Педагогический проект «Формирование экологических представлений у дошкольников посредством игровых технологий»
проект по окружающему миру
Актуальность данной темы представляется в том, что поворот к экологическому воспитанию детей в дошкольный период следует обсуждать в двух взаимосвязанных направлениях: как проблему воспитания детей и как проблему развития экологического сознания у взрослых, воспитывающих дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект по экологии | 124.56 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад № 6 «Дюймовочка»
г. Людиново, Калужская область
Педагогический проект
«Формирование экологических представлений у дошкольников посредством игровых технологий»
Разработчик: Орлова О.А.
2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1 | Введение | 3 стр. | |
2. | Актуальность | 3 стр. | |
3. | Алгоритм разработки проекта | 4 стр. | |
4. | Аннотация проекта | 5 стр. | |
5. | Принципы реализации проекта | 5 стр. | |
6. | Этапы реализации педагогического проекта | 5 стр. | |
7. | План организационного этапа проекта | 6 стр. | |
8. | План реализации диагностического этапа проекта | 6 стр. | |
9. | План реализации практического этапа проекта | 6 стр. | |
10. | План реализации заключительного этапа проекта | 7 стр. | |
11. | Условия реализации проекта | 7 стр. | |
12. | Ожидаемые результаты | 8 стр. | |
13. | Риски проекта и пути преодоления рисков | 8 стр. | |
14. | Перспективы дальнейшего развития проекта | 8 стр. | |
15. | Формы применения игровых технологий в образовательном процессе | 9 стр. | |
16. | Список литературы, интернет-ресурсов | 11 стр. | |
17. | Приложение. Картотека игр по применению игровых технологий в образовательной деятельности по экологии | ||
18. | Фото приложение к проекту |
- Введение.
«В каждом человеке природа всходит злаками, либо сорной травою;
пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе»
Ф. Бэкон
Автор проекта – Орлова О.А., воспитатель МКДОУ «Детский сад № 6 «Дюймовочка», город Людиново, Калужская область.
Целевая аудитория –педагоги дошкольной организации.
Сроки реализации - проект рассчитан на два месяца (03.02.2020 – 31.03.2020)
Форма реализации проекта - реализация проекта, направленного на формирование экологической культуры детей с помощью игровой технологии, будет проходить в рамках годового плана творческой группы по познавательному развитию. В ходе проекта планируются консультации, проведение матер-классов, задания для самостоятельной работы, индивидуальные беседы.
Конечный продукт. Разработка картотеки игр, позволяющих воспитателю успешно применять их в своей работе по экологическому образованию дошкольников.
- Актуальность
Актуальность данной темы представляется в том, что поворот к экологическому воспитанию детей в дошкольный период следует обсуждать в двух взаимосвязанных направлениях: как проблему воспитания детей и как проблему развития экологического сознания у взрослых, воспитывающих дошкольников. Развитие этих направлений в настоящее время обусловлено обострением экологической ситуации и необходимостью скорейшего ее решения. В этих условия экологическое воспитание детей может быть осуществлено лишь в том случае, если деятельность педагогов, поведение родителей будут осуществляться с позиции сознания всей значимости проблемы. Если мысли и чувства взрослых людей будут искренне устремлены на сохранение природы, а их поступки и поведение создадут
надлежащую атмосферу в дошкольном учреждении и семье. Именно поэтому актуальной стала разработка данного проекта.
3.Алгоритм разработки проекта
Анализируя данный вопрос, был выявлен ряд противоречий:
Причины возникшей проблемы таковы:
Причина | Задачи |
Отсутствие картотек игр по возрастам экологической направленности | Разработать картотеки по игровым технологиям экологической направленности |
Воспитатели не осознают значимости и эффективности применения игровых технологий на занятиях | Оказать помощь в приобретении практических умений и навыков в проведении занятий с применением игровых технологий |
Повышение уровня знаний по применению игровых технологий не осуществляется добровольно и сознательно | Сформировать у воспитателей потребность в непрерывном самообразовании по игровым технологиям, направление – экология. |
Наличие теоретических знаний не соответствует практическим умениям | Разработать план мероприятий с показом мастер- классов по применению игровых технологий |
4 Аннотация проекта
Педагогический проект направлен на использование педагогами игровых технологий в образовательной деятельности по экологии. Проект имеет практико – ориентированный характер. Система практического применения игровой технологии позволит оптимизировать и совершенствовать образовательный процесс по экологии в целом. Работа по реализации проекта осуществляется в ходе проведения четырех этапов, разграниченных по содержанию и времени проведения. В ходе проекта разработан комплекс мероприятий для формирования навыков применения игровых технологий по экологическому образованию.
5. Принципы реализации проекта:
• принцип развивающего образования, цель - развитие ребенка;
• интеграция принципов научности и практики;
• принцип интеграции (единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста);
• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов;
• принцип гуманизации (признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка);
• принцип непрерывности образования;
• принцип преемственности.
6.Этапы реализации педагогического проекта
Содержание деятельности | Сроки |
I. Организационный этап (27.01.20-03.02.20) | |
Изучение передового опыта по организации занятий с применением игровых технологий | В течение недели |
Принятие плана реализации проекта | 31.01.20 |
II. Диагностический этап (03.02.20-07.02.20) | |
Разработка диагностического инструментария по изучению затруднений педагогов по применению игровых технологий в образовательной деятельности | 03.02.20 |
Проведение мониторинга уровня профессиональной компетентности педагогов по применению игровых технологий в образовательной деятельности | 04.02.20-06.02.20 |
Анализ итогов мониторинга с целью разработки мероприятий по реализации проекта. | 07.02.20 |
III. Практический этап (10.02.20-25.03.20) | |
Проведение мероприятий по совершенствованию профессиональной компетентности и мастерства педагогов по проведению мероприятий с применением игровых технологий (консультации, мастер-классы, создание картотек) | 10.02.20-25.03.20 |
Формирование банка творческих разработок (электронная копилка методических материалов). | 25.02.20 |
IV. Заключительный этап (26.03.20-31.03.20) | |
Обобщение и анализ итогов реализации проекта. | 26.03-30.03 |
Мониторинг реализации проекта | 31.03.20 |
Разработка игровых картотек по организации работы по экологии | 26.03.20-31.03.20 |
7. План организационного этапа проекта (27.01.20-03.02.20)
№ | Мероприятия | Цель | Дата |
1. | Изучение передового опыта по применению игровых технологий на занятиях с целью профессионального становления педагогов. | Помочь педагогам приобрести накопленный опыт по теме проекта | 27.01-31.01 |
2. | Информирование педагогов о начале реализации проекта | Донести цель реализуемого проекта | 31.01 |
8. План реализации диагностического этапа проекта (03.02.20-07.02.20)
№ | Мероприятия | Цель | Дата |
1. | Анкетирование педагогов | Проверить базу готовности к реализации проекта | 03.02 |
2. | Разработка карты профессионального развития педагога. Мониторинг результативности. | Прослеживание результативности проекта | 04.02 |
3. | Разработка педагогических мероприятий по проекту | Представление результата проекта | 04.02-06.02 |
9. План реализации практического этапа проекта (10.02.20-25.03.20)
№ | Мероприятия | Цель | Дата |
1. | Семинар «Формирование экологических представлений посредством игровой технологии» | Ориентировать педагогов на постоянное пополнение знаний, овладение методами и приемами в работе с применением игровых технологий в образовательной деятельности | 10.02.2020 |
2. | Методическое сопровождение педагогов, внедряющих применение технологии в образовательный процесс | Помочь в проведении занятий, анализ результатов занятия | 11.02.2020-29.02.2020 |
3. | Создание банка данных авторских разработок занятий с применением игровых технологий в образовательной деятельности | Систематизировать разработанный материал с целью доступности и быстроты выбора нужного занятия | 18.02.2020-29.02.2020 |
4. | Разработка картотек по всем возрастным группам | Разработка педагогами всех возрастных групп картотек игр по экологии | В течение проведения проекта |
5. | Консультация с мастер-классом «Изготовление развивающих игр по экологии своими руками» | Формировать умения по изготовлению игр | 01.03.2020 |
6. | Семинар – практикум «Диагностика овладения детьми знаний по экологии с применением игровых технологий» | Закреплять умение педагогов проводить мониторинг, определять степень усвоения ребенком образовательной программы по экологии | 15.03.2020 |
7. | Презентация авторских разработок игр по экологии | Диссеминация опыта разработок | 27.3.2020 |
10.План реализации заключительного этапа проекта (26.03.20-31.03.20)
№ | Мероприятия | Содержание | Дата |
1. | Анализ работы по овладению педагогами игровых технологиями | Составление отчета о проделанной работе и её результативности | 26.03.2020 |
2. | Диссеминация опыта | Распространение опыта работы | После реализации проекта |
11. Условия для реализации проекта
Для реализации проекта были созданы необходимые условия, которые заключались:
- в подборе методической литературы по применению игровых технологий по экологическому воспитанию;
- в создании в группах развивающей среды, способствующей экологическому воспитанию: уголок природы, развивающие игры, материал для экспериментирования и др.;
- в подготовке педагогов для реализации проекта.
12.Ожидаемые результаты:
- будут разработаны картотеки и презентации к занятиям, позволяющие педагогу эффективно и результативно давать знания по экологии;
- в образовательной организации будут применяться эффективные формы и методы работы по экологии, которые будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению педагогов;
- у педагогов сформируется потребность в постоянном пополнении педагогических знаний по внедрению передовых технологий.
13. Риски проекта
Цель проекта может быть частично не достигнута под влиянием следующих факторов риска:
- сопротивление со стороны участников образовательного процесса в освоении новых технологий;
- недостаток квалифицированных, инициативных педагогов для реализации проекта;
- отсутствие интереса родителей к данной проблеме.
Меры по их преодолению:
- повышение компетентности педагогов по овладению игровыми технологиями на занятиях;
- проведение разъяснительной работы.
14. Перспективы дальнейшего развития проекта:
- продолжать работу по повышению уровня овладения игровыми технологиями педагогами;
- привлечению их к самообразованию.
- повысится компетентность педагогов в вопросах использования игровых технологий; произойдёт обновление форм и методов, применяемых педагогами при проведении занятий; повысится готовность детей к обучению в школе.
15. Формы применения игровых технологий в образовательном процессе
Игровые занятия
Игровые занятиях по экологии строятся по плану:
- проектирование педагогом проблемных ситуаций: цель, содержание, методы и приемы, определение состава микрогрупп;
- определяем проблему;
- работа с микрогруппами;
- обсуждение, защита работы каждой группы;
- анализ деятельности каждого участника, группы в целом.
Содержанием игровых занятий могут быть:
- ценностные отношения детей к окружающему миру;
- навыки детей взаимодействия в природе;
- знания детей о природе;
- способы организации труда человека в природе;
- правила охраны природы;
- здоровьесберегающие технологии.
Познавательные экологические занятия с элементами игры экологического характера можно проводить непосредственно в природе или в группе. Такие занятия развивают наблюдательность, память, мышление, воображение. Выделяются типы познавательных экологических занятий:
- игры-беседы
- игры-поручения. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.
- игры-предположения, они основываются на предположении какой-либо ситуации, вводимой вопросами: «Что было бы?..», «Как я могу помочь?..».
- игры-конкурсы, соревнования
- игры-путешествия, реальные и виртуальные.
- игры с правилами
- имитационные игры
Использование сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании.
Главное условие игры - наличие у детей знаний о той или другой стороне действительности, о деятельности людей в ней, их конкретно-ситуативном поведении. Эти знания (или знание литературного произведения), служат источником построения сюжета игры, осуществления ролей, ролевых отношений. Можно выделить две формы сюжетно-ролевых игр: игры самостоятельные и игры, организуемые воспитателем, проходящие под его руководством («Лесное происшествие», «Юные защитники природы», «Мы – спасатели»)
Игровая обучающая ситуация
Ее характеризуют следующие моменты:
- она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения,
- оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой;
- в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты
- игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;
- воспитатель руководит всей игрой.
Можно выделить несколько видов ИОС, с помощью которых успешно решаются различные программные задачи ознакомления детей с природой и их экологического воспитания.
Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами
Игровые обучающие ситуации с литературными героями
Обучение с использованием игр-путешествий может в ряде случаев выходить за рамки отведенного времени - это не опасно, так как качественное проведение игры, создавая определенный эмоциональный настрой у детей, обеспечивает максимальный развивающий эффект.
Итак, в работе с дошкольниками по экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.
Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.
16.Список использованной литературы
Гринько М. Н., Михеева Е. В., Готовность педагогов дошкольного образования к формированию экологической культуры дошкольников // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 3. [Электронный ресурс] URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19964
Газина О. М. Играя, познаем природу // Дошкольное воспитание. — 2016. — № 7.
Кондрашова М. А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург, 2015. — 116 с.
Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2015г.
Рыжова Н. А. Экологические игры //Дошкольное образование. — 2009г. № 4.
Интернет – ресурсы:
Портал «Всеобуч» справочно-информационный образовательный сайт по всем видам образовательных учреждений Москвы и регионов России. Поиск, рейтинг, отзывы, комментарии http://www.edu-all.ru/
Институт новых технологий образования. Сайт представляет различные дидактические и методические пособия http://www.int-edu.ru/
Портал информационной поддержки специалистов дошкольных учреждений http://www.resobr.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
Перспективное планирование по методической теме: « Формирование экологических представлений младших дошкольников посредством дидактических игр »
Перспективное планирование по методической теме: « Формирование экологических представлений младших дошкольников посредством дидактических игр »...
Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольника посредством игровых технологий
Разработка из опыта работы...
Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольника посредством игровых технологий
laquo;Безопасность дошкольника через игровые технологии»...
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ МИНИ-МУЗЕЕВ
В статье представлена система работы по формированию экологических представлений у дошкольников посредством организации мини-музеев...
Опыт работы на тему: "«Формирование экологических представлений старших дошкольников посредством ознакомления с животным миром Прибайкалья»
Цель: формирование экологических представлений о природе Прибайкалья для повышения экологической культуры старших дошкольников...