Проект на тему: «Где живет белка?»
проект (подготовительная группа) на тему
В своей проектной работе я раскрываю тему «Ознакомление дошкольников с дикими животными родного края и воспитание доброжелательного отношения к ним» не в полном объеме, а рассматриваю проблему на примере одного животного, белки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gde_zhivet_belka.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
«Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального
образования г.Нягань «Детский сад №10 «Дубравушка»
Проект на тему:
«Где живет белка?»
Возраст детей: подготовительная к школе группа
Срок реализации: 1 год
Автор: Кожокарь Елена Юрьевна воспитатель
2016г.
Творческий проект «Где живет белка?»
Для старшего школьного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы. Формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет, дошкольное детство - это начальный этап формирования личности человека. В это же время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.
С другой стороны происходит интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы, которые диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения в данном случае в области экологического воспитания.
В своей проектной работе я раскрываю тему «Ознакомление дошкольников с дикими животными родного края и воспитание доброжелательного отношения к ним» не в полном объеме, а рассматриваю проблему на примере одного животного, белки.
I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА
Проблема:
В современном мире для детей природа не является ценностью, что неудивительно, так как дети являются зеркалом не только своей семьи, но и ценностных ориентиров нашего общества в целом, которые смещены в сторону потребительских интересов и, как следствие, нерационального пользования природой.
Задача педагогов, как одного из основных источников информации для дошкольников, донести и помочь осознать ценность природы, ее красоту и гармонию, формировать эмоционально-значимое, доброжелательное отношение к диким животным нашего родного края, дать понять, что именно от людей зависит их жизнь и условия обитания. Будем ли мы бездушно удовлетворять свои потребности, приобретая изделия и одежду из кожи и меха животных (зная при этом о наличии достойных аналогов, не уступающих по основным качественным характеристикам: теплоте, прочности, морозостойкости и проч.), не задумываясь о живущих «по соседству» обитателях наших лесов, живых существах, которыми, по сути, и мы сами являемся? Или в наших силах не только сохранить жизнь диким животным нашего родного края, но и улучшить экологические условия их обитания?
На мой взгляд, проблема гуманного отношения к животным как никогда актуальна в современных условиях жизни дошкольников, на мировоззрение которых в отдельных случаях отчасти, а во многих и по большей части, оказывают значимое влияние средства массовой информации, напичканные агрессией, жестокостью, акцентом на потребительские интересы. Плоды этого информационного мусора и замены ценностей мы ежедневно замечаем в поведении детей, когда они с легкостью могут причинить боль живому существу, без всякой цели растоптать, вырвать с корнем растение, сломать кустарник или дерево ради забавы…
Цель:
Формирование познавательного интереса и гуманного отношения дошкольников к диким животным родного края, формирование начал экологической культуры.
Задачи:
- Уточнение, систематизация и углубление знаний о диких животных родного края.
- Формирование знаний о жизненных проявлениях диких животных родного края (питание, рост, развитие, условия).
- Развитие эмоционально-доброжелательного отношения к диким животным родного края.
- Формирование потребности заботиться об экологической чистоте своего двора, участка детского сада, группы, города.
- Развитие осознанного отношения к себе, как к активному субъекту окружающего мира.
- Развитие умений правильно взаимодействовать с природой.
- Формирование привычки рационально использовать природные ресурсы.
- Систематизировать методический и дидактический материал по теме.
- Помочь в накоплении детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой.
- Совершенствовать эмоциональную отзывчивость к индивидуальности животных, вызвать желание отобразить это в творческой деятельности.
Работа с детьми:
Методы:
- Словесные: беседы с детьми, рассказы о животных, чтение художественной литературы, статей энциклопедий, журналов, составление рассказа о животном по схеме;
- Игровые: дидактические, настольные, подвижные, сюжетно-ролевые,
театрализованные игры, создание игровых ситуаций путем моделирования из ткани;
- Наглядные: рассматривание иллюстраций, фотографий, видеороликов с изображением диких животных родного края; наблюдения, показ способов их изображения;
- Практические: создание коллективной композиции с использованием нетрадиционных техник изображения «Беличья семья»;
Работа по обогащению предметно-развивающей среды:
Подбор наглядного материала, создание дидактических игр, внесение изобразительных материалов для самостоятельной творческой деятельности детей и занятий.
Работа с родителями:
Совместная творческая деятельность детей и родителей, участие в создании выставок, анкетирование.
Срок реализации проекта: Проект является долгосрочным, планируется реализовать в течение одного года.
Участники проекта:
- Дошкольники подготовительной группы
- Родители
- Педагогический персонал
II КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1-й этап | 2-й этап | 3-й этап |
Анкетирование родителей. Определить уровень знаний детей о диких животных родного края. Подготовка материала для изобразительной деятельности: пластилин, стеки, бумага, клей, краски, кисточки. Подготовка художественной литературы для чтения. Подготовка совместно с родителями иллюстраций, фото и видеоматериала и по теме "Дикие животные родного края" | Рассматривание иллюстраций и фотографий белок с последующим обсуждением. Беседы и рассказы о белках. Чтение, заучивание; песенки, пословицы, стихи: О.Денисова, А.Ганиев, О.Киселева, В.Речиц, М.Метелева, Е.Шушковская, Л.Кудрявцева, и др., песенки: А.Олейникова «Белка»,
Е . Шарыгина «Белочка и ёжинька» Загадки про белку Рисование: "Белочка" (дорисуем дом для белки) Лепка: "Бельчонок" Подвижная игра: "Белка обронила орехи…» Игра - инсценировка: "Пых" НОД: «Беличья семья» | Оформление фото - выставки по материалам проекта Выставка рисунков, поделок |
Для реализации проекта было разработано перспективное тематическое планирование
Раздел программы | С детьми | Родителям |
Игровая деятельность | Игра - инсценировка: "Белки на дереве" Игровые упражнения - "Составь животное", "дорисуй животное" "Выбери животное", "Нарисуй животное по точкам", «Смоделируй белку на математическом планшете», и т. д. Дидактические игры: "Кто где живет?", "Где чей домик?", "Животное домашнее или дикое?" "Угадай, кто спрятался?" "Угадай, что изменилось?" | Рекомендации «Как изготовить персонажей для настольного театра», Сделать альбом «Лесная поляна»; |
Природный мир | Наблюдение за белкой на видеоматериале. "Рассматривание и сравнение белки и мышки" НОД: «Беличья семья» | Подбор видеоматериала о белках. |
Речь и речевое общение | Рассказ детей о белке с помощью опорных схем и сюжетной картинки, "Описание белки" (игрушка), Рассматривание иллюстраций и фотографий белок с последующим обсуждением. | Придумать сказку про "белочку" и записать ее. Выучить стихотворение про белку. |
Художественная литература | Чтение с последующим загадыванием загадок про ежа: В.А.Сухомлинский «Как Белочка Дятла спасла», М. Белкина «Про белку и ее друзей», В.Путилина «приключения Дук-Ду», О.Фадеева «Бельчонок, его друзья и волшебная книга», Е. Шарыгина «Белочка и ёжинька». Заучивание: песенки, | Список рекомендуемой литературы для детского чтения В.А.Сухомлинский «Как Белочка Дятла спасла», М. Белкина «Про белку и ее друзей», В.Путилина «приключения Дук-Ду», О.Фадеева «Бельчонок, его друзья и волшебная книга» |
ИЗО-деятельность | Лепка: «Домик для белки» Рисование: «Беличья семья» | |
Физическое развитие | Подвижные игры: «Лабиринт», «Белки-шишки-орехи», «Третий лишний», «Белочка и зайчик», «Белки на дереве». | Памятка с содержанием игр «Лабиринт», «Белки-шишки-орехи», «Третий лишний», «Белочка и зайчик» |
Музыка | Слушание аудиозаписей с голосами диких животных родного края | Приобрести диски с записями голосов животных, а также веселой гимнастики: "Изобразим животных" |
III ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно важная проблема современности. С каждым годом ее значение становится все сильнее. Современные проблемы взаимодействия человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения всех людей, повышая их экологическую грамотность и культуру. Началом формирования экологической направленности личности по праву считается дошкольное детство. Давно отмечено: если не вести серьезную, углубленную работу в этом направлении, то жестокое поведение детей по отношению к живым существам (отрывают лапки у насекомых, давят жучков, ломают ветки, рвут и топчут цветы, загрязняют природу бытовым мусором и т.д.) закрепляется и остается у некоторых на всю оставшуюся жизнь. Особенно важно решать задачи по экологическому воспитанию дошкольников на знакомом, близком им материале: дикие животные родного края.
Дети в дошкольном возрасте уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной творческой деятельности, любят экспериментировать, самостоятельно искать истину. Важно не дать этому стремлению угаснуть: чем насыщеннее и разнообразнее деятельность, тем более она значима для ребенка и отвечает его природе.
И только тогда, когда ребенок путем собственной поисковой деятельности узнает больше об определенном виде животного, особенно редкого, «проживет» с ним часть жизни, только тогда можно говорить о воспитании у ребенка гуманных чувств, осознанно-бережного отношения к природе.
Ожидаемые результаты проекта:
- В ходе реализации проекта расширять знания детей о диких животных родного края, их особенностях и значении в жизни человека и природы.
- Повысить экологическую грамотность.
- Пополнить методическим и дидактическим материалом базу экологического содержания группы (конспекты занятий, дидактические игры, художественная и методическая литература, аудио и видеозаписи о диких животных родного края).
- Эмоционально-доброжелательное, гуманное отношение дошкольников к диким животным родного края.
IV СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
- Н.А. Атарщикова, И.А. Осина, Е.В. Горюнова, М.Н. Павлова. Развернутое перспективное планирование по программе под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой (средняя группа). – Волгоград: Учитель, 2010.
- С.Н. Николаева. Методика экологического воспитания в детском саду.- М.: Просвещение, 2001.
- П.Г. Сумарокова. Методика ознакомления с природой в детском саду.- М.: Просвещение, 1992.
- Г.С. Швайко. Программа по изобразительной деятельности .- М, 2000.
- О.П. Радынова. Музыкальные шедевры. - М, 2000.
- Н.В. Елкина, О.В. Маричева. Учим детей наблюдать и рассказывать.- Ярославль: Академия развития, 1996.
- М.А. Рунова, А.В. Бутилова. Ознакомление с природой через движения.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.
V ПРИЛОЖЕНИЕ
КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ
«Беличья семья»
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о белке (где живет, чем питается, особенности внешнего вида, рождение детенышей, кто враги, что делает зимой)
Задачи:
- Учить составлять описательный рассказ о белке с помощью опорных схем и сюжетной картинки;
- Учить детей согласовывать слова в предложении; согласовывать существительные с прилагательными и глаголами; совершенствовать умение правильно использовать предлоги в речи;
3. Развивать творческие способности и фантазию;
4. Воспитывать основы экологической культуры у дошкольников, прививать интерес к жизни диких животных;
Оборудование: Презентация, изобразительные материалы для коллажа, картина «Белка с бельчатами», «Белка зимой», игра «Жилища»;
Предварительная работа:
Знакомство с рассказом Г.Скребицкого «Белка готовится к зиме»;
Ход занятия:
Чтение стихотворения «Что такое лес?»
Что такое лес? Сосны до небес,
Березы да дубы, ягоды, грибы…
Звериные тропинки, пригорки и низинки,
Мягкая трава, на суку сова.
Ландыш серебристый, воздух чичтый-чистый,
И родник с живой ключевой водой.
- Дети, о чем это стихотворение? /о лесе/
- Какие растения растут в лесу? Какие животные живут в лесу?
Игровая мотивация.
- Ребята, к нам сегодня в гости пришел Лесовичок, он приглашает нас с вами в путешествие по лесу. Закройте глаза и представьте, что на деревьях набухли почки, цветет верба, пробивается первая нежная травка..
- Какое это время года? А что происходит в это время года в лесу? / просыпается природа, появляется травка, поют птицы и пр./
- Лесовичок придумал для вас загадку:
(Воспитатель загадывает загадку о белке)
- То рыжая, то серая, а названьем – белая.
- А почему вы решили, что это белка? /ответы детей/
- Правильно, молодцы! Белка действительно бывает рыжей и серой.
- А кто еще из зверей обитает в лесу с белкой? /заяц, лиса, медведь, волк/
Вывешивается картина «Белка с бельчатами в весеннем лесу».
- Кого вы видите на картине? /белка/ А с кем белка? /с детками, бельчатами/. Правильно, бельчата еще маленькие, у белки весной появляются бельчата, они слепые, голые и беспомощные и только через месяц открывают глазки. Мать – белка кормит их молоком. Чем отличается белка от бельчат? - А каким цветом мы будем рисовать шубку белочки? /рыжим/ Дети выполняют работу, используя различные техники изображения (рисование сухой кистью, «печатание», аппликацию сочетают с рисованием, создавая коллаж). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект долгосрочный тема: «Где живет лягушка».
ПРОЕКТво второй младшей группеТема: «Где живет лягушка»Абушахманова Г.И.Воспитатель I квалификационной категорииМБДОУ №7 «Чебурашка» г. Зеленодольска РТГорбатова И.В.Воспитатель I квалификационной кат...
Проект на тему Там где музыка живет" для младшей группы (3 до 4 лет)
гармоничное воздействие на личность ребёнка через непроизвольное накопление им музыкальных впечатлений.гармоничное воздействие на личность ребёнка через непроизвольное накопление им музыка...
Мини - проект на тему "Где живет электричество"
Цель: Расширять представление детей о электроприборах находящихся в своем доме....
Познавательный групповой краткосрочный проект на тему: «Кто живет на ферме»
Познавательный групповой краткосрочный проект на тему: «Кто живет на ферме», реализованный в группе раннего возраста....
познавательно-исследовательский проект на тему "Кто живет в океане"
познавательно-исследовательский проект...
Окружающий мир. Проект на тему "Кто живет в лесу?"
Проект о жизни лесных обитателях....
Конспект интегрированного занятия в средней группе на тему "Здесь живет тепло, здесь живет забота"
Конспект занятия содержит материал по закреплению представления детей о труде сотрудников детского сада. Образовательные области: познавательно-коммуникативная, художественно-эстетиче...