Педагогический совет на тему: "Экологическое развитие детей дошкольного возраста посредством живой и неживой природы".
учебно-методический материал
В период нарушения экологического равновесия в стране важнейшим направлением в работе ДОУ является экологическое образование, то есть формирование экологической культуры детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя. Поэтому необходимо научить ребенка с дошкольного возраста беречь природу. Один из путей повышения его эффективности состоит в использовании разнообразных форм и методов работы. Педагогический совет помог обобщить опыт воспитателей по работе в данной области, способствовал обмену формами и методами работы в данном направлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_ekologicheskoe_vospitanie2.pptx | 2.18 МБ |
obrazovatelnye_oblasti.docx | 27.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Удивительный мир природы. Он встречает ребенка морем звуков и запахов, загадками и тайными, заставляет остановится, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты у поля, луга, тихой речушке, у крошечной лужицы, оставшейся на дороге, после сильного дождя. Но где бы не находился детский сад: в шумном городе или тихом поселке, за полярным кругом или в степи - воспитатель, любящий природу, помогает детям сделать первые шаги в неизведанную страну, которая называется природой. Мне не унять метели, Не растопить снега, Но чтобы птицы пели – Это в моих руках. (В. Солоухин)
. Природа влияет на всестороннее развитие ребенка. Что же является природа для ребенка? Итак, природа является источником: Красоты, Доброты, Познания, Укрепления здоровья.
м. Природа – источник красоты. Она прекрасна во все времена. Давайте вместе немного отдохнем и по мечтаем. Забудем наши проблемы, отложим заботы и тревоги – будем отдыхать и наслаждаться свежестью весеннего ветра, запахом летнего скошенного луга, шелестом осенних кленов, ароматом ясного зимнего дня. Обмен опытом - воспитывает у детей чувство любви к прекрасному, природе.
«Цветущие яблони» И. Левитан
«Лето» И. Левитан
«Золотая осень» И. Левитан
«Утро в зимнем лесу» В. Юшкевич
Период нарушения экологического равновесия в стране важнейшим направлением в работе ДОУ является экологическое образование, то есть формирование экологической культуры детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя. Поэтому необходимо научить ребенка с дошкольного возраста беречь природу. Один из путей повышения его эффективности состоит в использовании разнообразных форм и методов работы. «Формы и методы экологического образования дошкольников» ( ст.воспитатель ). Природа- источник доброты. Любование красотой – это лишь первый росток доброго чувства, который надо развивать. В детстве ребенок должен пройти эмоциональную школу, школу воспитания доброты чувств.
Природа – источник познания. В природе все меняется ежедневно, нужно только не пропустить эти маленькие, но не похожие один на другой праздники. Дети узнают, что солнце является источником тепла и света на Земле, что растения дышат и растут, что холодная снежинка коснувшись теплой ладошки, превращается в капельку воды и многое-многое другое. Важно воспитать у детей познавательное отношение к природе, желание узнать о ней как можно больше.
Природа – источник укрепления здоровья. Сочетание полноценного питания, солнцем, воздух, воды, труда и отдыха – все это целебный источник здоровья. А целебные ли они сейчас? По утверждению ученых человечество идет к экологической катастрофе. За последнее десятилетия проблемы загрязнения и разрушения окружающей среды приняли глобальный характер. Бурный НТП, безнравственное отношение к природным богатствам и нерациональное их использование привели к нарушению экологического равновесия.
В период нарушения экологического равновесия в стране важнейшим направлением в работе ДОУ является экологическое образование, то есть формирование экологической культуры детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя. Поэтому необходимо научить ребенка с дошкольного возраста беречь природу. Один из путей повышения его эффективности состоит в использовании разнообразных форм и методов работы.
Предметное окружение Ознакомление с окружающим миром Природное окружение, экологическое воспитание Социальное окружение
Природное окружение, экологическое воспитание Мир животных Неживая природа Мир растений Экологическое воспитание
Задачи экологического образования Усвоение системы знаний о природе (о ее компонентах и взаимосвязях между ними) 2. Формирование представлений об универсальной ценности природы 3. Воспитание потребности в общении с природой 4. Привитие трудовых природоведческих навыков 5. Развитие экологического сознания 6. Эстетическое воспитание Решение этих задач направленно на достижение основной цели – культурно-экологического воспитания, т.е. бережного, осознанного, ценностно-ориентированного отношения к миру.
Формы педагогической работы Экскурсии в различные биоценозы (луг, лес, поле, ..) в различные сезоны Целевые прогулки за пределами участка детского сада (парк, сквер, улица, ….) Прогулки на участке Экскурсии в музеи (краеведческий, изобразительной искусства, зоологический), в обсерваторию, в оранжерею, на выставке цветов, собак, … Занятия в группе детского сада Занятия в уголке природы
1. Экскурсии в различные биоценозы (луг, лес, поле, ..) в различные сезоны
2. Целевые прогулки за пределами участка детского сада (парк, сквер, улица, ….)
3. Прогулки на участке
4. Экскурсии в музеи (краеведческий, изобразительной искусства, зоологический), в обсерваторию, в оранжерею, на выставке цветов, собак, …
5. Занятия в группе детского сада
6. Занятия в уголке природы
Методы экологического образования * Наблюдения на экскурсии, прогулках, занятиях, в повседневной жизни. * Игра * Экспериментирование * Чтение литературы о природе * ИЗО деятельность * Исследовательская деятельность * Труд на участке и в уголке природы * Прогнозирование погоды по поведению животных и растений, по явлениям неорганической природы
Из опыта работы по экологическому воспитанию Якушкиной Т.П. Работа по экологическому воспитанию провожу на занятиях по оригами в кружке «Волшебный квадратик». Все занятия делятся на блоки: «Птицы», «Обитатели пруда», «Звери леса», «В зимнем лесу», «Весенние цветы» и т.д. Занятиям каждого блока предшествует большая подготовительная работа, предполагающая: просмотр иллюстраций и подготовку тематических выставок; проведение целевых прогулок, наблюдения; чтение, анализ и пересказ произведений художественной литературы (рассказов и сказок); отгадывание загадок по теме занятия; предварительные беседы, цель, которых – познакомить детей с животным, птицей или растением, которому посвящено занятие; проведение дидактических и подвижных игр, посвященных теме занятия.
На занятиях вместе с детьми вспоминаем предметы и явления окружающего мира, напоминаю о том, что необходимо бережно и внимательно относиться к природе. На каждом занятии дети знакомятся с одним предметом или объектом окружающего мира.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Школа №2120»
ДОП-8
Педагогический совет на тему:
«Экологическое развитие детей дошкольного возраста посредством живой и неживой природы».
Блок 2 – «Место экологического воспитания в системе дошкольного образования детей»
Подготовила воспитатель:
Ильина Ксения Сергеевна
2020 г
Цель:
Создание условий для формирования у ребёнка основ экологического
сознания, экологической культуры, реализации новых представлений об
универсальности и самоценности природы. Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей, повышать методический уровень, способствовать творческому поиску.
Подготовка к педагогическому совету
1.Просмотр открытых прогулок по темам экологического воспитания.
2.Проведение тематического контроля «Организация работы в ДОУ по экологическому воспитанию».
3.Проведение диагностики педагогов по теме «Экологическое воспитание дошкольников».
4.Определение: повестки дня для предстоящего педагогического совета; плана подготовки воспитателей к предстоящему педагогическому совету; вопросов к анализу воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию и дискуссионного клуба; подготовка проекта решения педагогического совета.
Образовательные области:
- Социально-коммуникативное
- Познавательное
- Речевое
- Художественно-эстетическое
- Физическое
Образовательная область ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:
- Развитие когнитивных способностей
- Формирование элементарных математических Представлений
- Ознакомление с окружающим миром
Слайд 13
Ознакомление с окружающим миром
- Предметное окружение: обогащать представления детей о мире предметов, объяснять назначение незнакомых предметов, в том числе - о предметах, облегчающих труд человека в быту.
Связь прочности и долговечности со свойствами и качеством материалов, из которых сделаны предметы.
Учим самостоятельно определять материалы, характеризовать свойства и качества предметов.
Знакомить с некоторыми предметами прошлых времен, с тем «как жили наши предки».
- Социальное окружение.
Расширять представления об учебных заведениях (детский сад, школа, колледж, вуз). Формировать потребность в получении знаний, стремление к дальнейшему обучению.
Расширять представления о сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство, сельское хозяйство). о профессиях
Рассказывать детям о профессиях воспитателя, учителя, врача, строителя, работников сельского хозяйства, транспорта, торговли, связи др.; о важности и значимости их труда; о том, что для облегчения труда используется разнообразная техника. Рассказывать о личностных и деловых качествах человека-труженика.
Воспитывать чувство благодарности к человеку за его труд.
Наша планета. Формировать элементарные представления об истории человечества (Древний мир, Средние века, современное общество) через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), реконструкцию образа жизни людей разных времен (одежда, утварь, традиции и др.).
Дать представление о многообразии народов мира. Знакомить с элементами культуры, обычаев, государствами некоторых народов мира:
в Европе англичане, итальянцы, испанцы, немцы, французы;
в Азии — индусы, китайцы, японцы; в Африке — бедуины, египтяне, жители Конго, в Южной Америке — бразильцы, мексиканцы, в Северной Америке — американцы, канадцы.
Слайд 14
- Природное окружение, экологическое воспитание. Продолжать развивать интерес детей к миру природы, расширять и уточнять их представления. Учить наблюдать, развивать любознательность.
Развивать желание исследовать и экспериментировать с объектами живой и неживой природы (не нанося им вред).
Создавать условия для детской исследовательской деятельности (развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений).
Использовать в процессе ознакомления с природой произведения художественной литературы, музыки, знакомить с народными приметами.
- Неживая природа. Показывать взаимодействие живой и неживой природы. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон — растительность — труд людей).
Что мы формируем у детей:
- представления о чередовании времен года, частей суток.
- первичные представления о климатическом и природном многообразии планеты Земля: холодные климатические зоны (арктика, антарктика), умеренный климат (леса, степи, тайга), жаркий климат (джунгли, саванна, пустыня).
- Обсудить, как человек в своей жизни использует воду, песок, глину, камни;
- Мир животных.
Расширять и систематизировать знания о животном мире.
Расширять первичные представления о классификации животного мира:
- млекопитающие,
- птицы,
- рыбы,
- насекомые,
- земноводные (лягушки, жабы, тритоны),
- пресмыкающиеся или
- рептилии (ящерицы, черепахи, крокодилы, змеи),
- паукообразные (пауки, скорпионы, тарантулы, клещи),
- ракообразные (раки, крабы, омары, креветки).
Расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека. Воспитывать у детей ответственное отношение к домашним питомцам.
Познакомить с некоторыми типичными представителями животного мира различных климатических зон.
- Мир растений. Расширять представления детей о растениях.
Знакомить детей с многообразием родной природы: деревьями, кустарниками, травянистыми растениями.
Познакомить с понятиями «лес», «луг» и «сад».
Расширять представления о лесных животных: где живут, чем питаются, как готовятся к зиме;
как некоторые звери готовятся к зимней спячке. Дать представление о хищных зверях и птицах.
- Экологическое воспитание. Формировать элементарные экологические представления. Формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.
Рассказывать о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений. Учить укреплять свое здоровье в процессе общения с природой.
Слайд 15
Задачи экологического образования
- Усвоение системы знаний о природе (о ее компонентах и взаимосвязях между ними)
- Формирование представлений об универсальной ценности природы
- Воспитание потребности в общении с природой
- Привитие трудовых природоведческих навыков
- Развитие экологического сознания
- Эстетическое воспитание
Решение этих задач направленно на достижение основной цели – культурно-экологического воспитания, т.е. бережного, осознанного, ценностно-ориентированного отношения к миру.
Слайд 16-22
Формы педагогической работы
- Экскурсии в различные биоценозы (луг, лес, поле) в различные сезоны
- Целевые прогулки за пределами участка детского сада (парк, сквер, улица)
- Прогулки на участке
- Экскурсии в музеи (краеведческий, изобразительной искусства, зоологический), в обсерваторию, в оранжерею, на выставке цветов, собак, …
- Занятия в группе детского сада
- Занятия в уголке природы
Слайд 23
Методы экологического образования
- Наблюдения на экскурсии, прогулках, занятиях, в повседневной жизни.
- Игра
- Экспериментирование
- Чтение литературы о природе
- ИЗО-деятельность
- Исследовательская деятельность
- Труд на участке и в уголке природы
- Прогнозирование погоды по поведению животных и растений, по явлениям неорганической природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая концепция «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»
В настоящее время из–за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста. В последние годы в детском саду н...
Опытно-экспериментальная деятельность для детей старшего возраста с живой и неживой природой.
1. Опыт с воздухом. На столах пустые стаканчики и банка с водой. Воспитатель: Ребята, как вы считаете, этот стакан пустой? Внимательно посмотрите, есть ли в нем что-нибудь? (показывает по очереди всем...
Сообщение к педагогическому совету «Значение художественно – эстетического развития детей дошкольного возраста»
Материал для повышения компетентности педагогов ДОУ в вопросе теории по эстетическому воспитанию дошкольников....
ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДУШАНОВОЙ Д.К. ПО ТЕМЕ: "ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ"
ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДУШАНОВОЙ Д.К. ПО ТЕМЕ: "ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ"...
Выступление на педагогическом совете (из опыта) «Речевое развитие детей дошкольного возраста в разных видах деятельности в соответствии с ФГОС ДО»
Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, в контексте образовательных областей, является развитие речи детей....
Обобщение педагогического опыта работы «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством интеграции различных видов деятельности»
В 2019 году я начала работу в инновационном направлении над темой: «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством интеграции различных видов деятельности» в об...
Педагогический совет«Современные технологии речевого развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»
Педагогический совет«Современные технологии речевого развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО» разработан с целью расширить знаний педагогов по речевом...