Окружающий мир. Проект на тему "Кто живет в лесу?"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Шерстобитова Ирина Александровна

Проект о жизни лесных обитателях. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «ЛУЧИКИ»

«КТО ЖИВЕТ В ЛЕСУ?»

Воспитатель: Шерстобитова Ирина Александровна

Март 2024 г.

.

Вид проекта – познавательный.

Возраст детей: 4-5 года.

 Участники реализации проекта:

 Педагог:  Шерстобитова      Ирина Александровна

Воспитанники: дети второй младшей группы

Родители: второй младшей группы

 Срок работы по проекту: краткосрочный

Проблема: дети мало знают о диких животных и среде их обитания.

Актуальность: Каждый ребенок познает окружающий мир, стараясь потрогать его, по- играть. Важной частью природы являются живые существа. Воспитывать любовь к при- роде нужно начинать с самого детства. Мир животных необычайно разнообразен и пре- влекателен для детей. В процессе наблюдений за детьми был замечен устойчивый интерес к животным – дети пытались рисовать зайчиков, ежей и других животных, обращали вни- мание на иллюстрации из книг, журналов. Так и появилась идея расширить кругозор детей знаниями о животных, проживающих в наших лесах.

Цель проекта: развития представлений детей о разнообразии животного мира родного

края и воспитание у детей осознанно – бережного отношения к животным, их связью со средой обитания.

Задачи проекта: : использование продуктивных видов деятельности, игр, упражнений, небольших рассказов, сказок, стихотворений, малых форм, фольклора, создание проблем- ных ситуаций, привлечение родителей – даст возможность расширять знания детей о ди- ких животных, формировать устойчивый интерес к живой природе.

Обучающие:

повысить речевую активность детей через использование ИКТ и интегрирование обла- стей.

  • обогащать и систематизировать знания детей о жизни диких животных наших лесов, внешнем виде, об образе жизни, питании и жилищах.
  • знакомить детей с различными закономерностями в окружающем мире.
  • уточнять и обогащать словарный запас детей за счет имен существительных (берлога, логово, нора и другие), имен прилагательных (лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, го- лодный), глаголов (прятаться, охотиться, притаиться и др).

Развивающие:

  • развивать коммуникативные способности детей и связную речь через составление опи- сательных рассказов о животных наших лесов.
  • развивать умение узнавать животных по характерным признакам (внешний вид, способ питания, жилище).
  • развивать творческие способности и воображение у детей в процессе совместной дея- тельности.
  • развивать умение устанавливать причинно – следственные связи и делать выводы.
  • развивать эстетическое восприятие образа животных и умение передавать увиденное в рисунках и поделках

Воспитательные:

  • воспитывать интерес, наблюдательность и любознательность к объектам живой природы
  • воспитывать бережное отношение к животным родного края, формировать доброжела- тельность

Методы проекта: тематические занятия с детьми, совместные дидактические и подвиж- ные игры, беседы, творческая деятельность педагога с детьми и родителей с детьми Ожидаемые результаты по проекту:

  • у детей сформируются знания о жизни животных в природных условиях
  • в результате проектной деятельности систематизируются знания детей об образе жизни животных в лесу
  • у детей будет сформирован устойчивый интерес к живой природе

Активное включение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересо- ванности в сотрудничестве с детским садом.

Участники проекта: Дети средней группы , воспитатели, родители.

Длительность проекта: в течение 4 недель.

Выполнение проекта: Проблемные вопросы

  1. Живут в лесу – значит дикие животные.
  2. Сами строят жилище и находят пищу.
  3. Почему животные не носят одежду.
  4. Зачем заяц и белка меняют шубку.
  5. Что произойдет, если взять дикое животное в дом.
  6. Можно ли нам позаботиться о диких животных.

Учебные вопросы

  1. Название диких животных;
  2. Места их обитания;
  3. Части тела;
  4. Внешний вид животных (заяц, лиса, медведь и др.), их отличительные признаки;
  5. Образ жизни, еда в разное время года.

Подготовительный этап

  • Обоснование выбора темы.
  • Постановка цели, задач проекта.
  • Чтение произведений художественной литературы, рассматривание иллюстраций к ним.
  • Чтение энциклопедической литературы о диких животных, совместно с родителя- ми.
  • Загадывание загадок о животных, разучивание стихов.

Просмотр видео мультфильмов с героями диких животных.

* Подбор пальчиковых, подвижных, дидактических игр.

  • Библиотека : стихи, потешки, сказки, рассказы, игры для развития мелкой мотори- ки, загадки
  • Консультация и выставки поделок для родителей
  • Завершающий:

  1. Создание выставки детских работ.
  2. Подведение итогов проекта

Тематическое планирование работы по проекту «Кто живет в лесу?»

цель

1

заяц

Рассказ о жизни зайца, рассматри- вание картин . Учить называть не- которые отличительные особенно- сти их внешнего вида, расширять знания детей о зайце, его среде обитания . Уточнить с детьми названия животных и их детены- шей»

рисование – надень зайке шубку, П./и

«зайка в гости соби- рался» Заучивание потешки «Зайчишка

– трусишка

2

белка

Учить называть некоторые отличи- тельные особенности внешнего ви- да, расширять знания детей о белке. Воспитывать у детей доброе отно- шение к диким животным Расширять представление детей о внешнем виде, образе жизни и жи- лище белки (дупло); Уточнение и расширение словаря по теме (дуп- ло, белка – бельчиха –бельчата;

мех, кисточки). Учить называть не- которые отличительные особенно- сти внешнего вида

Лепка – орешки, заучивание потешки

«сидит белка на те- лежке»

3

Лиса

Учить называть некоторые отличи- тельные особенности внешнего ви- да, расширять знания детей о лисе. Воспитывать у детей доброе отно- шение к диким животным Расширять представление детей о внешнем виде, образе жизни и жи- лище лисы (нора); Уточнение и расширение словаря по теме (нора; лис – лисица – лисята; шубка мехо- вая, плутовка). Учить называть не-

которые отличительные особенно- сти внешнего вида

Рисование – лисица. Составление рас-

сказа по картине

«Лиса с лисятами» Упражнение на раз- витие ОД - лисица бежит, хвостиком следы заметает

4

Волк

Учить называть некоторые отличи- тельные особенности внешнего ви- да, расширять знания детей о вол- ке. Воспитывать у детей доброе от- ношение к диким животным Расширять представление детей о внешнем виде, образе жизни и жи- лище волка; Уточнение и расшире- ние словаря по теме (волчье логово, волк – волчата –волчица, воет).

Учить называть некоторые отличи- тельные особенности внешнего ви- да

Лепка – сосиски для волка.

п/и. «волк и зайцы», чтение рассказа Е. Чарушина «Вол- чишко»

5

Медведь

Расширять представление детей о внешнем виде, образе жизни и жи- лище медведя; Уточнение и расши- рение словаря по теме (берлога,

медведь – медведица –медвежонок) Продолжать учить сравнивать по величине – большой,

средний, маленький; Учить назы- вать некоторые отличительные осо- бенности внешнего вида

Составление расска- за по картине «Мед- ведица с медвежата- ми»,

Рисование: медведь

6

Ежик

Расширять представление детей о внешнем виде, образе жизни и жи- лище ежа; Уточнение и расширение словаря по теме (норка, еж – ежиха

– ежонок; колючий, иголки)

Учить называть некоторые отличи- тельные особенности внешнего ви-

да

Пальчиковая игра:

«ежик маленький замерз…» Лепка: ежик

7

Итоговое занятие

Закрепление материала

Игровая деятельность

.Дидактические игры

«Детеныши животных», «Кто, где живет», «Кому что дадим», «Один – много», «Чей до- мик», «Назови ласково», «Лото», «Домино» (лесные животные)

пазлы.

  • Развитие умений классифицировать животных по существенным признакам.
  • Углублять и расширять знания о различных видах животных (насекомых, птиц, зверей) и их жилищах. Умение соотносить изображение живого существа с его местом обитания, правильно называя его. Развивать воображение, познавательный интерес, память, логиче- ское мышление, мелкую моторику кистей рук.

Сюжетно – ролевые игры

«Больница для зверей», «Детский сад для зверят», «Строим дом для лесных зверей» Обогащение социально- игрового опыта у младших дошкольников, развитие игровых умений по сюжету «Больница для зверят».

Цель: Расширять представление детей об образе жизни животных, которые живут в лесу (чем питаются, где живут). Воспитывать интерес и любовь к ним.

Художественно-эстетическое развитие

Коллективная и индивидуальная.

Рисование:

Цель: Учить развивать творческое воображение, сюжетно-ролевой замысел.

Лепка.

Цель: Закрепить знание детей о том, чем питаются дикие звери.

Речь и речевое развитие

Рассматривание картины «Медведь и медвежата», «лиса с лисятами»

Цель: Помочь детям понять содержание картины. Отвечать на вопросы по содержанию картины. (Что они видят на картине? К каким животным относится медведь? Описать внешний вид, какой он?)

Рассматривание сюжетной картины «Лиса с лисятами»

Цель: Формировать способность к диалогической речи; умение отвечать на вопросы сло- вом и предложениями (из 3-4 слов). Формировать умение образовывать уменьшительно- ласкательные названия детёнышей животных, соотносить наименования детёнышей жи- вотных в единственном и множественном числе с изображением на картинках.

Рассматривание сюжетных картинок к сказке «Три медведя»

Цель: Помочь детям понять сюжет картины, охарактеризовать взаимоотношения между персонажами; упражнять в согласовании притяжательных местоимений с существитель- ными и прилагательными..

Чтение русских народных сказок: «Маша и медведь», «Снегурушка и лиса», «Лиса и волк», «Три медведя», «Теремок», «Рукавичка», «Лиса и заяц», «Колобок», «Волк и семе- ро козлят».

Чтение рассказов: В. Бианки «Лес и мышонок»; Е. Чарушина «Волчишко», «Медведица и медвежата», «Про зайчат»; А. Пришвин «Ёж»; Б. Заходер «Ёжик»; А. Введенский «Мыш- ка».

.

Загадывание загадок о животных, разучивание стихов.

Просмотр видео мультфильмов «Маша и медведь», «Три медведя», «Колобок», «Тере- мок».

Подготовка к демонстрации сказки «Теремок», «Колобок», «Три медведя»

Ситуации, общение в утренние и вечерние часы.

  • Как звери хвостами хвастались.
  • У кого домик лучше? (спор животных).
  • У кого какая кладовочка?
  • Почему с ёжиком никто в лесу дружить не хотел?
  • Кого в лесу слышно?
  • Как лиса зимой зайца потеряла?

Театр на столе, «Теремок», «Заюшкина избушка». С. Р. игра «Зайка простудился».

Игра – инсценировка «У нас в гостях медвежонок». Имитация движений диких животных.

Цель: Развитие эмоциональной отзывчивости.

Физическое развитие

Подвижные игры: «У медведя во бору», «Заинька в гости собирался …», «Зайка серый»,

«Хитрая лиса», «Зайцы и волк», , «Жмурки с мишкой», «Зайцы и медведь».

Элементы физического воспитания:

Упражнения для развития ОД. «Лисичка крадется», «Идет медведь», «Зайчишка прыга- ет».

Цель: Разучить игры, героями которых являются животные.

Выводы:

Проект «Кто живет в лесу» направлен на знакомство детей с дикими животными , их свя- зью со средой обитания, осознанно-правильное отношение к представителям животного мира.

В результате проведенной работы отмечено:

  • развитие у детей устойчивого интереса к представителям животного мира – диким жи- вотным;
  • активное включение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересо- ванности в сотрудничестве с детским садом.

Благодаря проведенным занятиям, беседам, игровой деятельности произошло закрепление и улучшение знаний детей по данной теме.

Используемая литература:

С. Н. Николаева «Юный эколог».

В. М. Корнилова «Экологическое окно в детском саду».

Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия в младшей группе детского сада».

В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий во II младшей группе детского са- да».

О. С. Ушакова «Знакомим с литературой детей 3-4 лет». М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова «Комплексные занятия во II младшей группе детского сада».

Л. Б. Фесюкова, О. О. Григорьева «Времена года».

О. А. Соломенникова «Занятия по формированию экологических представлений». О. Е. Громова, Г. Н. Соломатина «Стихи и рассказы о животном мире».

Г. В. Давыдова «Игры, считалки, загадки, стихи для развития речи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Кто, где живет"

Участниками проекта "Кто, где живет"  являются дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников, специалисты детского сада.Цель проекта:расширение и обобщение знаний детей ...

непосредственная организованная деятельность по ознакомлению с художественной литературой и окружающим миром "Кто в теремочке живет?"

Программное содержание:- обучение детей самостоятельному построению связного и выразительного речевого высказывания; формирование у детей умения правильно называть животных, рассказать об их повадках....

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Кто в Африке живет?» Для детей 4-5 лет.

С помощью игры помочь детям включиться в беседу, активизировать их деятельность....

Конспект по познавательному развитию (окружающий мир) «Кто в домике живет?» в первой группе детей раннего возраста

Цель: Формирование навыков игровой деятельности детей, активация их речевой и познавательной активности.Задачи:Образовательные:Побуждать детей к ролевому диалогу., учить отвечать на вопрос. ...