Методичекие рекомендации для воспитателей " Перспективный план развития и руководства сюжетно - ролевой игрой"
методическая разработка на тему
Сюжетно - ролевая игра для детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_dlya_vospitateley_2.docx | 23.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для воспитателей
Перспективный план развития и руководства сюжетно-ролевой игрой
Автор: Азарнова Татьяна Борисовна
Игра – это основной вид детской деятельности. Этот факт давно известен и неоспорим. Однако очень часто случается так, что игра детей «пущенная на самотек», состоит из действий, которые носят стереотипный характер, а взаимодействия с игрушками является ничем иным как манипулированием предметом. Как следствие, игра не выполняет полноценно ту развивающую функцию, которую она несет, поэтому нередко можно увидеть «одинаковые» по содержанию игры у детей младшего и старшего дошкольного возраста. Точно также как учить детей правильно держать ложку, одеваться, выполнять гимнастику их надо учить и играть. Речь идет не о копировании игровых действий взрослого, а о взаимодействии взрослого и ребенка в игре.
Содержание перспективного плана развития и руководства сюжетно-ролевой игрой «Водители» отражает:
1. постепенное усложнение игровых действий;
2. взаимодействие взрослого и ребенка во время игры (дети всегда охотно играют с взрослыми);
3. интеграцию разных видов деятельности, связанных с темой (рисование, конструирование, рассматривание иллюстраций и т.д.);
4. взаимосвязь с обучением детей правилам дорожного движения.
Перспективный план развития и руководства сюжетно-ролевой игрой
Тема: «Водители»
Информационная часть, ознакомление с окружающим | Создание проблемной ситуации, обогащение игрового опыта | Предметно-игровая среда |
Сентябрь | ||
1.Чтение: История о происхождении автомобиля 2. Рассматривание иллюстраций с изображением легкового автомобиля 3. игра «Назови часть целого» (гараж, машина) 4. Наблюдение за легковым автомобилем во время прогулки 5. ПДД – история происхождения светофора | Действие: построение машины (с опорой на личный опыт детей) Проблемная ситуация: прокол колеса Ролевые взаимодействия: водитель (взрослый) – пассажир (ребенок) Руководство игрой: взрослый следит за соответствием между ролью и ролевым поведением, речью детей; участвует в создании и разрешении проблемной ситуации; следит за применением атрибутов для игры (чтобы избежать манипуляции предметами) | Стулья, руль, предметы-заместители (колеса, насос)
Иллюстрации с изображением автомобиля
|
Октябрь | ||
1. Чтение: История о происхождении троллейбуса 2. игра «Автомобиль из геометрических фигур» 3. Рисование автомобиля цветными карандашам (с использованием трафаретов) 4. Подвижная игра «Цветные автомобили» 5. Наблюдение за транспортом во время прогулки 6. ПДД – игра «Три сигнала светофора» | Действие: построение машины, дополнение образа (руль, педали, колеса, сигнал) Проблемная ситуация: группа (взрослый и несколько детей) хочет попасть на речку, как это сделать, если в легковой автомобиль все не поместятся (построение автобуса) Ролевые взаимодействия: водитель (ребенок) – пассажиры (взрослый + дети) Руководство игрой: закрепление игрового опыта детей, взрослый следит за соответствием между ролью и ролевым поведением, речью детей, участвует в создании и разрешении проблемной ситуации | Стулья, руль, предметы- заместители (педали, колеса, сигнал). Набор геометрических фигур. Трафареты–«Транспорт», цветные карандаши, бумага. Набор разноцветных кругов для детей и взрослого. Круглые жетоны для детей красного, желтого и зеленого цвета
|
Ноябрь | ||
1. Рассматривание иллюстраций: легковой автомобиль, грузовик, скорая помощь, пожарная машина, троллейбус, милицейская машина и др. (сравнение) 2. Наблюдение за транспортом во время прогулки 3. Загадки о разных видах транспорта 4. игра «Узнай по описанию» (разные виды транспорта) 5. ПДД – игра «Что за знаки придумали эти взрослые» | Действие: построение машины (грузовика) с использованием личного и игрового опыта детей Проблемная ситуация: идет стройка, нужно доставить строительный материал, какую машину лучше построить (легковую, грузовую или др.) Ролевые взаимодействия: водитель (ребенок) – строители (взрослый + дети) Руководство игрой: взрослый следит за соответствием между ролью и ролевым поведением детей, закрепление игрового опыта детей, поощрение самостоятельности и инициативы детей при развитии сюжета, поощрение использования детьми личного опыта, знаний | Стулья, предметы – заместители, крупный строительный материал.
Иллюстрации с изображением разного вида транспорта.
Набор дорожных знаков.
|
Декабрь | ||
1. Заучивание – «Моя улица» С. Михалков 2. игра «Путешествие автомобиля по волшебной дорожке» (геометрические фигуры) 3. игра «Что лишнее?» 4. Игры с набором предметов (объединение общим сюжетом 3-4 разных мелких предметов) 5. Наблюдение за транспортом во время прогулки 6. ПДД – действия регулировщика | Действие: построение машины (автобуса), действия регулировщика. Ролевое взаимодействие: водитель (ребенок) – пассажиры (дети) – регулировщик (взрослый) Обогащение игрового опыта: введение билетов за проезд, остановка автобуса на показ знака «Остановка», подчинение действиям регулировщика, сигналам светофора. Руководство игрой: закрепление игрового опыта детей, взрослый следит за соответствием между ролью и ролевым поведением, речью детей | Стулья, предметы-заместители, «билеты», знак «Остановка», светофор, полицейский жезл, фуражка инспектора ГИБДД.
Набор разных мелких предметов.
|
Январь | ||
1.Чтение – «Автомобиль» А. Меркулов 2. игра «Перечисли как можно больше способов использования автомобиля» 3. игра «Путешествие шофера и автомобиля по волшебной дорожке» (части суток) 4. Конструирование - гараж для машины (из строительного материала), машина (из снега) 5. Наблюдение за транспортом во время прогулки 6. ПДД – игра «Запрещается – разрешается», заучивание считалки «Стоп, машина…» | Действие: конструирование обстановки для игры «Водители», конструирование обстановки для игры «Семья» Ролевое взаимодействие: водитель (ребенок) – пассажиры (дети + взрослый); мама (взрослый) – дочка или сын (ребенок или кукла) Обогащение игрового опыта: взрослый берет на себя дополнительную роль (мама + пассажир), строит свои игровые действия и речь в зависимости от роли, выполняемой в данный момент (пассажир или мама) Руководство игрой: следит за соответствием роли и поведения, речи у играющих детей, а также создает условия для того, чтобы дети могли также, по образцу, брать на себя дополнительные роли, поощрение самостоятельности при подборе необходимых для игры атрибутов
| Атрибуты для игры «Водители»; атрибуты для игры «Семья».
«Волшебная дорожка», карандаши.
Строительный материал.
Лопаты, формы для конструирование из снега. |
Февраль | ||
1. Заучивание – «Машина моя» Я. Пишумов 2. игра «Кто кем будет? Кто кем был?» 3. Рисование – «Нарисуй фантастическую машину» 4. Придумывание истории (введение сказочного персонажа) 5. Наблюдение за транспортом во время прогулки 6. ПДД – загадки о дорожных знаках, чтение – стихотворение Г. Ладонщикова «Светофор»
| Действие: конструирование обстановки для игры «Водители», конструирование обстановки для игры в «Магазин» Ролевое взаимодействие: водитель (ребенок) – пассажиры (дети + сказочный персонаж, н-р, Карлсон); продавец (ребенок) – покупатели (сказочный персонаж + дети), при построении ролевого диалога используется телефон. Обогащение игрового опыта: взрослый и дети (под руководством взрослого) берут на себя дополнительные роли (пассажиры + покупатели), опыт построения ролевого диалога от имени игрового персонажа. Проблемная ситуация: у Карлсона закончилось варенье, он звонит в магазин, спрашивает – есть ли у них в продаже варенье. Затем едет в магазин на машине (автобусе) – роль пассажира. Покупает варенье – роль покупателя (ролевое поведение и речь должны соответствовать роли, выполняемой в данный момент). Первоначально роль игрового персонажа берет на себя взрослый, постепенно привлекая детей к использованию в играх других сказочных персонажей. Руководство игрой: взрослый следит за соответствием между выбранной ролью и игровыми действиями, речью; использует при построении ролевых диалогов телефон (или предмет-заместитель); строит ролевой диалог от имени игрового персонажа; привлекает детей к использованию в игре других персонажей; поощряет самостоятельность и инициативу детей при развитии сюжета игры | Атрибуты для игры «Водители»; атрибуты для игры в «Магазин»; телефон (предметы-заместители); сказочный персонаж (н-р, Карлсон)
Бумага, цветные карандаши
Набор дорожных знаков |
Март | ||
1. игра «Хорошо - плохо» 2. Разрезные картинки – разные виды транспорта 3. игра «Наоборот» 4. Наблюдение за транспортом во время прогулки 5. игры с набором предметов (объединение 4-5 мелких предметов общим сюжетом) 6. ПДД – «Разрезные дорожные знаки» | Действие: конструирование игровой обстановки для игры «Водители», конструирование игровой обстановки для игры «Больница» Ролевое взаимодействие: водитель (ребенок) – пассажиры (дети); врач (ребенок) – пациенты (взрослый + дети); при построении ролевого диалога используется телефон (или предмет – заместитель) Обогащение игрового опыта: ребенок, опираясь на имеющийся игровой опыт, берет на себя дополнительные роли – водитель-пациент. Взрослый (пациент) «звонит» водителю, разговаривает с ним, по мере разговора, подводит ребенка к тому, чтобы тот посетил врача (т.е. ребенок совмещает две роли – водитель и пациент, при этом его поведение и речь должны соответствовать роли, выполняемой в данный момент). Руководство игрой: поощрение самостоятельного создания игрового пространства, подбора атрибутов для игр, развития сюжета; закрепление опыта использования предметов – заместителей; взрослый следит за соответствием между ролью и ролевыми действиями детей
| Атрибуты для игры «Водители»; атрибуты для игры «Больница»; телефон (или предметы – заместители). Разрезные картинки с изображением разного вида транспорта. Набор разрезных дорожных знаков. |
Апрель | ||
1.Чтение – стихотворение «Если бы…» О. Бедарев 2. игра «Придумаем новую машину» 3. игра «Чем похожи? Чем отличаются?» 4. Наблюдение за транспортом во время прогулки 5. ПДД - игра «Это я, это я, это все мои друзья»
| Действие: конструирование игровой обстановки для игры «Водители», конструирование игровой обстановки для игры «Парикмахерская», конструирование игровой обстановки для игры «Семья» Ролевое взаимодействие: водитель (ребенок) – пассажиры (дети); мама (взрослый) – папа (ребенок) – дочка (ребенок или кукла); парикмахер (ребенок) – клиент (ребенок); при построении ролевого диалога используется телефон (предмет-заместитель) Обогащение игрового опыта: усложнение игрового сюжета - ребенок, опираясь на имеющийся игровой опыт, берет на себя дополнительные роли – водитель-папа-клиент парикмахерской. Взрослый, исполняющий роль мамы, «звонит» водителю (папе) и говорит, чтобы он заехал за ней и за дочкой и отвез их в парикмахерскую (салон красоты). По мере развития сюжета, взрослый предлагает постричься и «папе» (т.е. ребенок совмещает три роли – водитель, папа, клиент парикмахерской, при этом его поведение и речь должны соответствовать роли, выполняемой в данный момент). Руководство игрой: использование имеющегося у детей игрового опыта; взрослый следит за соответствием между ролью и игровыми действиями, речью детей; расширение игрового опыта детей (умение совмещать несколько ролей и выполнять соответствующие игровые действия, построение ролевых диалогов)
| Атрибуты для игры «Водители»; атрибуты для игры «Семья»; атрибуты для игры в «Парикмахерская»; телефон (или предметы – заместители)
|
Май | ||
1. игра «Перевертыши» 2. игра «Противоречия» 3. Системный оператор – машина 4. Наблюдение за транспортом во время прогулки 5. ПДД - викторина | Действие: конструирование игровой обстановки для игры «Водители», конструирование игровой обстановки для игры «Семья», конструирование игровой обстановки для игры «Магазин» Ролевое взаимодействие: водитель (ребенок) – пассажиры (дети); мама (взрослый) – папа (ребенок) – дочка (ребенок или кукла); продавец (ребенок) – покупатель (ребенок); при построении ролевого диалога используется телефон (предмет-заместитель) Обогащение игрового опыта: усложнение игрового сюжета - ребенок, опираясь на имеющийся игровой опыт, берет на себя дополнительные роли – водитель-папа-покупатель. Взрослый, исполняющий роль мамы, «звонит» водителю (папе) и говорит, чтобы он заехал в магазин после работы и купил для дочки что-нибудь (н-р, игрушку, фрукты и т.д.) Руководство игрой: взрослый следит за соответствием между ролью и игровыми действиями, речью детей; закрепление игрового опыта детей (умение совмещать несколько ролей, использовать в игре игровые персонажи) | Атрибуты для игры «Водители»; атрибуты для игры «Семья»; атрибуты для игры «Магазин» |
При разработке таких игр, как «Назови часть целого», «Путешествие автомобиля по волшебной дорожке», «Хорошо - плохо», «Противоречия», использовались элементы ТРИЗ (а это всегда интересно, необычно, творчески).
Структура перспективного плана развития и руководства сюжетно-ролевой игрой «Водители» может быть применима к другим играм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по развитию и руководству сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе "Космос"
планирование работы по развитию и руковоству сюжетно-ролевой игры...
Перспективный план развития и руководства сюжетно-ролевыми играми подготовительной группы
Представлен план развития и руководства сюжетно-ролевыми играми в подготовительной группе на октябрь месяц. Темы: Кондитерская фабрика «Slasti»,Газетный киоск,Театр,Телевидение,Овощеводы,АвтоВаз....
Перспективный план по развитию и руководству сюжетно-ролевой игры «Моряки»
ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5-6 ЛЕТ
Дети 5-6 лет МесяцТемаЗадачи педагога в игреВозможные игровые роли и действияИгровой материал091.Поликлиника (регистратура) Формировать желание организовывать сюжетно-ролевые игры.Познакомит...
Перспективный план по развитию и руководству сюжетно-ролевой игрой: «Армия» в старшем дошкольном возрасте
1. Расширить, уточнить, конкретизировать знания детей об российской армии2. Воспитание уважения к военным, к их нелегкому труду и воспитание необходимых качеств для службы в армии, для обучения в воен...
Перспективный план по развитию и руководству сюжетно-ролевой игрой «Зоопарк»
Перспективный план по развитию и руководству сюжетно-ролевой игрой «Зоопарк»...
Проект развития и руководства сюжетно-ролевой игрой на тему: «Доктор - больница»
Задачи развития и воспитания детей в игреI. Задачи руководства:1) расширение представлений об окружающем:•раскрыть смысл деятельности медицинского персонала. Углублять знаня детей о ...