Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука пешехода» для детей 5 – 8 лет
учебно-методический материал по обж (старшая, подготовительная группа)
Дополнительная общеразвивающая программа "Азбука пешехода" для детей 5 - 8 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа | 91.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 116
«Детский сад комбинированного вида»
Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука пешехода»
для детей 5 – 8 лет
Составитель:
Борисова Л.Н.,
старший воспитатель
г. Кемерово, 2018
Оглавление
- Целевой раздел …………………………………………………………………….3
- Пояснительная записка …………………………………………………………….3
- Цели и задачи реализации программы в соответствии с ФГОС ДО…………….4
- Принципы и подходы к формированию программы …………………………….4
- Значимые характеристики особенностей развития детей старшего
дошкольного возраста ………………………………………………………………………5
- Планируемые результаты освоения программы………………………………….7
- Интеграция содержания образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» ……………………………………………………………………………………..9
- Содержательный раздел ………………………………………………………….10
2.1. Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности для детей старшей группы (5 – 6 лет)…………………………………………………….…………….10
2.2. Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы (6 – 8 лет)……………………………………………..13
III. Организационный раздел…………………………..…………………………………17
3.1. Расписание организованной образовательной деятельности…………………...........17
3.2. Структура организации образовательной области……………………………………17
3.3. Оснащение развивающей предметно-пространственной среды……………………..18
3.4. Материально-технические условия реализации программы…………………………19
3.5. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса……………….19
Приложения ………………………………………………………………………………….20
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
Программа «Азбука пешехода» для старшего дошкольного возраста разработана в рамках:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 2, ст.12 п.2,4, ст.14.
- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.06 № 06 - 1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования в практической работе».
- Письма Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 г. №28-02-484/16 Минобразования России "Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утверждённые на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России.
Направленность программы: социально-педагогическая (создаются условия для социальной практики ребёнка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта).
Новизна программы в том, что в центре образовательного процесса находятся дети, познающие Правила дорожного движения, которые написаны сложным языком и адресованы взрослым участникам дорожного движения. Данная программа позволяет систематически знакомить с обязанностями пешеходов и пассажиров доступно и понятно, обучая ребёнка правилам безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте. Становясь первоклассниками в будущем, дети впервые оказываются на оживлённых улицах города. Вот почему разговор о поведении вообще начинается с правил поведения на улице. Данные занятия помогут систематизировать, расширить и углубить знания по безопасности движения, сформируют у них уважение к общему закону дорог и улиц, воспитают дисциплинированных пешеходов, пассажиров, а возможно, и будущих водителей.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создаёт предпосылки чёткого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Актуальность: по результатам статистики, ежегодно на дорогах нашей страны совершается десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения при всеобщем участии педагогов, родителей и детей.
Каждый взрослый должен знать правила дорожного движения для пешеходов и воспитывать дисциплинированных пешеходов в своих детях. Ведь правила дорожного движения едины для детей и взрослых. Чтобы добраться до образовательного учреждения необходимо двигаться по тротуару, пересекать дорогу по «пешеходному переходу».
Поэтому главная задача родителей и педагогов – доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе форм обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.
Важно, чтобы именно при переходе из детского сада в школу, ребёнок мог легко ориентироваться в ближайшем пространственном окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.
Программа «Азбука пешехода» разработана для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали, для чего надо соблюдать правила дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания. Программа «Азбука пешехода» – это работа на перспективу. Чем раньше научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.
- Цели и задачи реализации программы в соответствии
с ФГОС ДО
Цель программы. Систематизация знаний детей по правилам дорожного движения, привитию навыков правильного поведения на улицах города, во дворе и транспорте, соблюдать и осознанно выполнять правила дорожного движения.
Задачи:
- воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения;
- воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения.
- развивать мотивацию к безопасному поведению;
- развивать у дошкольников умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
- формировать личностный и социально-значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах;
- формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в транспорте.
- развивать личностные свойства: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;
- научить основным правилам дорожного движения;
- обеспечить каждому ребёнку требуемый уровень знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах;
- формировать правильное поведение на улицах, используя полученные умения по данному вопросу;
- формировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения (ПДД).
- Принципы и подходы к формированию программы
(по Е.А. Козловской, С.А. Козловскому)
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учёт личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда».
Чем меньше возраст ребёнка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребёнка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия.
Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
4. Принцип возрастной безопасности.
С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
5. Принцип социальной безопасности.
Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует ГИБДД.
6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания.
Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.
7. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Программа основывается на комплексно-тематическом планировании. Предусматривает решение проблемных образовательных задач в совместной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Предполагает построение воспитательно-образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми в виде игр, бесед, чтения, наблюдения. Игровых ситуаций и др.
- Значимые характеристики особенностей развития
детей старшего дошкольного возраста.
Поведение пешеходов на дороге, в том числе и детей, зависит от ряда факторов, включая личностно-характеристические свойства, возрастные особенности и психическое состояние человека. Полноценное обучение правилам безопасного поведения на дороге невозможно без учёта этих особенностей.
Ребёнок до 8 лет ещё плохо распознает источники звуков: не всегда может определить их направление, не может отличить звук работающего двигателя и определить, на каком расстоянии находится автомобиль.
Обзор ребёнком окружающей обстановки ограничен его ростом - психологи считают, что поле зрения ребёнка на 20- 25% меньше, чем у взрослого. Маленький рост вдвойне увеличивает риск вовлечение в дорожно-транспортное происшествие, так как не только у ребёнка ограничен обзор, но и в то же время он сам он не виден водителю из-за стоящих транспортных средств или других препятствий.
Интеллектуальные функции, необходимые для анализа дорожно-транспортной ситуации, у детей формируются постепенно. Например, шестилетний ребёнок одним взглядом может охватить лишь 2 - 3 элемента дорожно-транспортной ситуации и то лишь при благоприятных обстоятельствах. Так же, следует отметить, что детям трудно одновременно совершать несколько разноплановых действий - переходить дорогу и осуществлять наблюдение по сторонам. Дать правильную оценку увиденной дорожно-транспортной ситуации для него вызывает еще большие трудности. Дело в том, что ввиду отсутствия специальных знаний поведения на дороге, часто ребёнок основывается на представлениях, взятых из мира игры и игрушек (например, представления о том, что реальные транспортные средства могут сразу же останавливаться на месте, как и их игрушечные автомобили).
Реакция у ребёнка по сравнению со взрослыми более замедленная. Времени, чтобы отреагировать на опасность, необходимо значительно больше. У взрослого пешехода на то, чтобы оценить обстановку, обдумать её, принять решение и начать действовать уходит примерно 0,8 - 1 секунда. Ребёнку требуется для того же самого 3 - 4 секунды – он не в состоянии сразу, на бегу остановиться, поэтому на сигнал автомашины реагирует со значительным опозданием. Даже, чтобы отличить движущую машину от стоящей, семилетнему ребёнку требуется до 4 секунд, а взрослому лишь четверть секунды.
Надёжная ориентация налево-направо приобретается не ранее, чем в семи -восьмилетнем возрасте.
Одной из особенностей поведения дошкольников и младших школьников является их игровая или иная увлечённость. Что-то заинтересовало ребёнка на улице, увидел знакомого, кто-то его окликнул – и ребёнок сразу забыл, где он находится, не замечает ни движущихся на большой скорости автомобилей, ни сигналов светофора.
Непредсказуемое, непрогнозируемое поведение детей на дороге ещё одна опасность и для самого ребенка, и для водителя. Испугавшись предупреждающего сигнала приближающейся автомашины, ребёнок импульсивно, не оценивая ситуацию, может броситься в сторону приближающейся с противоположной стороны машины, остановиться на месте, или ещё хуже – начнёт метаться по дороге. В основе такого поведения ребёнка лежит и врождённый инстинкт – от опасности скорее надо убегать. Но эффект получается обратный.
Ребёнок не осознает ответственность за собственное поведение на дороге, не прогнозирует к каким последствиям приведёт его поступок для других участников дорожного движения и для него лично. Собственная безопасность в условиях движения, особенно на пешеходных переходах зачастую им недооценивается.
Детям, впрочем, как и взрослым, свойственна коллективная ориентация (вести себя так же, как и другие). Доказано, что частота нарушений правил пешеходами (например, переход через проезжую часть на красный свет) в значительной мере зависит от провоцируемого поведения одного из пешеходов. Так, отдельные дети, находясь в обществе взрослых или же своих сверстников, меньше наблюдают за состоянием проезжей части при переходе дороги, полагаясь на своих спутников.
Эти и другие особенности детей, в частности легкое забывание инструкций, поверхностное восприятие требований Правил дорожного движения, требуют проведения с ними как можно большего количества практических занятий и постоянного напоминания им о необходимости быть осторожными.
К 4 - 5 годам у детей накапливается определённый двигательный опыт, обогащается словарный запас, воспитываются навыки пространственной ориентировки. Постепенно дети усваивают правила дорожного движения, активно пользуются словами, обозначающими направление и местоположение предметов. Расширяются представления детей: улица может быть широкой и узкой, по проезжей части движутся машины, переходы бывают наземные и подземные и т. п.
В возрасте 6 - 7 лет отдельные сведения уже связываются в последовательную и стройную систему представлений. Дети знают некоторые дорожные знаки, как регулируется движение.
- Планируемые результаты освоения программы
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» детей 5 – 6 лет
У детей сформируются следующие привычки, навыки, правила поведения:
- если возникла необходимость сойти на проезжую часть дороги и тем более перейти дорогу, надо остановиться, осмотреться, посмотреть налево – направо, выйти на проезжую часть, глядя налево, а, дойдя до середины дороги – посмотреть направо;
- регулировщик на дороге отменяет все другие знаки и сигналы, в том числе сигналы светофора;
- когда едешь в автобусе, троллейбусе, другом виде транспорта, надо обязательно за что-то держаться, чтобы не упасть при резком торможении;
- играть возле дороги и даже стоять у края проезжей части дороги – опасно;
- выйдя из транспорта не надо спешить. Лучше подождать, пока трамвай, автобус, троллейбус отъедут от остановки, а потом, оглядевшись, можно переходить дорогу.
Дети знают, что перед переходом проезжей части надо остановиться у края проезжей части, посмотреть налево, потом направо, а затем ещё раз налево и, если нет опасности – переходить проезжую часть.
Знают, что ходить нужно по дороге и переходить проезжую часть дороги только в разрешенных местах.
Соблюдают правила безопасного поведения в общественном транспорте.
«Социально-коммуникативное развитие» детей у детей 6 - 7 лет
У детей сформируются следующие привычки, навыки, правила поведения:
- прежде чем куда-то идти – мысленно представить себе маршрут и отметить в нём места, представляющие наибольшую опасность;
- переходить дорогу только тогда, когда видишь её всю. Если есть загораживающий часть дороги, двигающийся транспорт – подождать, пока он пройдёт. Если стоящая машина, кусты или что-то ещё мешает видеть дорогу – пройти вдоль тротуара, пока не будет хорошего обзора;
- из всех маршрутов движения выбирать тот, который наиболее безопасный
- реагировать на все изменения погоды и условий видимости как на повышение уровня опасности;
- улицы и перекрёстки никогда не переходить «по диагонали»;
- требования дорожных знаков, сигналов регулировщика и светофора не обсуждаются, а выполняются на 100%.
Дети умеют определять опасные дорожные ситуации и пути их безопасного решения.
Умеют дать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира в опасных ситуациях.
Сформирован навык выбрать наиболее безопасный путь к школе.
Сформирован навык воспринимать дорожную информацию во взаимодействии с другими явлениями (автомобиль быстро передвигается, в тумане расстояние до автомобиля кажется далеким, а на самом деле близко, на скользкой дороге тормозной путь увеличивается).
Знают основные знаки и термины дорожного движения
Прогноз результатов освоения образовательной области – Целевые ориентиры:
Ребёнок соблюдает правила безопасного поведения на улице (дорожные правила), в общественном транспорте.
Ребёнок различает и называет специальные виды транспорта, объясняет их назначение.
Дошкольник понимает значения сигналов светофора.
Дошкольник узнаёт и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи» и др.
Ребёнок различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра».
Ребёнок имеет представления о работе ГИБДД.
Осознанно соблюдает правила дорожного движения.
Показатели эффективности работы педагогического коллектива могут быть следующими:
- Отсутствие несчастных случаев дорожно-транспортных происшествий с детьми и родителями детского учреждения.
- Эффективность работы дошкольного образовательного учреждения, ГИБДД, родителей, школы, общественности по воспитанию культуры поведения на улице, в общественном транспорте.
- Проведение занятий, игр, целевых прогулок, экскурсий, выставок детского изобразительного творчества, обеспечивающих прочное усвоение детьми навыков безопасного поведения на улице и в общественном транспорте. Использование в практике ДОУ передового практического опыта.
- Наличие методической и художественной литературы, учебно-наглядного материала, игр, игрушек по правилам дорожного движения в методическом кабинете и групповых комнатах.
- Организация работы с родителями по разъяснению необходимости соблюдения Правил дорожного движения и привлечению их к созданию условий, способствующих формированию у детей знаний и навыков пешеходов.
- Знание детьми правил безопасного поведения на улицах и дорогах. Они выявляют путём экспресс-вопросников, рисунков детей на соответствующую тему и схем маршрутов движения пешеходов.
- Умение детей быстро и правильно ориентироваться в дорожных ситуациях.
- Интеграция образовательных областей
Примерами интеграции образовательных областей служат:
- информирование о правилах безопасности жизнедеятельности с целью избежания несчастного случая на дороге, способного повлечь за собой травмирования организма, организация подвижных и спортивных игр по ПДД, обучение катанию на велосипеде («Физическое развитие»);
- организация дидактических, развивающих игр по ПДД, формирование навыков общения с окружающими как участникам дорожного движения (сверстниками, взрослыми); организация встреч с сотрудниками ГИБДД («Социально-коммуникативное развитие»);
- активизация мышления о безопасном поведении (использование методов моделирования, «мозгового штурма»); просмотр и обсуждение познавательных книг, фильмов о правилах поведения на улице, дороге; использование обучающих игр по ПДД; организация исследовательской деятельности, реализация тематических проектов по ПДД («Познавательное развитие»);
- составление рассказов о правилах поведения на дороге, использование в работе литературно-художественных произведений и текстов о безопасном поведении детей, организация игр на основе литературно-художественных произведений («Речевое развитие»);
- привлечение внимания к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ (выставки, мини-музеи), художественно-творческая деятельность по теме, использование музыкального сопровождения при организации деятельности по формированию знаний по ПДД («Художественно-эстетическое развитие»).
- Содержательный раздел
Этапы реализации системы работы:
I этап – старшая группа (дети 5 - 6 лет);
II этап – подготовительная к школе группа (дети 6 - 7 лет).
Работа с детьми
При построении кружковой деятельности по изучению правил дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:
- ребёнок – пешеход;
- ребёнок – пассажир транспорта;
- ребёнок – водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики и др.)
Методы, способы деятельности педагога, направленные на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний детьми:
- в обучении - практический (различные упражнения с моделями, с игровым материалом транспортных средств, изготовление макетов, деятельность в уголке по ПДД, макет дороги с перекрёстками, игры на баннере);
- наглядный (изучение правил на макетах, наблюдение за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств);
- словесный (как ведущий - инструктаж, беседы, разъяснения);
- видеометод – ИКТ (просмотр, обучение).
- в воспитании - (по Г. И. Щукиной) - методы формирования сознания
личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, этическая беседа, пример);
- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения, дорожные ловушки);
- методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).
2.1. Календарно-тематическое планирование
организованной образовательной деятельности в старшей группе (5 – 6 лет)
Задачи обучения детей по обучению правилам дорожного движения
- Формировать умения у детей, свободно ориентироваться вокруг детского сада: знать все общественные здания, уметь ориентироваться в многообразии транспортных средств города.
- Прививать правила пользования маршрутным транспортом: поведение пассажира на остановке, во время посадки, во время движения, при выходе.
- Продолжать знакомить с правилами дорожного движения: основные термины и понятия, все элементы дорог, обязанности пешеходов и пассажиров, правила перехода железнодорожных переездов, предупредительные сигналы, подаваемые водителем, средства регулирования дорожного движения.
- Формировать умения у детей распознавать знаки:
- информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»;
- предупреждающие знаки – «Дети»;
- запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»;
- предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»;
- знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания».
5. Формировать умения объяснять дорожную обстановку после прогулки; наблюдать за правильными или неправильными действиями водителя, пешехода, пассажира, за действиями регулировщика.
Месяц | Темы недели | Перспективное планирование организованной образовательной деятельности | Кол-во |
Сентябрь | Участники дорожного движения. | «Приключения Незнайки на улицах города» Задачи: вырабатывать навыки сознательного отношения к соблюдению правил безопасности движения; формировать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды; расширить знания о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы; закрепить названия основных частей улицы, их названия, назвать основные части, на которые делится улица. Учить адекватно, реагировать на дорожные ситуации, прогнозировать своё поведение в разных ситуациях. | 1 |
Октябрь | Виды пешеходных переходов | «Как правильно переходить дорогу» Задачи: повторить и закрепить знания о проезжей части дороги и правилах движения по тротуару, пешеходной дорожке и обочине; сформировать представление о пешеходных переходах; воспитывать дисциплинированность в соблюдении правил перехода улицы и дороги. Общее ознакомление детей с дорожными знаками (предупреждающие, предписывающие знаки) | 1 |
Ноябрь | Светофор и его сигналы | «Светофорные науки» Задачи: вспомнить световые сигналы светофора, формировать понятие о том, что переходить улицу можно только по зелёному сигналу светофора; развивать наблюдательность, логическое мышление, воспитывать внимательного пешехода; закрепить виды светофоров, место установки каждого вида светофора и назначение (двухцветный – для пешеходов, трёхцветный – для водителей). Учить детей не только знать скрытую опасность, но и предвидеть её и уметь её использовать. | 1 |
Декабрь | Дорожные знаки | «Как разговаривает улица» Задачи: дать детям знания о дорожных знаках; научить различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки; закрепить знания о правилах дорожного движения; развивать логическое мышление, память, ориентацию в окружающей детей обстановке. Общее ознакомление детей с дорожными знаками: предупреждающие, предписывающие, запрещающие, информационно-указательные, знаки сервиса. | 1 |
Январь | Виды транспорта | «Как машины людям помогают» Задачи: расширить знания детей о видах транспорта, сравнить по внешнему виду. Знакомить детей со специальным транспортом, его назначением, особенностями строения; дать представление о том, что специальный транспорт может проезжать на красный сигнал светофора. | 1 |
Февраль | Мы пассажиры | «Моя дорожная грамота» Задачи: познакомить детей с правилами этического и безопасного поведения в транспорте; познакомить с работой кондуктора и водителя трамвая. Дать понятие - «пассажиры»; закрепить знания о правилах поведения пассажиров в общественном транспорте; закрепить умение общаться и обращаться друг к другу вежливо, уступать место старшим. | 1 |
Март | На загородной дороге | «Поездка за город, на дачу» Задачи: закреплять знания правил дорожного движения на загородной трассе: идти по обочине дороги навстречу движущемуся транспорту, переходить дорогу в любом месте, но только убедившись, что дорога свободна. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды; провести анализ типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах; закрепить правила поведения на улице. | 1 |
Апрель | Безопасные места для детских игр | Задачи: дать представления детям об опасных и безопасных местах для игр во дворе; научить их необходимым мерам предосторожности; обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома; развивать внимание, осторожность. Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при катании детей на велосипеде, самокате, роликовых коньках; научить детей правильному поведению в таких ситуациях. | 1 |
Май | Ребёнок на улицах города. | «Мы – знатоки дорожных правил» Задачи: закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на дороге, правилах дорожного движения; расширять кругозор; воспитывать дисциплинированного пешехода. Формировать понятия «можно» - «нельзя» применительно ко всем моментам, относящимся к безопасному хождению по улицам. Закрепить понятие «перекрёсток»; воспитывать уважение к окружающим, умение быть вежливым, внимательным. | 1 |
ИТОГО: | 9 |
2.2. Календарно-тематическое планирование
организованной образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе (6 – 8 лет)
Задачи обучения детей по обучению правилам дорожного движения
1. Формировать умения соблюдать правила безопасного поведения при самостоятельном движении по дороге.
2. Развивать мышление (обрабатывать полученную информацию, уметь подключать знания, полученные на занятиях).
3. Проводить тренировки по концентрации внимания, наблюдательности, развитию памяти, способности к восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации.
4. Разъяснить правила дорожной безопасности в условиях плохой погоды.
5. Расширять знания детей о работе сотрудников ГИБДД.
6. Продолжать знакомить с назначением дорожных знаков.
7. Систематизировать знания детей о Правилах дорожного движения путем проигрывания проблемных ситуаций.
Месяц | Темы недели | Перспективное планирование организованной образовательной деятельности | Кол-во |
Сентябрь | Движение пешеходов и их обязанности | «Приключения Гномика в городе» Задачи: учить детей правильно вести себя на улице. Уточнить представления детей о тротуаре, дороге, улице, перекрестке. Учить ориентироваться на расположенных поблизости улицах, в названиях общественно–бытовых зданий в ближайшем окружении. Учить работать с макетами, баннерами. | 1 |
Октябрь | Дорога. Правила перехода дороги. | «Ребёнок и дорога» Задачи: расширять знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы; закрепить представления детей о светофоре, различных дорожных знаках. Напомнить детям правила перехода улицы. Воспитывать внимание, навыки ориентирования в пространстве; закрепить понятия «пешеход», «тротуар», «пешеходная дорожка». | 1 |
Ноябрь | Дорожная безопасность | «Соблюдайте дисциплину на дорогах» Задачи: учить детей определять и предвидеть опасность дорожной ситуации и возможность её избежания; расширить знания об улице, дороге, перекрёстке; закрепить виды перекрёстков, правила их перехода. Разъяснить детям правила дорожной безопасности в условиях плохой погоды (дождь, туман, гололёд, морозная погода, оттепель). Учить оценивать окружающую дорожную обстановку через зрение, органы слуха. Воспитывать культуру движения пешеходов. Закрепить умение переходить дорогу согласно дорожным знакам. Воспитывать дисциплинированность на дороге. | 1 |
Декабрь | Дорожные знаки | «Наши помощники» Задачи: продолжать знакомить с дорожными знаками: с новым знаком «Внимание! Дети»; повторить знакомые дорожные знаки, изученные в старшей группе; закрепить знания детей о видах и назначении дорожных знаков. Познакомить с дорожными знаками «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума». Учить воспринимать дорожную информацию во взаимодействии с другими явлениями, различать дорожные знаки для водителей, велосипедистов и пешеходов. | 1 |
Январь | Дорожные знаки | «Знаки бывают разные» Задачи: познакомить с запрещающими знаками, учить отличать их от других знаков. Развивать воображение, умение применять знания на практике. Воспитывать культуру поведения, эстетических взглядов, наблюдательность, уважительное отношение к правилам дорожного движения. Познакомить с предупреждающими знаками: опасный поворот, скользкая дорога, неровная дорога, крутой спуск и крутой подъем. | 1 |
Февраль | Маршрутные транспортные средства. | «Ребёнок и машины» Задачи: учить детей, создавать мысленные конструкции специализированных машин; уточнить значение звукового сигнала (сирены); развивать умение решать проблемные задачи в совместной деятельности, с взрослыми используя различные дорожные ситуации, развивать интеллектуальные способности через умение решать проблемные ситуации воспитывать у детей уверенность умение смело высказывать свои мысли. Закреплять правила движения пешеходов и транспорта; воспитывать уважение к пешеходам и водителям; продолжать приучать правилам вежливого обращения друг к другу. | 1 |
Март | Безопасность пассажиров | «Нелегко быть пассажиром» Задачи: выяснить готовность ребёнка к правильным действиям в сложившейся ситуации на дороге, улице; проверить способность отвечать на вопросы быстро и правильно; закрепить правила поведения в транспорте и обязанности пассажиров, знание мест ожидания пассажирского транспорта. Учить детей давать оценку действий пассажира в опасных дорожных ситуациях. | 1 |
Апрель | ГИБДД | «О работе ГИБДД» Задачи: уточнить знания о работе инспектора ГИБДД. Воспитывать внимание, сосредоточенность, умение ориентироваться на сигналы регулировщика. | 1 |
Май | Наши верные друзья | «Правила дорожные знать каждому положено» Задачи: воспитывать вежливое отношение друг к другу; закрепить знания детей о правилах дорожного движения. Закрепить представления детей о светофоре; закрепить умение различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные), предназначенные для водителей и пешеходов. Закрепить навыки правильного поведения на улице: ходить только по тротуарам, пешеходным дорожкам; действовать по сигналам светофора; закрепить знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы. | 1 |
ИТОГО: | 9 |
- Организационный раздел
- Расписание организованной образовательной деятельности
День недели | Группа | Время проведения |
Пятница (III неделя) | Старшая (5 – 6 лет) | 15.45 – 16.10 |
Пятница (IV неделя) | Подготовительная к школе (6 – 8 лет) | 15.45 – 16.15 |
- Структура организации образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие»
Старшая группа
Социально-коммуникативное развитие | Длительность ООД | Месяц | Год |
Групповая образовательная деятельность | 25 мин. | 1 | 9 |
Подготовительная к школе группа
Социально-коммуникативное развитие | Длительность ООД | Месяц | Год |
Групповая образовательная деятельность | 30 мин. | 1 | 9 |
Построение образовательной деятельности соответствует возрастным особенностям детей, СанПин 2.4.1.3049-13 (Требования к организации режима дня и учебных занятий).
В данном образовательной процессе используются следующие формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста: групповая и индивидуальная образовательная деятельность, дидактические игры и задания, игровые упражнения, подвижные игры, игры-эстафеты, кроссворды, чтение, рассматривание и обсуждение художественных книг, просмотр и обсуждение мультфильмов, видео-роликов, беседы, специальные рассказы об интересных фактах и событиях, инсценирование и драматизация сказок, разучивание стихотворений, создание проблемных ситуаций, продуктивная деятельность (конструирование, рисование, аппликация), творческие задания, коллекционирование, конкурсы, праздники, викторины, экскурсии.
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5 – 8 лет). Организованная образовательная деятельность по обучению детей правилам дорожного движения в старшей и подготовительной к школе группе проводится 1 раз в месяц, итого – 9.
- Оснащение развивающей предметно-пространственной среды
Реализация программы «Азбука пешехода» требует определенного материально-технического обеспечения.
С 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО (приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»), где особое внимание уделяется материально-техническому обеспечению, созданию развивающей образовательной среды.
Образовательная деятельность по освоению правил безопасности дорожного движения проходит в групповых помещениях с использованием различных наглядных пособий, современного оборудования и детских транспортных средств.
Развивающая предметно-пространственная среда группы многофункциональна, постоянно пополняется, насыщена и разнообразна. В группах организован микроцентр «Уголок безопасности» Создание такого центра связано с расширением познавательного опыта, его использование в повседневной деятельности помогает закрепить детям полученные знания, влияет на развитие самостоятельной игровой детской деятельности, создаёт условия для эмоционального проживания ребёнком различных ситуаций с целью осмысления воспринятых содержаний.
Содержание микроцентра «Уголок безопасности» соответствует данной реализуемой программе, по насыщенности и разнообразию обеспечивает занятость каждого ребёнка в свободное от непосредственно-образовательной деятельности.
Предметно-пространственная среда моделирует функциональное развитие деятельности ребёнка тем, что в ней заложена «информация», которая сразу себя не обнаруживает полностью, а побуждает ребёнка к ее поиску.
Микроцентр «Уголок безопасности»:
Цель. Расширение познавательного опыта, его использование в повседневной деятельности.
Содержание микроцентра:
1. Иллюстрации о правилах поведения в окружающей действительности.
2. Картины с изображением различных дорожных ситуаций.
3. Дидактические игры настольные игры по профилактике ДТП.
4. Макеты перекрестков, районов города.
5. Книги разных авторов на соответствующую тематику.
6. Справочная литература: энциклопедии, справочники.
7. Альбомы «Профессии».
8. Строительный конструктор с блоками среднего и маленького размера.
9. Тематические наборы «Город», «Мосты» и т.д.
10. Нетрадиционный материал для построек.
11. Транспорт: специальный транспорт (скорая помощь, пожарная машина и т.д.); строительная техника (бульдозер, экскаватор и т.д.); сельскохозяйственная техника (тракторы, комбайн).
12. Игра «Перекресток».
13. Модели машин легковые и грузовые.
14. Простейшие схемы построек и «алгоритмы» их выполнения.
15. Дорожные знаки, светофоры.
16. Атрибуты для организации сюжетно-ролевой игры по ПДД.
17. Настольный баннер с изображением улиц, перекрёстков.
- Материально-технические условия реализации программы
1. Группа, оборудованная столами, стульями.
2. Демонстрационная доска.
3. Уголок безопасности.
4. Выставка рисунков по соблюдению правил дорожного движения.
5. Папка-раскладушка по правилам дорожного движения.
Технические средства обучения.
- Магнитофон.
- Компьютер.
- Экран.
- Кинопроектор.
- Программно-методическое обеспечение образовательного процесса
1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста (Раздел. Ребёнок на улице). – СПб.: «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2007
2. Извекова Н.А., Медведева А.Ф., Полякова Л.Б. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера,2005
3. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Правила и безопасность дорожного движения». – М.: «Издательство Скрипторий 2003»,2007
4. Соколова Т.Б. Наши верные друзья – правила дорожного движения (методическое пособие по пропаганде безопасности дорожного движения). – Кемерово, 2005
5. Соколова Т.Б. Методические рекомендации по организации работы по пропаганде безопасности дорожного движения в ДОУ. – Кемерово, 2005
6. Соколова Т.Б. Основы Правил дорожного движения – педагогическим работникам ДОУ (методическое пособие). – Кемерово, 2006
7. Соколова Т.Б. Методические рекомендации «Ситуативные игры на учебном перекрёстке с детьми старшего дошкольного возраста». – Кемерово, 2007
8. Соколова Т.Б. Методические рекомендации. Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. – Кемерово,2008
9. Соколова Т.Б. Дорожные фантазии. Сборник стихов, загадок, игр по Правилам дорожного движения с картинками. – Кемерово, 2010
10. Соколова Т.Б. Ролевые игры по Правилам дорожного движения на учебном перекрёстке с детьми старшего дошкольного возраста. Методические рекомендации. – Кемерово, 2015
11. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми. – М.: ТЦ Сфера, 2011
12. Спецвыпуск «Безопасная дорога детства» (приложение к журналу «Дошколёнок Кузбасса»). – Кемерово, 2009
ПРИЛОЖЕНИЯ
Педагогическая диагностика уровня знаний, умений и навыков детей
по освоению ПДД
Важную роль в выполнении программных задач играет процесс педагогической диагностики, который направлен на комплексное использование контрольных средств, систематическую и плановую деятельность воспитателя.
Цели:
- Повышение эффективности занятий по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах.
- Внедрение инновационных форм обучения детей правилам дорожного движения.
- Информированность педагогов ДОУ и родителей в вопросах обучения детей безопасному поведению на дорогах.
Задачи:
- определить уровень знаний, умений и навыков детей;
- выявить методическую и воспитательную недоработки по обучению детей безопасному поведению на дороге.
В зависимости от цели, педагогом выбираются соответствующие средства и методы педагогической диагностики.
Педагогическая диагностика проводится два раза в год:
1 – вводная (сентябрь)
2 - итоговая (май).
Уровни усвоения программы оцениваются по 3-х балльной системе:
высокий – 3 балла (сформирован);
средний – 2 балла (Находится в стадии формирования);
низкий – 1 балл (не сформирован)
Педагогическая диагностика уровня знаний детей 5-6 лет по ПДД.
Фамилия, имя ребёнка ____________________________________
Объект | Содержание | Метод (форма) | Баллы |
Степень освоения знаний по ПДД | Как называется часть дороги, по которой движется транспорт | Беседа, ситуативная беседа | |
Как называется часть дороги, отведенная для пешеходов | |||
Кого называют пешеходом | |||
Как безопасно перейти дорогу | |||
Кого называют водителем | |||
Какие виды транспорта ты знаешь | |||
Что обозначает сигналы светофора для пешеходов и водителей | |||
Почему нельзя играть на дороге | |||
На каких автомобилях устанавливают сигнал «Сирена» | |||
Для чего вдоль дорог поставлены знаки | |||
Какие дорожные знаки тебе известны, что они обозначают | |||
Какие правила необходимо соблюдать пассажиру маршрутного транспорта | |||
Как влияют погодные условия на движение транспорта и пешеходов | |||
Что такое дорожные ситуации –«ловушки» | |||
Как перейти дорогу у остановки маршрутного транспорта |
Качество знаний о правилах дорожного движения:
Знает, кого называют пешеходом и почему:
-ответь, кого называют пешеходом и почему?
Знает, где безопасно переходить дорогу:
-как ты думаешь, где безопасно переходить дорогу?
Знает, что такое дорожные ловушки, ориентируется в них, может заметить скрытую опасность:
-расскажи, что такое дорожная ловушка, почему она так называется? Как в нее не попасть?
Знает, что обозначает каждый сигнал светофора для пешехода, для водителя:
-расскажи, что обозначает каждый сигнал светофора для пешехода, а для водителя?
Знает, почему нельзя ходить толпой по тротуару:
-как ты думаешь, что произойдет, если ходить толпой по тротуару?
Знает и называет различные виды транспортных средств по способу передвижения и функционально:
-скажи, как различают транспорт по способу передвижения, приведи примеры. Как различают транспорт в зависимости от того, что на нем перевозят, приведи примеры.
Качество умений и навыков культуры поведения в дорожно-транспортной среде города:
Правильно переходит дорогу (в положенном месте) и в соответствии со световыми сигналами светофора, может предвидеть скрытую опасность и правильно на неё среагировать:
- опрос родителей, наблюдения в игровой деятельности.
Свободно ориентируется в помещении, на участке детского сада и в прилегающей к детскому саду местности:
- опрос родителей, наблюдения в совместной деятельности, экскурсиях.
Правильно действует в подвижных играх, быстро реагирует на сигнал воспитателя:
-наблюдения в игровой деятельности.
Сформирована культура поведения в общественном транспорте, на улице
- делает замечания взрослым и сверстникам, нарушающим правила поведения.
Наблюдения в игровой деятельности, опрос родителей.
Педагогическая диагностика уровня знаний детей 6-7 лет по ПДД.
Фамилия, имя ребёнка ____________________________________
Объект | Содержание | Метод (форма) | Баллы |
Степень освоения знаний по ПДД | Основные части дороги | Беседа, ситуативная беседа, Разговор. | |
Общие правила безопасной ориентации на дороге | |||
Светофоры, значение сигналов светофора | |||
Дорожные знаки и их значение | |||
Правила перехода дороги по пешеходным переходам со светофором и без светофора | |||
Наиболее опасные для пешеходов участки дорог | |||
Безопасные маршруты движения до детсада |
Качество знаний о правилах дорожного движения:
Знает, как нужно переходить улицу вблизи остановки маршрутного транспорта:
-расскажи, как ты будешь переходить улицу вблизи остановки маршрутного транспорта?
Знает, для чего вдоль дорог поставлены дорожные знаки:
-как ты думаешь, для чего вдоль дорог поставлены дорожные знаки?
Знает название некоторых дорожных знаков и их назначение:
-покажи из этих дорожных знаков те, которые ты знаешь, скажи, как он называется и что обозначает?
Знает, какие правила необходимо соблюдать пассажиру:
-расскажи, какие правила необходимо соблюдать пассажиру, для чего это нужно?
Знает, на каких машинах устанавливают сигнал «Сирена»:
-скажи, на каких машинах устанавливают сигнал «Сирена» и для чего это необходимо? Что должны сделать водители всех остальных транспортных средств, оказавшихся поблизости с такой машиной?
Знает, чем опасно несоблюдение правил дорожного движения:
-как ты думаешь, что произойдет, если не соблюдать правила дорожного движения?
Качество умений и навыков культуры поведения в дорожно-транспортной среде города:
Правильно переходит дорогу (в положенном месте) и в соответствии со световыми сигналами светофора, знаками дорожного движения - может предвидеть скрытую опасность и правильно на нее среагировать:
- опрос родителей, наблюдения в игровой деятельности, экскурсии.
Свободно ориентируется в помещении, на участке детского сада, и в прилегающей к детскому саду местности, действует, соблюдая правила поведения в дорожно-транспортной среде города:
- опрос родителей, наблюдения в совместной деятельности, экскурсиях.
Правильно действует в подвижных играх, строго выполняет правила, быстро реагирует на сигнал воспитателя:
-наблюдения в игровой деятельности.
Сформирована культура поведения в общественном транспорте, на улице,
- делает замечания взрослым и сверстникам, нарушающим правила поведения.
Наблюдения в игровой деятельности, опрос родителей, экскурсиях.
Тест для детей старшего дошкольного возраста «Подбери слова»
Задача: выявить знания детей по ПДД, уровень развития словарного запаса речи.
Инструкция: Воспитатель называет определение, например, воздушный транспорт. Ребёнок должен перечислить слова, относящиеся к этому определению (самолёт, вертолёт, воздушный шар).
Наземный транспорт
Воздушный транспорт
Предупреждающие знаки
Запрещающие знаки
Знаки сервиса
Сигналы светофора
Действия человека /Норма для детей старшего дошкольного возраста 15-20 слов из различных групп/.
Методика для детей старшего дошкольного возраста «Продолжи предложение»
Задача: выявить знания детей о правилах дорожного движения, умения правильно рассуждать, развитие логического мышления.
Задача детей: продолжить предложение.
Пешеходы всегда должны двигаться…….
Я никогда не нарушаю………
Светофор состоит из……..
Я знаю, что знаки бывают……..
Я помню случай, когда на дороге…….
Плохо, когда взрослые…..
Регулировщик, это человек, который…..
Пассажирам автобуса запрещается…….
Знать правила дорожного движения нужно для того, чтобы……
Проанализируйте процесс обобщения, рассуждения ребёнка, умения правильно рассуждать.
Тест для детей старшего дошкольного возраста «Дорожная история».
Задача: выявить знания детей о правилах дорожного движения, оценка словарного запаса и воображения.
Инструкция: ребёнку даётся задание придумать дорожную историю, затратив 3 минуты и затем пересказать её. История может включать разные ситуации, которые произошли либо самим ребёнком, либо может быть вымышленная, придуманная с различными персонажами из сказок, мультфильмов. При обработке результатов учитываются: знания детей ПДД, необычность сюжета, разнообразие персонажей, образов, оригинальность, словарный запас ребенка, рассказ должен состоять из полных предложений.
Оценка результатов: «отлично» - ставится за историю, необычную и оригинальную, свидетельствующую о незаурядной фантазии ребёнка, хороших знаниях по ПДД, богатом словарном запасе; «хорошо» - если история простая, нет оригинальности, знания по ПДД недостаточные. «плохо» - ребёнок не сумел придумать историю.
Тест «Проверь себя» (для детей 6 - 7 лет).
Задача: определить уровень развития знаний и умений усваиваемые детьми по правилам дорожного движения в подготовительной группе.
Задача ребёнка найти лишнее слово.
1. Знаки сервиса включают в себя… (больницу, пост ГИБДД, телефон, аптеку).
2. В специальный транспорт входит… (скорая помощь, пожарная машина, машина полиции, велосипед).
3. В понятие «транспорт» входит…(машина, автобус, велосипед, пешеход, трактор).
4. Общественный транспорт включает в себя…(автобус, троллейбус, трамвай, прицеп, такси).
5. У машины есть…(колёса, руль, парус, педаль, фары).
6. Пешеход имеет право…(переходить улицу, идти по тротуару, играть на проезжей части).
7. Запрещающие знаки включают в себя…(поворот направо запрещён, разворот запрещён, остановка запрещена, круговое движение).
8. Водителю велосипеда можно… (ездить, не держась за руль, двигаться по крайней правой полосе в один ряд, двигаться по обочине дороги, если это не создает помех пешеходам).
9. Дорожные знаки делятся на…(предупреждающие, запрещающие, предписывающие, указательные, разрешающие).
10. Светофор состоит из цветов (зелёного, жёлтого, красного, синего).
Норма для детей подготовительной группы 7 - 8 правильных ответов.
Тест для детей старшего дошкольного возраста «Запомни рисунок».
Задача: определить уровень развития памяти, внимания, закрепить различные виды транспорта.
Инструкция: педагог показывает ребёнку картинки с различными видами транспорта не более 15 секунд, после чего убирает картинки, а ребёнок должен воспроизвести все картинки.
Норма для детей подготовительной группы 7 - 8 правильных ответов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука вокала»
Программа «АЗБУКА ВОКАЛА»Объединение, в котором реализуется программа – студия раннего развития дошкольников «Эксперимент»;составитель программы – Отликова Т. В.;педагог, реализующий программу – Отлик...
Дополнительная общеразвивающая программа "Азбука безопасности"
Безопасность жизнедеятельности человека во всем мире признается главной проблемой во всем мире. Защита человека от негативных воздействий природного и техногенного характера, достижение комфортных усл...
Дополнительная общеразвивающая программа "Азбука моего досуга"
Дополнительная общеразвивающая программа для детей 7-12 лет. Срок реализации 1 год...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «Юные краеведы» Возраст детей: 6-7 лет Срок реализации: 1 год
Пояснительная запискаДошкольное детство – начальный этап становления личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры детей дошкольного возраста. Формирование личностной к...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ЮНЫЙ ПЕШЕХОД»
Программа имеет социально-педагогическую направленность, обеспечивает общественное развитие ребенка во взаимодействии и общении с другими людьми, социальной средой города, осуществляет формирование у ...
Дополнительная общеразвивающая программа "Азбука безопасности"
материал предназначен для воспитателей ,подготовительной группы...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»
Программа по реализации дополнительных образовательных услуг по обучению дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге «Азбука безопасности» в рамка...