Сообщение из опыта работы " Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников"
статья (подготовительная группа)

Якимова Вера Фёдоровна

Сообщение из опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию со старшими дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_yakimova_itog.docx20.39 КБ

Предварительный просмотр:

Якимова Вера Фёдоровна

Воспитатель МБДОУ « Детский сад №180» г.о. Самара

« Нравственно-патриотическое воспитание  старших дошкольников»

Проблема нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения в современном мире является одной  из наиболее актуальных.
Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

Свою работу я начала с подбора и анализа литературы по нравственно-патриотическому  воспитанию.
В разное время проблеме патриотизма и воспитанию личности подрастающего поколения уделяли внимание выдающиеся педагоги и общественные деятели прошлого: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Они указывали на необходимость воспитания сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства и любящих свое Отечество.
В.В. Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Он считал, что формирование любви к Родине нужно начинать с раннего детства: с картинки в букваре, с песни мамы. Очень важно с малых лет воспитывать чувства ребенка, учить его соизмерять собственные желания с интересами других. Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира, без воспоминаний о маленьком уголке далекого детства.

 В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

Задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются:

— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

— воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах России;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

На следующем этапе работы для реализации нравственно – патриотического воспитания было необходимо создание развивающей среды, с учетом возрастных особенностей детей.

В своей группе с помощью родителей мы создали мини музей « Быта и культуры русского народа». Сделали печь, собрали предметы утвари- самовар, ухват, чугунки, горшки, деревянную посуду, испечённый из муки и соли каравай, рушники. На печи поместили самодельные куклы бабы и деда в русском наряде. Изготовили коромысла и вёдра, украсив их Полхов-Майданской росписью. Также в нашем музее находится прялка, чугунные утюжки, выполненный из дерева макет деревенского подворья с колодцем и инструментами для пилки и колки дров. За заборчиком стоят самодельные ростовые фигуры девочки и мальчика в русских народных костюмах и символ нашей Родины- берёзка.  Мини-музей помогает развивать у детей наглядно-действенное мышление, формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, помогает восприятию чувственной основы слова, словесному описанию объектов, развивает речь ребенка как связующую нить в общении со сверстниками и взрослыми, способствует установлению эмоциональной близости в детско-родительских отношениях.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает знание таких фактов:

-Символика края, региона, города и страны.

-Основные символы страны, прописанные в конституции: флаг, герб и гимн должны быть известны каждому ребенку, который заканчивает ДОУ.

-Действующее правительство. Каждый ребенок должен знать имя президента, уметь определить  на фотографиях.

В центре патриотического воспитания находится уголок государственной символики, где мы расположили герб, флаг и гимн  Российской Федерации, портрет президента, кукол девочку и мальчика в русских народных костюмах.  Изготовлены следующие дидактическое пособия: «Москва- столица нашей Родины», « Символы России», « Предметы народного быта», «Как жили люди на Руси», дидактические игры по ознакомлению с родным городом « Узнай и расскажи», « Прогулка по городу», « Что было раньше, что сейчас» и другие.

Но просто любить родную землю недостаточно, необходимо знать историю, культуру, достопримечательности, заповедные уголки, то чем славится родной город. Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т. е. взрослых, которые находятся рядом с ним.

Для ознакомления с народами, проживающими в Российской Федерации в центре патриотического воспитания разместили карту Народы России, иллюстрации с изображением детей в национальных костюмах. Также изготовлены альбомы «Культура и традиции русского народа»,

 « Культура и быт народов Поволжья», « Родной свой край люби и знай»,

« Красная книга Самарской области», фотоальбом « Город, в котором я живу».

Центр патриотического воспитания пополнен настольно-печатными играми и пособиями «Государственные символы России»,  Викторина «Вся Россия» ,  « Народные промыслы» « Города России» « Народы России», « Костюмы народов России», « Народы севера» . и художественной литературой .

А также, изготовленными в результате совместного творчества книжками о Самаре «Город, в котором я живу».

В уголке народно-прикладного искусства расположены народные игрушки, Семёновские матрёшки, матрёшки сшитые из ткани, куклы самокрутки, куклы обереги .

Нравственно – патриотическое воспитание способствует тому, что у ребенка развиваются навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; развивается интерес к русским традициям и обычаям; появляется чувство ответственности и гордости за достижения страны, чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, району, стране, уважения к труду.

Большая роль в реализации работы по нравственно-патриотическому воспитанию отводится совместной деятельности воспитателя с детьми, т.к. воспитание чувств - процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки расписания занятий. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате и посредством которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к Родине.

 В совместной деятельности с детьми я  использую дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры с детьми, которые помогают, опираясь на основной вид детской деятельности - игровую, формировать у детей соответствующие программным задачам знания и навыки. В совместную деятельность  я включаю беседы о родном городе , городах России, животных родного края и т.д просмотр презентаций, рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, организацию выставок предметов детского творчества.

Добиться успеха в патриотическом воспитании можно только тогда, когда сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего города. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут действительно доступны детям дошкольного возраста, так, чтобы они смогли вызвать у детей чувство восторга и гордости.

Таким образом, основными формами работы по патриотическому воспитанию детей являются: тематические занятия; занятия по изобразительной деятельности; беседы о родном крае, природе, знаменитых людях; чтение книг на подходящие темы; подборка стихотворений и песен; наблюдения; игры; посещение выставок; составление альбомов; проекты и т.д.                                              

 В сентябре 2022 года я приступила к реализации долгосрочного проекта «Родной свой край –люби и знай»  с детьми старшей группы                                          Целью проекта является  осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.                                                                                                                 Задачи проекта:

 Формировать  знания детей об историческом прошлом и культурном облике родного края;                                                                                           Продолжать знакомить детей с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;                    Развивать связную речь ; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;                                                    Воспитывать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе, чувство гордости за своих земляков.

С помощью родителей подобрали книги, фотографии, иллюстрации, с интересными видами города, с заповедными местами Самарской Луки, легенды Жигулей.                                                                                                                            Провела беседы с детьми на темы: «Какой наш город?» «Какая река протекает через город Самару?», «Достопримечательности нашего города», «Улицы нашего города», «Памятники города Самары», «Самара космическая», ситуативный разговор: «Как и кем создавался и строился город»,

Провела познавательные занятия на темы: «Страницы истории Самары»; «Наш любимый город- Самара»;       

 Презентации детей «Любимые места нашего города»                       Оформление альбомов: «Достопримечательности моего города»;

.Фото выставка «Любимые места нашего города» (совместно с родителями).

Продуктивная деятельность:

Рисование «Ночная Самара».

Рисование « Страницы книжки-малышки « Город, в котором я живу»

Изготовление книжки-малышки.

Развитие патриотических чувств невозможно без коллективной деятельности, позволяющей каждому индивиду осознавать нормы поведения, особенности гражданских и социальных взаимоотношений. Приобщение детей к празднованию памятных дат, участию в мероприятиях нравственно-патриотической направленности помогает выработать формы поведения, советующие образу будущего сознательного гражданина, достойного продолжателя славных традиций русского народа.

Дети нашей группы приняли  участие в мероприятиях, посвящённых празднованию « Дня народного единства 2022-Казанской иконы Божией Матери »

Целью мероприятия является формирование уважительного отношения к истории своей страны и чувства принадлежности к своей Родине.

Задачи мероприятия:

1. Формировать представление детей о государственном празднике «День народного единства» в России, а также о православном празднике иконы Казанской Божией Матери, чувство принадлежности к своей Родине – России. 2.Познакомить детей с ликом Святой, дать понятие о Богородице, как Заступнице Руси.

3. Воспитывать нравственно – патриотические чувства, интерес к истории России, ее духовному наследию.

В группе ведется активная работа с родителями воспитанников. Работа осуществляет ряд задач:

Проводить с детьми праздники и выходные дни.

Привлекать ребенка к участию в семейных мероприятиях.

Рассказывать и показывать ребенку достопримечательности города.

Рассказывать ребенку о своей работе, какую пользу обществу приносит труд его родителей.

Рассказывать историю своей семьи, о ее традициях, о предках.

Вместе составлять генеалогическое древо

Проект «Этот славный день Победы»:

- Помощь родителей в сборе информации о родственниках- героях и участниках Великой Отечественной Войны, фотографий

- Сбор информации из газет, интернета, подбор книг и стихов, открыток

Семьи воспитанников предоставили информацию, фотографии своих прадедушек- героев и участников ВОВ, участие в шествии бессмертного полка 9 мая.

- Участие в оформлении стенгазет, поделок и рисунков для конкурса.

Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к сообщению из опыта работы по теме:«Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательной деятельности как предпосылка успешного обучения в школе».

Тема: «Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательной деятельности как предпосылка успешного обучения в школе»....

Сообщение из опыта работы по теме: «Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательной деятельности как предпосылка успешного обучения в школе».

Сообщение из опыта работы по теме: «Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательной деятельности как предпосылка успешного обучения в школе»....

Презентация к сообщению из опыта работы по теме: «Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательной деятельности как предпосылка успешного обучения в школе»

Презентация к сообщению из опыта работы на методическом объединении воспитателей младших и средних групп по теме: «Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательно...

РЕАЛИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

        Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответ­ственн...

Сообщение «Из опыта работы по развитию речи старших дошкольников»

Каждого ребёнка в детском саду необходимо научить правильно излагать свои мысли. Речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связность речи – это связность мыслей, где отражае...