ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ МИНИ-МУЗЕЕВ
статья (подготовительная группа)

В статье представлена система работы по формированию экологических представлений у дошкольников  посредством организации мини-музеев

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЫЖКИНА Елена Александровна

воспитатель, Детский сад № 7 комбинированного вида,

Россия, г. Валуйки

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ  ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ МИНИ-МУЗЕЕВ

Аннотация. В статье представлена система работы по формированию экологических представлений у дошкольников  посредством организации мини-музеев.

 Ключевые слова: экологическое воспитание, музейная педагогика.

     Экологическое воспитание и образование дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором она прибывает сейчас. Сложная экологическая обстановка в мире и ее тяжелые последствия; засоренность среды обитания (чаще загрязняются и становятся безжизненными водоёмы, теряют плодородие почвы); обедняются флора и фауна.

Дошкольники - начальное звено системы непрерывного образования, поэтому, содержание их образования должно быть тесно связано с содержанием экологического образования следующей ступени - школьников. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности.

Способствовать экологическому воспитанию дошкольников может музейная деятельность, т. к. музей по своему определению - это учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов, документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества.

Музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности личности. Основной дидактической единицей при реализации технологии музейной педагогики стал мини-музей экологического содержания.

Музейная педагогика – одно из направлений дошкольной педагогики, которое быстро развивается, ее рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Появилась возможность «погружения» детей в информативную, новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми. Это огромная возможность для детей думать, пробовать,  самовыражаться.

Экологическое образование дошкольников, новая категория дошкольной педагогики, по мнению  Л. А. Каменевой, Н. Н. Кондратьевой, Л. М. Маневцовой, Е. Ф. Терентьевой, находится на этапе становления, в рамках которой ведутся исследования в области определения содержания, подходов, принципов, технологий.[2] Большой вклад в разработку данной проблемы внесли С.Н. Николаева,  Н. А. Рыжова, Л.В. Логинова,  А.И.  Данюкова и др.

Проблема экологического образования сегодня волнует всех - ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?

Чтобы достичь начальных целей экологического воспитания, В. И. Логинова считает необходимым просветить ребенка, дать ему минимальные знания об окружающей среде, сформировать нравственные понятия, выработать у него навыки экологически грамотного поведения. [4]   Исследования детского дошкольного возраста показывают, что центральными достижениями психического развития в этом периоде следует считать образные формы познания и социальные эмоции.

Так вот, музейная форма представления материала непосредственно способствует именно образному познанию, а уж социальные эмоции – вопрос содержания музейных экспозиций.  Фундаментом педагогики музея является погружение ребенка в специально организованную среду, которая может включать в себя элементы искусства, старины, памятники природы и многое другое. [8] Именно музей становится источником формирования интереса детей к своему народу, культуре, формирует основу нравственно-патриотического воспитания.

Б. А. Столяров, считает, что музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности детей. Нередко, именно музей, становится источником формирования познавательного интереса, на основе которого у детей закладываются экологические знания о живой и неживой природе, о необходимости бережного отношения к ней. [6,с.112]

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музея, в буквальном его смысле. Поэтому создаются «мини-музеи», которые не только должны соответствовать возрасту детей, но и нести определенную тематику. [9, с.47] Следствием чего является вовлечение детей в деятельность и непосредственное общение со сверстниками и педагогом, это благотворно влияет на эмоциональную сторону развития ребёнка. Психологические исследования позволили отметить, что дети, участвующие в организации мероприятий, посвященных экскурсиям в мини-музеи, более свободно мыслят, выражая свои чувства и эмоции. [7]

Применение комплексного подхода в работе по формированию экологических представлений у детей посредством создания мини-музеев помогает: 

  •  формировать у детей экологические знания, представления о ценности природы и правилах поведения в ней;
  • развивает экологическую направленность у детей посредством создания в группе мини-музеев в соответствии с возрастом детей;
  • развивает личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребёнка;
  • воспитывает заботливое отношение к природе, путём систематического целенаправленного общения с окружающим миром.

Формирование у детей  экологических представлений начиналось с рассматривания иллюстраций, чтения художественной литературы. Дошкольники получали элементарные представления в вопросах экологической культуры, через совместную деятельность с педагогом осваивали начальные представления. С детьми  проводились тематические экскурсии в парк, собирался гербарий, оформлялись тематические выставки рисунков. При закреплении экологических представлений о природе использовалась ведущая форма деятельности дошкольников - игра (сюжетно-ролевая, подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания).

Представления детей формировались во время целевых прогулок, экологических игр, что в комплексе способствовало обогащению представлений детей в вопросах экологии. На основе представлений о взаимосвязях в природе и в растительном мире, у детей развивался интерес к природе, интерес к ее познанию, действительная готовность прийти на помощь растениям, если они в этом нуждаются. С детьми создавались  коллекции (коллекция комнатных растений, коллекция камней и др.), которые нашли свое место в тематических мини-музеях. Любая экспозиция музея учитывала следующую логическую цепочку:  восприятие - понимание - осмысливание - закрепление – применение. Создавались коллекции для обогащения представлений детей по экологии, подбирались экспонаты по одной тематике, а затем создавались тематические мини-музеи. Каждый экспонат находился в свободном доступе, чтобы дошкольники могли его использовать не только в совместной деятельности, но и в самостоятельной деятельности, а также во время организованной образовательной деятельности по познавательному развитию. Каждый экспонат, принесенный в мини-музей, имел свою историю.

Работа по формированию экологического воспитания  у дошкольников не возможна без тесной связи с семьями воспитанников. Взаимодействие с родителями включало  ряд мероприятий, направленных  на повышение педагогической компетенции взрослых по вопросам экологического воспитания детей. Взаимодействие с родителями, по принципу равноправных субъектов образовательной деятельности обусловило эффективность процесса воспитания основ экологической культуры у детей дошкольного возраста. Родители стали активными помощниками в создании  экологических мини-музеев. Совместная работа детей и родителей  над экспонатом музея, сделала его близким и понятным каждому ребёнку.

Основываясь на музейной педагогике,  дети стали более заинтересованы в данной проблематике, научились не только беречь природу, но и узнали много интересных фактов из жизни животных, насекомых и растений.

     Таким образом, важнейшим условием успешной работы по экологическому воспитанию является реализация комплексного подхода, создание мобильной развивающей предметно-пространственной среды (мини-музеев), в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе, знакомят с её обитателями и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности. Благодаря мини – музеям возможно построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и склонности.

Литература

  1. Бутырина, Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей [Текст]: учеб.-метод. пособие / Н.М. Бутырина, С.Ю. Боруха, Т.Ю. Гущина и др. – Белгород: Белгор. гос. ун-т, 2004. - 177 с.
  2. Каменева, Л. А. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников/ Л. А.Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева/ Изд.: Детство-Пресс, 2003 –с.320.
  3. Николаева, С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду./С.Н. Николаева-М., Мозайка-синтез-2010.- с.108
  4. Рыжова, Н.А. Мини-музей в детском саду./Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. М: Линка-Пресс, 2008- с. 256
  5. Столяров, Б. А. Музейная педагогика: История, теория, практика : учеб. пособие / Б. А. Столяров. – М.: Высш. шк., 2004. – 216 с.    (79.1  С81  к839875 чз).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников через работу мини- музея ДОУ

Прививать  детям любовь к природе  надо с самого раннего возраста. Данная технология раскрывает конкретный пример работы с детьми по формированию экологической культуры у воспитанников ДОУ ч...

Статья. "Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста через организацию мини- музея в ДОУ".

quot;Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста через организацию мини-музея в ДОУ"Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена, в Российском госу...

Выступление на городском методическом объединении Тема: «Формирование представлений о природе, истории, этнографии родного края через организацию мини – музеев в ДОУ»

ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ:«Творческий проект для детей и родителей старшей группы.Мини-музей: «Народные промыслы»(из опыта работы)...

«Организация мини-музея в ДОУ. Особенности местоположения мини – музеев в ДОУ.»

Создание мини-музеев в детском саду  на сегодняшний день очень актуально. Это связано, во-первых, с тем, что мы живем в регионе, удаленном от культурных центров, где размещено большее количество ...

Организация мини – музея в старшей группе «Я – экскурсовод» (в мини – музее «Животные Севера»)

Цель:Уточнить и систематизировать знания детей об особенностях природы и жизни животных и птиц Крайнего севера.Задачи:Образовательные:- познакомить детей с особенностями природы Крайнего севера.- расш...

Организация мини - музея в старшей группе "Я - экскурсовод" ( в мини - музее «Золотая Хохлома»)

Цель: Познакомить детей с видом народного промысла хохломой.          Задачи:          Образовательные: Р...

«Формирование у дошкольников экологических компетенций средствами краеведения и музейной педагогики. Организация мини – музея «Сахалин – мой край родной»

Сахалин чудесный остров замечательных людейТы на свете всех прекрасней, ты для нас всего нужней.Сахалинская природа – край чудесный и родной,Чтобы с нами не случилось, будем мы всегда с тобой.И ...