинстве случаев ведут себя корректно, сдержанно, а иногда замкнуто. В поведении, как правило, проявляется нормативность.

7

- проблема ребенка переживается ими изнутри;

5

- стремление «положить собственное здоровье на

алтарь жизни своего ребенка»;

15

- зачастую сами становятся специалистами для

собственного ребенка, активно включаясь в его

жизнь: повышают свой образовательный уровень,

меняют профессию в соответствии с нуждами и

проблемами больного ребенка.

Представленная типология личности родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, позволяет определить выбор средств, направленных на оказание семьям психолого–педагогической помощи.

стадии

принятия

авторитарный тип

невротический тип

психосоматический тип

1.Отрицание

Если застревание на этой стадии, очень трудно перейти на другую стадию.

(Совместная диагностика; веские аргументы; перспективы ребенка, если не прилагать усилия; совет очень авторитетного специалиста).

Чаще всего застревание на этой стадии. Не желание признавать трудности, из-за не способности их преодолевать. (Возможно, с согласия родителя, привлечение других членов семьи, близких для активизации родителя).

Обычно адекватно воспринимает аргументированную информацию и переходи на следующую стадию. и переходи на следующую стадию.

2.Гнев

В большинстве случаев легкая переориентация с «кто виноват» на «что делать».

быстрый переход в следующую стадию.

Застревание на этой стадии из-за склонности винить себя и замкнутости.

3.Торг

Застревание на этой стадии чаще всего, не может перейти на следующую стадию, так как не позволяет себе горевать, плакать, показывать свою слабость.

быстрый переход в следующую стадию.

Чаще переход в следующую стадию не затруднен

4.Горе

Если удается перейти на эту стадию, то легко переходит на следующую.

Застревание на этой стадии из-за неумения видеть перспективу

Застревание на этой стадии из-за перенаправления проблемы на себя

5.Принятие

Принятие может и не произойти

Основные проблемы семей, воспитывающих детей с ОВЗ, разрешаются в результате изменение мнения родителей о «бесперспективности» развития их ребенка и принятии ситуации.

Техника «Активное слушание»

- зрительный контакт (не постоянный)

- реагирование мимикой и телом, использовать «подстройки»(аналогичная поза)

- дословно повторить собеседника

- выразить понимание

- подытоживание основных мыслей собеседника, которые можно начать с фраз:

- Я Вас правильно поняла,…

- Я правильно услышал,…

- Вы считаете, что….

Зачем:

Думаю одно, говорю другое, слышат треть, воспринимают четвертое!

         

Родители с первой минуты общения, как правило, находятся в некотором напряжении. Поэтому ободряющее приветствие психолога, позитивная тональность беседы и прием «маленького разговора» (о погоде, природе и др.) позволяют снять напряженность.  

Техника «Идеальный ребенок»

Направлена на принятие ребенка и на поиск ресурсов. Родителям предлагается составить психологический портрет идеального ребенка. На лист бумаги вписываются качества идеального ребенка.

Идеальный ребенок

(качества)

Какие чувства вы испытываете, если ребенок не такой?

Сколько % этого качества у ребенка с нарушением

Ресурс

добрый

беспокойство

70%

+

отзывчивый

горечь

40%

умный

 досада

90%

+

веселый

злость

70%

+

счастливый

негодование

40%

общительный

разочарование

80%

+

успешный

возмущение

30%

красивый

взволнованность

40%

внимательный

ожесточение

20%

жизнерадостный

обида

70%

+

послушный

бессилие

15%

уравновешенный

бешенство

10%

любознательный

гнев

50%

ответственный

ожесточение

20%

открытый и т.д.

обида

90%

+

 

Затем анализируется, какие чувства испытываете родитель, если ребёнок не такой?

Например: беспокойство, беспомощность, бессилие, бешенство, взволнованность, возмущениегневгоречьдосадажалость, злость, недовольствонегодованиененавистьнеприязнь, нетерпение, обидаожесточениераздражение, разочарование, ярость и др. 

Анализ испытываемых чувств поможет, во-первых, снять эмоциональное напряжение осознанием испытываемых эмоций. Во-вторых, поможет адекватно выражать испытываемые чувства.  

Следует проанализировать, почему именно эти качества представляют для родителя представяют ценность? Почему ими должен обладать идеальный ребенок?

Что должен сделать ребенок для того, чтобы соответствовать идеалу?

По ходу обсуждения уточнениям: Действительно ли у ребенка, отсутствует это качество? Оно отсутствует полностью или просто не развито? Попытайтесь ответить на вопрос: на сколько процентов это качество развито в ребенке в данный момент?

Подобные уточнения обращают внимание родителя на целый ряд важных психологических факторов: ребенок в потенциале имеет задатки идеала, несмотря на его особенности.

Выявив, что ребенок имеет положительную динамику развития, формируем оптимизм по отношению к ребенку.

Обращаем внимание родителя на тот факт, что ребенку вовсе не обязательно соответствовать всем перечисленным качествам, чтобы быть идеальным. Идеалов не существует. И ваш ребенок не исключение. Зато определенно имеет место уникальность ребенка, его неповторимый психологический портрет, который не становится менее ценным из-за отсутствия или несоответствия в этом портрете идеальных качеств, ожидаемых от него.

Идеал ребенка — это всего лишь его идеал.

Далее предлагается во второй колонке напротив каждого идеального качества проставить процент выраженности этого качества у ребенка.

Данная техника позволяет родителю пересмотреть уровень восприятия ребенка, обнаружить в нем задатки «идеала» и наметить пути развития в нем этих идеальных качеств. Те качества, которые у ребенка отмечены как присутствующие более чем на 50% будут служить ресурсом.

Техника «Школьных оценок»

Работа с ожиданиями

         0  1  2 3  4  5  6  7  8  9  10

Худший вариант развития событий – о, самый лучший – 10.Поставьте на шкале метку, где сейчас ваша проблема. Визуализация помогает оценить ситуацию, реальность её разрешения. И решить, что надо делать, чтобы изменить ситуацию. Позволяет сравнить не с кем-то, а с самим собой.

Техника «Терапия успехами»

Делим лист на две половинки и предлагаем в первой половинке вспомнить начало учебного года, что умел (домашние дела, самообслуживание, умения на занятиях, в общении и т.д.)

Вторая часть – как сейчас.

Позволяет сравнить ребенка не с кем-то, а с самим собой. И увидеть прогресс.

Техника «Родительское сочинение» О.А. Карабанова

Методика позволяет собрать анамнестическую информацию и историю развития ребенка, получить описание проблем развития ребенка «глазами родителя.

Базовыми темы: «Мой ребенок» и «Я как родитель».

Для уточнения истории развития ребенка тема «История жизни моего ребенка»; для анализа родительской позиции - тема «История моего материнства (отцовства)»; для выявления ценностно-смысловых установок и целей воспитания «Каким я хочу воспитать моего ребенка».

Тема сочинения задается в открытой форме, без конкретизации содержания. Время написания сочинения не ограничивается.

При интерпретации сочинения учитываются 3 группы параметров:

1) поведение родителя в процессе выполнения задания;

2) формальные показатели;

3) содержательные показатели.

 1) - особенности принятия задания (отказы, повторяющиеся вопросы о содержании сочинения); пробы, переписывания, наличие черновиков сочинения; эмоциональное отношение к заданию; речевой комментарий; время выполнения задания.

2) - объем сочинения; форма, язык и стиль повествования (доля проблем воспитания в общем тексте сочинения, эпиграфы, форма письма к собеседнику, «канцелярская» форма); подчеркивания в тексте с выделением главного; рисунки в тексте; структурирование пространства листа (поля, линейки, «красная строка» и пр.).

3) - соответствие сочинения заданной теме; соотношение 3 планов сочинения - «ребенок», «родитель», «наши отношения»; использование в сочинении имени ребенка; описание истории развития ребенка, его индивидуально-личностных качеств и предпочтений, особенностей взаимоотношений ребенка с членами семьи; оценка ребенка в прямой и косвенной форме - позитивная, негативная, амбивалентная; отношение автора к ребенку; описание системы семейного воспитания, реализуемой родителем, и оценка ее эффективности.

Заключение составляется в соответствии со схемой:

1) характеристика эмоциональных отношений в семье;

2) история развития ребенка и психологические особенности ребенка;

3) родитель как воспитатель;

4) определение ресурсов оказания психологической помощи семье.

Интерпретация родительских сочинений

Для интерпретации родительских сочинений необходимо обратить внимание на следующие содержательные показатели:

- соответствие сочинения заданной теме (ход и отступления от темы сочинения могут свидетельствовать о скрытом отвержении ребенка)

- соотношение трех планов сочинения ("Ребенок", "Родитель", "Наши отношения")(баланс в соответствии с заданной темой)

- упоминание имени ребенка (Ласкательные прозвища типа "мое маленькое солнышко", "мой котенок" и прочие могут расцениваться как свидетельство эмоциональной значимости ребенка для родителя, но в то же время указывают на необходимость специального изучения фактов потворствования. Достаточно частое использование выражений "мой сын", "моя дочь" может быть интерпретировано как показатель фиксации автора сочинения на своей роли родителя или как попытка более четко структурировать свои отношения с ребенком. Избегание его имени в сочинении говорит о дефиците переживания чувства безопасности родителем, а в ряде случаев и о недостаточном принятии самоценности личности ребенка родителем. Наконец, излишне частая замена имени ребенка личным местоимением "он" ("она") в сочинении делает необходимым проведение специального исследования с целью подтверждения или опровержения факта эмоционального отвержения ребенка родителем).

- описание истории развития ребенка, его индивидуально-личностных качеств и предпочтений, особенностей взаимоотношений с автором сочинения и другими членами семьи (Временные планы в сочинении (ретроспективный, перспективный, план настоящего), описание основных жизненных событий и их влияния на развитие ребенка позволяют оценить степень прогностичности родительской позиции. Эмоциональный тон описания прошлого и настоящего устанавливает характер переживания жизненных событий родителем и другими членами семьи, выявляет аффективные очаги неразрешенных конфликтов. Пессимизм в восприятии настоящего - как проявление стресса, депрессии).

- оценка ребенка (Баланс положительных и отрицательных характеристик позволяет судить об интегральной оценке ребенка. "Наклеивание ярлыков", однозначно негативная, уничижительная оценка ясно указывают на неуважение личности ребенка родителем, его отвержение. Сравнительная оценка (по отношению к сиблингам, сверстникам), особенно негативная, отражает недостаточность признания родителем самоценности ребенка и неэффективную практику воспитательных воздействий на его поведение).

- описание системы семейного воспитания (значимым является не только то, как  оценивается воспитательная система, но и то, что именно подлежит оценке - ценности воспитания, цели или методы воздействия на ребенка).

Составление заключения по результатам методики

Заключение по методике родительского сочинения «Мой ребенок» составляется по следующей схеме.

I. Характер эмоциональных отношений в семье, особенности общения и взаимодействия.

1.Отношение родителя к ребенку (безусловное принятие, условное принятие, индифферентное отношение, амбивалентное отношение, скрытое и явное отвержение).

2.Особенности отношения ребенка к родителю и другим членам семьи (родительский образ отношений, его соответствие объективной картине).

3.Степень эмоциональной дифференцированности и вовлеченности родителя в процесс воспитания ребенка.

4.Симметричность эмоциональных отношений, наличие эмоционального «перекоса», не взаимности, коалиций в семье.

5.Особенности взаимоотношений родителя с остальными членами семьи.

6.Ролевая структура семьи, лидерство. Тип общения и взаимодействия (сотрудничество, содружество, конфликтность, конфронтация, антагонизм).

II. Психологические особенности ребенка.

1.История развития ребенка, основные анамнестические данные. Перспектива развития, долгосрочный и краткосрочный прогноз развития ребенка (глазами родителя).

2.Основные индивидуально-личностные качества ребенка.

3.Предпочтения и интересы ребенка.

4.Круг общения, характер взаимоотношений (в семье и вне семьи).

5.Проблемы и трудности развития ребенка (содержание, степень выраженности, обстоятельства и время возникновения, зоны конфликтности, реальность проблем, попытки разрешения проблем и их эффективность, на кого возлагается ответственность за возникновение проблем).

III. Родитель как воспитатель.

1.Ценности и цели воспитания, декларируемые и реальные, степень их совпадения.

2.Тип семейного воспитания. Характер требований к ребенку, их количество, содержание, форма предъявления, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям ребенка. Способ контроля. Система поощрений и наказаний. Роль второго родителя в воспитании ребенка. Противоречивость (гармоничность) системы семейного воспитания.

3.Особенности родительской позиции. Степень рефлексивности, адекватности образа ребенка, прогностичность, динамичность. Феномены мистификации, делегирования.

4.Оценка ребенка и особенности осознания родителем своего отношения к личности ребенка.

5.Оценка эффективности системы воспитания.

6.Влияние прародительской семьи на тип семейного воспитания нуклеарной семьи.

7.Личностные особенности родителя. Наличие неразрешенных проблем, состояния фрустрации, социальной тревожности и прочее.

8.Запрос к консультанту и психологическая готовность к сотрудничеству в процессе консультирования. Готовность к саморазвитию.

9.Рекомендации в отношении проведения дополнительного диагностического обследования, программы профилактической и коррекционной работы с семьей. Определение ресурсов оказания психологической помощи семье.

В целом, можно говорить, что системная и целенаправленная консультативная работа с родителями детей с ОВЗ способствует снижению эмоционального дискомфорта и установлению адекватных детско- родительских отношений.

Рефлексивный светофор

Дорогие коллеги перед вами светофор и  подготовлены нитки, для изготовления человечка. Если изложенный материал вы считаете для себя полезным, готовы взять его себе на вооружение и использовать в своей работе, поместите своего человечка на зеленый цвет светофора.

Если полученной информации было для вас не достаточно и вы хотели бы вновь вернуться к этой теме, поместите своего человечка на желтый цвет светофора.

Если полученной информации было для вас была не нужной или не понятной, поместите своего человечка на красный цвет светофора.

Список используемых источников

  1. Карабанова О.А. и др. Психологический подход в консультировании. М., 2007
  2. Левченко, И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: методическое пособие. – М.,2008
  3. Пархомович В.Б. Психолого-педагогическое сопровождение детей с отклонениями в развитии // Дефектология, 2003 – №6
  4. Ткачёва, В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. М., 2014
  5. Хабарова И.В. Консультирование родителей детей с ОВЗ. Красноярск, 2013


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультирование родителей детей с овз Педагог-психолог Дорогова М.В. Педагог-психолог Дорогова М.В. Педагог-психолог Дорогова М.В. Педагог-психолог Дорогова М.В. Педагог-психолог Дорогова М.В. Педагог-психолог Дорогова М.В.

Слайд 2

Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на особую заботу .

Слайд 3

Важным звеном психологической помощи детям с проблемами в развитии является психологическая поддержка их родителей.

Слайд 4

Одной из основных форм работы педагога-психолога с родителями детей с ОВЗ в детском саду является индивидуальное консультирование.

Слайд 5

Основной целью консультационной работы с родителями детей ОВЗ является снижение эмоционального дискомфорта в семье и установление адекватных детско-родительских отношений.

Слайд 6

Ведущие принципы консультирования: - доброжелательность и без оценочное отношение к клиенту; - проявление эмпатии в оценке ценностных ориентаций клиента; - конфиденциальность; включенность клиента в процесс консультирования.

Слайд 7

Этапы переживания психологической травмы 1. Отрицание 2. Гнев 3.Торг 4. Горе (депрессия) 5. Принятие

Слайд 8

Типы родителей воспитывающих детей с особыми потребностями (В.В . Ткачева) Авторитарный Невротический Психосоматический

Слайд 9

техники Активное слушание (контакт и доверие) Идеальны ребенок (ресурс) Школьных оценок (реальные ожидания) Терапия успехами(профилактика застревания, опускания рук) Родительские сочинения («Я как родитель », «Для чего люди хотят иметь детей?» и др.)

Слайд 10

Рефлексивный светофор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Городской методический семинар для педагогов-психологов и учителей-логопедов "Досуг для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и ОНР на тему "Дары осени".

Развивать музыкально-творческие способности; закреплять представления о фруктах, овощах,  осенних явлениях природы, с помощью игр и стихотворений, моторный этюд для развития выразительности движе...

Презентация для семинара педагогов-психологов ДОО на тему ДЕТСКАЯ ПСИХОСОМАТИКА

Презентация для семинара педагогов-психологов ДОО на тему  "ДЕТСКАЯ ПСИХОСОМАТИКА"...

Буклет для родителей к семинару-практикуму педагога-психолога: "Всё начинается с семьи".

Буклет для родителей к семинару-практикуму педагога-психолога: "Всё начинается с семьи"....

Семинар - практикум педагога-психолога для родителей: «Всё начинается с семьи»

Семинар-практикум педагога-психолога для родителей: «Всё начинается с семьи». Может быть применён для начала работы с родителями....

Районный семинар педагогов-психологов. Доклад по теме: «Опыт работы по выявлению и профилактике раннего отклоняющегося поведения у детей»

      Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений, особое место занимают проблемы, свя...

Методическая разработка семинара – практикума педагога - психолога для воспитателей на тему: «Агрессия в жизни ребенка»

Методическая разработка занятия семинара - практикума для воспитателей по знакомству с проявлениями, причинами и способами реагировния взрослого на детскую агрессию....

Консультация педагога – психолога по развитию ВПФ для родителей детей в возрасте от 8 месяцев до 1 года 5 месяцев в летний период.

Основной задачей данной консультации педагога-психолога является информирование родителя о том, как, где и каким образом, находясь в отъезде или в домашних условиях, он может самостоятельно продолжать...