Мастер-класс для воспитанников и родителей на тему: «Люблю берёзку русскую…»
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
Мастер-класс для родитетелей и воспитанников с целью воспитания духовно- нравственных ценностей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 15.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель.
Воспитание у детей духовно –нравственных ценностей, ценностных ориентаций в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей среде как неотъемлемой части родного края.
Задачи.
1.Знакомя с природой родного края, обеспечить возможность действовать с объектами природы, наблюдать за ними, экспериментировать.
2.Развивать познавательную активность в процессе исследовательской деятельности, развивать гуманное, бережное отношение ко всему живому.
3. Формировать представление о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её.
Ход мероприятия.
Из всех деревьев русского леса нам всего милее берёза. Как только сойдет снег, в лесу набухают на берёзах почки. Пройдет неделя-другая, и все берёзы покроются молодой зелёной листвой. Войдя в лес человек, чувствует свежее дыхание пробуждающейся природы. В летние дни хорошо бродить в берёзовой роще.
Чудесен берёзовый лес и ранней осенью. От яркого солнца берёзы становятся золотыми. Они трогают душу своей тишиной, нежностью. Берёза является символом России. Всем с детства известно стихотворение А.Прокофьева «Русская берёзка»
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнется, – но не ломится!
В быту у берёзы было много важных дел:
Первое дело-мир освещать,
Второе дело-скрип утишать,
Третье дело - больных исцелять,
Четвёртое дело- чистоту соблюдать.
А отгадать эту загадку можно так: в старину главным источником света служила лучина. Дёгтем из берёзовой коры смазывали оси телеги, чтобы они не скрипели. Берёзовыми почками лечили разные хвори. А берёзовым веником приятно попариться в баньке, а потом утолить жажду берёзовым соком.
Но есть у берёзы ещё одно важное дело - дарить красоту. Ведь кора берёзы - береста, благодаря своим замечательным свойствам (прочность, гибкость, устойчивость к гниению) издавна применялась в быту. Кроме того, береста очень красива - она имеет матовые пастельные тона белого, розового, бежевого, светло-коричневого и коричневого цветов.
Все разнообразные берестяные изделия народов России можно условно разделить на три группы:
1.Вещи, сделанные из целого куска бересты, наиболее простые по форме чекманы (широкая и низкая четырёхгранная открытая посуда), кузовки, набирушки.
2. Плетёные из полосок бересты изделия разнообразных форм и размеров: маленькие солонички, конфетницы, хлебницы, огромные сумки - заплечники, плетёная обувь.
3. Сшивные изделия, наиболее сложные и трудоёмкие: бураки, короба.
Разнообразны и способы украшения берестяных изделий: выскабливание и гравирование, теснение и резьба (прорезная береста), роспись красками.
Как готовить и хранить бересту? Обращу ваше внимание, что растущие деревья для заготовок бересты использовать ни в коем случае нельзя: снятие коры ведёт к гибели деревьев.
Для прорезного орнамента необходима береста гладкая, ровная, без сучковых отверстий, наплывов и наростов. Береста по своим качествам бывает различной. По наблюдениям специалистов - берестянников, качество её зависит от возраста дерева, от местности, где росла берёза, от её здоровья. На молодых берёзках(3-4 года) бересты совсем не бывает. На берёзах 15-25 лет береста тонкая, чистая и мягкая. На очень старых берёзах береста бывает с наростами, налётами и тёмными чёрточками. Лучшая береста на средних берёзах диаметром ствола 75-100 см. С берёз, росших на сырых, болотистых местах берёза получается непрочная, с шероховатостями, с множеством крупных и мелких чёрточек. Берёзы, поражённые болезнями, насекомыми, грибками дают очень плохую бересту. Хороший материал дают совершенно здоровые деревья, и при этом береста должна быть снята на некотором расстоянии от основания ствола.
Заготавливают бересту с поваленных деревьев во время плановых порубок или с деревьев, погибших естественным путём, - с сухостоя и валежника.
Бересту с деревьев снимают различными способами, в зависимости от назначения: узкими лентами или пластинами.
Для прорезной бересты понадобится листовой или пластовый материал (он проще всего снимается со стволов деревьев)
Делается разрез бересты вдоль всей гладкой части ствола. Если на стволе встречаются толстые сучья, то береста снимается небольшими пластинами, которые могут быть использованы на небольших изделиях. Бересту для изящных художественных изделий надо хранить особенно тщательно. Для этих целей необходимо прохладное и сухое затемнённое место. В сырых помещениях береста покрывается плесенью, на ней появляются тёмные и беловатые пятна. От солнечных лучей через 4-5 дней у бересты ухудшается окраска - она становится красноватой, а от продолжительного лежания на свету береста становится белой. Все изменения бересты в цвете сопровождаются ухудшением её прочности, гибкости, растяжимости.
Для хранения бересту сложите в пачки и уложите их между двумя досками, прижав их сверху грузом, чтобы береста не скручивалась.
Для работы с берестой нам понадобятся ножницы, клей, верёвочка или тесьма. Сделаем берестяные браслетики и кулончики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект прогулки в подготовительной группе(6-7лет) на тему "Люблю берёзку русскую..."
Конспект прогулки в подготовительной группе(6-7лет) на тему: «Люблю березку русскую…»Цель: Продолжать знакомство с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года.В...
Конспект прогулки в подготовительной группе на тему "Люблю берёзку русскую..."
Конспект прогулки в подготовительной группе(6-7лет) на тему: «Люблю березку русскую…»Цель: Продолжать знакомство с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года.В...
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Люблю берёзку русскую!».
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Люблю берёзку русскую!»....
Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной группе на тему "Люблю берёзку русскую"
Цель: познакомить детей с неофициальным (народным) символом России - берёзой. Вызвать у детей интерес к изображению берёзы в осеннее время года нетрадиционным методом рисования....
Интегрированное занятие в старшей подготовительной группе на тему: « Люблю берёзку русскую…»
Продолжать формировать интерес детей к родной природе, обогащать знания о берёзе....
Конспект непосредственно – образовательной деятельности оздоровительного направления . Тема:«Люблю берёзку русскую "
- Создать условия для уточнения представлений о Родине, как месте, где мы родились и живём. - Формировать познавательный интерес к последующим наблюдениям за природ...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: " Люблю берёзку русскую!" в старшей группе детей с ОНР.
Конспект по познавательному развитию рекомендован педагогам детских учреждений, музыкальным руководителям, родителям воспитанников. ...