ПРОЕКТ Формирование навыков исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста «Шаг в проект»
проект на тему

Келл Анна Валерьевна

Наименование проекта: Формирование навыков исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста «Шаг в проект»

Тип проекта: Информационно-практико-ориентированный, исследовательский

Краткое содержание проекта: проект направлен на формирование проектно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного и начального школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_shag_v_proekt_14-15.docx49.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – Детский сад №97»

муниципального образования города Братска

ПРОЕКТ

Формирование навыков исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста

«Шаг в проект»

Автор – разработчик и руководитель

проекта: Келл А.В.,воспитатель

1 квалификационной категории

2014 г.

г. Братск

Наименование проекта: Формирование навыков исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста «Шаг в проект»

Тип проекта: Информационно-практико-ориентированный, исследовательский

Краткое содержание проекта: проект направлен на формирование проектно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного и начального школьного возраста.

Средства реализации проекта: постановка и определение целей и задач проекта, исходя из возрастных особенностей детей; изучение методической литературы, информации из интернет – источников; разработка подпроектов; организованное сотрудничество с детьми и их родителями; взаимодействие со специалистами детского сада, учителями начальных классов МБОУ СОШ №16.

Участники проекта: Педагоги ДОУ, учителя СОШ, дошкольники и ученики, и их родители.

Актуальность темы:

В современных условиях, когда скорость устаревания информации очень высока, все более актуальной становится переориентация образовательного процесса с методов, способствующих усвоению большого объема информации, на методы, нацеленные на развитие способностей думать, анализировать, самостоятельно находить и обобщать информацию, делать выводы.

Подобный подход к процессу обучения формирует чувство личной причастности, вовлеченности, усиливает интерес к исследуемому объекту.

Все это важно, поскольку основная цель образования – не просто формирование теоретических знаний, а формирования определенного отношения окружающему миру. Этот процесс невозможно осуществить на основе представления только фактов, крайне необходима при этом личная вовлеченность в процесс. Именно поэтому исследовательская деятельность занимает важное место в процессе образования.

Считается, что исследовательская деятельность наиболее применима в школах, однако и в дошкольных учреждениях имеются все предпосылки для использования данного метода обучения. Для детей дошкольного возраста очень важно почувствовать себя самостоятельными, но в то же время им необходима поддержка и помощь взрослых. Все это обеспечивается в рамках проектно-исследовательской деятельности.

Цель проекта: поддержка и развитие познавательной, социальной и творческой активности детей в исследовании и преобразовании окружающей действительности соответственно сензитивным периодам детского развития.

Задачи:

  1. Создание современного и эффективного мотивационно - развивающего пространства.
  2. Осуществление познавательного и личностного развития детей дошкольного возраста на основе сотрудничества ребёнка и взрослого, с сохранением ведущей роли взрослого.
  3. Формирование условий эффективного взаимодействия семьи и образовательного учреждения.
  4. Расширение социо - культурного пространства учреждения в связи с необходимостью реализации социально-педагогических проектов с учреждениями науки, культуры и техники (естественнонаучные, научно-технические музеи и выставки, учреждения культуры, дома и центры детского творчества), что обогащает социально-познавательный опыт дошкольников.
  5. Повышение профессиональной компетентности педагогов и родительской компетентности в процессе реализации совместной с детьми и родителями проектно-исследовательской деятельности.

Содержание проекта

Этапы реализации проекта

Теоретический этап

(сентябрь – декабрь 2013 г.)

Проектировочный этап

(декабрь 2013 г. – февраль 2014 г.)

Основной этап

(февраль 2014 г. – апрель 2014 г.)

Аналитический этап

(май – июнь 2014г.)

  1. Результаты диагностики ППП;
  2. Теоретическое обоснование проблемы;
  3. Программно-методическое обеспечение инновации;
  4. Материально-техническое оснащение мотивационно-развивающей среды

Разработка модели взаимодействия и механизмов реализации проекта с учетом интересов всех участников проекта и ресурсных условий.

Работа по разработке и реализации подпроектов «23 Февраля — День защитника Отечества», «Космос», «Байкал – жемчужина Сибири».

  1. Анализ результатов проекта;
  2. Выявление проблем и перспектив работы по проекту

План работы

Сроки

Содержание работы

Участники

Теоретический этап

сентябрь – декабрь 2013 г.)

  1. Результаты диагностики ППП;
  2. Теоретическое обоснование проблемы;
  3. Программно-методическое обеспечение инновации;
  4. Материально-техническое оснащение мотивационно – развивающей среды

Воспитатели МБДОУ, учителя СОШ

Проектировочный этап

декабрь 2013 г. – февраль 2014 г.)

Разработка проекта с учетом интересов всех его участников и ресурсных условий:

- определение и обоснование диагностического инструментария;

- составление перспективного плана работы;

- разработка подпроектов.

Воспитатели МБДОУ, учителя СОШ

Основной этап

февраль 2014 г. – апрель 2014 г.

Работа по разработке и реализации проектов «23 Февраля — День защитника Отечества», «Космос», «Байкал – жемчужина Сибири».

Подготовительный этап:

  1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проектов «23 Февраля — День защитника Отечества», «Космос», «Байкал – жемчужина Сибири».
  2. Подбор методической литературы для реализации проектов;
  3. Подбор наглядно дидактического материала, художественной литературы, дидактических игр, разработка бесед;
  4. Разработка рекомендаций для педагогов;
  5. Разработка рекомендаций для родителей;
  6. Подбор репродукций картин;
  7. Организация развивающей среды.

Основной этап:

  1. Чтение и обсуждение литературных произведений;
  2. Рассматривание картин и плакатов;
  3. Проведение бесед;
  4. Консультации для родителей и т.д.

Заключительный этап:

  1. Презентация проектов;
  2. Корректировка содержания и методов проектов.

Воспитатели МБДОУ, учителя СОШ, дети, родители.

Аналитический этап

май – июнь 2014г

  1. Анализ результатов проекта;
  2. Выявление проблем и перспектив работы по проекту

Воспитатели МБДОУ, учителя СОШ

Диагностический инструментарий:

Средства оценивания результатов эксперимента: анкеты, типы интервью, диагностические задания, экспериментальные дидактические материалы.

Научно – педагогической и практической основой  проекта являются следующие принципы:

  1. Гуманизма – утверждение непреходящей ценности общекультурного человеческого достоинства;
  2. Демократизма – право каждого ребёнка на выбор своей траектории развития;
  3. Детоцентризма – приоритетность интересов ребёнка;
  4. Дифференциации и индивидуализации образования- выявление и развитие склонностей , способностей в различных направлениях деятельности;
  5. Увлекательности и творчества – развитие творческих способностей ;
  6. Активности (самоактуальности)- базируется на учете особенностей ребенка как субъекта познавательной деятельности и заключается в том, что активность ребенка в раннем и дошкольном детстве может быть вызвана различными стимулами, так как в их основе лежат разные потребности.
  7. Принцип наглядности –основывается на особенностях восприятия детьми окружающего мира.
  8. Принцип доступности –связан с учетом закономерностей развития познавательной деятельности детей
  9. Принцип посильности –предполагает учет индивидуальных особенностей детей в процессе обучения и осуществляется при сравнении ребенка с самим собой, а не с другими детьми (критериально-ориентированный подход).
  10.  Принцип системности в обучении –связан с учетом уровней обобщения, которыми овладевает ребенок, познавая окружающую действительность.
  11.  Сотрудничества –признание ценности совместной деятельности детей и взрослых;
  12.  Природосообразности – учёт возрастных и индивидуальных  особенностей, задатков, возможностей;
  13.  Культуросообразности -  ориентация на потребности общества и личности обучающегося, единства человека и социокультурной среды.

Оценка эффективности реализации проекта.

Осуществление  реформ образования в России кардинальным образом изменило оценочную шкалу эффективности воспитательно – образовательного процесса.

Оценивая результаты, полученные в процессе  реализации проекта, следует изучить условия, в которых осуществляется воспитательно – образовательный процесс, его содержание и результативность. При изучении условий осуществления воспитательно – образовательного процесса следует изучить:

  • уровень мастерства педагогических кадров;
  • уровень методического обеспечения детского сада;
  • социальный запрос родителей, интересы воспитанников;
  • сформированность нормативно-правовой базы деятельности;
  • состояние материально-технической, дидактической  базы ДОУ;
  • результаты  усвоения программного материала;
  • уровень сформированности отдельных навыков и умений по теме эксперимента.

Четко выработанная система оценивания позволяет  управлять процессом эксперимента, координировать  связи ДОУ  с внешней средой, обеспечивать совместную деятельность педагогов, воспитанников, родителей, общественности в развитии воспитательно – образовательного процесса с целью достижения положительных результатов экспериментальной деятельности .

Система оценивания является демократичной, прозрачной,  упорядоченной, целевой, опережающей. Все это дает возможность рассчитывать реально достижимые цели, а также своевременно предвидеть возникновение факторов, мешающих их достижению, и реагировать на них до того, как их действие приведет к негативным последствиям в ходе эксперимента.

Система оценивания эффективности реализации цели и задач экспериментальной деятельности включает в себя:

  • сравнительные оценочные данные;
  • безоценочные данные;
  • анализ результатов деятельности;
  • выделение критериев эффективности реализации проекта

 На основе всех измерительных данных в детском саду создается информационно – методический  банк данных. Такой информационный банк содержит:

I. Сравнительные (оценочные) данные:

  • результаты творческой деятельности дошкольников;
  • результаты деятельности педагогов, задействованных в экспериментальной деятельности;
  • материалы и результаты участия воспитанников ДОУ в  конкурсах;
  • результаты участия педагогов ДОУ в семинарах, мастер-классах, научно-практических конференциях, педагогических чтениях.

II. Безоценочные данные

Личностное развитие воспитанников, педагогов изучается: посредством экспертизы деятельности педагогов, воспитанников.

Для этого используются различные диагностические методики, которые позволяют изучить:

  • ценностные ориентации воспитанников;
  • эстетическое развитие воспитанников;
  • повышение уровня креативности педагогов;
  • уровень удовлетворенности педагогов, воспитанников,  родителей  воспитательно – образовательным процессом .
  • путем создания «Портфолио достижений дошкольников», пополнения данными «Портфолио педагогов», создание электронного архива  детского творчества.

III. На основе собранной информации проводится глубокий педагогический анализ (аспектный, проблемно-ориентированный):

  • механизма управления  экспериментальной площадкой;
  • поэтапной реализации программы экспериментальной площадки;
  • эффективности реализации  плана экспериментальной работы;
  • достаточности ресурсного обеспечения программы экспериментальной площадки.

В ходе педагогического анализа изучается состояние, тенденции развития, объективно оцениваются результаты педагогического процесса, вырабатываются рекомендации по упорядочению системы реализации программы экспериментальной площадки. Управленческие действия направляются на поиск и концентрацию ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей.

Информационное обеспечение проекта:

1. Амонашвили Ш.А. В школу – с шести лет. – М, 1986.

2. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М., 1990.

3. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1995.

4. Бодрова Е.В., Юдина Е.Г. Проблема творческого мышления в обучении дошкольников // Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста. – М., 1987.

5. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968.

6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.,1995.

7. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. – М.: Просвещение, 1981.

8. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г. Нечаевой. – М., 1983.

9. Выготский Л.С. Детская психология. Собр. Соч.: В 6 т. – М., 1994.

10. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М., 1999.

11. Гальᴨерин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка. – М., 1985.

12. Голуб Б.А. Основы общей дидактики. – М.: Владос, 1999.

13. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых комᴨетентностей учащихся. – Самара: Изд-во «Профи», ЦПО, 2003.

14. Дошкольная ᴨедагогика: Учеб, пособие для студентов пединститута / Под ред. И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1989.

15. Дошкольное образование в России / Ред. Р.Б. Стеркина. – М.: Изд-во АСТ, 1997.

16. Дьяченко О.М, Лаврентьева Т.В. Психическое развитее дошкольников. – М., 1984.

17. Ерофеева Т.И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. – М., 2000.

18. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. – СПб., 1997.

19. Киселёва Л.С., Данилина Т.А., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – М.: АРКТИ, 2003.

20. Крысько В.Г. Психология и педагогика. Схемы и комментарии. – М.: Владос-пресс, 2001.

21. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1996.

22. Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М. Практическая психология для воспитателя. (С) Информация опубликована на ReferatWork.ru 
Вып. 2 .- Киев, 1992.

23. Мухина В.С. Детская психология. – М., 1985.

24. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 1-2. – М.: Владос, 1997.

25. Никитин Б.П. Развивающие игры. – М., 1985.

26. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000.

27. Педагогика / Под ред. С.А. Смирнова. – М.: Academia, 2000.

28. Смирнова Е.О. Психология ребёнка. – М., 1997.

29. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / Под ред. Е.С. Полат – М., 2000.

30. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. (С) Информация опубликована на ReferatWork.ru 
- М.: Просвещение, 1991.

31. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Учᴨедкиз, 1960.

32. Эльконин Д.В. Психология игры. – М., 1979.

33. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб., 1996.

34. Якиманская И.С. Взрослые и дети в образовательном пространстве. – М., 2001.

35. Якиманская И.С. Развивающее обучение. – М., 1979.

36. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. – М.: Сентябрь, 2000.

приложение 1

Особенности проведения диагностических обследований

Основой диагностики развития детей явился метод наблюдения на занятиях и в свободной деятельности, тестовые методики для определения динамики социально-личностного и общего интеллектуального развития воспитанников, включая коммуникативно-речевое.

Обследование взрослых  включала анкетирование педагогов и родителей и профессиональную рефлексию педагогов через самоанализ на основе индикаторов успешности.

Диагностические карты

Карта диагностических наблюдений на занятиях по детскому игровому экспериментированию.

Дата_____________              

№ группы ________________________  

Воспитатель группы______________________________________________

№ п/п

Ф.И. ребёнка

Уровень развития познавательной мотивации

Навыки действия с предметами

Поведение в процессе решения ребёнком проблемной ситуации

Действует молча

Повторяет речевой образец

Отвечает на вопрос

Может поддержать диалог или беседу

Наличие объяснительной речи

Действует по показу

Действует по словесной инструкции

Опережает показ и инструкцию взрослого

1.

2.

3...

Цель наблюдения: определение влияния детского игрового экспериментирование на познавательно-личностное развитие детей, выявление проблем детей и путей их преодолений.

 

приложение 2

Карта диагностических наблюдений «Особенности личностного развития детей дошкольного возраста»

Группа _________________ Воспитатели:___________________________________________  

Дата наблюдения ________________________________

Цель наблюдения: выявление особенностей социальной активности детей дошкольного возраста в организованной и свободной деятельности.

Время наблюдения________________________________________________________________

Деятельность детей во время наблюдения_______________________________________

№ п/п

Ф.И.ребёнка

Возраст на момент наблюдения

Параметры наблюдения

Активность и инициативность в соц.контактах, их количество и разнообразие

Содержание социальных контактов

Уровень конфликтности, популярности ребёнка в данном социуме (среди сверстников и взрослых)

Принятие социальных норм общения

Проявляет нормотворчество, в каких ситуациях

Полное и постоянное

частичное

Сложности

(какие)

1.

2.

3...

приложение 3

Анкета для родителей

1.

Известно ли Вам  содержание понятия «проектная деятельность», «проект»?

Да  

Понятно, но не всё

Нет

2.

Имеете ли Вы информацию о теме проектной деятельности, которая проводится в группе, куда ходит Ваш ребёнок?

Да

Частично (что-то слышали)

Нет

3.

Нравится ли Вам выполнять с ребёнком «домашние задания» по проектно-исследовательской деятельности?

Да

Не очень

Нет

4.

Считаете ли вы, что Вашему ребёнку полезно заниматься проектно-исследовательской деятельностью?

Да

Не знаю

Нет

5.

Если «ДА», почему? (Какие Вы заметили изменения в ребёнке?)

6.

Если «НЕТ», почему?

7.

Можете ли Вы предложить свои темы проектов для воспитанников группы, куда ходит Ваш ребёнок?

Да, есть идеи

Не знаю

Нет

приложение  4

Анкета для педагога

1.

Известно ли Вам  содержание понятия «проектная деятельность», «проект»?

Да  

Понятно, но не всё

Нет

2.

Целесообразно ли проведение проектно-исследовательской деятельности с Вашими воспитанниками? Почему?

3.

Интересно ли Вам заниматься проектно-исследовательской деятельностью с воспитанниками Вашей группы?

Да

Не всегда

Нет

4.

Испытываете ли Вы трудности при реализации проектно-исследовательской деятельности? Какие?

В поиске идеи (темы) проекта

в проведении первого обсуждения темы проектной деятельности с участниками

в планировании образовательной работы с включением проектной деятельности

в работе по проекту с детьми

в работе по проекту с родителями

с другими участниками проекта

5.

Что изменилось в Ваших воспитанниках в ходе реализации проектно-исследовательской деятельности?

6.

Что изменилось в Вас в ходе реализации проектно-исследовательской деятельности?

7.

Готовы ли Вы поделиться своим опытом, педагогическими находками с коллегами на уровне учреждения, округа, города?

Да

Сомневаюсь

Нет

8.

Что бы Вы хотели изменить в методическом сопровождении реализации проектно-исследовательской деятельности в нашем учреждении?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ландшафтный дизайн в развитие познавательно - исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.

Главной целью экологической работы нашего сада  – развитие познавательно - исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста, становление начал экологической культуры.Экологическая троп...

Создание мини-музея «Бумажные истории» как средство развития навыков коллективной исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.

Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т. д. Помочь познать окружающий мир, сформировать не потребительское, а созидательное ...

Рабочая программа кружковой деятельности «Что? Зачем? Почему?» по развитию познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста (3-7 лет)

В соответствии с ФГОС дошкольного образования одной из задач познавательного развития детей дошкольного возраста является задача «формирования первичных представлений об объектах окружающего мир...

Развитие навыков исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста

Актуальность темы То, что я услышал, я забылТо, что я увидел, я помнюТо, что я сделал, я знаюКитайское изречениеОсобое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о...

Мастер-класс для педагогов дошкольных образовательных организаций «Ярмарки педагогического мастерства» по формированию навыков творческой деятельности у детей дошкольного возраста посредством техники «скрапбукинг»

Техника «скрапбукинг» оказывает большое влияние не только на повышение интереса у современных детей к ручному творчеству, но и на всестороннее развитие, социализацию детей дошкольного возр...