"Особенности психологической готовности к школе детей со слуховой депривацией"
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Готовность дошкольника с нарушенным слухом к школьному обучению является одним из важных итогов его развития в дошкольный период детства. Наступает переломный момент, когда условия жизни и деятельности ребенка резко изменяются, складываются новые отношения со взрослыми и детьми, появляется ответственность за усвоение знаний, которые предъявляются детям не в занимательной форме, а в виде учебного материала. Эти особенности новых условий жизни и деятельности предъявляют новые требования к различным сторонам развития ребенка, его психическим качествам, особенностям личности. Поступление в школу связано с переходом от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту, в психологическом плане характеризующемуся сменой ведущих видов деятельности: на смену сюжетно-ролевой игре приходит учение. Полноценность перехода к новому этапу психического развития связана не с физическим возрастом ребенка, а с необходимым уровнем психического развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovnost_k_shkolnomu_obucheniyu_2.docx | 24.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности психологической готовности к школе детей со слуховой депривацией
Учитель-дефектолог: Баркова Людмила Геннадьевна
МАОУ КШИ №12 города Искитима Новосибирской области
Готовность дошкольника с нарушенным слухом к школьному обучению является одним из важных итогов его развития в дошкольный период детства. Наступает переломный момент, когда условия жизни и деятельности ребенка резко изменяются, складываются новые отношения со взрослыми и детьми, появляется ответственность за усвоение знаний, которые предъявляются детям не в занимательной форме, а в виде учебного материала. Эти особенности новых условий жизни и деятельности предъявляют новые требования к различным сторонам развития ребенка, его психическим качествам, особенностям личности. Поступление в школу связано с переходом от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту, в психологическом плане характеризующемуся сменой ведущих видов деятельности: на смену сюжетно-ролевой игре приходит учение. Полноценность перехода к новому этапу психического развития связана не с физическим возрастом ребенка, а с необходимым уровнем психического развития.
Готовность к обучению в школе предполагает необходимый уровень физического, и психологического развития ребенка.
Также можно выделить специальную готовность к школьному обучению. Специальная готовность к школьному обучению заключается в том, что ребенок обладает некоторыми универсальными учебными умениями:
- называть буквы;
- читать слоги или слова;
- считать, прибавлять и отнимать в пределах 10;
- писать отдельные элементы;
- рисовать простые предметы;
- выполнять несложные физические упражнения.
Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Оценку физиологической готовности детей к систематическому школьному обучению проводят медики по определенным критериям. При формировании и диагностике психологической готовности к школе необходимо учитывать уровень физиологического развития и состояние здоровья ребенка, так как они составляют фундамент школьной деятельности.
Необходимый уровень позволяет ребенку быстро адаптироваться к школьным нагрузкам: увеличению продолжительности уроков и их количеству, отсутствию дневного сна, иному режиму питания и т. д. Важное значение для адаптации ребенка к школьным условиям имеет воспитание трудолюбия, сформированность культурно-гигиенических навыков.
Если говорить о психологической готовности к обучению в школе детей со слуховой депривацией, то можно выделить следующие элементы:
– эмоционально-волевую готовность;
– умственную готовность;
– мотивационную готовность.
I. Развитие эмоционально-волевой готовности к школе предполагает 2 этапа.
Первый этап развитие эмоционально-волевой сферы: формирование положительного эмоционального отношения к практическим действиям детей (труд в быту, в природе, на занятиях продуктивными видами деятельности).
Второй этап формирования эмоционально-волевой готовности осуществляется при усложнении требований к деятельности детей, при овладении ими основными структурными компонентами интеллектуальной деятельности на занятиях по развитию речи, формированию элементарных математических представлений. Усложнение содержания заданий осуществляется за счет необходимости самостоятельного вычленения способов действия (сделай так же, как здесь); усложнения словесной инструкции; перехода от выполнения работы по подражанию и образцу к работам по замыслу, увеличением доли творческих заданий.
К основным приемам работы, направленной на развитие эмоционально-волевой сферы, относятся:
- Создание эмоционального фона, способствующего формированию положительного отношения к занятиям. Чем разнообразней поведение (естественная мимика, жесты, интонация), тем легче и быстрее усваивается детьми передаваемая информация. Кроме того, средствами создания эмоционального фона, является минимальная физическая, психологическая дистантность (улыбка педагога, добрый взгляд, доверительный тон обращения и т.д.).
-Формирование чувства эмоционального подъема идет двумя путями: 1. Успех отмечается эмоционально (педагог улыбается, поздравляет ребенка, остальные дети хлопают), 2. Успех оценивается дифференцированными призами, оценка несет оптимистический прогноз, выставляется от продвижения в усвоении знаний.
-Использование специальных игр и упражнений, которые позволяют детям осознать эмоциональные состояния, настроение окружающих людей. Игровые упражнения способствуют совершенствованию понимания эмоциональных состояний людей в определенных ситуациях и расширению словаря. Ведь именно игра является ведущей формой деятельности дошкольного возраста, способствующей сознательному управлению своим волевым поведением.
Предполагает использование дидактических, сюжетно-дидактических, ролевых игр, загадок, драматизации отрывков из сказок, появление на занятиях героев сказок и рассказов; проблемная постановка задач, организация игр-соревнований, создание игровых ситуаций и т.д.
II. Развитие умственной готовности к школе.
Умственное развитие ребенка происходит как в процессе его повседневной жизни, так и в процессе систематического обучения на занятиях. В содержание умственного воспитания в дошкольный период входит формирование у детей определенного объема знаний об окружающих предметах и явлениях и способов мыслительной деятельности.
Успешность умственного развития детей зависит от характера усваиваемых знаний, а также от методов обучения.
В обучении целесообразно использовать методику поэтапного формирования умственных действий, в которой учитываются закономерности процесса усвоения.
Вся занятия в дошкольном отделении строятся по схеме «реальный объект → слово», начиная со схемы «реальный объект → муляж» с постепенным включением в схему все большего числа компонентов. Работа по схеме предполагает обследование предмета с помощью всех анализаторов, сравнение его с другими реальными предметами, изучение функциональных свойств и взаимосвязей предмета, затем предмет рассматривается в сравнении с заменителями. Каждый этап сопровождается глобальным чтением слова. Причем практическая деятельность должнасочетаться с речевой, стимулировать проговаривание детьми выполняемых действий.
Основными направлениями являются развитие сенсорных процессов, развитие речи и мышления.
- Сенсорное развитие – фундамент умственного развития, включает в себя формирование восприятия, овладение сенсорными эталонами, формирование познавательных ориентировочных действий. Это игры и упражнения, направленные на:
- развитие восприятия цвета, формы, величины предметов:
- развитие пространственной ориентировки;
- развитие целостного восприятия.
- Развитие мышления.
В дошкольный период наиболее активно развивается наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, однако формируются и элементы логического мышления.
Основные задачи: научить детей анализировать в процессе предметно-практической деятельности (конструирование, рисование и т.д.); выделять существенные признаки, понимать простейшие причинно-следственные связи и тем самым активизировать познавательную сферу детей с депривацией слуха.
Развитие наглядно-образного мышления в процессе обучения детей протекает в разных условиях: это прежде всего сюжетные игры, в которых ребенок начинает под руководством взрослого использовать предметы-заместители, переносить ряд предметов и действий, хорошо знакомых в реальной жизни, в воображаемый план, используя усвоенные речевые средства.
Для развития наглядно-образного мышления также проводят дидактические игры на специальных занятиях, включают их в другие виды занятий, в ходе которых дети учатся воспринимать изображения предметов и явлений, оценивать правильность и адекватность изображенных событий, устанавливать логические связи между событиями. Это игры «Бывает — не бывает», «Небылицы», картинки, на которых не соотносятся некоторые элементы.
Для развития наглядно-образного мышления важно развивать использование и понимание детьми различных средств знаковой символизации: широко применять пиктограммы, графические схемы, условные знаки, необходимые для моделирования временных, причинно-следственных, математических зависимостей в разных видах деятельности — игре, конструировании, математике, чтении и др.
В процессе развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления развиваются элементы логического мышления, формируются способы умственной деятельности. Они обеспечиваются в процессе таких видов работы, как группировка, классификация предметов по различным признакам, в ходе которых развиваются анализ, сравнение, синтез и другие способы умственной деятельности.
III. Развитие речи.
Преемственность связи дошкольной подготовки со школой осуществляется на основе единых принципов формирования речи. Деятельностный подход к процессу формирования словесной речи дошкольников с депривацией слуха реализуется в коммуникативной системе обучения языку. Требования к формированию разных форм словесной речи (устной, письменной) и развитию обеих сторон (импрессивной и экспрессивной) обозначены в программе для специального детского сада.
Если говорить о основных приемах, которые важны для формирования мотивационно-потребностной сферы речи, то это:
- Создание игровых ситуаций, использование игрушек;
- Организация игр-соревнований;
- Драматизация действий, изображенных на картинке или предлагаемых виде поручений в письменной форме;
- Создание ситуаций, требующих совместной деятельности;
- Применение личностно-ролевого подхода, когда дети выступают в роли учителя (воспитателя, контролера, продавца и т.д.).
Важно, чтобы любая деятельность осуществляется с помощью коммуникации.
Для детей со слуховой депривацией в силу особенностей речевого развития важное значение придается овладению чтением, К моменту перехода в школу дети должны уметь читать и понимать небольшие тексты по знакомой тематике, что предусмотрено программами по развитию речи. Чтение в дошкольном возрасте рассматривается как средство развития речи, условие формирования словаря и навыков связной речи. Важно не только овладение техникой чтения, но и осознанное восприятие текста, умение осмыслить и передать содержание в ответах на вопросы, отразить в рисунке, демонстрации действий.
IV. Развитие мотивационной готовности.
Одним из наиболее важных компонентов психологической готовности к школе является формирование школьной мотивации, т. е. желания учиться, стать школьником, выполнять учебную деятельность. Такие свойства, как любознательность, желание познать окружающий мир, интеллектуальная активность, также являются важными показателями психологической готовности ребенка к школе. У дошкольника должна быть сформирована «внутренняя позиция школьника», наличие которой предполагает сформированность системы мотивов, их соподчинение. А также развитие познавательной мотивации.
Для формирования «внутренней позиции школьника» важен сплав двух потребностей — познавательной и социальной, их сочетание позволит ребенку сознательно включиться в учебный процесс, будет способствовать формированию произвольного поведения. Мотивационный план готовности к школьному обучению формируется в дошкольном учреждении в процессе всей коррекционно-воспитательной работы: на занятиях по всем разделам работы, в разных видах детской деятельности, в общении с детьми и взрослыми, т.е. на демонстрацию нового социального положения школьника. Этому способствуют игры, упражнения, экскурсии в школу, просмотр фильмов, диапозитивов, рассматривание картинок и других иллюстраций, чтение рассказов, связанных с темой поступления детей в школу. Особое значение имеет организация сюжетно-ролевых игр по данной тематике, в процессе которой дети выступают в роли учителей и школьников, в ходе освоения ролей воспроизводят различные отношения, уточняют содержание деятельности в школе, знакомятся с формами организации школьной жизни (урок, перемена, посещение столовой, библиотеки и др.
Дети учатся анализировать и оценивать работы друг друга, а затем и свои собственные (сначала с опорой на критерии, заданные педагогом, а затем и вполне самостоятельно, стремясь обосновать свое мнение, сравнивая полученные результаты с заданным образцом).
Развитие познавательной мотивации детей со слуховой депривацией осуществляется через личностно значимую деятельность, организованную с применением за занятияхспециальных приемов и методов обучения:
- Постановка и осознание цели , имеющей самостоятельное значение (мотив – цель);
- Показ конечного результата деятельности (наглядная цель);
- Поэтапная и конечная оценка деятельности (взаимоконтроль, взаимооценка, затем самоконтроль, самооценка);
- Использование вариативных, а не шаблонных способов действия в процессе выполнения задания.
Кроме того повышению мотивации учения способствуют также условия соревнования, творческие задания, игры по правилам, проблемная постановка задач, самостоятельность, представляемая детям на занятиях и в быту. Большое внимание должно уделяться формированию собственного «Я» у каждого ребенка («Моя школа», «Мо й детский сад», «Мои занятия», «Я на экскурсии» и т.д.), что способствует развитию самосознания, самоуважения, рефлексии и полноценному становлению личности в конечном итоге.
Таким образом, готовность к школьному обучению детей с нарушениями слуха не может быть обеспечена только в результате формирования некоторых навыков и умений, тренировки в выполнении ряда заданий при усилении работы в подготовительных группах. Она формируется только в результате реализации всей системы коррекционно-педагогической работы в дошкольном учреждении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Составляющие психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста"
презентация для использования в детском саду - воспитателями, психологами для повышения педагогической компетентности родителей...
Cтатья «Особенности психологической готовности к школе детей 6 – 7 лет с различными психоэмоциональными состояниями»
Существуют различные варианты развития детей 6-7 лет с личностными особенностями, которые влияют на успешность в школьном обучении....
Психолого-педагогический проект по формированию психологической готовности к школе детей 6-7 лет "На пороге школы"
Разработанный психолого - педагогический прект направлен на формирование психологической готовности к школе детей 6-7 лет. В данном проекте представлен план работы, диагностические материалы, консульт...
Особенности психологической готовности к школе детей с нарушениями речи
Психологическая готовность к школьному обучению - целостное образование, которое предполагает достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отста...
Особенности психологической готовности к школе у детей с ЗПР
В статье рассмотрены аспекты готовности к школьному обучению у детей с задержкой психического развития. Рассмотрены и выделены различные подходы к проблеме готовности к школе. Проанализированы аспекты...
Родительское собрание «Особенности психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста»
Сценарий родительского собрания в виде семинара. Что включает в себя готовность ребенка к школе, из каких компонентов состоит психологическая готовность к школе....
«Социально - психологическая готовность к школе детей подготовительной к школе группы»
Каждый родитель заинтересован в школьных успехах своего ребёнка, получении положительных эмоций от обучения. Для этого нужно начинать раньше готовить ребёнка к обучению в школе....