ПРОЕКТ Формирование навыков исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста «Шаг в проект»
проект на тему
Наименование проекта: Формирование навыков исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста «Шаг в проект»
Тип проекта: Информационно-практико-ориентированный, исследовательский
Краткое содержание проекта: проект направлен на формирование проектно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного и начального школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_shag_v_proekt_14-15.docx | 49.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – Детский сад №97»
муниципального образования города Братска
ПРОЕКТ
Формирование навыков исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста
«Шаг в проект»
Автор – разработчик и руководитель
проекта: Келл А.В.,воспитатель
1 квалификационной категории
2014 г.
г. Братск
Наименование проекта: Формирование навыков исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста «Шаг в проект»
Тип проекта: Информационно-практико-ориентированный, исследовательский
Краткое содержание проекта: проект направлен на формирование проектно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного и начального школьного возраста.
Средства реализации проекта: постановка и определение целей и задач проекта, исходя из возрастных особенностей детей; изучение методической литературы, информации из интернет – источников; разработка подпроектов; организованное сотрудничество с детьми и их родителями; взаимодействие со специалистами детского сада, учителями начальных классов МБОУ СОШ №16.
Участники проекта: Педагоги ДОУ, учителя СОШ, дошкольники и ученики, и их родители.
Актуальность темы:
В современных условиях, когда скорость устаревания информации очень высока, все более актуальной становится переориентация образовательного процесса с методов, способствующих усвоению большого объема информации, на методы, нацеленные на развитие способностей думать, анализировать, самостоятельно находить и обобщать информацию, делать выводы.
Подобный подход к процессу обучения формирует чувство личной причастности, вовлеченности, усиливает интерес к исследуемому объекту.
Все это важно, поскольку основная цель образования – не просто формирование теоретических знаний, а формирования определенного отношения окружающему миру. Этот процесс невозможно осуществить на основе представления только фактов, крайне необходима при этом личная вовлеченность в процесс. Именно поэтому исследовательская деятельность занимает важное место в процессе образования.
Считается, что исследовательская деятельность наиболее применима в школах, однако и в дошкольных учреждениях имеются все предпосылки для использования данного метода обучения. Для детей дошкольного возраста очень важно почувствовать себя самостоятельными, но в то же время им необходима поддержка и помощь взрослых. Все это обеспечивается в рамках проектно-исследовательской деятельности.
Цель проекта: поддержка и развитие познавательной, социальной и творческой активности детей в исследовании и преобразовании окружающей действительности соответственно сензитивным периодам детского развития.
Задачи:
- Создание современного и эффективного мотивационно - развивающего пространства.
- Осуществление познавательного и личностного развития детей дошкольного возраста на основе сотрудничества ребёнка и взрослого, с сохранением ведущей роли взрослого.
- Формирование условий эффективного взаимодействия семьи и образовательного учреждения.
- Расширение социо - культурного пространства учреждения в связи с необходимостью реализации социально-педагогических проектов с учреждениями науки, культуры и техники (естественнонаучные, научно-технические музеи и выставки, учреждения культуры, дома и центры детского творчества), что обогащает социально-познавательный опыт дошкольников.
- Повышение профессиональной компетентности педагогов и родительской компетентности в процессе реализации совместной с детьми и родителями проектно-исследовательской деятельности.
Содержание проекта
Этапы реализации проекта
Теоретический этап (сентябрь – декабрь 2013 г.) | Проектировочный этап (декабрь 2013 г. – февраль 2014 г.) | Основной этап (февраль 2014 г. – апрель 2014 г.) | Аналитический этап (май – июнь 2014г.) |
| Разработка модели взаимодействия и механизмов реализации проекта с учетом интересов всех участников проекта и ресурсных условий. | Работа по разработке и реализации подпроектов «23 Февраля — День защитника Отечества», «Космос», «Байкал – жемчужина Сибири». |
|
План работы
Сроки | Содержание работы | Участники |
Теоретический этап | ||
сентябрь – декабрь 2013 г.) |
| Воспитатели МБДОУ, учителя СОШ |
Проектировочный этап | ||
декабрь 2013 г. – февраль 2014 г.) | Разработка проекта с учетом интересов всех его участников и ресурсных условий: - определение и обоснование диагностического инструментария; - составление перспективного плана работы; - разработка подпроектов. | Воспитатели МБДОУ, учителя СОШ |
Основной этап | ||
февраль 2014 г. – апрель 2014 г. | Работа по разработке и реализации проектов «23 Февраля — День защитника Отечества», «Космос», «Байкал – жемчужина Сибири». Подготовительный этап:
Основной этап:
Заключительный этап:
| Воспитатели МБДОУ, учителя СОШ, дети, родители. |
Аналитический этап | ||
май – июнь 2014г |
| Воспитатели МБДОУ, учителя СОШ |
Диагностический инструментарий:
Средства оценивания результатов эксперимента: анкеты, типы интервью, диагностические задания, экспериментальные дидактические материалы.
Научно – педагогической и практической основой проекта являются следующие принципы:
- Гуманизма – утверждение непреходящей ценности общекультурного человеческого достоинства;
- Демократизма – право каждого ребёнка на выбор своей траектории развития;
- Детоцентризма – приоритетность интересов ребёнка;
- Дифференциации и индивидуализации образования- выявление и развитие склонностей , способностей в различных направлениях деятельности;
- Увлекательности и творчества – развитие творческих способностей ;
- Активности (самоактуальности)- базируется на учете особенностей ребенка как субъекта познавательной деятельности и заключается в том, что активность ребенка в раннем и дошкольном детстве может быть вызвана различными стимулами, так как в их основе лежат разные потребности.
- Принцип наглядности –основывается на особенностях восприятия детьми окружающего мира.
- Принцип доступности –связан с учетом закономерностей развития познавательной деятельности детей
- Принцип посильности –предполагает учет индивидуальных особенностей детей в процессе обучения и осуществляется при сравнении ребенка с самим собой, а не с другими детьми (критериально-ориентированный подход).
- Принцип системности в обучении –связан с учетом уровней обобщения, которыми овладевает ребенок, познавая окружающую действительность.
- Сотрудничества –признание ценности совместной деятельности детей и взрослых;
- Природосообразности – учёт возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей;
- Культуросообразности - ориентация на потребности общества и личности обучающегося, единства человека и социокультурной среды.
Оценка эффективности реализации проекта.
Осуществление реформ образования в России кардинальным образом изменило оценочную шкалу эффективности воспитательно – образовательного процесса.
Оценивая результаты, полученные в процессе реализации проекта, следует изучить условия, в которых осуществляется воспитательно – образовательный процесс, его содержание и результативность. При изучении условий осуществления воспитательно – образовательного процесса следует изучить:
- уровень мастерства педагогических кадров;
- уровень методического обеспечения детского сада;
- социальный запрос родителей, интересы воспитанников;
- сформированность нормативно-правовой базы деятельности;
- состояние материально-технической, дидактической базы ДОУ;
- результаты усвоения программного материала;
- уровень сформированности отдельных навыков и умений по теме эксперимента.
Четко выработанная система оценивания позволяет управлять процессом эксперимента, координировать связи ДОУ с внешней средой, обеспечивать совместную деятельность педагогов, воспитанников, родителей, общественности в развитии воспитательно – образовательного процесса с целью достижения положительных результатов экспериментальной деятельности .
Система оценивания является демократичной, прозрачной, упорядоченной, целевой, опережающей. Все это дает возможность рассчитывать реально достижимые цели, а также своевременно предвидеть возникновение факторов, мешающих их достижению, и реагировать на них до того, как их действие приведет к негативным последствиям в ходе эксперимента.
Система оценивания эффективности реализации цели и задач экспериментальной деятельности включает в себя:
- сравнительные оценочные данные;
- безоценочные данные;
- анализ результатов деятельности;
- выделение критериев эффективности реализации проекта
На основе всех измерительных данных в детском саду создается информационно – методический банк данных. Такой информационный банк содержит:
I. Сравнительные (оценочные) данные:
- результаты творческой деятельности дошкольников;
- результаты деятельности педагогов, задействованных в экспериментальной деятельности;
- материалы и результаты участия воспитанников ДОУ в конкурсах;
- результаты участия педагогов ДОУ в семинарах, мастер-классах, научно-практических конференциях, педагогических чтениях.
II. Безоценочные данные
Личностное развитие воспитанников, педагогов изучается: посредством экспертизы деятельности педагогов, воспитанников.
Для этого используются различные диагностические методики, которые позволяют изучить:
- ценностные ориентации воспитанников;
- эстетическое развитие воспитанников;
- повышение уровня креативности педагогов;
- уровень удовлетворенности педагогов, воспитанников, родителей воспитательно – образовательным процессом .
- путем создания «Портфолио достижений дошкольников», пополнения данными «Портфолио педагогов», создание электронного архива детского творчества.
III. На основе собранной информации проводится глубокий педагогический анализ (аспектный, проблемно-ориентированный):
- механизма управления экспериментальной площадкой;
- поэтапной реализации программы экспериментальной площадки;
- эффективности реализации плана экспериментальной работы;
- достаточности ресурсного обеспечения программы экспериментальной площадки.
В ходе педагогического анализа изучается состояние, тенденции развития, объективно оцениваются результаты педагогического процесса, вырабатываются рекомендации по упорядочению системы реализации программы экспериментальной площадки. Управленческие действия направляются на поиск и концентрацию ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей.
Информационное обеспечение проекта:
1. Амонашвили Ш.А. В школу – с шести лет. – М, 1986.
2. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М., 1990.
3. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1995.
4. Бодрова Е.В., Юдина Е.Г. Проблема творческого мышления в обучении дошкольников // Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста. – М., 1987.
5. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.,1995.
7. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. – М.: Просвещение, 1981.
8. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г. Нечаевой. – М., 1983.
9. Выготский Л.С. Детская психология. Собр. Соч.: В 6 т. – М., 1994.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М., 1999.
11. Гальᴨерин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка. – М., 1985.
12. Голуб Б.А. Основы общей дидактики. – М.: Владос, 1999.
13. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых комᴨетентностей учащихся. – Самара: Изд-во «Профи», ЦПО, 2003.
14. Дошкольная ᴨедагогика: Учеб, пособие для студентов пединститута / Под ред. И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1989.
15. Дошкольное образование в России / Ред. Р.Б. Стеркина. – М.: Изд-во АСТ, 1997.
16. Дьяченко О.М, Лаврентьева Т.В. Психическое развитее дошкольников. – М., 1984.
17. Ерофеева Т.И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. – М., 2000.
18. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. – СПб., 1997.
19. Киселёва Л.С., Данилина Т.А., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – М.: АРКТИ, 2003.
20. Крысько В.Г. Психология и педагогика. Схемы и комментарии. – М.: Владос-пресс, 2001.
21. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1996.
22. Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М. Практическая психология для воспитателя. (С) Информация опубликована на ReferatWork.ru
Вып. 2 .- Киев, 1992.
23. Мухина В.С. Детская психология. – М., 1985.
24. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 1-2. – М.: Владос, 1997.
25. Никитин Б.П. Развивающие игры. – М., 1985.
26. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000.
27. Педагогика / Под ред. С.А. Смирнова. – М.: Academia, 2000.
28. Смирнова Е.О. Психология ребёнка. – М., 1997.
29. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / Под ред. Е.С. Полат – М., 2000.
30. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. (С) Информация опубликована на ReferatWork.ru
- М.: Просвещение, 1991.
31. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Учᴨедкиз, 1960.
32. Эльконин Д.В. Психология игры. – М., 1979.
33. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб., 1996.
34. Якиманская И.С. Взрослые и дети в образовательном пространстве. – М., 2001.
35. Якиманская И.С. Развивающее обучение. – М., 1979.
36. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. – М.: Сентябрь, 2000.
приложение 1
Особенности проведения диагностических обследований
Основой диагностики развития детей явился метод наблюдения на занятиях и в свободной деятельности, тестовые методики для определения динамики социально-личностного и общего интеллектуального развития воспитанников, включая коммуникативно-речевое.
Обследование взрослых включала анкетирование педагогов и родителей и профессиональную рефлексию педагогов через самоанализ на основе индикаторов успешности.
Диагностические карты
Карта диагностических наблюдений на занятиях по детскому игровому экспериментированию.
Дата_____________
№ группы ________________________
Воспитатель группы______________________________________________
№ п/п | Ф.И. ребёнка | Уровень развития познавательной мотивации | Навыки действия с предметами | Поведение в процессе решения ребёнком проблемной ситуации | Действует молча | Повторяет речевой образец | Отвечает на вопрос | Может поддержать диалог или беседу | Наличие объяснительной речи | ||
Действует по показу | Действует по словесной инструкции | Опережает показ и инструкцию взрослого | |||||||||
1. | |||||||||||
2. | |||||||||||
3... |
Цель наблюдения: определение влияния детского игрового экспериментирование на познавательно-личностное развитие детей, выявление проблем детей и путей их преодолений.
приложение 2
Карта диагностических наблюдений «Особенности личностного развития детей дошкольного возраста»
Группа _________________ Воспитатели:___________________________________________
Дата наблюдения ________________________________
Цель наблюдения: выявление особенностей социальной активности детей дошкольного возраста в организованной и свободной деятельности.
Время наблюдения________________________________________________________________
Деятельность детей во время наблюдения_______________________________________
№ п/п | Ф.И.ребёнка | Возраст на момент наблюдения | Параметры наблюдения | ||||||
Активность и инициативность в соц.контактах, их количество и разнообразие | Содержание социальных контактов | Уровень конфликтности, популярности ребёнка в данном социуме (среди сверстников и взрослых) | Принятие социальных норм общения | Проявляет нормотворчество, в каких ситуациях | |||||
Полное и постоянное | частичное | Сложности (какие) | |||||||
1. | |||||||||
2. | |||||||||
3... |
приложение 3
Анкета для родителей
1. | Известно ли Вам содержание понятия «проектная деятельность», «проект»? | ||
Да | Понятно, но не всё | Нет | |
2. | Имеете ли Вы информацию о теме проектной деятельности, которая проводится в группе, куда ходит Ваш ребёнок? | ||
Да | Частично (что-то слышали) | Нет | |
3. | Нравится ли Вам выполнять с ребёнком «домашние задания» по проектно-исследовательской деятельности? | ||
Да | Не очень | Нет | |
4. | Считаете ли вы, что Вашему ребёнку полезно заниматься проектно-исследовательской деятельностью? | ||
Да | Не знаю | Нет | |
5. | Если «ДА», почему? (Какие Вы заметили изменения в ребёнке?) | ||
6. | Если «НЕТ», почему? | ||
7. | Можете ли Вы предложить свои темы проектов для воспитанников группы, куда ходит Ваш ребёнок? | ||
Да, есть идеи | Не знаю | Нет |
приложение 4
Анкета для педагога
1. | Известно ли Вам содержание понятия «проектная деятельность», «проект»? | |||||
Да | Понятно, но не всё | Нет | ||||
2. | Целесообразно ли проведение проектно-исследовательской деятельности с Вашими воспитанниками? Почему? | |||||
3. | Интересно ли Вам заниматься проектно-исследовательской деятельностью с воспитанниками Вашей группы? | |||||
Да | Не всегда | Нет | ||||
4. | Испытываете ли Вы трудности при реализации проектно-исследовательской деятельности? Какие? | |||||
В поиске идеи (темы) проекта | ||||||
в проведении первого обсуждения темы проектной деятельности с участниками | ||||||
в планировании образовательной работы с включением проектной деятельности | ||||||
в работе по проекту с детьми | ||||||
в работе по проекту с родителями | ||||||
с другими участниками проекта | ||||||
5. | Что изменилось в Ваших воспитанниках в ходе реализации проектно-исследовательской деятельности? | |||||
6. | Что изменилось в Вас в ходе реализации проектно-исследовательской деятельности? | |||||
7. | Готовы ли Вы поделиться своим опытом, педагогическими находками с коллегами на уровне учреждения, округа, города? | |||||
Да | Сомневаюсь | Нет | ||||
8. | Что бы Вы хотели изменить в методическом сопровождении реализации проектно-исследовательской деятельности в нашем учреждении? | |||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ландшафтный дизайн в развитие познавательно - исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.
Главной целью экологической работы нашего сада – развитие познавательно - исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста, становление начал экологической культуры.Экологическая троп...
Создание предметно-развивающей среды для исследовательской деятельности для детей дошкольного возраста
Наполняемость центра экспериметирования....
Создание мини-музея «Бумажные истории» как средство развития навыков коллективной исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.
Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т. д. Помочь познать окружающий мир, сформировать не потребительское, а созидательное ...
Рабочая программа кружковой деятельности «Что? Зачем? Почему?» по развитию познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста (3-7 лет)
В соответствии с ФГОС дошкольного образования одной из задач познавательного развития детей дошкольного возраста является задача «формирования первичных представлений об объектах окружающего мир...
Развитие навыков исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста
Актуальность темы То, что я услышал, я забылТо, что я увидел, я помнюТо, что я сделал, я знаюКитайское изречениеОсобое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о...
Мастер-класс для педагогов дошкольных образовательных организаций «Ярмарки педагогического мастерства» по формированию навыков творческой деятельности у детей дошкольного возраста посредством техники «скрапбукинг»
Техника «скрапбукинг» оказывает большое влияние не только на повышение интереса у современных детей к ручному творчеству, но и на всестороннее развитие, социализацию детей дошкольного возр...
Характеристика навыков исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.
Консультация для воспитателей...