Добро и зло в нашей жизни.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Этические беседы о добре и зле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobro_i_zlo_v_nashey_zhizni.docx19.53 КБ

Предварительный просмотр:

ДОБРО И ЗЛО В НАШЕЙ ЖИЗНИ

 Этическая беседа «Доставляй людям радость добрыми делами».

Подготовка к беседе: проанализировать поступки детей, поведение. Подготовить рассказ в образной форме о реальном добром поступке дошкольника, но не перегружая его сюжет деталями. Подобрать иллюстрации с соответствующим содержанием.

Задачи: воспитание желания и потребности проявлять доброту и другие гуманные чувства к окружающим без напоминаний, по собственному побуждению; систематизация и обобщение правил доброго, вежливого поведения; развитие способности понимать действия, изображенные на картинке, и соотносить их с действительностью.

Ход беседы

После рассказа о хорошем поступке педагог спрашивает:

– Дети, о каких своих добрых делах вы можете вспомнить?

Дети вспоминают, рассказывают.

Педагог, обобщая, подчеркивает, что добрые дела могут быть большими и малыми, повседневными.

Даже самая маленькая «доброта» приятна и нужна людям. Например, тихо затворить дверь (не хлопать дверью); не шуметь в спальне, когда все уже легли; если проснешься раньше, не будить товарищей.

Педагог показывает детям рисунки, в которых отображены добрые поступки, и дети пересказывают их содержание.

Затем продолжает:

– Дети, а кого, по вашему мнению, можно назвать добрым человеком и почему?

Дети отвечают:

– Таня добрая, она всегда дает детям поиграть своими игрушками.

– Юра очень добрый. Он никого не обижает и защищает малышей.

– Вова добрый и заботливый, он встал и задернул занавеску, чтобы в лицо спящему Игорю не светило солнце.

– Моя сестра очень добрая. Она взяла с улицы котенка и ухаживает за ним.

И так далее…

Так дети сами приходят к обобщенному смыслу понятий «доброта» и «уважение к людям». Здесь педагог может напомнить детям о понятии «вежливость» и подчеркнуть, что вежливость часто является проявлением доброты и заботы о людях.

• Беседа «Наши добрые поступки».

Подготовка к беседе: педагог дает предварительное задание детям: наблюдать внимательное, заботливое отношение взрослых друг к другу (дома, в общественных местах, во дворе); отношение детей к взрослым, те поступки (особенно сверстников и ребят постарше), которые их взволновали. Все это отразить в своих рисунках.

Педагогу целесообразно на обратной стороне рисунка сделать надпись о содержании изображенного и указать дату.

Программное содержание: воспитание уважения к старшим. Показ возможных вариантов культурного поведения, побуждение к совершению добрых поступков. Дифференциация добрых и злых поступков. Выработка негативного отношения к злым людям и плохим поступкам.

Ход беседы

Педагог сообщает, что разговор сегодня пойдет о вежливости; о добром, внимательном, заботливом отношении к людям. Спрашивает детей, что означают слова «вести себя вежливо, культурно, по-доброму». Выслушав ответы, педагог уточняет и дополняет их. Затем предлагает кому-либо из детей (двоим-троим) рассказать о знакомом, вежливом и добром человеке. После этого спрашивает, кого можно назвать злым человеком, по каким поступкам можно определить злого человека. Ответы детей также комментируются и анализируются педагогом.

Выслушав детей, педагог предлагает им подумать, в каких случаях и как они могут помочь своим друзьям, близким, знакомым своим заботливым, добрым отношением.

Вариантом беседы может быть использование серии рисунков, показывающих добрые дела и вежливые поступки детей. Для придания беседе игрового характера картинки могут быть вклеены в папку-альбом. Дети, рассматривая иллюстрации, рассказывают об их содержании и дают оценку данным поступкам. Тематика таких рисунков может быть разнообразной: мальчик помогает маме мыть посуду; поднимает оброненную вещь; помогает маме нести тяжелую сумку с продуктами. Дети поливают комнатные растения; стирают тряпкой пыль с мебели; аккуратно складывают книги на полочку; чистят щеткой себе и младшему брату пальто. Девочка и мальчик насыпают корм в самодельную кормушку для птиц в зимнем лесу.

Картинки с добрыми делами в альбоме можно чередовать с изображениями, иллюстрирующими злые и невежливые поступки: мальчик стреляет из рогатки в птиц; девочка сидит на переднем сиденье в автобусе, а рядом с ней стоит старенькая бабушка; старшеклассник обижает малышей и т. д.

Конкретные ситуации как методический материал для бесед.

1. Дима строит большой гараж для машины. Строит сам и весь строительный материал держит возле себя. Ребята сидят рядом и просят: «Дай нам хотя бы одну пластину положить!» Дима отвечает: «Сам справлюсь!»

– Правильно ли поступает Дима?

2. Маша огородила игрушечных цыплят кубиками – получился птичий двор. Играет, радуется, цыплят кормит. Прицелился Алеша мячом – бабах! И нет дворика. Гордый стоит Алеша – попал в цель. Ему жаль только, что ребята не видели.

– А что сказали бы ребята, если бы увидели?

3. Папа и мама отправились с Денисом на прогулку в город. Когда они свернули за поворот, Денис остановился. Перед ним была поляна цветов. Это были лютики – желтые, как солнце. Денису показалось, что каждый цветочек улыбается солнцу! Папа окликнул: «Денис, иди же!». Денис увидел, что мама и папа уже на другой стороне поляны. «Скорее, Денис, нам еще далеко идти!»

Денис искал глазами дорогу, но не видел ее. Была только поляна. Денис отказался идти.

– Почему Денис отказался идти по поляне?

4. На пляже. Море было теплое и спокойное. Загорал Вова с мамой и папой, лежа на горячем сыпучем песке. Но вот папа предложил пойти купаться. Вова поднялся и хотел было отправиться за родителями. В это время человек, который загорал рядом, собирался уходить с пляжа, оделся и, приподняв подстилку, стряхнул с нее на песок мусор – бумажки, остатки еды. Мама и папа весело плескались в воде, поджидая сына, а Вова старательно собирал сор и относил его в урну.

– А как бы другие дети поступили на месте Вовы?

5. Мальчик шести лет вошел с папой в троллейбус. Женщина встала и предложила мальчику сесть. Мальчик сел. Папа и мальчик сказали: «Спасибо!»

– Дети, а как вы будете себя вести, если вам предложат место?

6. Две подружки вошли в трамвай и сели рядышком. Отправился трамвай в путь, позванивает, колесами постукивает. Но громче трамвая девочки наперебой рассказывали друг другу про разные мультфильмы, которые по телевизору видели. Рядом сидела женщина, она строго посмотрела на девочек. Но подружки не унимались, еще громче раздавались их голоса…

– Почему женщина, сидящая рядом, строго посмотрела на девочек?

Рассказ-миниатюра.

ДОБРЫЙ ПОСТУПОК ВАНИ

Сшила мама Кате красивое платье. Пришла девочка в детский сад и все смотрит на свое платье. Зовут девочки Катю играть с ними. «Не хочу», – отвечает Катя. А сама думает: «Зачем я с вами играть буду, еще платье запачкаю!»

На занятии все дети сажали в маленькие горшочки с землей черенки растений. А Катя своим платьем любуется.

– Катя, – говорит воспитатель, – поторопись посадить цветок, скоро занятие окончится.

– А я не буду сажатьЖ, – ответила девочка.

– Почему? – удивился воспитатель.

– Я платье испачкаю, и оно будет некрасивым.

– А ты фартучек надень, как все дети.

– Тогда платья не будет видно.

И тогда Катин цветок посадил Ваня. А потом поливал его. Накануне 8 Марта все дети решили подарить своим мамам и бабушкам красивые цветы, которые они сами вырастили. Расплакалась Катя, красивое платье ее не радует. Очень ей обидно и стыдно было, что она бабушке не сможет подарить цветок. Ваня принес Кате цветок в горшочке, и говорит: «На, Катя, подари бабушке».

Катя была очень благодарна Ване, который поступил как настоящий друг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по аквагриму «Дети — цветы жизни, и они делают нашу жизнь ярче!»

Мастер-класс по аквагриму «Дети — цветы жизни, и они делают нашу жизнь ярче!» (фотоотчет)Два года назад я решила попробовать себя в чем-то новом, а так как я люблю рисовать и так же сильно люблю ...

Проект Тематического дня Тема: «Толерантные и добрые дети живут на нашей огромной планете!»

Цель проекта:  Формировать у детей  толерантные отношения,  уважения между детьми разных национальностей.  Воспитывать  чувства общности, дружбы и единства с людьми различных ...

НОД "Здоровье - это наша жизнь, наше богатство"

Конспект игрового занятия для средней группы. Целью которого являетя формирование у детей представления о ЗОЖ. о здоровье и о его ценности для человеческой жизни....

Конспект познавательной прогулки в подготовительной группе «Воздух-наша жизнь» Тема: «Воздух - наша жизнь»

Конспект познавательной прогулки в подготовительной группе «Воздух-наша жизнь»Тема: «Воздух - наша жизнь»...

Конспект "Добрая забота о братьях наших меньших"

Занятие проводится с детьми на основе книги 3 для развития детей 4-5 лет «Добрая забота» (часть первая)                        ...

Добро и зло в нашей жизни. В чем свобода человека? Для детей дошкольного возраста

Тема добра и зла в нашей жизни, обусловлена несколькими направляющими. Первая из них, это непростая мировая обстановка, поддерживающаяся конфликтными и враждебными настроениями по отношению к нашей ст...