Опытно-экспериментальная деятельность для детей старшего возраста с живой и неживой природой.
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему
1. Опыт с воздухом. На столах пустые стаканчики и банка с водой. Воспитатель: Ребята, как вы считаете, этот стакан пустой? Внимательно посмотрите, есть ли в нем что-нибудь? (показывает по очереди всем ребятам, выслушивает ответы, но не оценивает их.) Затем берет стакан, переворачивает вверх дном и медленно опускает его в банку. Обращает внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Обсуждает с ребятами эти вопросы, выслушивает их гипотезы. Делает вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
2. Опыт. Прикрепите над батареями тонкие полоски бумаги или легкой ткани. Выслушайте предположения детей, что будет с этими полосками, когда вы откроете форточку. Будут ли они двигаться? Пусть ребята потрогают батареи, чтобы удостовериться, что они теплые. Какой воздух над батареями – теплый или холодный? Мы уже знаем, что теплый воздух стремится вверх. Открываем форточку и впускаем холодный воздух с улицы (можно его позвать). Холодный воздух из форточки будет спускаться вниз (к батарее, чтобы погреться), а теплый, от батареи, подниматься вверх. Значит, они встретятся. Что тогда появится? Ветер. И этот ветер заставит двигаться полоски бумаги.
3. Опыт «У воды нет вкуса» Предложите детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у нее вкус? Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. У них формируется соответствующий стереотип, наверное, с точки зрения свойств воды, представление. Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует. А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Ее человек не может пить.
4. Опыт с растениями. Предложите сорвать листья – зеленый и желтый и сравнить, какой из них прочнее держится на ветке. Рассматривая место отрыва, дети убеждаются, что у зеленого листа есть ранка, у желтого, особенно у того, который самопроизвольно упал с дерева, такой ранки нет. Место отрыва покрыто специальной тканью. Потеря листьев - очень полезный процесс.
5. Опыт «Зачем деревьям корни?» Нужно взять два сорняка с толстым высоким стеблем (лебеда, конский щавель), вытащенных с корнем. У одного из них отрежьте корни секатором. Воткните оба растения в песок. Подуйте на них сильно или помашите каким-либо предметом, чтобы появилась сильная струя воздуха. Обратите внимание ребенка на то, какое из растений более устойчиво, спросите почему. Объясните, что растение поддерживает корневая система, что именно сильные, мощные корни помогают деревьям выстоять даже при сильном ветре.
6. Опыт. Цель: выяснить, почему у верблюда такая необычная форма носа. Оборудование и материалы: фотография верблюда, трехлитровая банка с крышкой, небольшое количество песка, резиновый шланг, груша. В трехлитровую банку насыпать немного песка, закрыть полиэтиленовой крышкой, перевернуть на бок. Песок должен покрывать тонким слоем стекло. Проделать в крышке отверстие и вставить туда шланг. Соединить его с резиновой грушей. Она понадобится для того, чтобы накачивать воздух в банку. Не рекомендуется вдувать воздух в банку ртом, чтобы песок случайно не попал детям в глаза и в дыхательные органы. Рассмотреть с детьми фото верблюда, обратить внимание детей на форму его носа. Давайте предположим, что перед нами – песчаная пустыня. Налетает ветер (резко сжимаем грушу, чтобы песок поднимался). Вот такие песчаные бури, только сильнее, бывают в настоящих пустынях и полупустынях, где живут верблюды. Может, теперь ребята сами ответят, почему у них такие необычные носы? Мы уже говорили, что даже наш, небольшой, по сравнению с верблюжьим, нос не пропускает пыль. Представляете, как нос верблюда помогает ему во время бури? Носящиеся в воздухе песчанки попадают в нос, который не пропускает их дальше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие в старшей группе. Тема «Живая и неживая природа»
- Познакомить с понятием: «Круговорот воды в природе»- Упражнять в различение понятий «природа» и «не природа».- Упражнять в назывании и классификации объектов на «живые» и «неживые»- Акти...
Конспект занятия по экологии в старшей группе "Связь живой и неживой природы"
НОД по экологии в соответствии с ФГОС....
Организованная образовательная деятельность в ДОУ для детей подготовительной группы. Тема: «Живая и неживая природа»
Итоговая работапо дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Развитие технического творчества в образовательных организациях в условиях ФГОС» Организованн...
Календарно-тематическое планирование на тему «Опытно-экспериментальная деятельность на занятиях как средство формирования представлений о неживой природе у детей 4-5 лет»
Календарно-тематическое планирование по опытно-экспериментальной деятельности для средней группы с января по апрель...
Педагогический совет на тему: "Экологическое развитие детей дошкольного возраста посредством живой и неживой природы".
В период нарушения экологического равновесия в стране важнейшим направлением в работе ДОУ является экологическое образование, то есть формирование экологической культуры детей. Каков человек, такова е...
Консультация воспитателей в ДОУ по теме: «Опытно - экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой».
Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование....
Конспект краткосрочного проекта по опытно - экспериментальной деятельности для детей старшего возраста на тему: "Магнит и его свойства.а"
Тип проекта: познавательно – исследовательский, краткосрочный (неделя).Участники проекта: воспитатели и дети группы.Цель: Сформировать представление о магните и его свойствах.Задачи: -Познакомит...