«Социально - психологическая готовность к школе детей подготовительной к школе группы»
материал (подготовительная группа)
Каждый родитель заинтересован в школьных успехах своего ребёнка, получении положительных эмоций от обучения. Для этого нужно начинать раньше готовить ребёнка к обучению в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialno_-_psihologicheskaya_gotovnost_k_shkole_detey_podgotovitelnoy_k_shkole_gruppy.docx | 17.34 КБ |
Предварительный просмотр:
«Социально - психологическая готовность к школе детей подготовительной к школе группы»
Сегодня мы поговорим с вами о социально - психологической готовности ребёнка к школе, её компонентах, познакомим вас с психологическими особенностями будущего ребёнка - первоклассника. Надеемся, что наша встреча будет интересна и познавательная.
Каждый родитель заинтересован в школьных успехах своего ребёнка, получении положительных эмоций от обучения. Для этого нужно начинать раньше готовить ребёнка к обучению в школе. Давайте выясним, каковы же ваши ожидания от предстоящего обучения ребёнка в школе. Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться.
На вопрос: «Готов ли Ваш ребенок к школе?» многие родители с достоинством отвечают: «Конечно! Он прекрасно считает до 100, умеет писать и читает большие тексты!». Между тем, психологическая готовность ребенка к школе - намного более многогранное понятие, нежели просто умение читать, писать и считать. Что же такое психологическая готовность к обучению в школе и можно ли ее сформировать? Психологическая готовность к школе - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников. Она возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно: в играх; в труде; в общении со взрослыми и сверстниками; в непосредственной образовательной деятельности.
Составляющие психологической готовности:
- Интеллектуальная готовность;
- Личностно-социальная готовность;
- Мотивационная готовность;
- Эмоционально-волевая готовность.
Интеллектуальная готовность. Умение думать, анализировать, делать выводы. Развитие речи, словарный запас и способность рассказывать что-то на доступные темы, в том числе и элементарные сведения о себе. Способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика.
Умение писать, читать, считать, решать элементарные задачки, это лишь навыки, которым можно научить. Учите ребенка самого искать ответы на свои бесконечные «почему», выстраивать причинно-следственные связи - одним словом, активно интересоваться окружающим миром.
Личностно-социальная готовность. Умеет ли ребенок общаться с детьми. Проявляет ли инициативу в общении или ждет, когда его позовут другие ребята. Чувствует ли принятые в обществе нормы общения. У ребенка к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Необходимо дать ему возможность самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и пр.
Мотивационная готовность. Познавательный интерес, желание узнавать, что-то новое. Сформированность положительного отношения: к школе, учителю, учебной деятельности, к самому себе.
Желательно рассказывать ребенку о своих школьных годах, вспоминая смешные и поучительные случаи, читать вместе с ребенком книги о школе, рассказывать о школьных порядках, устроить малышу экскурсию по будущей школе, показав ему, где он будет учиться. Полезны занятия,которые развивают фантазию и воображение: рисование, лепка, конструирование,а также самостоятельность и упорство: занятия в кружках и секциях.
Эмоционально-волевая готовность.Способность делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно. Адекватная самооценка и положительный образ себя. Умение сосредоточиться, управление эмоциями.
Формированию этих качеств поможет игра! Игры учат спокойно дожидаться своей очереди, своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т. д.
Психологически готовый к школе ребенок.
-Мотивационная готовность. Желание идти в школу, вызванное адекватными причинами (учебными мотивами).
-Личностно – социальная готовность. Готов к общению и взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками.
-Эмоционально – волевая готовность. Умеет контролировать эмоции и поведение.
-Интеллектуальная готовность. Имеет широкий кругозор, запас конкретных знаний, понимает основные закономерности.
Психологически не готовый к школе ребенок.
-Проявляет мало инициативы
-Испытывает затруднения в общении со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач.
-Не может сосредоточиться на занятии, часто отвлекается.
-Не может включиться в общий режим работы группы.
-Тяготеет к шаблонным действиям и решениям.
Характер работоспособности зависит от многих составляющих. В первую очередь, это конечно, состояние здоровья ребенка, особенности его психофизического развития, мотивации, произвольности и т. п. Определить особенности работоспособности ребенка можно путем наблюдения за ним в процессе занятия. Как работает ребенок – целеустремленно на протяжении всего занятия, быстро и часто отвлекается, рассеянный, чрезмерно возбужден, быстро утомляется, занимается посторонним делом. Вы можете самостоятельно определить возможности ребенка, наблюдая за его деятельностью или игрой.
В настоящее время в 1 класс поступают дети, достигшие 6 лет и 6 месяцев. Главное отличие – у шестилетнего ребенка переход от игровой деятельности к учебной идет медленнее.
Получается, что психологическая готовность к школе – это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что-то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир.
При любом уровне готовность к школе ваш ребенок будет принят в 1 класс. Но о возможных последствиях родителям нужно думать заранее.
Хотелось бы дать родителям несколько советов. Не отмахивайтесь от детских вопросов. Дети наблюдательны, но им не хватает жизненного опыта, чтобы правильно оценить и истолковать наблюдаемые события. Но помните, что как только интересное и новое станет рутинным, обязательной повинностью, оно не принесёт ожидаемого результата. Познавательный интерес ребёнка постепенно угаснет.
И ещё одним важным секретом я бы хотела поделиться с вами. Всем вам хорошо знакома эта ситуация. Мама кормит маленького ребёнка кашей. Ей гораздо проще и удобнее взять самой ложку, набрать каши и поднести её ко рту малыша, которому останется только проглотить еду. При таком способе кормления и время экономиться, и нет риска, что всё вокруг окажется в каше.
И второй вариант, здесь ребёнок ест сам, перепачкав всё вокруг в каше. Мама находится рядом, присматривая за малышом. Конечно, в этом случае и маминого драгоценного времени уходит больше. И хлопот тоже существенно прибавляется.
Оба способа приведут к желаемому результату – ребёнок будет накормлен и сыт. Но первый малыш просто поел каши, тогда как второй, приобрёл неоценимый житейский опыт, хотя и создал столько неудобств маме. Пока первый ребёнок ел, второй – учился! И не просто учился есть, а учился управлять своим телом, координировать движения, сохранять терпение. Ведь такое простое действие как набрать в ложку каши, а потом поднести ложку ко рту, не выронив содержимое, не говоря уже о том, чтобы попасть ложкой в рот – серьёзный труд!
Но взрослые чаще создают первую ситуацию. Так удобнее нам, взрослым. Мы сами застёгиваем пуговицы, стираем, завязываем шнурки, заправляем постель, собираем игрушки за детьми. А через несколько лет удивляемся тому, почему наш ребёнок несамостоятелен, безответственен, безынициативен. Он привыкает к тому, что за него всё делают и всё решают. Секрет в том, что в детях надо развивать самостоятельность, поощрять инициативность, замечать их успехи в изучении окружающего мира и помогать учиться новому, а не делать всё за них.
И в заключении, хочется сказать, ваши дети впитывают в себя те нравственные нормы, правила поведения, моральные принципы и отношения к жизни, которые вы демонстрируете. И то, что мы “вложим” в своих детей в детстве, то и “получим” в более зрелом возрасте. Давайте, будем вкладывать в своих малышей только хорошее, доброе и вечное! И тогда они непременно порадуют нас своими успехами в будущем.
На следующей встрече мы с вами рассмотрим портрет выпускника.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа развития ДОУ «Сохранение и укрепление социального здоровья дошкольников, как условия социально-психологической готовности к школе»
Цели, задачи, направления развития, этапы деятельности, критерии оценки ожидаемых результатов, прогноз потерь и негативных последствий в ходе реализации Программы...
Родительское собрание «Социально-психологической готовности к школе»
Что такое социально-психологическая готовность к школе?...
Диагностика психологической зрелости, готовности к школе детей подготовительных групп.
Анализ уровня готовности к школе детей подготовительных групп по результатам диагностики(тест школьной зрелости Керна-Йерасика)...
Социально-психологическая готовность к школе (из опыта работы)
Социально-психологическая готовность к школьному обучению - это компонент, который включает в себя формирование у детей нравственных и коммуникативных способностей....
Консультация для родителей "Мой ребенок к школе готов! Социально - психологическая готовность к школе"
Консультация для родителей "Мой ребенок к школе готов! Социально - психологическая готовность к школе"...
Буклет для родителей первоклассника "Личностная и социально - психологическая готовность к школе"
Личностная и социально-психологическая готовность заключается в формировании у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции — положения школьника....
Буклет для родителей первоклассников "Личностная и социально-психологическая готовность к школе"
Буклет для родителей о личностной и социально-психологической готовности дошкольников к школе....