«Формирование экологических представлений у дошкольников посредством мнемотаблиц»
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Жемчужинка»
Тема: «Формирование экологических представлений у дошкольников посредством мнемотаблиц»
Воспитатель: Третьякова Наталья Владимировна I квалификационная категория
пгт. Харп
2015г.
Экологическое образование официально признано сегодня, как одно из приоритетных направлений в деятельности образовательных учреждений. Психолого - педагогические исследования в области экологического образования ведутся в нашей стране около тридцати лет. Анализ исследований проведённых учёными В.А.Ясвиным, Ю.А.Шрейдером, В.Б.Калининым, Л.А.Затевой, Д.Б.Петяевым, Л.И.Новиковым, Н.Л.Селивановой, показывает, что цель экологического образования трактуется как формирование экологической культуры и заботы о защите природной среды, формирования ответственного отношения к природе и развития экологического мышления.
Анализируя, состояния эколого-образовательного процесса в дошкольных учреждениях пришла к выводу, что методика используется в практике экологического восприятия детей дошкольного возраста, ориентированна преимущественно на передачу специальных знаний в области основ экологии. Вместе с тем, известно отсутствие связи между уровнем знаний детей о природе и степенью сформированности сознательного бережного отношения к ней. Поэтому необходим творческий поиск новых форм, методов и средств организации процесса экологического образования дошкольников.
С моей точки зрения одним из эффективных средств обеспечивающих успешность познания, является использование технологии мнемотехники. Цель обучения с её использованием - развитие памяти (разных видов: слуховой, двигательной, тактильной), мышления, внимания, воображения.
Данная технология, как показывает, моя практика при ознакомлении детей с природой позволяет постепенно и последовательно усложнять содержание знаний об объектах природы, а также активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей при познании мира природы, что положительно сказывается на процессе формирования у дошкольников положительного отношения к миру природы.
К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
Мнемотехника (в переводе с греческого - «искусство запоминания») - это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. Развивать память - значит, обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника. Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится всё более актуальным.
Особое место в работе с детьми занимает также использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- - развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- - перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;
- - развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Что можно изображать в таблице. В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Основы развития мышления ребенка закладываются в раннем детстве; при решении задач, требующих установления связей и отношений между предметами и явлениями, ребенок постепенно переходит от внешних ориентировочных действий к мыслительным действиям, используя образы. Мышление рождается из действия. Иными словами, на основе наглядно–действенной формы мышления складывается наглядно–образная форма мышления. Дети становятся способными к обобщениям, основанным на опыте их практической предметной деятельности и закрепляющимся в слове.
Данная технология основана на принципе замещения реальных объектов предметами, знаками, схематическими изображениями. С моей точки зрения технология мнемотехники в экологическом образовании занимает особое место, т. к. помогает лучше абстрагировать существенные признаки объектов, связи и отношении разной степени сложности, чем другие средства наглядности. Это также подтверждают в своих исследованиях Л.А. Каменева, Л.М. Маневцева, П. Г. Саморукова, Е. Ф. Тереньтьева.
Мнемотаблица помогает детям выстроить логичный, последовательный, от простого к сложному, повествовательный рассказ, активизировать мыслительную деятельность. В результате у них обогащается и активизируется словарь, в речи появляются разные конструкции предложений, развивается умение составлять рассказ.
Мнемотаблицы, особенно эффективны при разучивании стихотворений.
На каждое слово придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. Родители на начальном этапе могут предложить готовую план – схему, а ребенок должен эту схему раскодировать.
Для детей младшего возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка – зеленая, ягодка – красная. Позже изображать персонажей в графическом виде. Например: лиса - из оранжевых фигур (треугольник и круг), медведь - большой круг. Дети старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете. Чтобы заучить любое стихотворение и нарисовав графически почти каждое слово, нужно спросить у детей «на что это похоже, что напоминает…».
Прочитав стихотворение детям, положить перед детьми карточки - схемы или мнемотаблицу и дети, глядя на них рассказывают стихотворение, им легче запомнить текст и передать его.
В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Детям очень нравится работать с мнемотаблицами. Красочные персонажи, хорошо знакомые символы дают возможность составить полный описательный рассказ, пересказ, легко заучить небольшие рассказы и сказки. Параллельно с этой работой необходимо использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
При систематической работе дети учатся самостоятельно думать, четко говорить, принимать решения, быстро и правильно подбирать нужные слова, наблюдать за речью и действиями своих друзей, активно использовать полученные знания в жизни, что поможет им успешно учиться в школе, устанавливать хорошие взаимоотношения со сверстниками.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:
Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами ,
Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями , Глухов В. П. – блоками-квадратами;
Большева Т. В. – коллажем ;
Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Бондаренко Т. М. , Воробьевой В. К. , Ткаченко Т. А. и др. Но не всегда готовые модельные схемы устраивают по содержанию, поэтому мы вместе с детьми дополняем и уточняем схемы. Совместно с детьми составили мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень". (приложение №1)
Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа,
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Хотелось бы рассказать о применении модельных схем при заучивании стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым. Если на начальном этапе работы даю готовые схемы, то на следующем - коллективно выдвигаем и обсуждаем различные версии и отбираем наиболее удачные варианты, т. е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е. мнемотаблицы создаем, придумываем вместе, сообща.
Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Увидев эффективность наглядного материала, схем я использую в своей работе по обучению связной речи детей приемы моделирования и формировании экологического воспитания дошкольников.
Работа «Мнемотаблицы для заучивания стихотворений»
Этапы работы над стихотворением:
- Выразительно читать стихотворение.
- Сообщать, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
- Задавать вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
- Выяснять какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
- Читать отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
- Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экономических представлений старших дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр
В связи с переходом России к рынку значительно повышаются требования к уровню экономической грамотности, как взрослых, так и детей. Для того, чтобы ребенок в школе хорошо развивался в сложнейших эконо...
Формирование экономических представлений старших дошкольников посредством сюжетно –дидактических игр
Путем рассуждений и через игровые моменты ввести понятие « потребности» человека, животного; воспитывать чувство любви к окружающим людям, животным, желание заботится о них....
Статья "Формирование ценностных представлений у дошкольников посредством современных образовательных технологий"
Нацеленность на формирование общей культуры, личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность в дошкольном возрасте, обозначена в качестве ведущего направления образования с государственных по...
Перспективное планирование по методической теме: « Формирование экологических представлений младших дошкольников посредством дидактических игр »
Перспективное планирование по методической теме: « Формирование экологических представлений младших дошкольников посредством дидактических игр »...
Педагогический проект «Формирование экологических представлений у дошкольников посредством игровых технологий»
Актуальность данной темы представляется в том, что поворот к экологическому воспитанию детей в дошкольный период следует обсуждать в двух взаимосвязанных направлениях: как проблему воспитания дет...
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ МИНИ-МУЗЕЕВ
В статье представлена система работы по формированию экологических представлений у дошкольников посредством организации мини-музеев...
Опыт работы на тему: "«Формирование экологических представлений старших дошкольников посредством ознакомления с животным миром Прибайкалья»
Цель: формирование экологических представлений о природе Прибайкалья для повышения экологической культуры старших дошкольников...