Особенности психологической готовности к школе у детей с ЗПР
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Полякова Екатерина Александровна

В статье рассмотрены аспекты готовности к школьному обучению у детей с задержкой психического развития. Рассмотрены и выделены различные подходы к проблеме готовности к школе. Проанализированы аспекты учебной мотивации и интеллектуальной готовности к школьному обучению у детей с задержкой психического развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ЗПР

Аннотация: в статье рассмотрены аспекты готовности к школьному обучению у детей с задержкой психического развития. Рассмотрены и выделены различные подходы к проблеме готовности к школе. Проанализированы аспекты учебной мотивации и интеллектуальной готовности к школьному обучению у детей с задержкой психического развития.

Ключевые слова: задержка психического развития, готовность к школьному обучению, психологическая готовность, специальная готовность.

В Российской Федерации права лиц с ограниченными возможностями здоровья на жизнь и образование регулируются основными международными документами. Такие правовые документы, как: «Конвенция о правах ребенка», «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей», «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов», «Конвенция о правах инвалидов» - закрепляют государственные гарантии, в том числе на получение образования лицам с отклонениями в развитии.

В нормативно-правовом акте «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов» (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993) впервые раскрывается специфика обучения детей с ОВЗ: «государствам следует признавать принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность» [1]. Кроме этого, образование инвалидов и лиц с ОВЗ является основополагающим компонентом политики государств, как неотъемлемая часть системы общего образования.

Таким образом, перед педагогическим сообществом стала проблема помощи детям с задержкой психического развития в процессе овладения ими учебной деятельностью, а также стремление избежать детской сегрегации в узкоспециализированных учебных заведениях. Многие современные практики отмечают, что адаптация детей с задержкой психического развития (ЗПР) в массовых общеобразовательных учреждениях проходит наименее болезненно, если ребенок психологически готов к школьному обучению.

Актуальность вышеизложенной проблемы психического здоровья детей с задержкой психического развития и поиски путей оказания им помощи до поступления в школу, привели к рассмотрению этого вопроса в данной статье.

Отечественные исследователи выделяют различные подходы к проблеме готовности к школе. В 1948 году А. Н. Леонтьев предложил понятие «психологическая готовность», где одним из компонентов готовности указал: «развитие у детей способности управления собственным поведением» [2].

Д. Б. Эльконин предполагал, что готовность к школе включает в себя не только оценку новообразований прошедшего возрастного периода, но и начальные формы деятельности следующего периода. Поэтому в качестве основных компонентов готовности к школе Д. Б. Эльконин выделяет: «сформированность игровой деятельности и зачатки учебных новообразований» [2].

Н. И. Гуткина произвольность поведения видит центральным новообразованием в психике ребенка, определяющим успешность обучения.

На современном этапе исследований, клинические особенности психологической готовности к школе у детей категории ЗПР анализировались такими исследователями, как: М. С. Певзнер, М. А. Кулижникова, М. Г. Рейдибойм, Е. С. Журихина, А. О. Цаплина, Г. Е. Сухарева, В. Г. Уралец.

Число дошкольников с задержкой психического развития, поступающих в начальную школу, к сожалению, увеличивается из года в год в связи с недостаточным вниманием общества, а также возрастающими проблемами семьи и детства. 

Исследования практиков предполагают, что предпосылкой психической готовности к школе является способность ребенка выполнять разнообразные задания под руководством взрослого. Кроме этого, школьная готовность означает физическую, социальную, мотивационную и умственную готовность ребенка к переходу от игровой деятельности к произвольной деятельности более высокого уровня.

Однако часто у старших дошкольников с ЗПР не сформирована готовность к школьному обучению, поскольку существует проблема незрелости центральной нервной системы: слабость процессов торможения и возбуждения, затруднения в образовании условных связей, дети с ЗПР с большим трудом овладевают письмом и чтением.

У ребенка старшего дошкольного возраста также возрастает познавательный интерес к решению задач, а в качестве показателя социального развития выступает появление волевого поведения. Однако учебная мотивация детей с задержкой психического развития отличается значительной неустойчивостью.

Пядышева Т. Г. рассматривает в своей статье факторы психологической и интеллектуальной готовности детей с ЗПР к школьному обучению, и отмечает, что: «затруднения в обучении обусловлены не только недостатками познавательной деятельности, но и незрелостью эмоциональной и волевой сфер, несформированностью личностных качеств, проблемами общения, отклонениями в поведении» [3].

Советский психолог, доктор психологических наук, У. В. Ульенкова посвятила множество своих трудов изучению психических особенностей у детей с ЗПР. В своей экспериментальной деятельности между нормально развивающимися дошкольниками и детьми с ЗПР она выявила принципиальные различия в выполнении заданий по образцу и по вербальной инструкции. Так: «у детей с ЗПР была выявлена низкая способность к обучению (по сравнению с нормой), отсутствие познавательного интереса к занятиям, саморегуляции и контроля, критического отношения к результатам деятельности» [2].  

Кроме этого, у детей категории ЗПР отсутствуют такие важные показатели готовности к обучению как: сформированность относительно устойчивого отношения к познавательной деятельности, достаточность самоконтроля на всех этапах выполнения задания, речевая саморегуляция.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы видим, что во всех исследованиях признается тот факт, что школьное обучение будет эффективным только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые в учебном процессе развиваются и совершенствуются. Исследования показывают, что у детей с ЗПР наблюдается слабая регуляция во всех категориях учебного процесса.

При требовании произвести проверку дети с ЗПР выполняют определенные внешние действия, не соотнося результат и способы его получения с требованиями и данными предъявленной задачи. Не осуществляется самоконтроль и после получения результата.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что психологическая готовность детей с ЗПР к школьному обучению характеризуется средним уровнем планирования. Дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития отличаются недоразвитием интеллектуальной деятельности, выполнение элементарных логических операций ими возможно, но такие сложные мыслительные операции, как: анализ и синтез, а также установление причинно-следственных связей для них затруднено. Деятельность ребенка соотносится с целью лишь частично, поскольку у детей низкий уровень самоконтроля, а также слабо сформирована мотивация к обучению.

Список литературы:

  1. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/standartnye-pravila-obespechenija-ravnykh-vozmozhnostei-dlja-invalidov/
  2. Князева, Т. Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе: структура, диагностика, формирование. - СПб. : Речь, 2007. - 118 с.
  3. Пядышева Т. Г. Формирование интеллектуально-эмоциональной готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению в условиях дошкольной образовательной среды // Научная электронная библиотека КиберЛенинка - 2011. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-intellektualno-emotsionalnoy-gotovnosti-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-k-shkolnomu-obucheniyu-v-usloviyah

© Полякова Е.А., 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности и готовность к школе у детей с нарушениями зрения

В формировании психики детей с нарушениями зрения необходимо исходить из возможностей и потребностей детей, с учетом их особенностей, связанных с дефектом зрения.В основу ствтьи положен опыт рабо...

Cтатья «Особенности психологической готовности к школе детей 6 – 7 лет с различными психоэмоциональными состояниями»

Существуют различные варианты развития детей 6-7 лет с личностными особенностями, которые влияют на успешность в школьном обучении....

Конспект занятия по формированию психологической готовности к школе у детей 6–7 лет

Конспект занятия по формированию психологической готовности к школе у детей 6–7 лет (М. А. Панфилова Лесная школа. Коррекционные сказки для дошкольников и младших школьников)....

Особенности психологической готовности к школе детей с нарушениями речи

Психологическая готовность к школьному обучению - целостное образование, которое предполагает достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отста...

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ТЕМА: «РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ К УСПЕШНОМУ ОБУЧЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Я хотела поделиться с вами практическим опытом работы с детьми по подготовке к школе , имеющими проблемы в поведении, развитии и здоровье....

Родительское собрание «Особенности психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста»

Сценарий родительского собрания в виде семинара. Что включает в себя готовность ребенка к школе, из каких компонентов состоит психологическая готовность к школе....

"Особенности психологической готовности к школе детей со слуховой депривацией"

Готовность дошкольника с нарушенным слухом к школьному обучению является одним из важных итогов его развития в дошкольный период детства. Наступает переломный момент, когда условия жизни и деятельност...