Проект "«Формирование основ этикета у детей старшего дошкольного возраста»
проект (старшая группа) на тему
Проект "«Формирование основ этикета у детей
старшего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_etiket_avtosohranennyy.docx | 36.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска«Детский сад № 199 присмотра и оздоровления «Сказка»
Педагогический проект
«Формирование основ этикета у детей
старшего дошкольного возраста»
Авторы проекта:
Мухомадеева Н.С.
Паршукова А.В.
Г. Новосибирск
2016г.
Педагогический проект
«Формирование основ этикета у детей старшего дошкольного возраста»
«Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда когда с ним разговариваете. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни»
Типология проекта: практико-ориентированный
Участники проекта: воспитатели, дети и родители старшей группы.
Актуальность:
«… Самый лучший способ привить детям хорошие манеры - постоянно показывать им пример. »
К.А. Абульханова-Славская
Человеческий мир – это непрекращающееся общение и взаимодействие людей друг с другом. Применительно к современной ситуации человеческий мир стоит на грани глубокого кризиса, который грозит глобальными катастрофами и прекратить всякую жизнь на земле. Нарастающая напряженность в современном обществе порождает проявление агрессии, нетерпимости. среди молодежи, что может привести к необратимым последствиям в будущем. Основной причиной данного кризисом является неумение слушать и слышать, неумение находить различные формы контактов человека, живущего в цивилизованном обществе, с окружающим миром и людьми.
В сложившейся ситуации особую актуальность приобретает проблема «Это умение ребенка решать некоторые трудности, связанные с созданием эмоционально-благоприятной атмосферы с детьми более старшего возраста, обучение правилам общения и поведения. Именно этот возрастной период является наиболее сензитивным для вхождение ребенка в социальный мир и обеспечивает непрерывность социально-нравственного становления личности. Почему нас заинтересовала проблема формирования основ этикета между детьми старшего дошкольного возраста? Гнев, агрессия, неадекватное поведение в обществе очень часто находит место в общении между детьми. К сожалению, сами родители провоцируют их на такое поведение. Часто приходится слышать как отец или мать настаивают: «Не реви, лучше научись давать сдачи». Этот безобидный на первый взгляд совет, совет – начало пути, по которому если идти без оглядки, может дойти до принципа: «Око за око».
Способность общаться – это дар или то, чему можно научиться? – задаем мы себе вопрос. Детские психологи Н. В. Клюева и Ю. В. Касаткина считают, что способность к общению включает в себя :
- желание вступить в контакт с / «Я хочу»/
- умение общаться / «Я умею»/, включающее умение слушать собеседника, эмоционально переживать, решать конфликтные ситуации.
- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающим.
/ «Я знаю»./
Не всегда дети умеют общаться друг с другом, уметь сопереживать. Конфликтные ситуации подстерегают нас, чуть ли не на каждом шагу, и в одних случаях дело заканчивается миром, а в других невысказанной и затаенной обидой. Конфликты в детском коллективе неизбежны. Их вовсе ненужно избегать или стараться замять, а нужно сформировать у детей эмоционально-мотивационную установку по отношению к себе, окружающим., сверстникам и взрослым людям. Учить ребенка приобретать навыки, умение и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни. Дети должны понятья. Что только они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценивать других, понять и выразить себя через общение. Это является путем к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей.
Мир детского сознания сложен и строится из других миров.
Мир общения ребенка с людьми, мир социальных взаимоотношений. Как воспринимает ребенок других и самого себя? Как познает добро и зло? Когда и как становится независимым? Как возникает и развивается его личность?
Мир познания. Как постигает ребенок идею физической причинности? Почему изгоняет из реального мира волшебников и фей? Как различает мир объективный и субъективный? Как решает для себя проблемы истины существования?
Мир истории и культуры. Как и любой человек, ребенок связан невидимыми нитями истории с далекими предками, с их традициями, культурой, мышлением.
Прав был А. С. Макаренко, говоря : «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни».
Цель проекта: расширять представления детей о правилах речевого этикета, стимулировать желание самостоятельно выполнять их; развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия; познакомить детей с основными правилами этикета.
Задачи: 1. создание благоприятного психологического климата для развития у детей коммуникативных навыков в разных ситуациях общения.
2. формирование представлений о развитии личности ребенка, его коммуникативных способностях.
3. Пробуждение и укрепление у детей интереса к окружающим людям и воспитание уважения, взаимодоверия.
4. Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ как собственного поведения, так и поступков окружающих людей.
5. Развитие творческих способностей и соображения в процессе игрового общения.
Ожидаемый результат
1.Опираясь на методическую литературу систематизировать и обобщить методический материал для педагогов и родителей по организации работы в формировании основ детского этикета с детьми дошкольного возраста.
2.Повышение уровня сформированности коммуникативных навыков (умение соблюдать необходимые правила поведения).
3. заинтересованности у родителей в соблюдении этикета, в формировании коммуникативных навыков у детей.
Сроки реализации проекта: 8 дней
Формы реализации проекта:
- развивающие игры (с/р игры, драматизация)
- упражнения (подражательно – исполнительного характера)
- этюды
- импровизация
- наблюдения, экскурсии, прогулки
- рассматривание альбомов, фотографий
- моделирование и анализ заданных ситуаций
- свободное и тематическое рисование
- изодеятельность
- чтение художественной литературы
- рассказ педагога и детей
- сочинение историй
- беседы
- мини конкурсы, игры-соревнования
- встречи с родителями
- консультации
- развлечения
-психогимнастика
-пальчиковая гимнастика
Материально – техническое обеспечение:
Видеозаписи, аудио и видео аппаратура, атрибуты к дидактическим играм (модули, с-р игры, художественная и детская литература, настольные игры, оборудование для продуктивной деятельности, двигательной деятельности, и т. д.)
Этапы проведения
Подготовительный
Мероприятия
1. Сбор и анализ литературы по теме
2. Создание развивающей среды
3.Родительское собрание «Участие в проекте»
Основной этап.
Реализуемые образовательные области | |||||
Специально организованная групповая, подгрупповая деятельность | НОД | Образовательная деятельность в режимных моментах | Развивающая среда | ||
1 день | |||||
С-К.Р. П.Р. Р.Р. ф.р. С-к-р. р.р. | -Прием пищи (кгн) -Психогимнастика «Ловкие пальцы» к.5 -Труд в природе- рыхление земли -Час подвижной игры — по желанию детей -Игра-импровизация - «Мы в цирке» -Сказкотерапия. Чтение сказки К. И Чуковского «Федорино горе» | «Мы в цирке» 1;211 «Фрукты» 1;208 | -Д/и с палочками Кюизинера по замыслу детей -Обогащение словаря- этикет, благодарю, будьте любезны. -Заучивание стихотворения «Вежливая песенка» Б.Заходер к.35 -Самообслуживание (одевание) | инструменты для рыхления земли, палочки Кьюзенера | |
2 день | |||||
С-К.Р. Р.Р. П.Р. ф.р. С-к.р. р.р. | -Прием пищи (самообслуживание) -Поручение по столовой- накрыть на стол -Развлечение «Ежели вы вежливы» к.17 -П/и «Баба сеяла горох» к.3 -Музыкотерапия Прослушивание П.И. Чайковский «Времена года. Март» -С/р/и «Мы пришли в гости» к.60 | «Винни Пух и его друзья» 1;209 «Как вести себя в гостях» 1;207 | -Чтение потешки «Как на масляной неделе» К.35 -Д/и с блоками Дьенеша «3 обруча» к.11 -Артикуляционная гимнастика к.6 -Пальчиковая игра «5 рыбок» к.5 | Атрибуты к развлечению, музыка Чайковского, атрибуты к с/р игре, блоки Дьенеша | |
3 день | |||||
р.р. С-к.р. Х-э.р. п.р. С-к.р. ф.р. Х-э.р п.р. р.р. | -Прием пищи (познание) -Строительная игра «Дом, который построил Джек» -Поручение по бытовому хоз. труду- разобрать карандаши -П/и (хороводная) «Бусы»к.3 -Танцевальная терапия Танец «Если весело живется…» 59 | «Введение понятия «мягкий согласный звук» 3;132 | -Рассматривание иллюстраций «Уроки вежливости» к.38 -Чтение рассказа «Косточка» Л.Н.Толстой к.35 -Чтение загадок о этикете к.35 -Самообслуживание (умывание) | Строительный материал, иллюстрации, рассказ, | |
4 день | |||||
п.р. С-к-р. Р.р. С-к.р. ф.р. Х-э.р. п.р. | -Прием пищи (этикет) -Эксперимент «Сахар и его свойства» 2;215 -Экологическая игра «Кислое, сладкое, соленое» к.19 -П/и (малой подвижности) «Кольцеброс» к.3 -Кружок (театрализация)- разучивание стихов А.Барто -ОБЖ «Безопасное поведение на улице» 4;;137 | «Загадки природы» 2;400 | -Чтение природоведческой литературы «Сказки живой природы» к.35 -Этическая беседа «Я гуляю во дворе» к.38 -Изотерапия Рисование. Восковая свеча+акварель «Угадай меня!» | Сахар, продукты к игре, свечи, акварель | |
5 день | |||||
Х-Э.Р. ф.р. р.р. п.р. С-к.р. | -Прием пищи (развитие речи) -П/и (большой подвижности) «Вышибала» к.3 -Речевая игра «Угадай и нарисуй» к.6 -Вечер литературных развлечений «Веселый этикет» (к.20) | «Клоун» 1;212 | -Имаготерапия Инсценировка Б. Заходера «Веселый этикет» к.35 | Атрибуты к развлечению, | |
6 день | |||||
п.р. С-к-р. Р.р. С-к.р. ф.р. Х-э.р. п.р. | -Прием пищи (самообслуживание) -Чтение Б.Заходера «Если вы вежливы» (к.35) -просмотр видео-урока «Этикет. Уроки вежливости»» -поручение по хоз.быт. труду – навести порядок в конструкторе | «В мире вежливых слов» 1;213 | -д/и с кубиками сложи узор «Телефон» (к.12) -рассматривание иллюстраций «Уроки вежливости» (к.38) -чтение рассказов В.Осеевой | Видео-урок, кубики «Сложи узор», иллюстрации | |
7 день | |||||
п.р. С-к-р. Р.р. С-к.р. ф.р. Х-э.р. п.р. | -прием пищи (кгн) -Речевая игра «Назови ласково» (к.8) -Д/и с кубиками «Сложи узор» (к.12) -Составление рассказов об этикете -Чтение пословиц и поговорок об этикете | Знакомство с животными жарких и холодных стран 2;222 | -Этическая беседа «В театре» (к.38) -Имаготерапия. Инсценировка сказки «Красная шапочка» -самообслуживание (одевание) | Кубики «Сложи узор», мнемотаблица, атрибуты к сказке | |
8 день | |||||
п.р. С-к-р. Р.р. С-к.р. ф.р. Х-э.р. п.р. | -Прием пищи (развитие речи) -П/и (большой подвижности) «Горелки» к.3 -Речевая игра «Угадай и назови» к.6 -Вечер литературных развлечений «В гости к малышам» (к.20) | Подбор определений к существительным 3;124 | -Изотерапия «Рисование по мокрому» «Узнай настроение» -д/и с палочками Кьюзенера «День рождения» - этическая беседа «Уходя, говори до свидания» | Атрибуты к развлечению, акварель, палочки Кьюзенера |
Работа с родителями: информация на стенде, подготовка рассказов об этикете разных стран мира, изготовление игр, изготовление книги об этикете.
Полученный результат: В группе улучшился микроклимат, дети стали внимательней, терпимей друг к другу. Снизилась конфликтность, улучшились коммуникативные навыки. Дети научились выходить из той или иной ситуации, без конфликтов. Адекватно оценивать свои поступки и поступки других. Замечать положительное и отрицательное в своем поведении и поведении окружающих или персонажей художественных произведений. Договариваться, приходить к общему решению. Дети стали использовать в своей речи больше вежливых слов, соблюдать культуру поведения за столом.
Продукт проекта: альбом «Этикет стран мира», видео-фильм «Этикет стран мира»
Развитие проекта: использовать опыт, полученный при реализации проекта с другими детьми; поделиться опытом с педагогами детского сада.
Список используемой литературы:
1. З.А.Ефанова «Комплексные Занятия для старшей группы»
2. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»
3. О.М. Ельцова «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста"
Проект «Формирование представлений времени у детей дошкольного возраста» рассчитан работу с детьми дошкольного возраста (3-7лет) и реализуется в МБДОУ №81 «Мальвина» с 2008 года. Дан...
Презентация к проекту "Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста"
Презентация к проекту...
Педагогический проект «Формирование бесконфликтного общения у детей старшего дошкольного возраста»
Цель данного проекта: оказание психолого – педагогической помощи детям 5-6 лет в формировании навыков межличностного общения, обучение выходу из конфликтных ситуаций....
Проект «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»
Проект о фрмировании культуры у детей старшего дошкольного возраста...
игровой проект "Формирование культурно-гигиенических умений детей младшего дошкольного возраста"
Организация работы в ДОУ с детьми и родителями по формированию культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста....
ПРОЕКТ Формирование навыков исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста «Шаг в проект»
Наименование проекта: Формирование навыков исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста «Шаг в проект»Тип проекта: Информационно-практико-ориентированный, исследовательскийКраткое содер...
Проект "Учимся общаться"Проект "ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ старшего ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ
Этот материал поможет педагогам в развитие у детей коммуникативных навыков через игровую деятельность:ØУметь слушать и вступать в диалог;Ø Участвовать в коллективном обсуждении проблем;Сотруднич...