Районный семинар педагогов-психологов. Доклад по теме: «Опыт работы по выявлению и профилактике раннего отклоняющегося поведения у детей»
презентация

Казакова Анна Юрьевна

        Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений, особое место занимают проблемы, связанные с психологическим и психическим здоровьем детей дошкольного возраста. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования личности ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад «Сказка» п. Магдагачи

Доклад по теме:

«Опыт работы по выявлению и профилактике раннего отклоняющегося поведения у детей»

                                                       Составила: педагог-психолог

                                                                                                  Iквалификационной категории

                                                                                       Казакова Анна Юрьевна

п.Магдагачи

2017г.

«Опыт работы по выявлению и профилактике раннего отклоняющегося поведения у детей»

Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений, особое место занимают проблемы, связанные с психологическим и психическим здоровьем детей дошкольного возраста. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования личности ребёнка.

В период 2016-2017 учебного года ко мне были обращения с проблемой девиантного поведения детей от воспитателей и их родителей. В  целях выявления особенностей психического развития детей, установления нарушений или отклонений в поведении, мною было проведено обследование данных дошкольников. С помощью наблюдения изучались сведения о воспитанниках, получаемые от педагогов или родителей. В результате комплексного анализа выявились дети с  агрессивностью, психомоторной гиперактивностью, неустойчивым настроением.

«Сложные дети», или «проблемные дети»…Эти категории детей в нашем детском саду составляют небольшой процент, однако это доставляет немалые трудности во взаимодействии  в системе «педагог – ребенок».Проведя анкетирование среди педагогов, выяснилось, что воспитатели не всегда находят оптимальные способы взаимодействия с такими детьми и, поэтому, я считаю целесообразным проводить психологическую работу по данной теме.

При проведении данной работы я использовала программу Н.В. Горловой  «Профилактика девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста».

На первом этапе мною изучались различные подходы  к понятиям агрессии, гиперактивности, рассматривались особенности поведения данных категорий детей, а также анализировалась литература по проблеме психологического сопровождения проблемных детей в ДОУ.

На втором этапе в результате психодиагностики выявились дети с  агрессивностью, психомоторной гиперактивностью, неустойчивым настроением. Для этих детей я проводила индивидуальную дополнительную  диагностику по проективным методикам «Рисунок семьи», «Несуществующее животное», методике  Н.И. Непомнящей «Осознание себя и других в отношениях с другими»; Г.Л. Урунтаевой «Изучение эмоционально- обусловленного  поведения дошкольников»  и графической  методике М.А. Панфиловой «Кактус».

На третьем этапе продолжение занятий с детьми, проведение мониторинга  результативности занятий и оформление методических рекомендаций по организации  работы с проблемными детьми   для педагогов-психологов ДОУ.

На данном этапе разрабатывался алгоритм психологической работы с агрессивными, гиперактивными детьми, в ходе которого были апробированы  занятия. Занятия по программе проводятся в форме игровой терапии 1 раз в неделю в течение 25-30 минут. На каждого заявленного ребёнка заводится папка, где размещаются все сведения о воспитаннике, согласие родителей на их психолого-педагогическое сопровождение, протоколы диагностики, карты наблюдений за поведением ребёнка в разных видах деятельности.

При проведении психологической работы с проблемными детьми я руководствовалась следующими принципами:

1. Принцип индивидуализации.

2. Принцип наглядности.

3. Принцип систематичности и последовательности.

4. Принцип научности.

5. Принцип оздоровительной направленности.

Реализация поставленных задач проводилась  по основным направлениям деятельности педагога – психолога. Психологическую работу я строила со  всеми участниками образовательного процесса: с детьми, родителями дошкольников и педагогами ДОУ.

При этом я ставила следующие приоритетные задачи с родителями – содействовать гармонизации детско-родительских отношений;   с педагогами - формировать толерантное отношение, развивать коммуникативные навыки во взаимодействии с проблемными дошкольниками; с детьми -  коррекция нежелательных личностных проявлений.

    Хотелось бы ещё отметить, что для реализации моей работы  в дошкольном учреждении, по ул. Пушкина, 43 в январе 2018 года откроется сенсорная комната, где уже создаются условия, для активной целенаправленной деятельности позволяющие решать коррекционно-развивающие задачи.

Обучение дошкольников способам выражения гнева в приемлемой форме, отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях- одни из основных направлений работы с агрессивными детьми. В целях коррекции агрессивного поведения у детей я использую: подвижные игры, способствующие нейтрализации агрессии, снятию накопившегося напряжения, одни из многочисленных игр представлены на экране.

 Коррекционное воздействие на гиперактивных детей я осуществляю при помощи игр для развития тактильного взаимодействия, пальчиковых игр, подвижных игр с использованием сдерживающих моментов, психогимнастических этюдов для обучения  пониманию и выражению эмоционального состояния, песочной терапии. Моя психологическая практика показала то, что коррекционную работу с гиперактивными детьми более эффективно строить поэтапно: индивидуально, по парам, по подгруппам.

По итогам проведенной работы на данный момент, можно говорить о положительных промежуточных результатах  дети стали более уравновешенными, спокойными, уступчивыми, понимающими других (если говорить об агрессивных детях).   Но, если быть  честной,  то всё же бывают всплески агрессивных эмоций.

В рамках повышения психологической компетентности родителей, я провожу индивидуальные беседы, тематические консультации по интересующим их вопросам.

Таким образом, для сохранения психологического здоровья, социального благополучия и коррекции нежелательных личностных проявлений у проблемных дошкольников необходимо выполнение следующих условий:

  • понимание актуальности психологической работы с проблемными детьми, поддержка со стороны администрации ДОУ;
  • включение в профилактическую работу педагогического коллектива ДОУ;
  • толерантная позиция родителей и активное участие родителей во взаимодействии с психологом ДОУ;
  • подбор диагностических методов,  развивающих игр и упражнений, адекватных особенностям детей дошкольного возраста.

Для меня важно, чтобы каждому ребёнку было комфортно в нашем детском саду, чтобы он с удовольствием хотел в него ходить и чувствовал себя  там хорошо.

Главная моя задача заключается не в том, чтобы решить возникшую проблему за участников образовательного процесса, которые обращаются за помощью, а в том, чтобы объединить усилия родителей, педагогов и психолога  для её решения.

                                              Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА» п.МАГДАГАЧИ 2017 год Профилактика раннего отклоняющегося поведения у детей старшего дошкольного возраста

Слайд 2

Основные этапы организации психологической работы: подготовительный; 2 . практический; 3. заключительный

Слайд 3

Программа Н.В. Горловой «Профилактика девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста» Цель : Создание в детском саду условий, предотвращающих девиантное поведение детей старшего дошкольного возраста, способствующих формированию у них жизненных навыков, препятствующих возникновению девиантного поведения.

Слайд 4

Диагностические методики: - Тесты «Рисунок семьи», «Несуществующее животное»; -Н.И. Непомнящая «Осознание себя и других в отношениях с другими»; -Г.Л. Урунтаева «Изучение эмоционально-обусловленного поведения дошкольников»; -Графическая методика «Кактус»

Слайд 5

Содержание папки ребёнка «группы риска»: 1 . Сведения о воспитаннике; 2.Согласие родителей на психолого-педагогическое сопровождение ребёнка ДОУ; 3.Протоколы диагностик; 4.Карты наблюдений за поведением ребёнка в разных видах деятельности.

Слайд 6

Принципы работы: Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка. 2. Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять. 3. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи психологической работы. 4. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коррекции нежелательных личностных проявлений у детей старшего дошкольного возраста. 5. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья.

Слайд 7

Копылова А.Ю. Идентификатор: №228-632-530

Слайд 9

Игры, способствующие снижению негативных проявлений в поведении дошкольников Категории детей Название игры Цель игры агрессивные «Обзывалки» (Кряжева Н.Л.) Снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме «Два барана» (Кряжева Н.Л.) Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло «Доброе животное» (Кряжева Н.Л.) Способствовать сплочению детей, учить понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать «Тух – тиби - дух» (Фопель К.) Снятие негативных настроений и восстановление сил «Попроси игрушку» (Карпова Е.В., Лютова Е.К.) Обучение детей эффективным способам общения «Прогулка с компасом» (Коротаева Е.В.) Формирование у детей доверия к окружающим «Зайчики» (Бардиер Г.Л.) Дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их «Ласковые лапки» (Шевцова И.В.) Снять мышечное напряжение рук, помочь снизить агрессивность ребенка, развить чувственное восприятие, способствовать гармонизации отношений между ребенком и взрослым. «Рубка дров» (Фопель К.) Помочь детям переключиться на активную деятельность, прочувствовать свою накопившуюся энергию и «истратить» ее во время игры «Бумажные мячики» (Фопель К.) Дать детям возможность вернуть бодрость и активность, снизить беспокойство и напряжение гиперактивные «Кричалки-шепталки-молчалки» (Шевцова И.В.) Развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции «Разговор с руками» (Шевцова И.В.) Научить детей контролировать свои действия «Говори!» (Лютова Е.К., Монина Г.Б.) Развитие умения контролировать импульсивные действия «Броуновское движение» (Шевченко Ю.С.) Развитие умения распределять внимание «Передай мяч» (Кряжева Н.Л.) Снять излишнюю двигательную активность «Зеваки» (Чистякова М.И.) Развитие быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции «Запрещенное движение» (Кряжева Н.Л.) Развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем «Слушай хлопки» (Чистякова М.И.) Тренировка внимания и контроль двигательной активности «Давайте поздороваемся» Снятие мышечного напряжения, переключение внимания

Слайд 12

Для коррекции нежелательных личностных проявлений у проблемных дошкольников необходимо : - понимание актуальности психологической работы с проблемными детьми; -поддержка со стороны администрации ДОУ; -включение в профилактическую работу педагогического коллектива ДОУ; -толерантная позиция родителей и активное участие родителей во взаимодействии с психологом ДОУ; -подбор диагностических методов, развивающих игр и упражнений, адекватных особенностям детей дошкольного возраста.

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Опыт работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и воспитанию навыков безопасного поведения на дорогах"

В презентации рассказано о работе воспитателя в соедней группе по обучению детей правилам дорожного движения, о работе с родителями по данной теме. Презентация состоит из трех частей. 1ч-27 слай...

Опыт работы по выявлению одарённых детей по теме: «ДИАГНОСТИКА МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Ввиду внедрения ФГТ в образовательный процесс ДОУ особенно остро встал вопрос мониторинга, т.е. постоянного отслеживания качества дошкольного образования. Для того, чтобы результат мониторинга стал до...

Система работы по выявлению и профилактике раннего семейного неблагополучия

В данной работе представлена система работы по выявлению и профилактике раннего семейного неблагополучия....

Доклад "Приемы эффективной работы с отклоняющимся поведением отдельных детей в ходе образовательной деятельности"

Как отличить каприз от срыва? Надо ли хвалить детей, и если да, то как? Какие наказания приемлемы? Как воспитать в детях ответственность? Как совместить традицию и современность? Как не отступить от п...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...

Доклад для воспитателей на тему:«Опыт работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в МДОУ «Детский сад «Ветерок»

Доклад для воспитателей на тему: «Опыт работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в МДОУ «Детский сад «Ветерок» п.Наваринка»...

Доклад на тему: «Опыт работы развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы личности детей дошкольного возраста»

Эмоции играют значимую роль с самого начала жизни малыша, и служат индикатором его отношения к тому, что его окружает. Эмоционально-волевая сфера — это свойства личности человека, характеризующи...