«Развитие эмоционального восприятия музыки через ритмику»
методическая разработка ( группа) по теме

Музыка  занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Ее называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием»  (Б.М.Теплов), «моделью человеческих эмоций»  (В. Медушевский): она отражает отношение человека к миру, ко всему. Что происходит в нем и в самом человеке. А наше отношение – это, как известно, наши эмоции. Значит, эмоции являются главным содержанием

музыки, что и делает ее одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы человека,  прежде всего ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_muz._rukovoditelya.docx25.62 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 5 «Золотой ключик»

г. Малмыжа Кировской области

«Развитие эмоционального восприятия музыки через ритмику»

опыт работы музыкального руководителя

МКДОУ д/с №5 г.Малмыжа

Насиховой Алсу Файделхаковны

Малмыж

2015

Музыка  занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Ее называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием»  (Б.М.Теплов), «моделью человеческих эмоций»  (В. Медушевский): она отражает отношение человека к миру, ко всему. Что происходит в нем и в самом человеке. А наше отношение – это, как известно, наши эмоции. Значит, эмоции являются главным содержанием

музыки, что и делает ее одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы человека,  прежде всего ребенка.

Самая популярная музыкальная деятельность в детском саду – ритмика. Развитие эмоционального  восприятия музыки происходит через ритмику. Ритмика – один из видов  музыкальной  деятельности,  в котором содержание музыки, ее характер, образы,  передаются  в движениях. Она доступна детям, начиная с раннего возраста.

 Движения под музыку издавна  применялись в воспитании детей. (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел  ритмику и обосновал  ее  в качестве метода музыкального  воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак – Далькроз. Перед ритмикой он, прежде всего, ставил задачу развития музыкальных  способностей, а также пластичности и выразительности движений. Уже в 20 –е годы в нашей стране начали разрабатываться системы ритмического воспитания для детских садов, музыкальных школ. В создании системы ритмики, рассчитанной на детей дошкольного возраста,  учавствовали  М. А , Румер, Т. С. Бабаджан, Н. А. Метлов, а позднее Н. А. Ветлугина, С. Д. Руднева.

Ритмика закладывает надежный фундамент для дальнейшего физического совершенствования ребенка. Профессор Крестовников в «Очерках о физиологии физических упражнений», писал, что движения, совершаемые под музыку, выполняется легче, дыхательный аппарат работает более энергично, увеличивается глубина дыхания.

Проведя   диагностику по музыкально - ритмическому воспитанию  в нашем детском саду с детьми дошкольного возраста я выявила ряд проблем:

- дошкольники не могут выполнять танцевальные движения в соответствии с музыкой.

- не у всех детей развито  чувство  ритма.

Я поставила перед собой цель: углубить  восприятие музыки  детьми, ее образов и формировать на этой основе навыки выразительного движения.

Задачи ритмики:

- формирование у детей музыкальности, то есть системы музыкальных способностей; умение координировать движение;

- развитие двигательных  качеств и умение координировать движение;

- развитие гибкости и пластичности;

- развитие чувства ритма, творчества и интереса к музыке;

-развитие эмоциональной сферы.

Исходя  из  поставленных  перед  собою  задач  в  работе  применяю программу «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной. Она направлена на развитие музыкально- творческих основ личности, что способствует психологическому раскрепощению каждого ребенка. В программе очень большой выбор танцевальных  танцевального материала, программа представила мне 100 различных композиций для детей от 3 до 9 лет. Мои дети имеют возможность  петь не только песни, такие как «Антошка», «Чебурашка» В. Шаинского, «Разноцветная игра» Савельева, «Волшебный цветок» Вичкова, но и танцевать под них. Это доставляет  им огромную радость, а если детям нравится это делать, то всегда можно ожидать хороших результатов.

Подбору репертуара по ритмике всегда придаю  важное   значение.  Именно  от того, на каком практическом материале обучаются дети, во многом зависит, будут ли выполнены цели и задачи, поставленные перед ритмикой.

Придерживаюсь основных принципов:

- художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность их образов;

- разнообразие движений ( танцевальные, сюжетно- образные, физические упражнения);

- разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений на примерах народной, классической и современной музыки.

В НОД  использую разные формы ритмики. Это разминки ( музыкально- двигательные, сюжетно-двигательные, координационно- подвижные и пальчиковые игры,  ритмо - речевые упражнения, танцы сюжетно-образные движения, музыкально-ритмические упражнения, музыкальные игры.

При обучении ритмике использую традиционные методы: наглядно- слуховой (выразительное исполнение музыки педагогом); наглядно- зрительный (двигательный показ игр, плясок, отдельных элементов); словесный и практический.

Особое внимание в своей педагогической деятельности я уделяю развитию ритмических способностей. Чувство ритма есть у каждого ребенка, но его необходимо выявить и развивать. Развитие ритма происходит посредством движения.

В процессе работы разучиваю музыкально-ритмические упражнения. Добиваюсь, чтоб лети ритмично, непринужденно выполняли  «пружинку», поскоки с ноги на ногу. Подпрыгивание на двух ногах, общеразвивающие (без предметов и с предметами) и строевые упражнения (построения, перестроения и передвижения).  В дальнейшем эти  движения включаю в игры, пляски, хороводы и они служат средством выразительной передачи музыкальных образов, персонажей.

 Уделяю большое внимание отражению сказочных образов животных,  анализирую характер движения, интонацию. Летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы.

Особенно малыши с радостью изображают повадки животных, имитируя движения, голоса. На занятиях использую координационно - подвижные игры. Это  жанр  детского  фольклора. Очень нравится детям выполнять аэробику Железновых. Слушая смешные песенки, они выполняют легкие танцевальные  движения и забавные упражнения подражательного характера. Развиваю  у детей двигательную  способность, память, чувство  ритма, речевое интонирование. Чередуя в игре умеренное и активное движение, учу детей контролировать свои эмоции и самостоятельно двигаться в соответствии с текстом. Также я использую пособие Т. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей», потому что предлагаемые танцы, игры, упражнения просты.  Легки  и  доступны  для исполнения детьми.  

Занятия танцами дарят ребенку радость движения, общения, обогащают его внутренний мир и помогают познать себя. Развиваются такие качества, как целеустремленность.  Организованность и трудолюбие. Танец – это творчество. Я предоставляю дошкольникам возможность как можно больше танцевать. Импровизировать под ритмичную, яркую музыку, развивая способность к самостоятельному творчеству, самовыражению. Мною учитываются возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка. Танцы разделяю по уровням  сложности.

С детьми,  у которых плохо развито чувство ритма разучиваю танцы 1,2 - ого  уровня сложности. Более высокий уровень применяю для детей, имеющих музыкальные данные. Перед разучиванием танца  прослушиваем с детьми музыкальное произведение,  раскрываем характер, обсуждаем образы,  подбирая точные определения, сравнения. Обсуждение с детьми  музыкально-пластических образов развивает не только фантазию. Но и речь, умение пользоваться словами, способность описывать в словах воображаемые образы. Слушая музыку разного  характера  развиваю эмоциональную отзывчивость. Учу детей понимать «схему» танца и следовать ей, выполнять танцевальные движения ритмично и в соответствии с музыкой. Учу двигаться красиво, выразительно и артистично, формируя у детей красивую осанку, гибкость и пластичность. В процессе танца дети следят глазами за движением рук, что тренирует глазные мышцы, развивает прослеживающую функцию взгляда.

Многие движения (например, хлопки в стороны в общем кругу) развивает боковое (периферическое) зрение. Таким образом, занятия  ритмикой и танцами  развивают зрение. Добиваюсь, чтоб дети  соблюдали  одинаковые расстояния между парами, равнялись в  шеренгах, рассчитывали движения так, чтобы точно под музыку выполнять разнообразные перестроения. Детям очень  нравится  танцевать, стараюсь, чтоб дети чувствовали себя в танце  свободными, раскрепощенными. Яркость, выразительность танцевального выступления зависят от эффектности костюмов и танцевальных атрибутов. Костюм играет огромную роль в создании художественного образа.  Помогает ребенку войти в этот образ и более выразительно использовать движения.

Для проведения занятий, развлечений, праздников с воспитателями и родителями вместе были изготовлены атрибуты: листочки, ленточки, платочки, шапочки; для танцев сшиты костюмы, накидки. Родители приняли активное участие в изготовлении музыкально-шумовых инструментов. С целью развития музыкальных способностей, углубления представлений детей о средствах музыкальной выразительности использую  в непосредственно-образовательной деятельности дидактические игры и пособия.

Результаты педагогической деятельности подтверждает диагностика уровня развития детей:

задачи

2012-2013 уч.г.

2013-2014 уч.г.

2014 2015

  уч.г.

- развитие чувство ритма

- развитие эмоциональной сферы

- развитие координации движений

86 %

87 %

90%

Наблюдения за детьми  и повторная диагностика позволила выявить, что у детей повысился интерес к танцевальной музыке, появилось желание проявлять свои эмоции в танце, двигаясь в соответствии с музыкой и ритмично. Результатами своей работы считаю успешные выступления детей как в детском саду, так и в городских районных фестивалях, конкурсах:

год

конкурс

результат

2012г.

Районный конкурс «Солнечные лучики»

Лауреаты в номинации «Чистые нотки»  (за мастерство исполнения)

2014г.

Победители в номинации «Содружество детей и взрослых»

2015г.

Таким образом, занятия ритмикой оказывают разностороннее влияние на детей. Ритмические движения под музыку вызывают у детей яркие эмоциональные отклики, разнообразные двигательные реакции, усиливают радость и удовольствия от движений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развитие эмоциональности и образности восприятия музыки через движение детей раннего возраста»

Данная консультация помогает ребенку познакомиться с музыкой вместе с родителями и выполнять их  вместе дома. Учит слушать музыку и  выполнять движения правильно. И является хорошим помошник...

Развитие эмоционального восприятия музыки через выразительность детского танца

Представленный мною материал может пригодиться музыкальным руководителям детских садов в подготовке к семинарам, методическим объединениям, в работе со студентами....

Методическая разработка "Воздействие музыки на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников через цветовосприятие"

laquo;Музыка, её первый звук, родилась одновременно с творением мира», - так утверждали древние мудрецы. Музыка- феноменальное явление. Её взаимоотношения с человеком удивительны. Мелодич...

Сборник социо-игровых заданий и упражнений "Эмоциональное восприятие музыки"

В сборнике собраны примеры социо-игровых заданий и упражнений для развития эмоционального восприятия музыки....