Календарно-тематическое планирование на тему «Опытно-экспериментальная деятельность на занятиях как средство формирования представлений о неживой природе у детей 4-5 лет»
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (средняя группа) на тему
Календарно-тематическое планирование по опытно-экспериментальной деятельности для средней группы с января по апрель
Скачать:
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование на тему
«Опытно-экспериментальная деятельность на занятиях как средство формирования представлений о неживой природе у детей 4-5 лет»
Тема проекта на январь: «Снег и его свойства» | ||||||||||||||||||||||||||
Занятие | Цель | Мат-лы | Деятельность в уголке экспериментирования | Цель | Мат-лы | Деятельность на улице | Цель | Мат-лы | ||||||||||||||||||
1 неделя | «Свойства снега» | Помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства; закрепить знания о свойствах снега; учить детей анализировать, делать выводы; развивать мышление, интерес к зимним явлениям неживой природы вызвать радость от открытий, полученных из опытов. | Тазик со снегом, тарелочки на каждого ребенка, ложечки. | Наблюдение за снегом в группе. Снег тает, превращаясь в воду. Какая вода? Чистая или грязная? | Познакомить детей со свойством снега - тает в тепле, превращается в грязную воду. Словарь: тает, рыхлый, холодный, грязная – чистая. | Емкость со снегом, | «хруст снега», лепим снеговика, игра в снежки, лепим пирожки для Снегурочки и Деда Мороза. | Выявить свойства снега: хрустит, липкий, рыхлый. | Совочки, формочки | |||||||||||||||||
2 неделя | Эксперименты со снегом. Лепим из снега маленькие комочки и кидаем в воду горячую и холодную. Где быстрее растает? Какой снег на ощупь? Чтобы слепить из рыхлого снега снеговика, необходимо тепло. | Познакомить детей со свойствами снега тает быстрее в горячей воде, превращается в воду. Он холодный, белый, состоит из снежинок. Из рыхлого снега нельзя ничего слепить. Словарь: лепить, тает рыхлый, холодный, больше – меньше, грязная – чистая. | Емкость со снегом, на каждого ребенка: 2 стакана с водой (холодная, горячая) Тарелочки и ложки. | Льем воду на снег(теплую и холодную), что происходит. | Закрепление понятия рыхлый снег, Дать представления о том, что снег тает если на него полить воду (теплой быстрее) | Лейки с водой (теплой и холодной) | ||||||||||||||||||||
3 неделя | «Эксперименты со снегом» рассмотреть с детьми свойства снега, игры со снегом, раскрашивание снега красками, в конце занятия проследить с детьми, как он тает в тепле. | Развивать творческое воображение, воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, дать детям представления о свойствах снега. | Снег в емкости, краски, кисточки тарелочки на каждого ребенка. | наблюдения за таянием снежков в разных условиях (меховая сумочка и блюдце). Где быстрее растает? (на блюдце быстрее) «Превращение в воду» | Повторить свойства снега и сделать вывод о том, в каких условиях снег тает быстрее Уточнять представления о свойствах воды, развивать познавательную активность, любознательность; Словарь: рыхлый, холодный, тает, талая вода, больше – меньше, грязная – чистая, цветной снег. | Меховая сумочка, блюдце, емкость со снегом Два ведерка (одно со снегом, другое с водой) | Лепим из снега разные фигуры и раскрашиваем краской. Поливаем снег цветной водой. | Учить детей лепить из снега фигуры, раскрашивать поливая цветной водой. Радоваться ярким фигурам. | Лейка с холодной водой, краски. | |||||||||||||||||
Тема проекта на февраль: «Лед и его свойства» | ||||||||||||||||||||||||||
Занятие | Цель | Мат-лы | Деятельность в уголке экспериментирования | Цель | Мат-лы | Деятельность на улице | Цель | Мат-лы | ||||||||||||||||||
1 неделя | «Эксперименты со снегом и льдом» | Знакомить со свойствами льда и снега (твердый, рыхлый, холодный, прозрачный, тает в тепле, превращается в воду). | Пластиковые стаканчики, поднос, салфетки, цветной лед, прозрачный лед, снежный комочек, стакан растительного масла. | «В каком стакане лед быстрее растает» | Познакомить со свойствами воды в разном состоянии; развивать наблюдательность, усидчивость; активизировать словарь Словарь: лед, твердая вода тает, превращается в воду. | 3 стакана с водой (холодной, теплой, горячей), кусочки льда. | Выкладывание из цветных льдинок узоры | Учить составлять узоры из цветных льдинок, развивать усидчивость, творческие способности | Цветные льдинки | |||||||||||||||||
2 неделя | «Лед легче воды» | Вызвать интерес к данному опыту; дать понять, что лед легче воды, поэтому он держится на поверхности и не тонет; развивать любознательность, усидчивость; воспитывать аккуратность при работе с водой. Словарь: плавает – не тонет, тает. | Ванночка с водой, кусочки льда. | Рассмотреть сосульки. Какие они: холодные, прозрачные, тают в руках. | Познакомить со свойствами льда. Вызвать интерес, любознательность. | |||||||||||||||||||||
3 неделя | «Эксперименты со льдом» | Знакомить со свойствами льда: раскрашиваем лед твердый, если посыпать солью тает, шипит, хрупкий. | Обычная вода, несколько посудин для создания ледяных «куличиков» (стакан, тарелка и др.), глубокая посудина, на которой будем рисовать (противень),соль, краски: гуашь, кисточки | «Освобождение бусинок из ледяного плена» «Ледяная рыбалка» | Продолжать знакомить со свойствами воды в твердом состоянии; развивать мышление при выборе способов действий; стимулировать самостоятельное формирование выводов детьми; воспитывать аккуратность в работе. Словарь: попали бусинки в плен, теплая вода, лед растает, поставить на батарею, лед хрупкий, ломается. | Замороженные во льду бусинки, баночки с теплой водой, тарелочки, тряпочки на каждого ребенка. Нитка, льдинки. | Лед хрупкий, ломается, скользкий, гладкий. «Рассказ опасно лед!» | Продолжать знакомить детей со свойствами льда. Учить описательному рассказу. Составить правила поведения на льду. | ||||||||||||||||||
4 неделя | Действительно ли вода при замерзании расширяется? Почему продукты после разморозки выглядят не так, как до нее? Плавает ли лед? Зачем на лед сыплют соль? | Провести опыты, выявить свойства льда: вода расширяется при замерзании, продукты после заморозки выглядят не так. Лед легче воды, тает, если посыпать солью. Словарь: легче воды, расширяется, заморозить, посыпать солью, тает. | Стеклянный сосуд с меткой, огурчик, яблоко, кусочки льда, таз с водой, соль. | Рассматривание сосулек. Сосать нельзя, грязные, холодные можно заболеть | Повторить свойства льда, вместе с детьми сделать вывод о том, что сосульки хоть прозрачные, но грязные, холодные – можно заболеть. | |||||||||||||||||||||
Тема проекта на март: «Вода и ее свойства» | ||||||||||||||||||||||||||
Занятие | Цель | Мат-лы | Деятельность в уголке экспериментирования | Цель | Мат-лы | Деятельность на улице | Цель | Мат-лы | ||||||||||||||||||
1 неделя | 1.«Теплая капелька, или помоги Колобку умыться» 2.«Вода бывает теплой, холодной, горячей» | Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды; развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы; закреплять культурно-гигиенические навыки; воспитывать аккуратность при работе с водой. | Тазики с горячей, холодной водой; емкости для смешивания воды, ковшик для набирания воды, дидактическая игрушка колобок. | «Чем пахнет вода?» «Есть ли у воды вкус?» | Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; подвести к пониманию того, что вода не имеет запаха, вкуса. Объяснить, что вода приобретает вкус того вещества, которое в ней растворено; воспитывать бережное отношение к воде. Учить определять по запаху вещества, которые добавлены в воду. Словарь: без запаха – без вкуса; добавки, красители, сладкая – кислая. | Емкости с водой, красители | «Капитан дальнего плавания» | Запустить кораблики в ручеек или луду | Бумажные кораблики на каждого ребенка | |||||||||||||||||
2 неделя | 1.«Вода жидкая, может течь» 2.«Встреча с ручейком» 3.«Капельки» | Продолжать знакомство со свойствами воды; развивать познавательную деятельность, образное, творческое мышление; воспитывать бережное отношение к воде, аккуратность. Словарь: жидкая, может течь, капелька, большая – маленькая, густая масса. | Емкости для воды; для сравнения густая масса; небольшой желобок, пипетка. | «Игра в прятки» | Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность, смекалку, усидчивость, воспитывать аккуратность при работе с водой. Словарь: капля медленно течет; «растворяется» на влажной поверхности; становится незаметной; окрашивает влажную поверхность | Две пластины из оргстекла, пипетка, стаканчики с прозрачной и подкрашенной водой, лист бумаги, карандаши на каждого ребенка. | ||||||||||||||||||||
3 неделя | «Играем с красками» | Познакомить с растворением краски в воде; развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, воспитывать аккуратность при работе с водой. Словарь: Капля краски, если ее не мешать растворяется в воде медленно, неравномерно, а при размешивании – равномерно. | Две баночки с прозрачной водой; краски; лопаточка салфетка; лист бумаги. | Наблюдение за образованиями луж и таяньем сосулек | Учить наблюдательности, учить замечать изменения в природе. | |||||||||||||||||||||
4 неделя | «В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются» | Продолжать знакомить со свойствами и качеством воды; развивать наблюдательность, усидчивость; учить соблюдать правила безопасности при работе с водой; активизировать словарь Словарь: песок, сахарный «песок»; растворяется, не растворяется, перемешали. | Два стаканчика с водой, речной песок, сахарный песок, ложка для размешивания, акварельные краски, листочки (на каждого ребенка) | «Что вода размочит быстрее?» | Продолжать знакомство со свойствами воды; развивать наблюдательность, любознательность, сообразительность; учить определять на ощупь объект, который находится в воде; активизировать словарь; воспитывать аккуратность. Словарь: салфетка, картон, тетрадный лист, намокла, размокла, развалилась в руках. | Ванночка с водой, кусочки бумаги различные по плотности. | ||||||||||||||||||||
Тема проекта на апрель: «Воздух и его свойства» | ||||||||||||||||||||||||||
Занятие | Цель | Мат-лы | Деятельность в уголке экспериментирования | Цель | Мат-лы | Деятельность на улице | Цель | Мат-лы | ||||||||||||||||||
1 неделя | «Воздух повсюду» | Дать представление детям о свойствах воздуха, обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его основное свойство – невидимость. | Ветерок, бумажки на каждого ребенка, пакет. | Изучают свойства воздуха: невидимость, не имеет запаха, воздух везде, его нельзя потрогать, воздух находится внутри нас | Повторяют свойства воздуха через проведение опытов в уголке экспериментирования. Учатся делать самостоятельные выводы на основе увиденного. | Тазик с водой, кораблики бумажные | «Поиск воздуха» | Предложить детям с помощью вертушек или ленточек определить направление ветра | Ленточки на каждого ребенка | |||||||||||||||||
2 неделя | «Реактивный шарик» | Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы. | Воздушный шарик | «Воздух везде» | Поиск воздуха с помощью пакета | Пакет | ||||||||||||||||||||
3 неделя | «Почему дует ветер?» | Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс, уточнять представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх – он легкий, холодный опускается вниз – он тяжелый. Развивать умение делать выводы на основе наблюдений за воздухом. | Рисунок «Движение воздушных масс», схема изготовления вертушки , свеча | Игры с вертушками, обнаружение ветра – движение воздуха. | Игра с вертушкой в группе. Подносить вертушку к открытому окну и обнаружить потоки воздуха – ветер. | вертушки | Дуть на сухой песок, таким образом обнаружить его внутри себя. Игры с вертушками, обнаружение ветра – движение воздуха. Ловить воздух в пакет, таким образом обнаружить его вокруг | С помощью вертушки обнаружить ветер на улице. Играть с ветром. Создавать собственный ветер – дуть на сухой песок. | Вертушки, пакет |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие: "Программа формирования представлений о неживой природе у детей среднего дошкольного возраста".
Программа расчитана на средний возраст, формирует представления о неживой природе через игры-экспериментирования. Содержит цели, задачи, представления детей, которые должны быть сформированы, пл...
«Особенности формирования представлений о неживой природе у детей дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность».
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувст...
Экспериментирование как метод формирования представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментирование как метод формирования представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста....
« Элементарные опыты как средство формирования интереса к неживой природе у детей среднего дошкольного возраста » Исследовательская деятельность в природе с детьми старшего дошкольного возраста. 12 апреля - День Космонавтики
laquo; Элементарные опыты как средство формирования интереса к неживой природе у детей среднего дошкольного возраста »Исследовательская деятельность в природе с детьми старшег...
Методическая разработка.Презентация "Экспериментирование как средство формирования знаний о неживой природе у детей 5 года жизни"
В презентации представлена эффективность использования неживой природы,как формирование знаний о неживой природе у детей 5 года жизни....
Методическая разработка опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности старших дошкольников как средство формирования элементарной экологической культуры
Дети раннего возраста проявляют интерес ко всему, что происходит вокруг. В процессе опытнической деятельности воспитатель не только знакомит детей с природой, но и целенаправленно подводит детей к ее ...
Методическая разработка опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности старших дошкольников как средство формирования элементарной экологической культуры
Методическая разработка опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности старших дошкольников как средство формирования элементарной экологической культуры ...