игровой проект "Формирование культурно-гигиенических умений детей младшего дошкольного возраста"
методическая разработка (младшая группа) на тему
Организация работы в ДОУ с детьми и родителями по формированию культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад общеразвивающего вида № 42 «Малышок»
города Димитровграда Ульяновской области
Игровой проект:
«Формирование культурно-гигиенических умений детей младшего дошкольного возраста»
Автор проекта: Щетина Галина Ивановна Должность: воспитатель |
Введение.
Основой полноценного физического развития ребенка дошкольного возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни. Концепция Федерального государственного образовательного стандарта предусматривает создание условий для повышения качества дошкольного образования и в целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в дошкольных образовательных учреждениях условий для сохранения у крепления здоровья воспитанников. Отдельной образовательной областью в ФГОС выделена область "Физическое развитие" одной целей, которой является становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами. В приобщении детей к здоровому образу жизни важное значение приобретает освоение дошкольниками основ культуры гигиены [ист. 3 с.4] Воспитание культурно-гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребенка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку [ист4.с.24]
Теоретическая часть.
Является ли чистота залогом здоровья? Большинство из нас ответят «да» и будут правы. «Чистота приближает человека к божеству» - заметил один европейский социолог. Само слово «гигиена» произошло от имени одной из дочерей греческого бога-врачевателя Асклепия – Гигеи (богини чистоты и здоровья). [ ист.15] Соблюдение правил личной гигиены, привычка следить за чистотой тела, полости рта и носа не только говорят о культуре ребенка, но и являются гигиенической основой для сохранения здоровья в течение всей жизни. Гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Приучая ребенка к порядку и чистоте, мы воспитываем у них общую культуру, организованность, бережное отношение к вещам и труду взрослых. Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. При формировании культурно-гигиенических навыков идет не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша, «вхождение» его в мир взрослых [ист. 11] Ребенок начинает знакомиться с миром предметов, созданных человеком, он осваивает предметные действия. По мере усвоения культурно-гигиенических навыков переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление игровой деятельности. Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой [ист. 12] . Они лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности – труда по самообслуживанию, т. е. действия ребенка направлены на самого себя. Освоение культурно-гигиенических навыков влияет и на взаимоотношения ребенка с взрослыми и сверстниками. Это дает возможность сравнить себя с другими детьми: лучше или хуже я умею это делать? Так через сравнение себя с другими складываются предпосылки для формирования самооценки, осознания своих умений и возможностей, а также предпосылки для самоконтроля. КГН направлены на самого ребенка. Выполняя санитарно-гигиенические процедуры, ребенок осознает самого себя. Начинает контролировать свой внешний вид: обращает внимание на грязные руки, замечает неполадки в одежде, просит взрослого помочь привести себя в порядок, у ребенка формируется потребность в чистоте и опрятности. У него формируется представление о собственном теле. Обуваясь, малыш рассматривает свои ножки, надевая перчатки – ручки, завязывая бантик или шарфик – свое лицо. [ист. 9 с. 17]
Проблемами воспитания культурно-гигиенических навыков детей занимались такие отечественные авторы, как Выготский Л.С., Забрамная С.Д., Малер А.Р., Шипицина Л.М. Среди зарубежных авторов можно выделить Кристен У., Нюканен Л., Рюкле Х. [ист. 5.с. 38]
Практическая часть
Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста является одной из самых актуальных при воспитании детей этого возраста. Работая с детьми с детьми младшей группы детского сада, я заметила, что у детей, вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма. [ист. 6 с. 27] Таким образом, проблема воспитания культурно-гигиенических навыков стоит достаточно остро. Следовательно, если я создам и реализую проект, то это будет способствовать развитию навыков самообслуживания; расширению знаний, умений, навыков в области гигиены; охране и укреплению здоровья детей.
При поступлении детей в детский сад исследовала следующие навыки: [ист. 13]
-навыки культуры еды и поведения за столом.
-навыки самообслуживания (одевание и раздевание).
-навыки мытья рук, умывание.
-навык пользования носовым платком.
Выявила уровень сформированости культурно-гигиенических навыков у детей при поступлении в ДОУ/приложение 1/. Результаты диагностики показали, что у детей наблюдается недостаточный уровень гигиенической культуры. Родители не способствуют повышению гигиенической культуры детей, так как не осознают важность проблемы в возрасте трёх лет. Учебно-методический комплекс представлен малым количеством игрового оборудования по формированию гигиенической культуры. Исходя из выше сказанного мною были определены цель для решения поставленной проблемы и задачи необходимые для достижения поставленной цели.
Цель проекта:
Формировать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
- Развивать культурно-гигиенических навыков, формировать простейших навыков поведения во время еды, умывания.
- Формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком;
- Формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом;
- Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия;
- Формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;
- Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.
- Обогатить предметно-развивающую среду группы.
Участники проекта.
воспитатели, дети 2 младшей группы, родители
Планируемые результаты.
Предполагаемый результат проекта для детей:
Овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания детьми 2 младшей группы:
- Дети самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности.
- Проявляют навыки опрятности, следят за своим внешним видом (замечают непорядок в одежде, устраняют его самостоятельно или при небольшой помощи взрослых) .
- пользуются индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расческой) .
- Правильно пользуются столовой и чайной ложками; не крошат хлеб, пережёвывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают с полным ртом.
- Правильно пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо, уши; насухо вытираются после умывания. Вешают полотенце на место.
- Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдают элементарные правила поведения во время еды, умывания. [ист. 1 с. 66]
Предполагаемый результат проекта для родителей:
- Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.
- Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков.
- Укрепление связей между детским садом и семьёй.
- Изменение позиции родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.
Вид проекта: долгосрочный, игровой. Сроки реализации проекта: 2013-2014 учебный год. В ходе реализации проекта используются разнообразные методы и формы работы. Для формирования культурно-гигиенических навыков я использую такие формы работы как алгоритмы, игровые ситуации, проблемные ситуации, чтение художественной литературы, беседа, дидактические игры, организованная образовательная деятельность, групповые праздники и развлечения. Для работы с родителями практикую следующие формы: индивидуальные беседы, консультирование, оформление информационных стендов, родительские собрания, совместные праздники и развлечения.
Этапы работы.
Сроки | Этап | Цель |
сентябрь | констатирующий | Определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через наблюдения, беседы (на момент поступления в ДОУ); составление плана работы; разработка содержания проекта; изучение литературы |
октябрь – апрель | формирующий | Разработать мероприятия по формированию культурно-гигиенических навыков. Вести работу с детьми и родителями. Пополнить учебно- методический комплекс игровым оборудованием. |
май | контрольный | Проверка эффективности разработанной программы по формированию культурно-гигиенических навыков. |
Для реализации данного проекта в ДОУ есть все необходимые условия:
Кадровые ресурсы : воспитатели, помощники воспитателя.
Материальные условия: помещения группы, раздевальные комнаты, умывальные комнаты.
Учебно методические ресурсы: пособия, дидактический материал, картотека игр, алгоритмы действий.
Технические условия: магнитофон, видеомагнитофон, телевизор.
Информационные ресурсы: компьютер, выход в интернет.
Мною был составлен план работы по формированию культурно-гигиенических навыков / [ист. 2, ист. 8, 10 ]
Октябрь | |
1 неделя Проблемная ситуация.”У нас в гостях Грязнулька,”Мойдодыр 1.День воды 2.День мыльных пузырей 3.День платочек 4.День причесок и зеркал | |
Умывание. 2 неделя | |
1.Рассматривание алгоритма намыливания рук. 2.Чтение стихотворения Зайцева «Дружи с водой» 3.Игра- экспериментирования «Мокрые рукава и полотенца» | |
Одевание. 3 неделя | |
1.Раасматривание алгоритма одевания-раздевания. 2.Дидактичесмкая игра «Покажем Грязнульки как застегивать сандалики». 3.Чтение стихотворения «Чьи башмачки» А.Павлова | |
Питание. 4 неделя | |
1.Рассматривание картины «Дети обедают» 1.Чтение художественной литературы Капутикян «Маша обедает». 2.Дидактическая игра «Наш малыш». | |
Работа с родителями | |
Проведение консультативного родительского собрания на тему: « Привитие и воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста». Изготовление родителями «Мойдодыра», «Грязнульки». | |
Предметно-развивающая среда | |
1.Игрушка «Мойдодыр», «Грязнулька» 2.Оформление алгоритмов умывания, раздевания. | |
Ноябрь | |
Умывание. 1 неделя | |
1. Создание проблемной ситуации «Почему у кукол грязные полотенца». 2.Дидактическая игра «Вымоем куклу». | |
Одевание-раздевание. 2 неделя | |
1.Игровая ситуация: «Путешествие в страну одежды». 2.Чтение художественной литературы В. Бордадым « Вот как Галю одеваем». 3.Дидактическая игра: « А варежки последние». | |
Питание. 3 неделя. | |
1. Игровая ситуация: « Как мы учили Грязнульку кушать». 2. Чтение художественной литературы « Вот и полдник подошел», « На моей тарелочке». 2.Дидактическая игра: « Как я умею аккуратно кушать». | |
4 неделя | |
Итоговое мероприятие «Научим Филю умываться». | |
Работа с родителями. | |
Оформление папок передвижек: «Социальная адаптация детей через воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания». | |
Предметно-развивающая среда. | |
1.Пополнение библиотеки детской художественной литературы по теме проекта. 2. Пополнение картотеки дидактическими играми по формированию культурно-гигиенических навыков 3. Пополнение картотеки НООД по формированию культурно-гигиенических навыков. | |
Декабрь | |
Умывание. 1 неделя | |
1.Дидактическая игра: «Что отражается в зеркале». 2.Чтение художественной литературы: «Что мы делаем расческой». 3.Сюжетная игра: «Сделаем кукле прическу». | |
Одевание-раздевание. 2 неделя | |
1.Игровая ситуация: «Кукла Катя проснулась». 2. Чтение художественной литературы «Раз, два три,четыре, пять собираемся гулять» 3.Дидактическая игра: «Вот колготки. Посмотри», Игра — одевалочка. | |
Питание. 3 неделя. | |
1. Беседа обсуждение произведения Благининой А. «Обедать». 2.Чтение художественной литературы «Глубоко-не мелко, кораблики в тарелке». 2.Дидактическая игра: «Научим Ёжика и Мишку пить из чашки». | |
4 неделя | |
Итоговое мероприятие «Мои помощники руки». | |
Работа с родителями | |
Консультации, индивидуальные беседы на тему: «Если ребенок плохо ест», «Правила поведения за столом» | |
Предметно-развивающая среда | |
1.Пополнение библиотеки детской художественной литературы по теме проекта. 2. Пополнение картотеки дидактическими играми по формированию культурно-гигиенических навыков 3. Пополнение картотеки НООД по формированию культурно-гигиенических навыков | |
Январь | |
Умывание. 1 неделя | |
1.Игра — экспериментирование «Госпожа зубная щетка». 2.Чтение потешки « Чистим зубы чище»..... 2.Дидактическая игра: «Почистим зубки». | |
Одевание-раздевание. 2 неделя. | |
1. Дидактическая игра: «Каждой вещи свое место». 2.Чтение художественной литературы: Э. Успенский «Митя и рубашка». 3.Дидактическая игра: «Я одеваться сам могу» | |
Питание.3 неделя. | |
1.Игровая ситуация «Наш малыш». 2.Чтение художественной литературы «Умница, Катенька». 3.Дидактическая игра: «Мы едим». | |
4 неделя | |
Итоговое мероприятие «Чтобы зубки не болели». | |
Работа с родителями | |
Оформление папок - передвижек: «Семь заблуждений о зимней погоде» | |
Предметно-развивающая среда | |
1. Дидактическая игрушка «Госпожа Щетка» 2.Пополнение библиотеки детской художественной литературы по теме проекта. 3. Пополнение картотеки дидактическими играми по формированию культурно-гигиенических навыков 4. Пополнение картотеки НООД по формированию культурно-гигиенических навыков | |
Февраль. | |
Умывание.1 неделя. | |
1. Дидактическая игра: «Что ты можешь о них сказать». 2. Чтение художественной литературы Р. Сеф «Мыло». 3.Рассматривание картинок Чистоплотные дети». | |
Одевание-раздевание. 2 неделя. | |
1. Сюжетно-ролевая игра: «Куклы в гостях у детей» / Г.И. Винникова стр. 24/ 1.Чтение художественной литературы «Завяжу потуже шарфик». 2. Дидактическая игра: «Каждой вещи - свое место». | |
Питание. 3 неделя. | |
1.Создение проблемной ситуации: «Как Мишка учился кушать вилкой». 2.Чтение художественной литературы «Уж я Танюшке пирог испеку» Е. Благинина «Аленушка». 3.Дидактическая игра: «Поможем зверюшкам накрыть стол к обеду». | |
4 неделя | |
Итоговое мероприятие «Праздничный стол для пап». | |
Работа с родителями | |
Родительское собрание в форме практического занятия: « | |
Предметно-развивающая среда | |
2.Пополнение библиотеки детской художественной литературы по теме проекта. 3. Пополнение картотеки дидактическими играми по формированию культурно-гигиенических навыков 4. Пополнение картотеки НООД по формированию культурно-гигиенических навыков | |
Март. | |
Умывание . 1 неделя. | |
1.Рассматривание и беседа по картине «Мама моет дочку». 2.Чтение художественной литературы «Водичка, водичка». 3.Дидактическая игра: «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки». | |
Одевание-раздевание. 2неделя. | |
1. Игровая ситуация «Разденем куклу после прогулки» 1.Чтение потешек: «Нюша — копуша», «Вот они, сапожки». 2.Дидактическая игра: «Туфельки поссорились — подружились». | |
Питание. 3 неделя. | |
1.Игровая ситуация «Расскажем Винни-Пуху, как пользоваться носовым платком» 2.Чтение потешки «Ой , лады, лады, лады» 3. Дидактическая игра: «Носики - курносики». | |
4 неделя. | |
Итоговое мероприятие «Мыльные пузыри». | |
Работа с родителями | |
Оформление папки- передвижки «Водные процедуры для малышей» | |
Предметно-развивающая среда | |
2.Пополнение библиотеки детской художественной литературы по теме проекта. 3. Пополнение картотеки дидактическими играми по формированию культурно-гигиенических навыков 4. Пополнение картотеки НООД по формированию культурно-гигиенических навыков | |
Апрель. | |
Умывание. 1 неделя | |
1. Создание проблемной ситуации: «Почему Хрюшу не приглашают в гости?» 2.Чтение художественной литературы: «Девочка чумазая» А. Барто 3. Игра – экспериментирование «Фонтанчик». | |
Одевание-раздевание. 2 неделя. | |
1.Дидактическая игра «Покажем Мишутке как складывать одежду перед сном. 2.Чтение художественной литературы Александрова «Мой Мишка». | |
Питание.3 неделя | |
1. Игровая ситуация «Покормим Зайку кашей» 2.Чтение потешки «Ладушки — ладушки», «Тушки, тушки» 3.Сюжетно-ролевая игра «В гостях у Мишки». | |
4 неделя | |
Работа с родителями | |
Совместное развлечение с родителями «Вот какие мы большие». | |
Предметно-развивающая среда | |
2.Пополнение библиотеки детской художественной литературы по теме проекта. 3. Пополнение картотеки дидактическими играми по формированию культурно-гигиенических навыков 4. Пополнение картотеки НООД по формированию культурно-гигиенических навыков |
Для нацеливания родителей к участию в проекте и пробуждения интереса у детей к предметам гигиены, процессам выполнения гигиенических процедур я провела неделю «Мойдодыра». Неделю разделила на «День воды», «День мыльных пузырей», «День платочков», «День причесок». В октябре с родителями было проведено родительское собрание на тему: «Привитие и воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» /приложение 3/. На данном собрании я провела анкетирование. Из анкетирования я сделала следующие выводы, что 80 % детей не могут следить за собой, пользоваться носовым платком, самостоятельно одеваться и раздеваться, складывать свои вещи, умываться. Часто просят помочь взрослых, если что-то не получается. Однако многие дети умеют убирать игрушки, но ленятся. Навыки пользования туалетом у детей имеются. В результате проведенной работы дети проявляли положительный эмоциональный отклик в процессе игровой деятельности, при контакте с водой и мылом. У детей появились носовые платки, более опрятный внешний вид. Процесс формирования всех навыков осуществляется постоянно и одновременно. У детей дошкольного возраста преобладает конкретное, наглядно-образное мышление. В связи с этим для успешного формирования у них гигиенических навыков я использую методы показа и объяснения. Показываю на собственном примере: как заворачивать рукава, как намыливать руки, как вымыть их, а затем учила пользоваться салфеткой, вытирать руки и лицо насухо, пользоваться индивидуальным полотенцем Учимся последовательно одеваться, следить за своим внешним видом, предлагаю каждому поправить неполадки в одежде, причёске. Воспитывая нормы поведения за столом, стараюсь использовать индивидуальный подход к каждому малышу. Учу, как правильно держать ложку, как откусывать хлеб от целого кусочка и не крошить. Кушать аккуратно, не торопясь, и не разговаривать за столом во время еды. Благодарить после еды, говорить «спасибо». Учу детей пользоваться салфетками. Учу детей брать стульчик с определённой маркировкой и садиться на своё место. И так изо дня в день. Все действия постоянно проводятся под контролем взрослых. В этой каждодневной деятельности совершенствуются культурно-гигиенические навыки у детей, формируются привычки. С течением времени, наблюдая за каждым ребёнком, замечаю, кто из детей, в какой степени уже овладел тем или иным навыком, и постепенно предоставляю таким детям всё больше самостоятельности. Перехожу от прямых указаний к напоминанию, от показа к совету, от примера к методам, позволяющим развивать у ребёнка осознанное отношение к правилам, убеждению, разъяснению смысла правил. Стараюсь чаще хвалить детей за правильное выполнение приёмов по самообслуживанию, воспитывать положительные взаимоотношения между детьми, так как в умывальной комнате дети всегда находятся в окружении сверстников. Учу их проявлять внимание к тем, кто рядом и к более младшим детям, быть вежливыми, пропускать вперед тех, кто помладше, помогать поднять упавшую салфетку и дать её товарищу. Оценивая поступки детей, стараюсь давать положительные оценки их действиям: одобрять, поощрять, хвалить, чем поддерживали в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать лучше. Положительную оценку даю в тех случаях, когда нужно показать успехи в овладении новыми навыками. Большое влияние на формирование навыков оказывают соответствующие иллюстрации из детских книг, картины: «Дети играют», «Дорогие гости», «Новенькая» и т. п. Широко использую в своей работе художественное слово, народный фольклор (потешки, прибаутки, песенки), сказки, стихи для создания положительных эмоций у детей в процессе выполнения действий культурно-гигиенических навыков. [ист. 11] Использование художественного слова создает у детей хорошее настроение и формирует положительное отношение к выполнению культурно-гигиенических навыков. Применяю в работе с детьми так же алгоритмы. При одевании детей на улицу использую наглядные картинки, которые вывешены в раздевальной комнате. В туалетной комнате развешаны картинки с изображением навыков умывания, пользования горшком. Хорошей формой упражнения детей в освоении культурно-гигиенических навыков являются дидактические игры [ист. 14,12]. Существенной частью педагогического процесса по формированию культурно-гигиенических навыков детей младшего возраста являются игры-занятия с куклой: «Оденем куклу на прогулку», «Накормим куклу обедом» и др. [ист. 10 с. 42]. Подобные игры не сложно придумать и родителям, их можно сделать разнообразными, интересными для ребенка используя других персонажей мишку, зайчика. Дидактические игры «А варежки последние», «Как я умею аккуратно кушать», Что отражается в зеркале», «Почистим зубки» и др., игровые ситуации «Кукла Катя проснулась», «Путешествие в страну одежды», «Как мы научили Грязнульку кушать» и др. я так же использовали в работе с детьми. Интересны детям и литературные сюжеты “Мойдодыр”, “Федорино горе” и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Одной из форм работы стали итоговые мероприятия «Научим Филю умываться», «Мои помощники руки», «Чтобы зубки не болели», «Праздничный стол для пап», «Мыльные пузыри». В ходе данных мероприятий мы закрепляли полученные знания детей, развивали навыки. Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания. Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом. [ист. 7 с. 29] Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется в тесном контакте с семьей, т.к. культурно-гигиеническое воспитание, осуществляемое в дошкольном учреждении, должно не прерываться и в домашних условиях. Оформила рекомендации для родителей по формированию данных навыков, провожу беседы. Если в детском саду педагог приучает каждого воспитанника к самостоятельности при одевании, раздевании, приеме пищи, во время других бытовых процессов, а дома все это за ребенка делают взрослые, то у ребенка не вырабатываются устойчивые привычки, навыки, умения, он часто оказывается беспомощным при необходимости выполнить даже самые простые действия. Провожу индивидуальные беседы с родителями, консультации для родителей, чтобы родители знали и поддерживали требования, предъявляемые к детям и дома. В феврале мною было организовано родительское собрание в форме практического занятия /приложение 3/. На данном собрании дети читали стихи, с родителями были проведены игры «Накроем на стол», «Гости», игра презентация «Культура поведения за столом», так же для родителей были изготовлены памятки.
Приложение 1. Диагностическое обследование навыков детей
Протокол диагностического обследования детей по сформированости культурно-гигиенических навыков в октябре.
№ п\п | ФИ ребенка | 1. навыки мытья рук и умывания | 2.навыки культуры еды | 3.навыки снимания и надевания одежды | 4.навыки пользования носовым платком | итого баллы уровень | |||||||||||||||||||
закатывать рукава | смочить руки | взять мыло, намыливать до пены | мыть руки | смыть мыло | умыть лицо | сухо вытереть руки, лицо | держать ложку | не крошить хлеб | не разговаривать за столом | благодарить | пользоваться салфеткой | расстегнуть пуговицу | снять платье (брюки) | аккуратно повесить | снять обувь | снять колготки, носки | надеть в обратной последовательности | достать платок из кармана | развернуть | использовать по назначению | свернуть | убрать в карман | |||
1 | Ахметзянов Адель | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | - | 1 | 1 | 1 | - | - | - | - | 1 | 1 | 1 | 26 /средний |
2 | Аюпов Ирэк | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | - | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - | 1 | 1 | 1 | 24/средний |
3 | Аленич Анна | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | - | - | - | 1 | 1 | - | - | - | - | 1 | 1 | 1 | 18/ средний |
4 | Абзябарова Ильвина | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | - | - | 1 | 1 | 1 | - | - | - | - | 1 | 1 | 1 | 20/средний |
5 | Баринов Никита | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | - | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | 1 | 1 | 1 | 1 | 29/средний |
6 | Гордеев Илья | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | - | - | 0 | 1 | 1 | - | - | - | - | 1 | 1 | 1 | 20/средний |
7 | Голосов Илья | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 1 | 1 | 1 | 17/ средний |
8 | Иващенко Илья | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 1 | 1 | 1 | 18/средний |
9 | Калеев Никита | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 1 | 1 | 1 | 16/средний | |
10 | Курмышкин Саша | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | - | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | 1 | 1 | 1 | 26/средний |
11 | Кирягин Андрей | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | - | - | - | - | - | - | 1 | - | - | 1 | 1 | 1 | 17/ средний |
12 | Мирзоматов Эхсон | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | - | 1 | - | - | - | - | 1 | - | - | 1 | 1 | 1 | 19/средний |
13 | Мингалев Денис | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 32/высокий |
14 | Петрова Василиса | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 33/высокий |
15 | Рахимзянов Руслан | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | - | - | 1 | 1 | 1 | - | 1 | - | 1 | 1 | 1 | 22/средний |
16 | Савосин Егор | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | - | - | 1 | - | - | 1 | - | - | 1 | 1 | 1 | 19/средний |
17 | Скорнякова Татьяна | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 29/ средний |
18 | Сингатуллов Альмир | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | - | - | - | 1 | - | - | - | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 23/ средний |
19 | Присадина Лиза | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | - | 0 | 1 | 1 | 1 | - | - | - | 1 | 1 | 1 | 1 | 22/ средний |
20 | Чепланова Анна | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | - | 1 | - | - | - | - | - | - | - | 1 | 1 | 1 | 17/средний |
21 |
Высокий уровень 32-46, средний уровень 16-31, низкий уровень 0-15 баллов
Критерии оценки умений
2 балла. Если ребенок правильно выполняет все действия входящие в навык;
1 балл. Если действия выполнены с небольшими неточностями с помощью взрослого;
0 баллов. Если ребенок не умеет выполнять действие. Взрослый полностью помогает
Мытьё рук и умывание. Закатать рукава полностью могут 8 детей (40%), остальные дети (60%) пытаются закатывать рукава, но справляются только с помощью взрослого. Смочить руки водой сами могут все дети (100%). Берёт мыло и намыливает до появления пены 6 детей (30%), 14 детей (70%) берут мыло но не могут хорошо намылить руки. Моют руки самостоятельно 4 ребенка (20%), остальные дети не очень хорошо моют руки 6 детей (30%) хорошо смывают мыло с рук, 14 детей (70%) смывают мыло не достаточно хорошо. Все дети пытаются мыть лицо, но делают это не умело. В основном дети пытаются вытирать лицо и руки, но делают это не достаточно хорошо. Навык культуры еды. Хорошо держать ложку могут почти все дети (70%), однако 6 детей (30%) держат ложку неуверенно, перекладывают из одной руки в другую. 11 детей (55%) кусают от кусочка хлеба аккуратно не кроша его, 9 детей (45%) не очень аккуратно кушают хлеб. 16 детей (80 %) кушают за столом молча, 4 ребенка (20%) иногда разговаривают за столом во время еды. 4 ребенка (20%) говорят после еды «спасибо» без напоминания, 16 детей (80%) не всегда благодарят после еды. 2 детей (10%) пользуются салфетками после еды, 7 детей (35%) пользуются по напоминанию взрослого, 11 детей (55) не имеют представления о том, как пользоваться салфеткой. Раздевания и одевания. Пытаются расстёгивать пуговицы 6 детей (30%), 14 человек (70%) не умеют расстёгивать пуговицы. Снимает 8 (40%) человек пытаются снимать брюки и платье, но делают это с помощью взрослых и 12 детей (60%) не умеют самостоятельно снимать платье и брюки. Выяснилось, что аккуратно повесить одежду на стул дети не могут, 14 человек (70%) пытаются складывать одежду на стульчик и 6 детей (30%) оставляют одежду там где сняли. 12 детей (60%) пытаются снимать обувь и 6 детей (30%) не умеют снимать обувь. 7 детей (35%) пытаются самостоятельно снимать колготки и носки и 13 детей (65%) не умеют снимать колготки и носки. 8 детей (40%) пытаются одеваться но путают последовательность и 12 детей (60%) не умеют одеваться. Пользование носовым платком. Достать платок из кармана могут 6 детей (30%), но пытаются развернуть платок 6 детей (30%), 14 детей (70%) не могут развернуть платок, 20 детей (100%) пытаются использовать платок по назначению. Все дети (100%) пытаются сложить платок и убрать платок в карман. Анализ результатов показал следующее, что 2 ребенка имеют высокий уровень сформированости культурно-гигиенических навыков, 18 детей 90% детей навыки находятся в стадии становления.
Протокол диагностического обследования детей по сформированости культурно-гигиенических навыков в апреле.
№ п\п | ФИ ребенка | 1. навыки мытья рук и умывания | 2.навыки культуры еды | 3.навыки снимания и надевания одежды | 4.навыки пользования носовым платком | итого баллы уровень | |||||||||||||||||||
закатывать рукава | смочить руки | взять мыло, намыливать до пены | мыть руки | смыть мыло | умыть лицо | сухо вытереть руки, лицо | держать ложку | не крошить хлеб | не разговаривать за столом | благодарить | пользоваться салфеткой | расстегнуть пуговицу | снять платье (брюки) | аккуратно повесить | снять обувь | снять колготки, носки | надеть в обратной последовательности | достать платок из кармана | развернуть | использовать по назначению | свернуть | убрать в карман | |||
1 | Ахметзянов Адель | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 46/высокий |
2 | Аюпов Ирэк | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 46/высокий |
3 | Аленич Анна | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 42/ высокий |
4 | Абзябарова Ильвина | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 38/ высокий |
5 | Баринов Никита | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 44/ высокий |
6 | Гордеев Илья | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 38/ высокий |
7 | Голосов Илья | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 35/ высокий |
8 | Иващенко Илья | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 37/ высокий |
9 | Калеев Никита | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 44/ высокий |
10 | Курмышкин Саша | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 44/ высокий |
11 | Кирягин Андрей | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 39/ высокий |
12 | Мирзоматов Эхсон | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 38/ высокий |
13 | Мингалев Денис | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 46/высокий |
14 | Петрова Василиса | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 46/высокий |
15 | Рахимзянов Руслан | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 42/ высокий |
16 | Савосин Егор | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 45/ высокий |
17 | Скорнякова Татьяна | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 45/ высокий |
18 | Сингатуллов Альмир | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 40/ высокий |
19 | Присадина Лиза | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 41/ высокий |
20 | Чепланова Анна | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 38/ высокий |
По итогам проведения диагностического обследования формирования КГН выяснилось, что дети имеют высокий уровень по всем задачам. Высокий 100% по навыкам мытья рук и умывания и культуры еды. По навыку снимания и одевания одежды 40% детей имеют высокий уровень, а у 60 % детей навык находится на стадии становления. Имеются трудности в застегивании пуговиц, снятию колготок. В умении пользоваться носовым платком 70 % имеют высокой уровень и 30 детей выполняют с помощью взрослого.
Приложение 2.
Практическое родительское собрание «Правила поведения за столом»
Цель собрания: раскрыть значение правил поведения за столом
Ход собрания: /дети выходят и читают стихи И.Горюновой «Этикет для карапузов».
Аккуратно кушай хлеб - | Что за грохот? Что упало? | Вилкой можно брать картошку, |
-Уважаемые родители начинать прививать азы культуры поведения за столом детям необходимо уже с самого раннего возраста: с 3-5 лет. Умение ребенка вести себя культурно за столом, знать элементарные правила поведения детей за столом и манеры поведения за столом не только служит хорошим примером для окружающих, но и дисциплинирует маленького человека и в других сферах его будущей жизни. Умение вести себя за столом – базис для дальнейшего интегрирования будущей единицы общества в социум и важная привычка, которую надо развивать и всячески культивировать в только формирующемся характере ребенка. Для ребенка школьного возраста должно уже стать нормой такая культура поведения за столом, как умение правильно сидеть за столом, держа прямую осанку и не ставя локти на стол, умение пользоваться основными столовыми приборами. Но что делать, если вы по каким-либо причинам пропустили эти важные уроки правила поведения за столом для своего любимого ребенка? Окриками и подзатыльниками делу вряд ли поможешь. Тогда как помочь своему ребенку быстрей научиться «быть взрослым» за столом? Можно, конечно, изучать с малышом поведение за столом в картинках, можно постоянно напоминать манеры поведения за столом. Но главный ответ очевиден, хотя повергнет некоторых родителей в шок: начинать нужно с самих себя! Если вы, вместо очередной порции упреков в адрес сына или дочери по поводу «кривой спины» и «она и ноги на стол» отвлечетесь от своих дел и действительно уделите внимание общей трапезе семьи, как некому ритуалу, где все должно быть по порядку и на местах, обратная реакция не замедлит себя ждать. Разговоры родителей за столом о своих проблемах, чтение газеты или просмотр телепередач во время еды должны быть исключены из времени на прием пищи самими родителями. Тогда и ваш ребенок подсознательно будет следовать вашим манерам поведения за столом, перенимать их. Так что, уважаемые взрослые, отложите газеты и пульты, когда вы садитесь за обеденный стол. [ист. 7 с. 42]
- Уважаемые родители, мы вас попросим накрыть на стол. Игра «Накроем стол»
-А сейчас наши дети научат наших пап и мам накрывать на стол. /3 ребенка читают стихи/
Мы посуду за столом Расставляем ловко Полюбуйтесь –ка, друзья – Ай –да сервировка! Помогаю накрывать, Я на стол посуду, | Из большой тарелки – Супчик кушать буду. Мелкая тарелка – Для второго блюда, Для компота чашечку Я не позабуду. | Любим мы дежурить. На стол накрывать Ложки, чашки разложили Ничего не позабыли. |
/
2 ребенка расставляют посуду на стол в определенной последовательности/
- Молодцы ребята! Вы показали, что вы знаете и умеете делать.
/воспитатель везет на грузовике птичку, собачку, кошку, куклу/
- К нам приехали гости и их нужно угостить. Давайте их угостим. Игра «Гости»/Мамы с детьми кормят гостей. Птичку зернышками, кошку молоком, собаку – косточкой, куклу чаем угощают/.
- Наши ребята показали, что они знают и умеют. А мы сейчас проверим знания наших родителей. Игра-презентация «Культура поведения за столом».
- А чтобы вы лучше запомнили все наши советы ознакомитесь с памятками
План проведения недели «Мойдодыра».
Дата | Этапы работы | Полученные результаты, их краткий анализ |
Первый день День воды | 1.Проблемная ситуация “У нас в гостях Грязнульки” 2. Чтение «Мойдодыра» Чуковского 3. Игры с водой (купание пупсиков). | - Появление интереса к внешнему виду Грязнульки, желание помочь ему. Проявление положительных эмоций при контакте с водой |
Второй день «День мыльных пузырей» | 1.Проблемная ситуация “Грязнулька боится мыла” 2.Игра с мыльными пузырями «Самый ловкий» 3. Игра «Купание пупсиков» | -Желание помочь Грязнульке не бояться мыла - Проявление положительных эмоций при контакте с мылом - Проявление внимания к мылу |
Третий день День платочков | 1 Проблемная ситуация “Сопливый Грязнулька” 2 Упражнение “Покажи пример Грязнульке” (демонстрация носовых платочков) 3. Игра с платочками «Где наши платочки?» 4. Танец с платочками | - Желание помочь Грязнульке не ходить сопливым - Чувство гордости у детей, имеющих носовые платки - Проявление положительных эмоций (радость, восторг, веселье) в процессе игр и танца |
Четвертый день День причёсок | 1. Конкурс причёсок 2. Игры с зеркалами «Назови свои части лица», «Расскажи о девочке (мальчике)». | - Желание иметь красивую аккуратную причёску - Проявление положительных эмоций в процессе игр с кривыми зеркалами, удовлетворение познавательного интереса. |
Дидактические игры на формирование культурно-гигиенических навыков.
«Путешествие в страну Одежды»
Цель: Продиагностировать, что знают дети о назначении одежды и о правилах ухода за ней. Учить детей самостоятельно снимать одежду в определенной последовательности и аккуратно складывать на стульчик.
Оборудование: картинки с изображениями одежды, обуви и головных уборов.
«Каждой вещи - свое место»
Цель: Закрепить правило «Каждой вещи – свое место». Выяснить, знают ли дети расположение игрушек и вещей, необходимых для самостоятельной деятельности.
Оборудование: кукла Света, кукольная и детская одежда.
«Что отражается в зеркале»
Цель: Познакомить детей с понятием «отражение». Рассказать о необходимости использования зеркала человека.
Оборудование: зеркало и ложка.
Игра-экспериментирование «Госпожа зубная щетка»
Цель: Познакомить со свойствами зубной щётки: состоит из маленьких ворсинок, хорошо трет, чистит. Закрепить КГН в ситуации практикования.
Оборудование: зубные щетки для каждого ребенка, тазик с водой, зубная паста.
«Что ты можешь о них сказать»
Цель: Закрепить знания всех предметов личной гигиены (мыло, полотенце, зубная щётка). Поддержать интерес к здоровье-сберегающим предметам.
Оборудование: мыло, полотенце, зубная щётка (картинки).
Чистоплотные дети
Задачи игры. Проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.
Ход игры. Воспитательница говорит детям, что хочет убедиться в том, что они чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об этом рассказать, тем лучше).Затем воспитательница говорит: "Руки”. Дети, которых она вызывает, отвечают: "Мыло, щетка, полотенце”. Подобным же образом дети реагируют на слова "волосы” (гребень, щетка, ножницы, шампунь, мыло), "купание” (ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и пр.).Вариант. Воспитательница задает вопрос: "Что нам нужно, когда мы утром встаем?” Дети знают, что должны назвать предметы гигиены, которые используются утром (щетка для рук, паста, мыло, плато
Список литературы.
1.Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / М.А. Васильева. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
2. Винникова , Г.И. Занятия с детьми 2-3 лет: Социальное развитие, окружающий мир.-М.: ТЦ Сфера, 2009 -128 с.
3.Голицина, И.С. Перспективное планирование в детском саду. 2 –я младшая группа. Реализация ФГТ в ДОУ. – М.:Издательство «Скрипторий 2003», 2010.- 36с.
4. Доронова Т.Н. Воспитание, образование и развитие детей 3-4 лет в детском саду: метод. руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга». – М. Просвещение, 2006.-208с.
5.Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А.Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2005-467с.
6 .Конина, Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей / Е.Ю. Конина // Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007 -12 с.
7. Курочкина И.Н. Этикет для дошкольников: пособие для родителей. –М.: Просвещение, 2007.-96 с.
8.Печора, А.В. Развивающие игры для дошкольников / А.В.Печора. – М.: ВАКО, 2008.
8.Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С.В. Петерина.- М.: Просвещение, 2006-141с
9.Смирнова, Т.А. Собираем куклу на прогулку / Т.А. Смирнова // Дошкольное образование. - 2008-№10-53-59с.
10. Севастьянова Е.О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ.-М.: ТЦ Сфера, 2007.-128с.
11. Сайт «Социальная сеть работников образования»
12. Сайт MAAAM.ru
13. Сайт «ПроШколу.ру»
14. Сайт www.kodges.ru
15. Kinder-planet - Форум
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья. Проект направлен на создание в группе игровой обстановки для эффективного их формирования....
Родительское собрание Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством использования игровых приемов и художественного слова
Родительское собрание для родителей воспитанников II младшей группы...
«Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»
Важнейшим фактором работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние п...
Игровые ситуации по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
ситуации общения педагога и ребенка младшего дошкольного возраста в режимных моментах при формировании культурно-гигиенических навыков...
Формирование культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность по средствам объемной модели.
Представляем вашему вниманию мастер - класс и презентацию по формированию у детей кгн при помощи объемной модели....
Роль игровых методов и приемов в формировании культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию.Гигиеническое воспитание — это часть общего воспитания, а гигиенические навыки...