Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» для детей второй младшей группы
рабочая программа (младшая группа) на тему
Рабочая программа предназначена для организации образовательной деятельности с детьми младшей группы 3-4 года по образовательной области познавательное развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otvety.docx | 79.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные цели и задачи образовательной области «Познавательное развитие»
Развитие познавательно-исследовательскую деятельность. Расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; воображения и творческой активности. Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.). Восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Приобщение к социокультурным ценностям. Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве. Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, пространстве и времени.
Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.
Формирование элементарных математических представлений
Количество. Развивать умение видеть общий признак предметов группы (все мячи — круглые, эти — все красные, эти — все большие и т. д.).
Учить составлять группы из однородных предметов и выделять изних отдельные предметы; различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами «много», «один», «ни одного». Сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе вза-
имного сопоставления элементов (предметов). Познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к
предметам другой; учить понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»; отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа: «Я
на каждый кружок положил грибок. Кружков больше, а грибов меньше» или «Кружков столько же, сколько грибов». Учить устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета или предметов к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из большей группы.
Величина. Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному
признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом), пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения словами (длинный — короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий — узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий — низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой — маленький, одинаковые (равные) по величине).
Форма. Познакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником. Учить обследовать форму этих фигур, используя
зрение и осязание.
Ориентировка в пространстве. Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху — внизу, впереди — сзади(позади), справа — слева. Различать правую и левую руки.
Ориентировка во времени. Учить ориентироваться в контрастных частях суток: день — ночь, утро — вечер.
Муниципального дошкольного образовательного учреждения
детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением физического развития детей №18 «Аленка»
Курского муниципального района Ставропольского края
Рабочая программа
по образовательной области «Познавательное развитие»
для детей второй младшей группы
Составила старший воспитатель Кривоносова И.Е.
2015
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана в соответствии:
- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказом МОиН РФ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Приказом МОиН РФ от 30.08.2013г. №1014 « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программа дошкольного образования».
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №26 г.Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Уставом МДОУ №18 Курского муниципального район;
Рабочая программа предназначена для организации образовательной деятельности с детьми младшей группы 3-4 года по образовательной области познавательное развитие.
Основу рабочей программы составляет подбор материалов для развернутого перспективного планирования, составленного по программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая на его индивидуальные особенности.
Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».
Цель программы: - создание условий для эффективного планирования организации управления воспитательно-образовательным процессом по образовательной области «Познание» в рамках реализации образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО.
Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:
- Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).
- Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
- Самостоятельная деятельность детей;
- Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы.
Возрастные особенности детей (3-4 года).
У детей младшего возраста накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребенка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, желтый, синий, зеленый). Трехлетний ребенок способен выбрать основные формы предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по образцу, допуская иногда незначительные ошибки. Ему известны слова «больше», «меньше», и из двух предметов (палочек, кубиков, мячей и т. п.) он успешно выбирает больший или меньший. В 3 года дети практически осваивают пространство своей комнаты (квартиры), групповой комнаты в детском саду, двора, где гуляют и т. п. На основании опыта у них складываются некоторые пространственные представления (рядом, перед, на, под). Освоение пространства происходит одновременно с развитием речи: ребенок учится пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения (предлоги и наречия).
Малыш знаком с предметами ближайшего окружения, их назначением (на стуле сидят, из чашки пьют и т. п.), с назначением некоторых общественно-бытовых зданий (в магазине, супермаркете покупают игрушки, хлеб, молоко, одежду, обувь); имеет представления о знакомых средствах передвижения (легковая машина, грузовая машина, троллейбус, самолет, велосипед и т. п.), о некоторых профессиях (врач, шофер, дворник), праздниках (Новый год, день своего рождения), свойствах воды, снега, песка (снег белый, холодный, вода теплая и вода холодная, лед скользкий, твердый; из влажного песка можно лепить, делать куличики, а сухой песок рассыпается); различает и называет состояния погоды (холодно, тепло, дует ветер, идет дождь). На четвертом году жизни ребенок различает по форме, окраске, вкусу некоторые фрукты и овощи, знает два-три вида птиц, некоторых домашних животных,
наиболее часто встречающихся насекомых.
Режим дня
Режимные моменты | II младшая группа |
Приход детей в детский сад, свободная игра, самостоятельная деятельность | 7.30 – 8.00 |
Утренняя гимнастика | 8.00 – 8.05 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.05 – 8.40 |
Игры, самостоятельная деятельность детей | 8.40 – 9.00 |
Организованная детская деятельность, занятия со специалистами | 9.00 – 9.40 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 9.40 – 11.40 |
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность | 11.40 – 12.00 |
Подготовка к обеду, обед | 12.00 – 12.30 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 12.30 – 15.00 |
Постепенный подъем, самостоятельная деятельность | 15.00 – 15.25 |
Полдник | 15.25 – 15.45 |
Чтение художественной литературы | 15.45 – 16.00 |
Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой | 16.00 – 16.30 |
Основным документом, регламентирующим режим дня в ДОО, является постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №26 г.Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию проводится 2 раза в неделю по 15 минут.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Образовательная область « Познавательное развитие»
Основные цели и задачи:
Развитие познавательно-исследовательскую деятельность. Расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; воображения и творческой активности. Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.). Восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Приобщение к социокультурным ценностям. Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве. Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, пространстве и времени.
Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее
Сентябрь
№ | Дата | Тема. | Цель. | Литература. Оборудование. |
1 | Тема: «Наша группа». | Познакомить детей с групповой комнатой. Учить детей ориентироваться в групповом пространстве. Развивать чувство любви и гордости за свою группу. | Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Стр.12 Таблицы | |
2 | Тема: «Игрушки, которые живут в нашей группе». | Познакомить детей с игрушками в групповой комнате. Побуждать детей к активности, самостоятельности. Закрепить знание детей о местонахождении разных игрушек, умения убирать каждую игрушку на свое место. Воспитывать желание выполнять действия с желанием, эмоциональным подъемом. | Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Стр.24 Таблицы. Игрушки в группе | |
3 | Тема: «Труд помощника воспитателя». | познакомить детей с трудом помощника воспитателя. Закрепить названия предметов и орудий труда. Воспитывать уважение к труду взрослых. Продолжать знакомить детей с опасными предметами в целях безопасности жизни и здоровья. | Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Стр.34 Таблицы. Иллюстрации орудий труда помощника воспитателя. | |
4 | Тема: «Учимся общаться друг с другом».
| Учить детей общаться друг с другом. Дать понятие, что такое дружба. Каким образом проявляются дружеские чувства. Учить передавать чувства через ласковые, добрые слова. Закрепить умение расслабляться, смотреть друг другу в глаза. | Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Стр.45 Игрушки. |
№ | Дата | Тема. | Цель. | Литература. Оборудование. |
5 | Тема: «Знакомимся с соседями». | Учить детей расширять круг знакомств в детском саду. Развивать чувство уверенности. Воспитывать доброжелательное отношение к незнакомым детям и взрослым. Продолжать работу по совершенствованию каждого ребенка как личности через общение с людьми. | Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Стр.54 Таблицы | |
Октябрь | ||||
6 | Тема: «Чудесные листья». | Учить детей замечать красоту природных явлений. Различать, узнавать, называть растения. Учить пользоваться сенсорными эталонами, эмоционально откликаться, переживать радость от общения с природой. | Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Стр.63 | |
7 | Тема: «Чудо-фрукты». | Познакомить детей с плодами фруктовых деревьев. Закрепить знания о том, что фрукты растут в саду Выделять характерные признаки фруктов, обследовать с помощью зрительно - осязательно-двигательных действий. Дать понятие о том, что человек ухаживает за растениями, чтобы полу- чить хороший урожай. Воспитывать благодарное чувство к природе. | Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Стр.72 Иллюстрации фруктов. |
№ | Дата | Тема. | Цель. | Литература. Оборудование. |
8 | Тема:«Что можно приготовить из овощей». | Закрепить знания детей об овощах, о способах их приготовления. Продолжать привлекать детей к элементарной трудовой деятельности. Развивать чувство коллективизма, понимать личный вклад в общее дело. Испытывать положительные эмоции в ходе выполнения трудовых процессов, чувство радости от достигнутого результата. | Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Стр.82 Иллюстрации овощей. Игрушка зайчика. | |
9 | Тема: «Идем в лес за грибами». | Обогащать представление детей о дарах осени в лесу. Закрепить умение описывать предметы, замечая характерные признаки. Развивать воображение детей, эмоционально откликаться, переживать радость от общения друг с другом. | Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Стр.90Муляжи грибов. | |
10 | Тема: «Как дикие животные к зиме готовятся?» | Продолжать обогащать представление детей об образе жизни диких животных. Развивать любознательность. Активизировать детей театрализованной деятельностью. | Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Стр.101 Иллюстрации диких животных. |
№ | Дата | Тема. | Цель. | Литература. Оборудование. |
11 | Тема: «Домашние животные и их детеныши». | Закрепить знания детей о домашних животных. Уметь различать разных животных по характерным особенностям. Обогащать представления детей о поведении, питании домашних животных. Развивать эмоциональную отзывчивость. | Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Стр.112 Иллюстрации дом. животных и их детенышей. | |
12 | Тема: «Домашние птицы». | Дать детям представление о домашних птицах, о характерных отличительных особенностях птиц. Закрепить понятие, что домашние птицы живут рядом с человеком. | Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Стр.121иллюстрации дом. Птицы. | |
13 | Тема: «Птицы и рыбки у нас дома». | Продолжить знакомить детей с живыми объектами, которые можно содержать в домашних условиях. Закрепить правила ухода за птицами и рыбками, знания об особенностях их жилья, особенностях их питания. Воспитывать бережное и дружелюбное отношение к живым существам. Закреплять умение перевоплощаться в разные образы. | Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Стр.132 Иллюстрации аквариума, клетка с попугайчиком, домик для кошки. |
Декабрь
№ | Дата | Тема. | Цель. | Литература. Оборудование. |
14 | Тема: «Грузовой транспорт». | Дать детям представление о грузовом транспорте, о грузах, которые перевозят водители на грузовом транспорте. Закрепить знания о составных частях грузовой машины. Развивать умение имитировать заданный образ, развивать воображение, творчество. | Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Стр.141Иллюстрации грузового транспорта. | |
15 | Тема: «Труд водителя». | Учить детей логично отвечать на вопросы воспитателя, предлагать варианты ответов. Закрепить знания детей о машинах. Познакомить с трудом водителя. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, бережное отношение к игрушкам-машинам. Закреплять навыки культурного поведения «на дороге». | Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Стр.151Иллюстрации дорожных знаков. | |
16 | Тема: «В лесу родилась елочка». | Учить детей различать характерные признаки предметов различными анализаторами (глаза, нос, руки и т. д.). Развивать тактильную память. Закрепить сравнение предметов (репродукций), умение вычленить части из целого, анализировать, делать выводы. Развивать наблюдательность, любознательность. | Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Стр.160 Таблицы. Иллюстрации деревьев в разное время года. | |
17 | Тема: «Кто нас кормит». | Закрепить знания детей о профессии водителя. Дать представление детям о профессии повара, предметах, необходимых для работы. Воспитывать уважение к труду взрослых, желание называть сотрудников д/сада по имени, отчеству. | Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Стр.170 Предметы необходимые для повара – иллюстрации. |
Январь
№ | Дата | Тема. | Цель. | Литература. Оборудование. |
18 | Тема: «Зима белоснежная». | Закрепить знания детей о времени года - зима. Учить детей сравнивать разные времена года, отмечая характерные признаки каждого, уточнить, что времена года закономерно наступают один после другого. Развивать чувственность, наблюдательность, любознательность. | Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Стр.182 Конверт с желтыми листьями и снежинками. | |
19 | Тема: «У кого какие шубки?» | Дать детям представление об одежде, которая защищает человека от холода и об «одежде» зверей, которая помогает перенести холодную зиму, защищает и маскирует от врагов. Познакомить с характерными признаками животных. Воспитывать интерес к животным, любознательность. | Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Стр.193 Иллюстрации диких животных. | |
20 | Тема: «Игры зимой» | Закрепить знания детей о зимних развлечениях, вызвать положительные эмоции. Закрепить понятие, что зимние развлечения характерны только для зимы. Развивать у детей творческую активность, воображение и фантазию. Учить четко выполнять имитационные движения по показу взрослого. | Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Стр.206 Иллюстрации игр зимой. Таблицы. |
Февраль
№ | Дата | Тема. | Цель. | Литература. Оборудование. |
21 | Тема: «Если ты заболел...». | Учить детей проявлять заботливое отношение к своему другу Карлсону. Дать детям представление о диагностике, умении определять больные места, сознательно прислушиваться к своему организму, оказывать элементарную первую медицинскую помощь. Проявлять инициативу каждому ребенку. | Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Стр.217 Игрушка карлсон и предметы медицинские. | |
22 | Тема: «Таблетки растут на ветке, Таблетки растут на грядке». | Познакомить детей с понятием витамины. Закрепить знания об овощах и фруктах, об их значении в питании. Воспитывать у детей культуру еды, чувство меры. Развивать логическое мышление, внимание. | Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Стр.227 Игрушки степашка и хрюша, муляжи овощей и фруктов. | |
23 | Тема: «Я и мой папа». | Воспитывать у детей доброе отношение к своему папе, вызывать чувство гордости и радости за благородные поступки родного человека. Закрепить умение работать по схеме, составлять описательный рассказ. | Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Стр.236 Таблицы. | |
24 | Тема: «Наши добрые дела». | Развивать у детей доброе отношение ко всему окружающему миру. Учить детей анализировать свой поступки и поступки своих друзей. Активизировать стремление совершать благородные поступки, радоваться результату. Уметь рассказывать о своих впечатлениях. | Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Стр.246 Таблицы. |
Март
№ | Дата | Тема. | Цель. | Литература. Оборудование. |
25 | Тема: «Я и моя мама». | Развивать у детей доброе отношение и любовь к своей маме. Вызвать чувство гордости и радости за дела и поступки родного человека, чувство благодарности за заботу. Закрепить умение работать со схемами. | Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Стр.254 | |
26 | Тема: «Моя семья». | Учить детей называть членов своей семьи. Знать, что в семье все заботятся и любят друг друга. Понимать роль взрослых и детей в семье. Вызывать у ребенка радость и гордость за то, что у него есть семья. | Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Стр.265 Трафареты домиков. | |
27 | Тема: «Дом, в которой мы живем». (Мебель). | Дать детям обобщенное понятие «мебель», рассказать о назначении каждого предмета. Воспитывать у детей желание помогать по мере возможности, радоваться, испытывать удовлетворение, когда делаешь доброе дело для другого. | Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Стр.288 Предметы мебели. | |
28 | Тема: «О пожарной безопасности». | Дать детям понятие о пользе и вреде огня. Закрепить знания о том, что горит, что не горит. Вызвать у детей желание быть всегда осторожными с огнем. | Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Стр.310 Письмо от хрюши. |
Апрель
№ | Дата | Тема. | Цель. | Литература. Оборудование. |
29 | Тема: «Идем в магазин за игрушками». | Познакомить детей с магазином «Игрушки». Дать понятие, что игрушки изготавливаются из разных материалов, бывают разного размера, цвета. Учить детей имитировать, оживлять игрушки. Закрепить навыки бережного отношения к игрушкам. | Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Стр.321разные игрушки. | |
30 | Тема: «Какие краски у Весны?» | Дать детям представление о времени года «весне». Учить сравнивать времена года, отмечать характерные признаки, развивать цветовое восприятие: осень - желтая, зима - белая, весна - зеленая. Воспитывать бережное отношение к пробуждению природы, к ее отдельным явлениям. | Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Стр.342Иллюстрациии о весне. | |
31 | Тема: «Умывание каждый день». | Закреплять навыки детей в умывании, в знании предметов туалета и их назначении. Развивать наблюдательность, любознательность, познавать свойства воды. Воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть красивым, чистым, аккуратным, уважительно относиться к своему телу. | Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Стр.354 | |
32 | Тема: «Каждый день с хлебом». | Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом, откуда берется хлеб, как его делают, кто его растит и печет. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. | Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Стр.368 |
№ | Дата | Тема. | Цель. | Литература. Оборудование. |
33 | Тема: «Цветы на подоконнике». | Закрепить знания детей о комнатных растениях. Познакомить с названиями 2-3-х комнатных растений. Развивать желание ухаживать за растениями, относиться к ним с любовью и нежностью. Учить детей сравнивать растения, нахо- дить сходство и различие во внешних признаках. | Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Стр.376 |
Май
34 | Тема: «Деревья и кустарники на нашем участке» | Показать влияние солнечного цвета и воды на рост растений, воспитывать чувство красоты и потребность в заботе о природе. Развивать наблюдательность | Комплексные занятия стр. 120 Картинки различных деревьев | |
35 | Тема: «Шестиногие малыши» | Учить устанавливать отличия бабочки от жучка у бабочки яркие большие красивые крылья, есть усики, хоботок и др. Познакомить с другими насекомыми и уметь их различать | Комплексные занятия стр. 241 Иллюстрации с изображением насекомых | |
36 | Тема: «Знакомим Незнайку с бытовой техникой» | Учить дифференцировать бытовые приборы по их назначению, воспитывать трудолюбие, аккуратность в обращении с бытовыми приборами | Комплексные занятия стр. 198 Картинки предметов бытовой техники игрушка Незнайка. |
Формирование элементарных математических представлений
Количество. Развивать умение видеть общий признак предметов группы (все мячи — круглые, эти — все красные, эти — все большие и т. д.).
Учить составлять группы из однородных предметов и выделять изних отдельные предметы; различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами «много», «один», «ни одного». Сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе вза-
имного сопоставления элементов (предметов). Познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к
предметам другой; учить понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»; отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа: «Я
на каждый кружок положил грибок. Кружков больше, а грибов меньше» или «Кружков столько же, сколько грибов». Учить устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета или предметов к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из большей группы.
Величина. Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному
признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом), пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения словами (длинный — короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий — узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий — низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой — маленький, одинаковые (равные) по величине).
Форма. Познакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником. Учить обследовать форму этих фигур, используя
зрение и осязание.
Ориентировка в пространстве. Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху — внизу, впереди — сзади(позади), справа — слева. Различать правую и левую руки.
Ориентировка во времени. Учить ориентироваться в контрастных частях суток: день — ночь, утро — вечер.
Сентябрь
№ | Дата | Тема | Цель | Оборудование, литература |
1 | «Знакомство с шариком и кубком» «Башенка» | Закрепить умение различать называть шар (шарик) куб (кубик) независимо, учить катать мяч двумя руками. | И.А. Помараева, В.А Позина Занятия по формированию элементарных математических Большие и маленькие шары, кубы, игрушки | |
2 | «Кошечки» Игра «Подбери клубочек» | Закрепить умение различать контрастные предметы, по размеру используя при этом слова «большой»; «маленький» | И.А. Помараева, В.А Позина Занятия по формированию элементарных математических представлений Куклы большая и маленькая, 2 кроватки | |
3 | «Путешествие» «Башенка и лестница» Игра «Поезд» | Закрепить умение различать количество предметов используя при этом слова «много», «мало», «один», упражнять в подпрыгивании на двух ногах, продолжать знакомится с разными строительными материалами | И.А. Помараева, В.А Позина Занятия по формированию элементарных математических представлений. Кукла, матрешки. | |
4 | «Цветочки» Игра «Ромашки» | Познакомить со способами приготовления из отдельных предметов группы и выделять один предмет, учить понимать слова «один», «много», «ни одного» | И.А. Помараева, В.А Позина Занятия по формированию элементарных математических представлений Корзина, мячи одинакового цвета и размера. |
Октябрь
№ | Дата | Тема | Цель | Оборудование, литература |
5 | «Гусеницы и лесенка» Игра «Не задень» | Познакомить с кругом, учить отвечать на вопрос «сколько», определять совокупности словами «один» «много» «ни одного» | И.А. Помараева, В.А Позина Занятия по формированию элементарных математических представлений Картонный поезд, поднос, салфетка, таз с водой. | |
6 | «Колобок» «Игры с колобком» | Учить детей сравнивать круги по размерам, большое и маленькое. Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы, обозначать совокупности словами один, много, ни одного | И.А. Помараева, В.А Позина Занятия по формированию элементарных математических представлений. Машина, мешочек, большие и маленькие круги одинакового цвета | |
7 | «Андрюша цыплёнок» «Дорожки» | Учить сравнивать два предмета по длине по обозначению результат сравнения словами «длинный», «короткий», «длиннее», «короче», строить дорожки, варьируя их по длине. | И.А. Помараева, В.А Позина Занятия по формированию элементарных математических представлений. 2дорожки одинакового цвета, но разной длины. | |
8 | «Путешествие в лес за грибами» | Учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько», используя слова «один», «много» сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения | И.А. Помараева, В.А Позина Занятия по формированию элементарных математических представлений Корзинки с большими и маленькими мячами. |
Ноябрь
№ | Дата | Тема | Цель | Оборудование, литература |
9 | «Дворец и мебель для царевны Несмеяны» | Познакомить с квадратом, учить различать круг квадрат указывать по просьбе воспитателя эти фигуры на картинках, выставлять их изображения в очередности. | И.А. Помараева, В.А Позина Занятия по формированию элементарных математических представлений. 2 коробки разного размера 4-5 групп игрушек. | |
10 | «Заплатки для ковриков» | Закрепить умение определять количество предметов, (один, много) пользоваться понятиями «один» «много» различать и называть круг и квадрат | И.А. Помараева, В.А Позина Занятия по формированию элементарных математических представлений. Круги и квадраты одинакового цвета | |
11 | «Путешествие» | Совершенствовать умение сравнивать два предмета подлине, результаты сравнения обозначать словами «длиннее», «короче», «длинный», «коротенький» | И.А. Помараева, В.А Позина Занятия по формированию элементарных математических представлений Полоски разные по длине | |
12 | «Круг и квадратики» Игра «Чудесный мешочек» | Закрепить умение различать и называть круг, квадрат совершенствовать умение сравнивать два предмета, по длине находить «один» и «много» предметов в окружающей обстановке | И.А. Помараева, В.А Позина Занятия по формированию элементарных математических представлений. Несколько маленьких машин, одна большая. |
Декабрь
№ | Дата | Тема | Цель | Оборудование, литература |
13 | «Дорожка для колобка» | Учить сравнивать две разные группы предметов способом наложения понимать слова поровну, ориентироваться в расположении частей собственного тела, различать правую левую руку, ходить и бегать в рассыпную закрепить знания признаках предмета ширину и длину, цвет | И.А. Помараева, В.А Позина Занятия по формированию элементарных математических представлений. Поднос с игрушками | |
14 | «Оденем Мишку» «Мостик» | Продолжать учить детей сравнивать предметы и находить одинаковые, пользоваться словами длиннее короче, один – круг, квадрат, треугольник, находить модели этих фигур не смотря на различение цвета. | И.А. Помараева, В.А Позина Занятия по формированию элементарных математических представлений Геометрические фигуры | |
15 | «Воробьи» | Учить сравнивать два предмета по ширине используя приемы наложения обозначать результаты значения словами «широкий», «узкий», «шире», «уже» | И.А. Помараева, В.А Позина Занятия по формированию элементарных математических представлений Полоски разной длины и ширины. | |
16 | «Новогодняя елочка» | Учить сравнивать предметы, по длине изображая елочки используя выразительность движений, развивать мелкую моторику активизировать в речи в слова «короткий», «низкий» | И.А. Помараева, В.А Позина Занятия по формированию элементарных математических представлений Елочки разного размера |
Январь
№ | Дата | Тема | Цель | Оборудование, литература |
17 | «Зайчата» | Учить сравнивать два предмета контрастных по ширине используя приемы наложения и приложения обозначать результат сравнения словами «широкий», «узкий», «шире», «уже» | И.А. Помараева, В.А Позина Занятия по формированию элементарных математических представлений Картинки с изображением козлят и кочанов капусты. | |
18 | «Треугольник» | Познакомить с треугольником, учить различать и называть фигуру, пользоваться словами «шире», «уже» строить ворота низкие, высокие. | И.А. Помараева, В.А Позина Занятия по формированию элементарных математических представлений Цветы с круглой и квадратной сердцевинами. | |
19 | «Домик для лягушки» | Продолжать знакомится с треугольником учить сравнивать треугольник с квадратом. | И.А. Помараева, В.А Позина Занятия по формированию элементарных математических представлений Игрушка-заяц,письмо, круг, треугольник. | |
20 | «Лошадка» «Ворота для лошадки» | Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, одинаково, столько - сколько | И.А. Помараева, В.А Позина Занятия по формированию элементарных математических представлений. Ворота , лошадки из картонна |
Февраль
№ | Дата | Тема | Цель | Оборудование, литература |
21 | «Петушок» «Башня для петушка» | Закрепить приемы сравнения двух предметов по высоте, учить понимать слова «высокий», «низкий» совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом приложения и пользоваться словами «поровну», «одинаково», «столько», «сколько» | И.А. Помараева, В.А Позина Занятия по формированию элементарных математических представлений. Двухполосные карточки, елочки и зайчики. | |
22 | «Елочка» «Домик» | Упражнять в сравнении двух предметов двух предметов по высоте двух равных групп предметов способом наложения и приложения. | И.А. Помараева, В.А Позина Занятия по формированию элементарных математических представлений Елочка с новогодними игрушками из картона | |
23 | «Матрешки» | Учить сравнивать две неравные групп предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами «больше», «меньше», «столько», «сколько» | И.А. Помараева, В.А Позина Занятия по формированию элементарных математических представлений Матрешки, пирамидка. | |
24 | «Две куклы» | Учить сравнивать две неравные группы предметов обозначать результаты сравнения словами «больше», «меньше» | И.А. Помараева, В.А Позина Занятия по формированию элементарных математических представлений. Куклы, стулья |
Март
№ | Дата | Тема | Цель | Оборудование, литература |
25 | «Две куклы» | Продолжать учить сравнивать две неравные группы предметов способами наложения и приложеня, обозначать результаты сравнения словами больше-меньше, столько- сколько. | И.А. Помараева, В.А Позина Занятия по формированию элементарных математических представлений Фланелеграф, кортонные изображения котят и корзинок. | |
26 | «Кораблики» Подвижно-дидактические игры | Формировать умение различать количество звуков на слух,(много и один) закрепить способы сравнения предметов. | И.А. Помараева, В.А Позина Занятия по формированию элементарных математических представлений металлафон. | |
27 | «Музыкальный магазин» | Учить различать определенное количество движений и называть их словами (один и много), совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы развивать внимание и мышление | И.А. Помараева, В.А Позина Занятия по формированию элементарных математических представлений Игрушки. | |
28 | История про бабушку и дедушку «Домик» | Закреплять умение сравнивать две равные группы предметов способами наложения и приложения, учить определять пространственное расположение предметов. | И.А. Помараева, В.А Позина Занятия по формированию элементарных математических представлений. Фланелиграф, птички, зернышки. |
Апрель
№ | Дата | Тема | Цель | Оборудование, литература |
29 | « В гостях у Маши и Даши» | Учить воспроизводить заданное количество предметов и звуков предметов звуков по образцу в пределах трех ( без счета и названия числа) Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. | И.А. Помараева, В.А Позина Занятия по формированию элементарных математических представлений. Куклы, бусы дудочка. | |
30 | «Большой , маленький» | Закреплять умение воспроизводить заданное количество предметов по образцу в пределах трех ( без счета и названия числа и названия числа) Упражнять в умении сравнивать два предмета по размеру, обозначать результаты сравнения словами большой, маленький. | И.А. Помараева, В.А Позина Занятия по формированию элементарных математических представлений. Большой и маленький клоуны, игрушечная собачка. | |
31 | «Когда это бывает?» | Учить различать определенное количество движений и называть их словами один, много. Упражнять в умении различать пространственные направления от себя, обозначать их словами впереди – сзади, вверху-внизу, слева-справа. | И.А. Помараева, В.А Позина Занятия по формированию элементарных математических представлений. Кукла, медведь, шарики ,круги. |
Май
№ | Дата | Тема | Цель | Оборудование, литература |
33 | «Праздничная улица» Игра со светофором | Продолжать учить воспроизводить количество звуков в предметах – 1- 3 без счета и названия числа, находить карточку, на которой столько же кружков, сколько ударил молоточек , упражнять в сравнении групп предметов, пользуясь приемом приложения. | . И.А. Помараева, В.А Позина Занятия по формированию элементарных математических представлений. Барабан, мешочек, в котором лежат большие и маленькие кубы, шары. | |
34 | «Учить делать все правильно» | Упражнять в сравнении равных и неравных групп предметов пользуясь приемом приложения одной группы к предметам другой, обозначать результат сравнения словами (больше - меньше), (столько - сколько), закрепить умение сравнивать по длине | И.А. Помараева, В.А Позина Занятия по формированию элементарных математических представлений. Матрешки, мячи. | |
35 | «Игра с бабочками» «Мостик» | Учить детей находить карточку на которой нарисовано столько бабочек, столько было звуков, упражнять в сравнении предметов по длине и ширине, высоте, толщине, объёму в целом. | И.А. Помараева, В.А Позина Занятия по формированию элементарных математических представлений. Барабан, бабочки и цветочки. | |
36 | «Геометрические фигуры» «Наш участок» | Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры круг, квадрат, треугольник, куб, развивать внимание, мышление, память, воображение закреплять умение, замыкать пространство, решительно располагая карточки на плоскости. | И.А. Помараева, В.А Позина Занятия по формированию элементарных математических представлений. Геометрические фигуры, чудесный мешочек. |
Возрастные особенности детей
Младший дошкольный возраст (3-4 года). У детей младшего возраста накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребенка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, желтый, синий, зеленый). Трехлетний ребенок способен выбрать основные формы предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по образцу, допуская иногда незначительные ошибки. Ему известны слова «больше», «меньше», и из двух предметов (палочек, кубиков, мячей и т. п.) он успешно выбирает больший или меньший. В 3 года дети практически осваивают пространство своей комнаты (квартиры), групповой комнаты в детском саду, двора, где гуляют и т. п. На основании опыта у них складываются некоторые пространственные представления (рядом, перед, на, под). Освоение пространства происходит одновременно с развитием речи: ребенок учится
пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения (предлоги и наречия).
Малыш знаком с предметами ближайшего окружения, их назначением (на стуле сидят, из чашки пьют и т. п.), с назначением некоторых общественно-бытовых зданий (в магазине, супермаркете покупают игрушки, хлеб, молоко, одежду, обувь); имеет представления о знакомых средствах передвижения (легковая машина, грузовая машина, троллейбус, самолет, велосипед и т. п.), о некоторых профессиях (врач, шофер, дворник), праздниках (Новый год, день своего рождения), свойствах воды, снега, песка (снег белый, холодный, вода теплая и вода холодная, лед скользкий, твердый; из влажного песка можно лепить, делать куличики, а сухой песок рассыпается); различает и называет состояния погоды (холодно, тепло, дует ветер, идет дождь). На четвертом году жизни ребенок различает по форме, окраске, вкусу некоторые фрукты и овощи, знает два-три вида птиц, некоторых домашних животных,
наиболее часто встречающихся насекомых.
Режим дня
Возрастные группа | II младшая |
Прием, осмотр, игры | 7.00-8.10 |
Утренняя гимнастика | 7.50-8.00 |
Игры, подготовка к завтраку, | 8.00 - 8.30 |
Завтрак | |
Организованная образовательная деятельность | 9.30-9.45 9.55 - 10.10 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 10.10-11.50 |
Возвращение с прогулки, игры | 11.50-12.00 |
Обед | 12.00-13.00 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 13.15-15.00 |
Постепенный подъем Самостоятельная деятельность, игры | 15.00-15.15 |
Подготовка к ужину, ужин | 15.30-16.00 |
Игры, самостоятельная и организованная детская деятельность
| 16.00-16.40 |
Самостоятельная деятельность, игры на воздухе, уход детей домой | 16.40-17.30 |
Основным документом, регламентирующим режим дня в ДОО, является постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №26 г.Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» для детей второй младшей группы по теме «Матрешка»
Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» для детей второй младшей группы по теме «Матрешка»...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области познавательному развитию для детей второй младшей группы. «Поиграем с рыбками».
Целью данного конспекта является формирование умения соотносить предметы по определенному признаку. Задачами: 1. Развивать умение выбирать предметы определенного цвета, из несколько предложе...
Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие" для детей второй младшей группы»
Используемые технологии:Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.Игровые технологии.ИКТНазвание: «Осень наступила»Цель:обобщать знания детей об осени....
Конспект НОД по образовательной области: познавательное развитие для детей второй младшей группы Тема: «Грибы»
Используемые технологии:*Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;*Технология деятельностного подхода;*Игровые технологии...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей второй младшей группы «Снежинка - почтальон»
Формировать и систематизировать знания детей о признаках зимы, жизни животных в зимний период....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей второй младшей группы «Когда мы подрастем, тоже в армию пойдем»
Формировать первичные представления детей о Российской армии и празднике «День защитника Отечества»....