Статья "Формирование ценностных представлений у дошкольников посредством современных образовательных технологий"
статья (подготовительная группа) по теме
Нацеленность на формирование общей культуры, личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность в дошкольном возрасте, обозначена в качестве ведущего направления образования с государственных позиций. Социально-коммуникативное развитие является одной из образовательных областей, которая строится с опорой на развитие ценностных представлений детей, формирование у них первоначальных представлений социального характера и на включение в систему соответствующих моральных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Скачать:
Предварительный просмотр:
АНО ДО «Планета детства «Лада» д\с № 68 «Серебряное копытце» |
Конспект на тему «Формирование ценностных представлений дошкольника посредством современных образовательных технологий» |
В рамках проведения педагогического совета |
Подготовила воспитатель:
Денисова Е.П.
г.о. Тольятти ,2014год. |
Содержание:
- Проблема формирования ценностных представлений у детей дошкольного возраста.
- Современные образовательные технологии формирующие ценностные представления дошкольника.
- Проблема формирования ценностных представлений у детей дошкольного возраста.
Анализ содержания дошкольного образования с позиций ценностных составляющих – наиболее востребованный современный подход в науке и практике. Отечественная дошкольная педагогика (Т.А.Маркова, В.Г.Нечаева, Г.Н.Година, А.Д.Шатова) видит в нравственном воспитании, одном из традиционных направлений работы с детьми, целенаправленный перманентный процесс формирования активного, действенного отношения к этическим ценностям общества.
Кроме того, как отмечается в Концепции дошкольного воспитания, одна из главных педагогических задач сегодня – становление базиса личностной культуры. Это значит, что начиная с первых лет жизни ребенок должен приобщаться к непреходящим ценностям, т.е. к тем, что заложены в представлениях об истине, о добре, красоте.
Нацеленность на формирование общей культуры, личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность в дошкольном возрасте, обозначена в качестве ведущего направления образования с государственных позиций. Социально-коммуникативное развитие является одной из образовательных областей, которая строится с опорой на развитие ценностных представлений детей, формирование у них первоначальных представлений социального характера и на включение в систему соответствующих моральных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Решение этих образовательных задач осуществляется в ходе педагогического взаимодействия в группе детского сада и предусматривает воспитание моделей положительного поведения, хороших привычек, нравственных качеств личности, гуманных чувств и отношений к окружающим, включенных в межличностное взаимодействие со взрослыми, в основные виды деятельности дошкольников, в разнообразные формы работы с детьми. Очевидно, что значимым вопросом в области социализации дошкольников служит приобщение детей к ценностям общества. Проблема эта важна: необходимость формирования ценностного стержня как морально-нравственной основы будущей личности ни у кого не вызывает сомнения, но и пока недостаточно изучена.
Методика социального развития детей дошкольного возраста, разработанная в отечественной педагогике, раскрывает особенности формирования ценностных представлений в следующих направлениях: о семье, мире, труде, человеке и его жизни и др. Основное место в развитии ценностных представлений отводится влиянию на эмоциональную сферу детей. А как известно ценности не познаются, а «личностно» принимаются. (А. Лэнгле) .
Опираясь на опыт отечественной дошкольной педагогики в области социального, нравственного развития детей можно выявить разные уровни ценностных представлений у детей старшего дошкольного возраста:
• образного постижения ценности;
• ценностные формы поведения, строящиеся на ценностных представлениях;
• эмоционально-ценностные отношения к миру, основой для проявления которых служат также ценностные представления .
Таким образом развитие личности в старшем дошкольном возрасте предполагает становление определенной системы ценностных представлений. Ценностные представления ребенка являются главным фактором и условием социального развития, успешности образования в целом. Ребенок овладевает опытом регуляции своего социального поведения и взаимоотношений с людьми в соответствии с принятыми в обществе ценностями, которые в структуре личности ребенка при соответствующей педагогической поддержке переходят в ценностные представления.
- Современные образовательные технологии формирующие ценностные представления дошкольника.
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.
Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии проектной деятельности
- технология исследовательской деятельности
- информационно-коммуникационные технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- технология портфолио дошкольника и воспитателя
- игровая технология
- технология «ТРИЗ» и др.
Сегодня мы остановимся на некоторых из них.
- Здоровьесберегающие технологии
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.
- показателей здоровья детей.
Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:
- медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств - технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);
- физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);
- обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);
- здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), ритмопластика, динамические паузы, релаксация);
- образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения);
- обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки футбола», проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)
- К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.
В дошкольном детстве, вовлекая ребёнка в образовательный процесс, следует воспитывать у него ценностные представления о здоровье, потребность в его укреплении и сохранении.
Очень важно, чтобы с малых лет у ребёнка формировалось саногенное мышление, т.е. способность управлять своим умственным миром, совершенствовать нравственное сознание, выстраивать поведение так, чтобы не быть предрасположенными к нездоровому образу жизни, а получать удовлетворение от своей умелости, ловкости, всегда стремиться укреплять своё здоровье и относиться к этому осознанно.
Здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий.
Каждая минута пребывания ребёнка в детском саду способствует решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:
1. Привитие стойких культурно-гигиенических навыков.
2. Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.
3. Формирование элементарных представлений об окружающей среде.
4. Формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.
5. Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов.
6. Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма
7. Выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свои состояние и ощущения.
8. Обучение детей правилам дорожного движения, безопасному поведению на улицах и дорогах.
9. Систематическая работа по основам безопасности жизнедеятельности, выработке знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях.
2. Технологии проектной деятельности
Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.
Классификация учебных проектов:
- «игровые» — детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);
- «экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
- «повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах;
- «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.
Типы проектов:
- по доминирующему методу:
- исследовательские,
- информационные,
- творческие,
- игровые,
- приключенческие,
- практико-ориентированные.
- по характеру содержания:
- включают ребенка и его семью,
- ребенка и природу,
- ребенка и рукотворный мир,
- ребенка, общество и его культурные ценности.
- по характеру участия ребенка в проекте:
- заказчик,
- эксперт,
- исполнитель,
- участник от зарождения идеи до получения результата.
- по характеру контактов:
- осуществляется внутри одной возрастной группы,
- в контакте с другой возрастной группой,
- внутри ДОУ,
- в контакте с семьей,
- учреждениями культуры,
- общественными организациями (открытый проект).
- по количеству участников:
- индивидуальный,
- парный,
- групповой,
- фронтальный.
- по продолжительности:
- краткосрочный,
- средней продолжительности,
- долгосрочный.
Формирование ценностных представлений дошкольников через реализацию проектной деятельности является самой востребованной, интересной и объемной, т.к. захватывает всех участников образовательно процесса и все виды деятельности ребенка в саду. И позволяет раскрыть любую тему и необходимые образовательные моменты.
3. Информационно-коммуникационные технологии
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:
- идти в ногу со временем,
- стать для ребенка проводником в мир новых технологий,
- наставником в выборе компьютерных программ,
- сформировать основы информационной культуры его личности,
- повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.
Преимущества компьютера:
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
- обладает стимулом познавательной активности детей;
- предоставляет возможность индивидуализации обучения;
- в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
- позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий:
- Недостаточная методическая подготовленность педагога
- Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях
- Бесплановость, случайность применения ИКТ
- Перегруженность занятия демонстрацией.
ИКТ в работе современного педагога:
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
ИКТ достаточно новая ОТ, поэтому наиболее интересна в работе педагога. Благодаря ИКТ любая информация, игра, мультимедия становится доступной, яркой и полезной для восприятия детей.
4. Игровая технология
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
- игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
- группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
- группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
- группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.
В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.
Особо важной при формировании ценностных представлений дошкольника является именно СРИ (сюжетно-ролевая игра)
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Я. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
Благодаря СРИ мы можем «проиграть» многие аспекты ценностных представлений и откорректировать их.
Именно обучение и воспитание, проявляясь в единстве целей формирования гармонично развитой личности, создают мотивацию в человеке.
Литература
1. Кирьякова А.В. «Теория ориентации личности в мире ценностей» Оренбург 2006.
2. КозловаС.А. «Концепция социального развития ребенка дошкольного возраста//Теоретические проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сб. науч. тр. М., 2011.
3. КозловаС.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М.: Академия, 2008.
4.Концепция дошкольного воспитания// Дошкольное
воспитание. 2009г. № 5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование нравственных качеств личности дошкольников посредством современных образовательных технологий
Аннотация к статье.В статье представлен опыт работы педагога-психолога ДОУ по формированию нравственных качеств личности дошкольников посредством современных образовательных технологий. Материалы данн...

доклад на тему "Речевое развитие дошкольников посредством современных образовательных технологий"
доклад для воспитателей...

Сообщение из опыта работы: «Развитие у воспитанников познавательных умений: упорядочивание, классификация объектов, применение результатов познания в разных видах детской деятельности посредством современных образовательных технологий»
Эффективным средством развития математических знаний у дошкольников можно считать конструирование. Конструирование интенсивно развивается в дошкольном возрасте благодаря потре...

Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий посредством современных образовательных технологий
Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий. ...
«Развитие у воспитанников познавательных умений: упорядочивание, классификация объектов, применение результатов познания в разных видах детской деятельности посредством современных образовательных технологий»
Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознате...

Мастер-класс по теме: "Формирование элементарных математических представлений дошкольников посредством современных игровых технологий в аспекте реализации ФГОС"
Современные игровые технологии в аспекте реализации ФГОС...

Речевое развитие дошкольников посредством современных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС ДО
Речевое развитие дошкольников посредством современных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС ДО...