Развитие эмоционального восприятия музыки через выразительность детского танца
статья по музыке (старшая, подготовительная группа) по теме
Представленный мною материал может пригодиться музыкальным руководителям детских садов в подготовке к семинарам, методическим объединениям, в работе со студентами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mo.docx | 17.01 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подготовила: Ситникова Н.П.,
музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №7»
Развитие эмоционального восприятия музыки
через выразительность детского танца
(Выступление на методическом объединении музыкальных руководителей.
Трансляция опыта. Танец «Ромашка»)
В нашем обществе остро стоит проблема эмоционального равнодушия. В настоящий период развития нашей страны, ее культуры эта тема тем более злободневна, так как сместилась шкала многих общечеловеческих ценностей. Такие вечные понятия, как Добро и Зло, Красота и Любовь, Нравственность и Милосердие для многих смешались, потеряли свое первоначальные значения. А вот эмоции детей пока еще непосредственны, они не подчинены давлению социально-культурного окружения. И нам бы не забыть про душу ребенка, его нравственную и эмоциональную культуру.
Дошкольное детство – сензитивный период для развития и понимания эмоций, полноценного выражения умений управлять ими. Где так полно может выражать себя ребенок, где научиться ярко, проявлять свои эмоции? Одной из таких форм самовыражения является танец.
Известный швейцарский музыкант-педагог, профессор Женевской консерватории, композитор Эмиль Жак-Далькроз считал: «Цель танца – подвести исполнителя к тому, чтобы он мог сказать к концу своих занятий не столько «я знаю», сколько «я ощущаю», и, прежде всего, создать у них непреодолимое желание выражать себя, что и можно делать после развития их эмоциональных способностей». Он доказал, что возможно перевести музыкальный ритм произведения в пластические движения человеческого тела, понимая, что ритм музыки связан с моторной, мышечной реактивностью человека, с его чувствами и эмоциями.
Итак, зная, что эмоции, вызванные музыкой, создают определенную двигательную активность, педагог может направить ее в нужное русло, подобрав для этого интересный музыкально-ритмический репертуар. Свобода и непосредственность выполнения движений во время занятий танцем составляют привлекательную особенность для детей дошкольного возраста.
Темп, динамические оттенки, метроритм, строение музыкального произведения (музыкальная форма), регистровые и ладовые особенности, т.е. средства музыкальной выразительности – это все то, что определяет характер музыки и будущего танца и важнейшим фактором здесь выступает эмоциональное восприятие музыки. Чувства и настроения, вызванные музыкой, придают движениям определенную окраску и выразительность.
Есть такое человеческое качество – тонкость и эмоциональность души. Это качество воспитывает музыка. Вот почему важно научить любить и понимать музыку, ее содержание, а значит, освоить ее непростой язык. Музыка и движения (танец) – взаимосвязанные понятия. Танец – это эмоционально-пластическое общение, самовыражение своих чувств, переживаний, желаний, где ребенок с помощью выразительных движений передает эмоциональное состояние своего внутреннего мира (семантику танца).
Ребенок стремится выражать образ так, как чувствует. Но не всякая пьеса может быть использована в работе по движению, но лишь та, которая имеет ясную форму, выразительна и доступна для детского восприятия.
Разные оттенки настроений передают дети МБДОУ «Детский сад №7» в танце «Ромашка». Народный колорит музыки (стилизованной под русскую народную) создает удивительную атмосферу старинных гуляний. Здесь дети учатся проявлять различные эмоциональные состояния: чувства радости и даже нежности друг к другу (положила головку на плечо, заглянули в глазки друг к другу), чувства застенчивости и неуклюжести, гордости и смелости, озорства и наконец счастья!
В разработке и подготовке танца «Ромашка» учитывалась непосредственная реакция детей на музыку и их двигательные возможности.
Дети имеют разную двигательную подготовку: у одних плохая осанка, у других слабо развиты мышцы шеи и спины, у третьих недостаточна координация движений, далеко не все умеют согласовывать свои движения с музыкой, а также ориентироваться в пространстве и в коллективе сверстников. Посредством танца есть возможность корректировать эти недостатки, обогатить запас двигательных навыков. Конечно, эти задачи можно решать и на физкультурных занятиях, но именно танец выражает особенное состояние детской души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями, в котором ребенок ищет и находит средства для наиболее адекватной передачи своих чувств. Он получает огромное удовлетворение от свободных легких движений, от сочетания музыки с пластикой своего тела и жестов.
Наблюдения показали, что в результате проделанной работы дети стали ярче, эмоциональнее воспринимать музыку через движение. Научились: узнавать основные эмоциональные состояния; более тонко воспринимать, переживать, чувствовать окружающую действительность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВ СКАЗОЧНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ И ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ.
В последнии годы происходит активное реформирование системы дошкольного образования: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываютс...
Наблюдение, как одна из форм развития эмоционального восприятия мира.
У природы всего четыре большие декорации - времена года, вечно одни и те же актеры - солнце, луна и прочие светила. Зато она меняет зрителей....
«Развитие эмоционального восприятия музыки через ритмику»
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Ее называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б.М.Теплов), «моделью человеческих эм...
Приемы развития эмоционального восприятия музыки у детей младшего дошкольного возраста.
Учебно- методическая статья...
Консультация для родителей "Развитие эмоционального восприятия младших дошкольников средствами настольного театра"
Материал предназначен для работников дошкольного образования...
Изобразительная деятельность- одно из средств развития эмоционального восприятия у детей дошкольного возраста
Как разнообразить занятия продуктивной деятельностью....