Cтатья «Особенности психологической готовности к школе детей 6 – 7 лет с различными психоэмоциональными состояниями»
статья (подготовительная группа) на тему
Существуют различные варианты развития детей 6-7 лет с личностными особенностями, которые влияют на успешность в школьном обучении.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Особенности психологической готовности к школе детей
6 – 7 лет с различными психоэмоциональными состояниями»
Мы живем в XXI веке и сейчас очень высокие требования к жизни, к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение.
Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе – только один из аспектов этой задачи, но внутри этого аспекта выделяются различные подходы:
- Исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе.
- Исследование новообразований и изменений в психике ребенка.
- Исследование генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и выявление путей их формирования.
Определяя психологическую готовность к школьному обучению, специалист должен четко понимать, для чего он это делает. Можно выделить следующие цели, которым нужно следовать при диагностике готовности к школе:
– понимание особенностей психологического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе;
– выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости;
– распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их «зоной ближайшего развития», что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме;
– отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школьному обучению (возможно лишь по отношению к детям шестилетнего возраста).
Существуют различные варианты развития детей 6-7 лет с личностными особенностями, которые влияют на успешность в школьном обучении.
Тревожность
Среди наиболее общих причин возникновения тревожности у детей дошкольного и школьного возраста можно перечислить:
- внутриличностные конфликты, прежде всего, связанные с оценкой собственной успешности в различных сферах деятельности (Кочубей Б. И., Новикова Е. В., 1988 и др.);
- нарушения внутрисемейного и / или внутри школьного взаимодействия, а также взаимодействия со сверстниками (Захаров А. И., 1988; Прихожан А. М., 1998; Спиваковская А. С., 1988 и др.);
- соматические нарушения (Щербатых Ю. В., Ивлева П. И., 1998 и др.).
Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии / ситуации конфликта, вызванного:
- негативными требованиями, которые могут поставить его в униженное или зависимое положение;
- неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;
- противоречивыми требованиями, которые предъявляются к ребенку родителями и / или школой, сверстниками (Кочубей Б. И., Новикова Е. В., 1988).
«Негативистическая демонстративность». Демонстративность – особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе со стороны окружающих. Особый вариант развития негативистическая демонстративность, наиболее неблагоприятный вариант (ребенок стремится привлечь к себе внимание через сознательное нарушение правил и требований взрослых, если ребенка просят не кричать, не шуметь, то он делает все наоборот). Так ведут себя дети с эмоциональной депривацией - они не получают от значимых взрослых необходимого тепла и ласки. Загнанная внутрь, нереализованная демонстративность может приобрести патологический характер и перейти в клиническую истерию.
« Уход от реальности». Уход от реальности - это еще один вариант неблагоприятного развития. Он проявляется, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовывать ее в резкой театрализованной форме не могут из-за своей тревожности. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию тревожности и еще большей пассивности, незаметности, которые обычно сочетаются с инфантильностью, отсутствием самоконтроля. Не достигая существенных успехов в учении, такие дети так же, как и чисто демонстративные, «выпадают» из процесса обучения на уроке.
Гиперактивность. В настоящее время некоторые дети (от 8 до 10%) все чаще проявляют такое качество, как гиперактивность. В дошкольном возрасте они доставляли неудобство родителям, а придя в школу, не могут самостоятельно работать, мешают учителю, постоянно отвлекают детей в классе. Американские психологи установили, что всем гиперактивным детям присущи сходные симптомы: невнимательность, импульсивность, сверх подвижность. Они разработали систему критериев, по которым взрослые могут определить, является ли ребенок гиперактивным.
При невнимании:
- имеет незаконченные проекты;
- отличается нарушением устойчивого внимания;
- слышит, когда к нему обращаются, но не реагирует на обращение;
- с большим энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его;
- имеет трудности в организации;
- часто теряет вещи;
- избегает скучных задач и таких, которые требуют приложения умственных усилий;
- часто бывает забывчив.
Сверхактивность обнаруживается в том, что ребенок:
- ерзает, не может усидеть на месте;
- проявляет беспокойство (барабанит пальцами, двигается в кресле, ему трудно неподвижно сидеть, он бегает, забирается куда-либо);
- спит намного меньше других, даже в младенчестве;
- находится в постоянном движении (с «мотором»);
- очень говорлив;
Импульсивность. Ребенок с этим качеством:
- отвечает до того, как его спросят;
- не способен дождаться своей очереди;
- часто вмешивается, прерывает говорящего, не может ждать;
- плохо сосредоточивает внимание;
- не может дождаться вознаграждения, о том чтобы его отложить, и речи быть не может;
- не может регулировать свои действия (повеление ребенка плохо подчиняется правилам: хочет сейчас — и ломает правило);
- имеет разный уровень выполнения заданий (на некоторых занятиях спокоен, на других — нет).
Если в возрасте около семи лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных выше моментов, мы можем предположить, что ребенок является гиперактивным. Ребенка с ярко выраженной и постоянно проявляющейся гиперактивностью следует показать врачу. Но не всякий ребенок, который не может усидеть на месте, постоянно бурлит, извивается, носится как сумасшедший, может быть отнесен к категории гиперактивных. Многие дети на ранних этапах онтогенеза проявляют повышенную двигательную активность.
Проблема застенчивых детей.
Застенчивость может проявляться у ребенка с самого раннего возраста. С точки зрения психологии, это сложнейший феномен, в основе которого лежат многие личностные проблемы и особенности.
Для застенчивого ребенка любое выступление перед аудиторией — это дистресс, то есть чрезмерно перенапряжение. В школе же застенчивому ребенку грозит не разовый дистресс, о котором можно забыть, а ежедневный, повторяющийся и предчувствуемый заранее.
Проблема агрессивности.
Проблема адаптации связана с вхождением ребенка в новую для него среду общения, в класс, в микрогруппу. Один из мощных факторов, негативно влияющих на адаптацию (помимо застенчивости), — это агрессивность. Агрессивность, как и застенчивость, может создать и внутриличностные трения, и проблемы с успеваемостью. Понятие агрессии очень широко. Определить повышенный уровень агрессивности у ребенка помогут поведенческие реакции. Агрессивность обычно понимается, как стремление причинить ущерб другому человеку, причем проявления ее могут быть как физическими, так и вербальными, как прямыми, так и косвенными. Повышенная агрессивность у ребенка, несомненно, приведет к множеству проблем в школе. При взаимодействии с классом, микрогруппой следствием агрессивности станет неприятие ребенка как личности, формирование негативного отношения к нему. И таким образом ребенок в ответ начнет получать в свой адрес больше негативных действий, чем другие дети. Отсюда прямой путь к эмоциональному напряжению, стрессовому состоянию, которое агрессивный ребенок будет испытывать чаще остальных, что также укрепляет его агрессивность — образуется порочный круг, вернее, восходящая спираль. Ребенок приходит в школу, может быть, с незначительной степенью агрессивности. Но каждая негативная, враждебная реакция (пусть исходящая и не от всех детей, а от нескольких) в ответ только укрепляет ребенка в мысли, что к нему плохо относятся, стимулируя его агрессивность, которая в следующий раз проявится еще более резко. Как видим, повышенная агрессивность не несет в себе ничего хорошего со всех точек зрения: и с точки зрения воздействия на окружающих, и в отношении реакции родителей, и для самого ее носителя.
Мы рассмотрели некоторые психологические особенности развития старшего дошкольника, которые важны для начального этапа обучения в школе. Надо помнить о том, что по мере возрастного развития человека доминирующую роль будут играть другие психические функции, а также их сочетание.
Изучения проблемы психологической готовности ребенка к школьному обучению связана с тем, что на сегодняшний день именно несформированность у ребенка психологической готовности к школе часто является главной причиной проблем, возникающих у ребенка в первый год обучения в школе. Зачастую ребенок, имеющий хорошее интеллектуальное развитие, трудно адаптируется к школе, при первой же неудаче отказывается ходить в школу, не испытывает интереса к выполнению домашних заданий. Это происходит в результате несформированной мотивационной готовности ребенка к школе, отсутствия «внутренней позиции школьника».
Трудно сказать, какие из перечисленных факторов психологической готовности к школе являются более существенными, а какие второстепенными. Степень сформированности каждого из них у детей разная. Но отсутствие или низкий уровень развития хотя бы одного из необходимых психологических качеств может привести к сложностям и конфликтам. Помочь начинающему школьнику родители смогут только в том случае, если причина трудностей будет определена верно.
К моменту поступления в школу ребенок должен иметь представление о том, что его ждет, каким образом происходит обучение. И самое главное, у него должно быть желание учиться.
Список использованной литературы:
- Аракелов Н., Шишкова Н. «Тревожность: методы ее диагностики и коррекции» / Вестник МУ, сер. Психология. – 1998, № 1.
- Арнаутов Е.П. Педагог и семья. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.
- Безруких М.. М., Ефимова С.П.Ребенок идет в школу: Издательский центр «Академия» , 1996 г.
- Венгер Л.А. «Психология развития».
- Выготский Л.С.«Педагогическая психология».
- Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. СПб.: Питер, 2009г.
- Ильина С.Е., Никифорова С.Н., Суровцева С.С. «Теоретические основы психолого-педагогической работы с дошкольниками группы риска» 2009г.
- Захаров А. И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. – СПб.: Гиппократ, 1995
- Каган В.С. Психогенные формы школьной дезадаптции // Вопросы психологии.-1984.-№4.-с.93)
- Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000г.
- Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. — М,: Гуманит. изд. центр Владос, 2001г.
- Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // “Психологическая наука и образование”. – 1998, № 2.
- Психология. Словарь / Под ред. А.В.Петровского, М. Г.Ярошевского. – М.: 1990. – 178 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Составляющие психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста"
презентация для использования в детском саду - воспитателями, психологами для повышения педагогической компетентности родителей...
Психолого-педагогический проект по формированию психологической готовности к школе детей 6-7 лет "На пороге школы"
Разработанный психолого - педагогический прект направлен на формирование психологической готовности к школе детей 6-7 лет. В данном проекте представлен план работы, диагностические материалы, консульт...
Особенности психологической готовности к школе детей с нарушениями речи
Психологическая готовность к школьному обучению - целостное образование, которое предполагает достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отста...
Особенности психологической готовности к школе у детей с ЗПР
В статье рассмотрены аспекты готовности к школьному обучению у детей с задержкой психического развития. Рассмотрены и выделены различные подходы к проблеме готовности к школе. Проанализированы аспекты...
Родительское собрание «Особенности психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста»
Сценарий родительского собрания в виде семинара. Что включает в себя готовность ребенка к школе, из каких компонентов состоит психологическая готовность к школе....
"Особенности психологической готовности к школе детей со слуховой депривацией"
Готовность дошкольника с нарушенным слухом к школьному обучению является одним из важных итогов его развития в дошкольный период детства. Наступает переломный момент, когда условия жизни и деятельност...
«Социально - психологическая готовность к школе детей подготовительной к школе группы»
Каждый родитель заинтересован в школьных успехах своего ребёнка, получении положительных эмоций от обучения. Для этого нужно начинать раньше готовить ребёнка к обучению в школе....