Презентация для семинара педагогов-психологов ДОО на тему ДЕТСКАЯ ПСИХОСОМАТИКА
материал по коррекционной педагогике на тему
Презентация для семинара педагогов-психологов ДОО на тему "ДЕТСКАЯ ПСИХОСОМАТИКА"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Психосоматические заболевания — одна из основных проблем педиатрии нынешнего века. Число детей, страдающих заболеваниями желудочно-кишечного тракта, расстройствами сердечно-сосудистой системы, заболеваниями мочевыводящих путей и желчного пузыря, бронхиальной астмой, сахарным диабетом, различными аллергиями с каждым годом возрастает. И это при том, что в целом качество детского медицинского обслуживания если не улучшается, то, по крайней мере, остается стабильным. Значит, причины такого роста заболеваемости именно внутренние, их надо искать в самих детях, в их организме, в окружающей их обстановке.
Причины развития психосоматических расстройств в детском возрасте
Психосоматоз (греч. psyche – душа, soma – тело) – группа заболеваний, в основе которых лежат невротические расстройства или перенесенный стресс . Психосоматоз проявляется, таким образом, как реакция организма на внутренний конфликт. Причем характер такого конфликта не имеет значения: он может быть продолжительным или, напротив, стать единичным случаем.
1. Соматические факторы
К соматической части данной проблемы можно отнести следующие факторы: генетическая предрасположенность к тому или иному заболеванию (наличие подобных болезней у родителей или близких родственников); осложнения в первые месяцы беременности мамы или какие-либо вредные воздействия на протекание беременности (курение, алкоголь, психологические травмы, инфекционные заболевания и т.п.) в тот период, когда формируются внутренние органы будущего ребенка; нейродинамические сдвиги в организме ребенка, т.е. различные нарушения деятельности центральной нервной системы; стафилококковая инфекция в первые месяцы жизни младенца; гормональный дисбаланс или биохимические отклонения в организме ребенка в раннем возрасте.
2. Социально-психологические факторы
Психологи выделяют несколько наиболее характерных личностных черт ребенка, которые чаще всего способствуют развитию психосоматических расстройств. К ним относятся следующие : повышенная чувствительность к любым внешним событиям и ситуациям, когда малейшей неприятности достаточно для того, чтобы вызвать подавленное состояние («чувствительный ребенок»); чрезмерно бурная реакция на те или иные события внешнего мира, не устраивающие ребенка («раздражительный ребенок»); затрудненность в адаптации к новым ситуациям и впечатлениям, сопровождающаяся всплеском отрицательных эмоций («капризный ребенок»).
К основным психосоциальным факторам, являющимся толчком к развитию психосоматозов и других видов расстройств , относятся : неправильный тип воспитания в семье; неполная семья; оторванность от семьи; длительное воздействие на ребенка какой-либо психотравмирующей ситуации в семье или постоянная череда подобных ситуаций; негативные переживания, связанные с посещением дошкольных воспитательных учреждений, и стрессовые ситуации в школе; низкий уровень жизни, в том случае если ребенок вынужден регулярно общаться с детьми из более социально благополучных семей.
Негативные типы материнского общения Дефицитное общение — связано либо с отсутствием матери в семье, либо с ее постоянной занятостью, невозможностью уделять ребенку достаточно внимания и заботы . Избыточное общение — противоположный тип. Он подразумевает постоянное присутствие матери возле ребенка, назойливое внимание и опеку. Как правило, такие ситуации возникают в семьях, где женщине не удалось реализовать себя как личность и она заполняет пустоту собственной жизни постоянным присутствием в жизни своих детей.
Неравномерное общение — чередование в силу каких-либо причин первых двух типов общения. Для восприятия ребенка оно выглядит непредсказуемым и совершенно непонятным. То мама неделями не обращает на него внимания, занятая своими делами, то вдруг буквально набрасывается на него, не отпуская от себя ни на минуту. Как правило, такие ситуации возникают в семьях, где мама пытается поделить свое время между ребенком и карьерным ростом, не умея сочетать обе эти функции гармонично. Может это происходить и в неполных или малообеспеченных семьях, где на мать возлагается ответственность за содержание семьи, где она вынуждена работать на нескольких работах, чтобы прокормить себя и малыша. В возникающие промежутки свободного времени такая мама стремится наверстать упущенное, восполняет недостаток внимания чрезмерными, чуть ли не болезненными проявлениями заботы и ласки.
Формальное общение —тип общения, когда мама практически не принимает участия в воспитании ребенка и в уходе за ним. Такая ситуация может возникать, если в семье существует серьезный разлад между супругами, занимающий все внимание женщины, если родители в разводе и ребенок живет с отцом, если мама активно занята налаживанием своей личной жизни, если родители во главу угла ставят бизнес, а ребенок вверяется заботам няни ит.п. Живое общение заменяется покупкой игрушек, сладостей, новой одежды и другим материальным суррогатом материнской любви и заботы.
3. Особенности детской эмоциональности
Специфика детской психосоматики заключается в непропорциональной психосоматической реакции, когда болезненный ответ организма значительно тяжелее полученной психологической травмы.
4. Влияние семейной обстановки на детскую психосоматику
Основные источники детских проблем, которые могут провоцироваться в семье : Пренебрежение интересами ребенка, навязывание ему моделей поведения, удобных родителям, а не ему самому . Недостаток ласки и понимания, недостаточное внимание к детским проблемам, оценивание их с сугубо взрослой позиции — «подрастет и забудет все эти глупости», «нельзя потакать капризам, иначе вырастет избалованным», «нас воспитывали в строгости, и ничего — стали вполне благополучными людьми». В этом, конечно, есть определенная доля истины , не все капризы и прихоти ребенка должны безоговорочно исполняться. Но сами по себе капризы нужно рассматривать как сигнал о том, что ребенок чего-то недополучает, и задача родителей разобраться — чего именно. Это совсем не обязательно может быть то, о чем он сам просит (постоянно покупать новые игрушки, позволять пропускать детский сад, разрешать часами смотреть мультфильмы и т.п.). Просьбы ребенка — это его попытки избавиться от негативных переживаний тем способом, который ему понятен и доступен. А в действительности речь может идти о том, что ему просто не хватает родительского тепла и участия в его детской жизни.
Неправильный режим дня, подогнанный под режим родителей без учета возрастных особенностей ребенка . Отсутствие необходимых условий для самостоятельных занятий ребенка, для его игр. Ребенок, даже маленький, с тех пор как начинает самостоятельно передвигаться по дому, испытывает необходимость в личном пространстве, собственном уголке, где он может чувствовать себя полноправным хозяином . В дошкольном возрасте это не обязательно должна быть отдельная детская. Достаточно своего стола, места для хранения игрушек, пары полок для любимых детских книг и т.п . Ревность к другим детям (братьям, сестрам). Если в семье несколько детей, то задача родителей — равномерно распределять между ними внимание, ласку, заботу. То же касается подарков и обновок. Младший ребенок может быть сильно уязвлен, если ему приходится всегда донашивать одежду за старшим. Старший может обижаться и ревновать, если младшему чаще дарят подарки и гостинцы. Все это, казалось бы, мелочи, но они могут очень серьезно сказаться на здоровье ребенка.
Переживание физического отдаления матери. Если мама вынуждена надолго уехать, если она попадает в больницу или по каким-либо иным причинам оторвана от ребенка на ощутимый срок, это непременно сказывается на его психоэмоциональном состоянии, особенно в дошкольном возрасте. Отсутствие в семье единого подхода к воспитанию ребенка . Если мама предъявляет одни требования, папа другие, а бабушка вообще все разрешает, это сильно дезориентирует ребенка. У него возникает сильнейший внутренний конфликт, который он не в силах разрешить. И это очень благодатная почва для развития психосоматических заболеваний.
ПСИХОТРАВМИРУЮЩИЕ СИТУАЦИИ В СЕМЬЕ:
1. Семейные взаимоотношения
Психосоматические заболевания наиболее часто встречаются в семьях с нарушенными взаимоотношениями, где роль каждого из домочадцев способствует развитию определенной болезни. В каждой семье свой уклад, но можно выделить три основных модели внутрисемейных отношений : авторитарность — жесткость в общении, которое строится на приказах взрослых; ребенок в такой семье растет инфантильным, эмоционально не развивается; отвержение — ребенка вынуждают отказаться от собственного «Я», что приводит к замкнутости и аутизму ; делегирование — родители не осознают, что ребенок является отдельной личностью, не воспринимают его реалистично и переносят на него свои желания, занимаются планированием и устройством его жизни.
В психосоматогенных семьях выделяют пять основных характеристик : родители озабочены жизнью ребенка, пытаются решить его проблемы и поэтому не позволяют ему развивать самостоятельность и укреплять защитные механизмы психики — таким образом, они способствуют формированию внутреннего конфликта ; повышенная чувствительность каждого в семье к стрессам других ; взаимоотношения в семье не изменяются с течением времени, так как у ее членов низкая способность адекватно реагировать на новые обстоятельства и развиваться; члены семьи не выражают открыто несогласия, не обсуждают проблемы из-за боязни конфликтов ; супругов объединяет только забота о ребенке, и в случае его болезни их отношения стабилизируются.
Австрийская врач-педиатр, психоаналитик М. Малер в 1965 г. впервые описала черты матери в семье с психосоматикой . Как правило, это авторитарная, вездесущая, проявляющая открытую или скрытую тревожность, навязчивая и требовательная особа. Отец в такой семье — слабая личность, которая не в состоянии противостоять доминирующей матери . Обычно он находится в стороне от тесной связки мать-ребенок. Мать, являющаяся по складу характера дисгармоничной личностью, имеющая внутренние конфликты, противоречиво относящаяся к членам семьи на эмоциональном уровне, не позволяет ребенку отделиться. Она подавляет его личность и самостоятельность. Она не способна решить свои проблемы и мешает развитию ребенка. Она подсознательно ощущает вину, неустойчива к стрессам, не способна находить конструктивные решения и порождает конфликты. Повышенная тревожность и страхи делают ее активность дезорганизованной, поэтому она не в состоянии понять причин болезни ребенка и найти пути для улучшения обстановки в семье. У такой матери имеется свой негативный опыт и имеются признаки непринятия собственного тела, зародившиеся в прародительской семье. Также выявляется нарушение взаимодействия с собственной матерью в ранние годы жизни.
2. Воспитание
Из всех многочисленных установок, навязываемых детям в психосоматогенных семьях, выделяют несколько наиболее частых : «не живи» (родители столкнулись с множеством проблем , которые появились после рождения ребенка, но оказались к ним не готовы; они во всем обвиняют ребенка и не желают нести ответственность ); «не будь ребенком» (родители не умеют общаться с детьми , не умеют расслабляться и с пользой отдыхать, они ощущают вину за свою радость и требуют от ребенка быть серьезным ); «не верь себе» (родители убеждены, что лучше знают потребности ребенка в жизни, и все решают за него, обрекают на многочисленные «должен» и «обязан »); «будь самым лучшим» (ребенка убеждают, что он непременно должен оказаться лучше всех, чтобы быть счастливым . Если же лучше всех быть не получается, то значит и счастливым быть нельзя ); «не чувствуй» (родители не понимают своего тела, сдерживают эмоции и требуют того же от ребенка, он перестает воспринимать сигналы организма о неблагополучии, отказывается от своих желаний ); «нельзя никому верить» (родители представляют ребенку мир враждебным и дают понять, что для выживания необходимы хитрость, напор и т.п .); «не делай» (ребенок перестает проявлять инициативу, он сомневается и во многом испытывает затруднения, боится начинать новые дела, опасается неудачи).
Эти установки чаще преподносятся не в прямом виде, а маскируются всевозможными назиданиями и предостережениями , которые оседают в подсознании ребенка: а ) « Что ты говоришь?! И тебе не стыдно?!» (родители не могут воспринять ситуацию, реагировать адекватно и перекладывают ответственность на ребенка, порождая у него чувство вины и стыда, в результате ребенок несет на своих плечах непосильный груз, растет несчастным и озлобляется, у него может появиться такая черта, как вредность ); б ) « Не балуйся!» (дети познают мир в игровой форме, поэтому могут для игры использовать самые разные предметы . Если они берут или делают что-то недозволенное или опасное, то это по недосмотру взрослых или из-за их неспособности предвидеть ситуацию; взрослых в этом случае родители своими словами перекладывают ответственность на ребенка и обвиняют его ); в ) « Не ешь мороженое, а то заболеешь!» (в этом случае если у ребенка и заболит горло, то от сдерживаемых обиды, недовольства и слов; болезни горла часто являются результатом того, что ребенка заставляют замолчать при плаче, ругают за высказывание эмоций и мыслей);
г ) « Перестань дурачиться!» (родители, чьи воспоминания о детстве безрадостные и которые привыкли сдерживать свои эмоции, не позволяют ребенку шумно веселиться; они запрещают естественное для детей спонтанное проявление эмоций и активности, что вызывает у них не только недовольство, но и нарушения формирования личности и предпосылки для болезней ); д ) « Перестань плакать! Успокойся!» (родители заставляют ребенка сдерживать свою боль и делать вид, что все в порядке, а это приводит к подавлению и накоплению негативных эмоций ); е ) « Не держи книгу так близко, не смотри много телевизор , а то зрение испортишь!» (отчасти родители правы, но они не пытаются помочь найти ребенку альтернативное занятие, расширить круг интересов, объяснить, почему зрение может испортиться, поэтому ребенок продолжает вести себя по-прежнему, а зрение действительно может испортиться из-за запрета, нежелания взрослеть и боязни будущего, ведь родители отвлекают от всего интересного и рисуют скучные перспективы ); ж ) « Осторожно! Споткнешься и упадешь!» (это прямое внушение при частом повторении превращается в программу; родители не помогают ребенку быть уверенным, не предоставляют поддержку для проявления самостоятельности, заставляют сомневаться в своих силах).
3. Отношение родителей к болезни ребенка
Представления ребенка о заболевании в значительной степени формируются под влиянием мировоззрения и чувства его родителей. Среди наиболее часто возникающих у взрослых чувств можно отметить: чувство вины за развитие заболевания; негодование из-за поведения ребенка, якобы приведшего к болезни; отчаяние вследствие неблагоприятного прогноза; безразличие, связанное с отрицанием факта болезни.
БОЛЕЗНЬ КАК ОТВЕТ
Все психосоматические расстройства подразделяют на несколько групп. Сначала появляются отдельные симптомы и синдромы. Они еще не являются болезнью, и не всегда можно сразу определить, чем они вызваны, при обследовании ребенка изменений внутренних органов и систем организма не выявляется, только функциональные нарушения. Если ситуация в семье не изменяется и ребенок продолжает привычную жизнь, его воспитывают теми же методами, то из психосоматических реакций формируется уже картина определенной болезни. К психосоматическим относятся конверсионные симптомы , при которых ребенок демонстрирует невротический ответ на конфликт в виде рвоты, жалобы на боли, онемения в теле, которые присутствуют на самом деле, но не имеют, как выясняется при обследовании, обоснования.
К психосоматическим относятся синдромы функциональных нарушений разных органов и систем. В этом случае жалобы ребенка разнообразны и связаны с сердечно-сосудистой системой, пищеварительным трактом, органами дыхания, мочевыделения, опорно-двигательным аппаратом. Дети старшего возраста рассказывают о неприятных ощущениях и показывают на область сердца, об ощущении кома в горле, головной боли, головокружении. Эти жалобы сопровождаются у них тревожностью, страхами, повышенной утомляемостью , пониженным настроением, приступообразными изменениями сердечного ритма, расстройствами желудка и кишечника .
Психосоматические симптомы: Энурез Головная боль Боли в животе
Психосоматические синдромы: Синдром раздраженного кишечника
Психосоматические болезни Ожирение Бронхиальная астма Псориаз Ангина и хронический тонзиллит Аллергия Анемия ОРЗ
КОРРЕКЦИЯ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ КАК ПРОФИЛАКТИКА ПСИХОМАТОЗОВ: 1. Отношения между родителями и ребенком 2. Внутрисемейные отношения 3. Признание проблемы
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Дмитриева Н.Ю. Детская психосоматика. Почему болеют наши дети? – Ростов н /Д: Феникс, 2016. – 152 с. http://www.cluber.com.ua/lifestyle/psihologiya-lifestyle/2016/11/psihosomatika-neochevidnyie-prichinyi-detskih-zabolevaniy/ http://o-sebe.com/psihosomatika-detskie-bolezni-i-ih-prichinyi/ http://www.psychologies.ru/glossary/15/psihosomatoz/
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация совместной работы педагога - психолога и логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения
Презентация интегрированного занятия...
Презентация развивающего занятия (педагога-психолога)
Материал готовился как конкурсная работа -современное занятие в ДОУ...
Материал к семинару педагогов-психологов 26.09.2016г. Музыкотерапия, как средство сохранения психологического здоровья дошкольников.
Теоретический материал...
Материал к семинару педагогов-психологов 26.09.2016г. "Теоретическое обоснование и практическое применение релаксации в ДОУ"
Тема: «Теоретическое обоснование и практическое применение элементов релаксации в ДОУ»Гаричкина Евгения Андреевна...
Районный семинар педагогов-психологов. Доклад по теме: «Опыт работы по выявлению и профилактике раннего отклоняющегося поведения у детей»
Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений, особое место занимают проблемы, свя...
Презентация "ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГАМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ с ФГОС ДО"
Эмоциональное благополучие ребенка является показателем оптимальности его психического здоровья и развития в целом. Требованиями ФГОС предусмотрены такие условия реал...
Семинар педагогов - психологов ДОУ. Тема: "Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста"
Как сказал известный французский поэт и писатеь А.Экзюпери. ...
Комментарии
Материал является дополнением
Материал является дополнением к https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2018/01/29/de...