Конспект организации сюжетно-ролевой игры в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР № 3 «АБВГДейка» Тема: «В магазин за подарками»
материал (средняя группа) по теме

Ксения Анатольевна Прокопцова

Конспект сюжетно-ролевой игры в средней группе компенсирующей направленности  для детей с ТНР № 3 «АБВГДейка»  Тема: «В магазин за подарками»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_syuzhketno_rolevoy_igry_prokoptsova_11.03.16.docx31.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Алёнка» г. Советский»

Конспект сюжетно-ролевой игры

  в средней группе компенсирующей направленности

 для детей с ТНР № 3 «АБВГДейка»

Тема: «В магазин за подарками»

Разработал:

Прокопцова Ксения Анатольевна,

воспитатель

г. Советский, март 2016

Пояснительная записка

Cюжетно-ролевая игра имеет чрезвычайно большое значение для умственного и нравственного развития ребёнка,  для формирования его способностей и становления личности в целом. Дошкольники в возрасте от 3 -4 лет начинают комбинировать разные события, включая в игры эпизоды из собственного опыта и из литературных произведений, которые им читали или показывали посредством сюжетно-дидактических игр, иллюстраций в книгах.

Отражение ребёнком окружающей действительности происходит в процессе активной жизнедеятельности, путём принятия на себя определённой роли. Выполняя взятую на себя роль, ребёнок стремится подражать взрослым. Большое значение в развитии игровых замыслов у детей играет среда, игровое пространство. Содержание этих уголков должно соответствовать взрасту, предметы для игр могут быть не только фабричного производства , но и маркеры изготовлены самостоятельно. "Маркеры игрового пространства" — это игрушки (игровой материал, указывающие на место действия, обстановку, в котором разворачивается сюжет.

Перед тем как организовать сюжетно-ролевую игру « В магазин за подарками» нами была проведена предварительная работа. Обновлена развивающая среда с участием родителей. Изготовлены своим руками и пополнены атрибутами (маркеры)  уголки для игр.

Игра была запланирована и проведена в соответствии с требованиями ФГОС в ДОУ.  Содержание сюжетно- ролевой игры  соответствует возрастным особенностям детей данной группы, а именно детей с тяжелыми нарушениями речи. В ходе игры постоянно поддерживалась мотивация и интерес. Обстановка была дружеская и психологически комфортная.

В ходе игры  наблюдалась целостность сюжета, взаимосвязанность отражаемых событий. У дошкольников складывался  определенный интерес к сюжетам, в которые они играли и раньше. Дети живо откликались  на новые впечатления и знакомые игры.  Содержание сюжета в игре способствовало положительному взаимодействию детей друг с другом. В ходе игры помогала выбрать роль, способы игры, развернуть игровое взаимодействие. Вовлекала детей в процесс обмена мнениями. Интересовалась желаниями ребенка. Помогала создавать игровую обстановку, стимулировала самостоятельный поиск сюжетов, действий по желанию детей. Вместе с детьми радовалась их действиям, выдумкам, отвечала на вопросы, откликается на просьбы детей в процессе игры. Поощряла игру. В игре были использовала сюрпризные моменты, музыкальное сопровождение.

Задачи:

  1. Продолжать знакомить детей с социальной действительностью.
  2. Закреплять ранее полеченные представления детей о профессии водителя, кондуктора, продавца.
  3. Закреплять умение брать на себя роль и выполнять действия в соответствии с нею.
  4. Продолжать формировать умения использовать атрибуты для выбранной роли, действовать в соответствии с их назначением.
  5. Расширять и активизировать словарный запас детей, обучать ролевому диалогу.
  6. Прививать элементы навыков социального общения, развивать ролевой диалог «продавец – покупатель», «пассажир-кондуктор», «гость-именинник»
  7. Формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувство гуманности, ответственности, дружелюбия.
  8. Закреплять правила поведения в общественных местах (в транспорте, в магазине)
  9. Воспитывать у детей уважение к труду взрослых.

Предварительная работа:

  • Знакомство с профессиями: водитель, кондуктор, продавец;
  • Беседы с детьми с использованием иллюстраций: «Какие бывают профессии», «Кем работают  родители», «Профессии нашего города»; «Путешествие на машине», «Транспорт, труд водителя», «Правила поведения в общественном транспорте»,  « Как надо здороваться?» «Нужно ли быть вежливым», «Праздник – это весело»,  «Сервировка стола»
  • Рассказы детей о том, как они ходили в магазин, ездили в автобусах;
  • Д/и  «Кому, что нужно для работы? »; «Кто, что делает? » «Кто больше назовет предметов для магазинов», «Третий лишний»
  • Изготовление атрибутов к играм (торт, пирожные,  конфеты, пластиковые карты, ширма – маркер игрового пространства  «Магазин», руль);
  • Чтение художественной литературы: С. Баруздин «Мамина работа», В. Лифшиц «И мы трудиться будем», С. Михалков «А что у вас? », Б. Житков «Еще светофор», Н.Кнушевицкая «Продавец», В. Маяковский «Кем быть? » Рыжова Е. «Транспорт большого города»
  • Загадывание загадок;
  • Создание игровых ситуаций, обыгрывание сюжетов.

Оборудование и атрибуты для игры: ширма «Магазин, стеллаж для магазина, игрушки, «банковские карты» из картона, пакеты для игрушек, стулья для автобуса, сумка с билетами для кондуктора, руль, касса, микрофон, кепка, торт , конфеты, пирожные посуда для гостей.

Словарная работа: закрепление терминов: банковская карта, кондуктор, пассажир, обилечивать, витрина, прилавок.

Методические приемы:

  • создание игровой обстановки;
  • беседа с детьми;
  • музыкальное оформление;
  • использование наглядности;
  • применение диалогической речи.

Работа с родителями

Изготовили и пополнили  атрибутами уголки к сюжетно-ролевым играм «Магазин»: торты, конфеты, пирожные; «Парикмахерская» : шампуни, крема, расчески, «Шофер» - руль.

Ход игры.

Дети входят в групповую комнату

Воспитатель:         

Здравствуйте, мои друзья!

Этой встрече рада я.

-Сегодня у нашей Веры день Рождение. И она нас всех приглашает к себе на праздник.

(Вера может пригласить ребят)

- Хотите пойти? А что мы возьмем с собой?

-Как будем поздравлять, Веру? (Дарить подарки, говорить поздравления)

Ведь, чтобы пойти к кому-то на день рождения, нужно подарить подарок. Согласны?

- А где же взять подарок? ( В магазине)

Звучит реклама на радио

«Внимание, внимание. В нашем городе открылся новый магазин подарков. Здесь вы можете приобрести подарки для друзей и близких» Ждем вас. Улица Веселая. Остановка «Магазин игрушек»

- Как кстати, ребята, давайте посетим новый магазин и купим подарки.

-А как мы доберемся до магазина?

- На каком виде транспорта мы сможем доехать до магазина? (подводит к тому, что будет удобнее доехать на автобусе)

- Как называют человека, который управляет автобусом? (шофер)

- Сейчас я по считалочке выберем шофера.

- Один, Два. Три - шофером будешь ты!

- Посмотрите, что необходимо взять шоферу для поездки? (на столе лежат атрибуты: руль, фуражка, поварешка, шофер выбирает атрибуты для своей роли)

-Для чего тебе руль? (чтобы управлять автобусом)

- Давайте Вера и  мама Саша отправятся домой накрывать на стол, Приведут себя в порядок, сделают прически и будут нас ждать с подарками в гости.

- Ребята, а где же нам взять автобус? (Нужно его построить)

-Давайте построим автобус. Ну, вот и готов наш автобус. Он ждет нас на остановке.

-Садись, шофер, за руль.  Итак, у нас есть шофер.

- Как называются люди, которые едут в автобусе? (пассажиры). Вы будете пассажиры.

-Автобус повезет пассажиров.

- Прошу, пассажиры занять свои места.

-Давайте вспомним правила поведения в автобусе!  ( Нужно спокойно занять свои места, не шуметь, не вставать с места когда автобус будет ехать, оплатить за проезд)

-Кто продает билеты? (Кондуктор)

Когда, пассажиры едут в автобусе, кондуктор продает билеты. Кондуктором буду я.

-Повторите, кто я? (кондуктор)

- У меня есть сумка, в ней лежат билеты. Вы будете их покупать.

- Сейчас я покажу, как нужно покупать билет:

- Пассажир кондуктору дает деньги, и говорит:

«Дайте, пожалуйста, мне билет? »

- Кондуктор дает билет.

Пассажир говорит «Спасибо».

- Приготовьтесь оплачивать проезд, начинается продажа билетов.

Пассажир: - Дайте, пожалуйста, мне билет? (кондуктор дает билет.)

Пассажир говорит «Спасибо»

Кондуктор:

- Билеты проданы, шофер, заводи мотор, включи музыку скорей, будет ехать веселей.

Звучит песенка «Автобус»

Кондуктор:

- Пассажиры, будьте внимательны, автобус подъезжает к остановке.

- Что должен сделать автобус, когда подъедет к остановке?

- Давайте вспомним правила при выходе из автобусе.

 (Первыми выходят мальчики и подают руку девочкам.

Воспитатель выясняет у детей правила поведения в магазине.

- Ребята, а что нужно взять в магазин, чтобы купить подарок? (подвести к тому, что необходимо взять деньги)

- Где же их взять?

- Давайте представим, что мы взрослые. Деньги мы заработали. Только они у нас находятся на банковских картах, которые сейчас я вам сейчас раздам.

Оформление: На стеллажах расставлены разнообразные игрушки.

- Ребята, проходите к витрине, рассмотрите игрушки.

- Я буду продавцом, а вы покупатели, занимайте очередь.

- Уважаемые покупатели, мы рады вас обслужить в нашем магазине.

- Вы уже что-то выбрали (обращается к первому ребенку, что вам предложить (показать? Для кого вы выбираете подарок? (воспитатель предлагает разнообразный товар) .

После обслуживания 2-3 человек, воспитатель меняется ролями с детьми.

- Ребята, я тоже хочу купить подарок, кто сможет меня подменить, пока я выбираю подарок?

Ребенок встает за прилавок и принимает роль продавца. Воспитатель встает в очередь: «Кто последний, я буду за вами».

- Кто приобрел подарок, может проходить к кассе и оплачивать по карте товар».

После того, как все купили подарки, воспитатель благодарит «продавца» за помощь и приглашает ребенка пройти в автобус.

Воспитатель (надевает кепку, берет микрофон) подходит к детям и представляется: «Здравствуйте, телевидение Советский».

Воспитатель берет интервью у нескольких детей.

- Вам понравился наш магазин?

- Что вам понравилось больше всего?

- Какое настроение у вас?

- Кому вы подарите игрушку?

- Можно поинтересоваться, что вы приобрели в нашем магазине? Для кого вы купили подарок?

После того, как воспитатель «возьмет интервью» у всех детей, звучит объявление «Уважаемые покупатели, наш магазин закрывается. Благодарим за покупки. Ждем вас снова в нашем магазине».

Роль водителя воспитатель может предложить другому мальчику. С песней дети «возвращаются» в детский сад.

- Кто будет водителем? (мальчик получает руль) .

- А кто будет кондуктором? (вручает ребенку сумку с билетами)

Игра продолжается

Итог:

- Зачем мы ездили в магазин?

- Для кого?

- На каком виде транспорта мы передвигались по городу?

- Людей, каких профессий, мы изображали в игре? (шофер, кондуктор, продавец)

- Ну вот, мы и приехали в детский сад.

- А теперь пора идти на День рождение к Вере.

-Вера встречает гостей, принимает поздравления, угощает тортом.

 - Что и почему вам понравилось в игре?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организации сюжетно-ролевой игры: «Магазин».

¨Цель:  Формировать у детей   уверенность,   умению  общаться    с  окружающим миром. ¨Задачи:      - Уточнить и расш...

Сюжетно-ролевая игра в средней группе компенсирующей направленности Тема: «Если возник пожар»

Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности, навыков правильного обращения с огнем и огнеопасными предметами....

Конспект организации сюжетно-ролевой игры в средней группе. « Военные моряки»

Конспект совместной деятельности педагога и детей в организации сюжетно-ролевой игры...

ПЛАН-КОНСПЕКТ организации сюжетно-ролевой игры «Больница для животных» в средней группе

Игра — ведущий вид деятельности дошкольника. В сюжетно-ролевых играх отражаются представления детей об окружающем мире, взаимоотношениях и профессиональных обязанностях людей. Ребёнок переноситс...

Конспект организации сюжетно-ролевой игры для воспитанников старшей группы Тема: сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная клиника»

Цель:Формирование  у детей представлений о труде работников ветеринарной клиники с помощью организации сюжетно-ролевой игрыЗадачи:1. Формирование у детей умения самостоятельно развивать сюжет игр...

Конспект организации сюжетно-ролевой игры "Магазин" в младшей группе

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"27599136","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"27599138","attributes":{"alt":"","class"...

Конспект организации сюжетно-ролевой игры «Детское кафе» для средней группы

Познакомить детей с профессиями: повар, официант, хозяин кафе, шофер такси и новыми игровыми действиями; сформировать у детей умение сообща играть в ролевую  игру «Детское кафе»....