Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной группе на тему "Люблю берёзку русскую"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Цель: познакомить детей с неофициальным (народным) символом России - берёзой. Вызвать у детей интерес к изображению берёзы в осеннее время года нетрадиционным методом рисования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyublyu_beryozku_russkuyu.zip | 24.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе
«Люблю берёзку русскую»
Ход НОД (непосредственно-образовательная деятельность)
1.Организационный момент
1.Хоровод «Берёза моя, берёзонька!»
Дети и воспитатель идут по кругу. В центре круга стоит макет берёзки. Девочки по очереди читают стихотворение, украшают берёзку ленточками.
1.Берёза моя, берёзонька,
Берёза моя белая,
Берёза кудрявая!
2.Стоишь ты, берёзонька,
Посередь долинушки.
На тебе, берёзонька,
Листья зелёные,
Под тобой, берёзонька,
Травка шёлковая.
3.Близ тебя, берёзонька,
Красны девушки
Хоровод ведут.
2.Звучит фонограмма русской народной песни «Завивайся берёза»
Воспитатель:
- Отгадайте загадку:
Белый чёрным шит
Сарафан на ней.
Ветер к ней спешит,
Чешет кудри ей,
Зелена коса развевается,
В ярком солнышке купается. (Берёза)
2. Основная часть.
1.Беседа о русской берёзе
Рассказ о русской берёзе сопровождается показом презентации «Люблю берёзку русскую».
- Словно девица русская, приумолкнув, стоит,
Над речушкой берёзка листвой шевелит.
Только ветер играет в косах длинных листвы,
Только звёзды мигают ночью ей с высоты.
Рано утром встаёт она солнце встречать,
Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь.
И, наверно, на свете нет берёзы родней,
Ведь берёза – частица России моей.
1 слайд
- Наши далёкие предки к лесу относились бережно. Они были уверены, что природа: деревья и травы, леса и облака – живая, что она может предупреждать или грозить, пугать или поощрять! Среди древних людей ходили легенды про травинку, цветок, про каждое деревце. Природа нашего края скромна: у нас нет пальм, нет экзотических деревьев с крикливыми попугаями. Наши леса славятся липой, благоухающей по весне, клёном, радующим своим ярким убранством осенней порой, дубом, который подобно былинному богатырю готов сразиться с врагом, чтобы защитить слабого. И, конечно же, берёзой. Издавна это дерево считается символом нашей Родины.
2 слайд
«Деревьев равных не сочтёшь –
Одно другого краше.
Но где ты дерево найдёшь
Родней берёзки нашей».
3 слайд
- Любой человек при слове Родина вспоминает и представляет что-то своё, очень – очень родное. Оказалось, многие люди думают о наших берёзках.
«…Я навек за туманы и росы
Полюбил у берёзки стан,
И её золотистые косы,
И холщовый её сарафан…»
4 слайд
- Действительно, жизнь и судьба русского человека связана с красавицей берёзкой. Рядом с домом, или у дороги, или в поле, или среди сестёр в берёзовой роще – где только не растёт красавица берёза! Берёза – дерево удивительное! Можно весь свет обойти – нигде такого дерева не встретишь. Ни одно дерево в мире не может похвастаться таким станом. У неё единственной - белая кора. Но разве это не чудо?
«Загадочная, словно чудо,
Поднявшись на уступы скал,
Берёзы белые, откуда
Занесены вы на Урал?»
5 слайд
- На территории России берёза – это часто встречающееся дерево. Одинокая берёза, берёзовая аллея, берёзовая роща, смешанный лес – везде, где бы ни присутствовала белоствольная красавица, она всегда радует наш взор.
«…В одном краю я с вами вырос,
Пил ту же воду, что и вы.
И мил всегда узорный вырез
Мне вашей женственной листвы…»
6 слайд
- Берёза – дерево сердечное. Даже листья у неё сердцевидной формы.
«…Берёзы, белые берёзы,
И вы живёте по-людски.
Мне ваши вздохи, ваши слёзы
И ваши радости близки».
- Ствол берёз называют сарафаном, а ветки – косами. Как вы думаете почему? (Предположительные ответы детей)
- Какая берёза?
- Правильно. Берёза кудрявая, белая, нарядная.
- Как в любое время года мы можем узнать берёзку? (Белый ствол с чёрными пятнами только у берёзы)
- Берёза красива в любое время года. Послушайте стихи и ответьте, в какое время года автор изобразил берёзу?
7 слайд
Стало вдруг светлее вдвое
Двор как в солнечных лучах.
Это платье золотое
У берёзы на плечах. (Осенью)
- Что за золотое платье у берёзы на плечах? (Крона дерева с жёлтыми листьями)
8 слайд
Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром? (Зимой)
- Почему автор сравнивает снег с серебром? (Снег также блестит, переливается на солнце)
9, 10 слайды
Русская красавица
Стоит на поляне.
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (Летом)
- Что автор называет зелёной кофточкой? (Крону дерева с зелёными листьями)
- Разве у берёзы есть белый сарафан? (Ствол берёзы сравнивается с белым сарафаном)
11, 12, 13 слайды
- Древние славяне считали берёзу священным деревом, олицетворяющим свет, чистоту, женственность. Её называли деревом счастья. Берёза – щедрое и доброе дерево.
- В христианские времена берёза была связана с весенними церковными праздниками. С приходом тёплых дней, в воскресенье на седьмой неделе после Пасхи, праздновалась Троица. Накануне праздника в лесу рубили зелёные берёзовые ветки, траву собирали, чтобы на Троицу – в воскресенье – дом и церковь ими украсить. Берёзовыми ветками украшали горницу и вход в дом, полы посыпали душистой свежескошенной травой. Троицу считали девичьим праздником. Девушки брали с собой угощение – пироги да ватрушки – и шли в лес, где находили нарядную берёзку. Завязывали на её ветвях ленты, кланялись ей и просили выполнить их желания.
2.Звучит фонограмма русской народной песни «Во поле берёза стояла»
3. Дети рассказывают стихи.
1. Ты до того, берёзонька, красива
И в полдень жаркий, и в часы росы,
Что без тебя немыслима Россия,
И я немыслим без твоей красы.
2. Белая берёза –
Милая сестра.
Ты расти не бойся
Злого топора.
3. Белая берёза,
Птицы по ветвям.
Я тебя в обиду
Никому не дам.
- Берёза не только участвовала в праздниках. С ней крестьяне-земледельцы связывали немало примет. Лопаются серёжки у берёзки – время сеять хлеб. Овёс сей, когда берёза распускается. Весной берёзовый сок невкусен – хлеб уродится на славу. Хотите узнать, какое будет лето? Присмотритесь к берёзам. Если весною берёза перед ольхою лист распустит, то лето будет сухое. Если ольха наперёд – мокрое. Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету. О том, какой будет весна, берёзы рассказывают осенью. Листья начинают желтеть с верхушки – ждите ранней весны. Снизу – поздней, а если равномерно – средней. И зиму берёзы могут предсказывать. В начале октября с них лист не опал – снег ляжет поздно.
14 слайд
- Отгадайте загадки:
- Она весну встречает, серёжки одевает?
- Накинута на спинку зелёная косынка?
- Её узнаешь ты по простой примете, нет дерева белей на свете?
- Стоят столбики белы, на них шапочки зелены? (Берёза)
15, 16, 17 слайды
- Издавна люди плели из берёзы лукошки и туески для ягод и грибов, делали берестяные ложки. Люди пьют полезный берёзовый сок, парятся берёзовыми вениками, моют голову отваром берёзовых листьев. Собирают дёготь, из которого изготавливают дегтярное мыло. Из молодых веточек берёзы делают банные веники.
18, 19 слайды
- Белую кору берёзы называют берестой. В бересте есть своеобразные отдушины, это крупные чёрные чёрточки – чечевички. Береста – верхний слой берёзы. Берёза может прожить до 150 лет.
20, 21 слайды
- Берёза не только красива. Это дерево находит и практическое применение в быту. Она была ещё и доброй помощницей крестьян. В длинные, зимние вечера, когда не было электричества, избу освещала лучина, она была берёзовая. Она горела ярко и не коптила. Древесина у неё достаточно плотная. Она годится для изготовления фанеры и паркета. Из берёзы делают мебель и лыжи. Берёзовые дрова признаны лучшими. Берёзовая сажа используется для изготовления красок и чернил.
22, 23 слайды
- Серёжки у берёзы – это собранные вместе плоды. Плоды берёзы – это маленькие орешки. У каждого орешка два широких крылышка.
- Ребята, давайте немного отдохнём и изобразим красивых берёзок.
4.Физминутка «Берёзка»
Все движения выполняются плавно с использованием художественного слова.
Берёза моя, берёзонька (движение рукой в сторону – вверх)
Берёза моя кудрявая! (то же левой рукой)
Стоишь ты, берёзонька (поднять руки вверх)
Посреди долинушки. (опустить руки)
На тебе, берёзонька (руки вытянуть вперёд, ладошки вверх)
Листья зелёные.(опустить руки)
Под тобой берёзонька (наклониться вперёд, руки развести в стороны)
Трава шёлковая (движение руками вправо, влево)
Венки вьют, плетут. (вращение руками перед собой)
- Поэты, музыканты, художники всегда воспевали образ русской красавицы берёзки. Давайте и мы с вами превратимся в художников и создадим свою, милую сердцу берёзку в осеннее время года, в осеннем наряде, с осенней причёской. Но сначала сделаем пальчиковую гимнастику.
5.Пальчиковая гимнастика «Осень»
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал: (плавные, волнообразные движения ладонями)
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки – золотой (загибают по одному пальчику на обеих руках).
Вот последний лист с осинки,
Ветер бросил на тропинку (спокойно укладывают ладони на стол).
24, 25 слайды
6.Рисование нетрадиционным способом – методом тычка
«Люблю берёзку русскую»
На листе бумаги простым карандашом дети рисуют контур берёзы. Сначала ствол дерева – две произвольные линии, затем волнистой линией – крону дерева. Наносят главное отличие – чёрточки, чередуя их по бокам ствола. Начав рисовать, сначала делают тычки кисточкой по линии контура слева направо, не оставляя промежутка между тычками. Затем произвольными тычками закрашивают поверхность контура.
Художественное творчество (рисование) сопровождается упражнением – разминкой с кисточкой, проговаривая вместе с детьми следующие слова:
Кисточку возьмём вот так:
Это трудно? Нет, пустяк! (рука опирается на локоть, кисточку держать тремя пальцами, выше металлической части)
Вверх-вниз, вправо-влево (выполнять движения кистью руки по тексту)
Гордо, словно королева,
Кисточка пошла тычком,
Застучала «каблучком».
А потом по кругу ходит,
Как девицы в хороводе.
Вы устали? Отдохнём
И опять стучать начнём.
По ходу демонстрируются удачно начатые работы. В конце рисования проводится мини-выставка.
3. Заключительная часть.
- Молодцы! У вас такие красивые и замечательные деревья получились. А теперь давайте поиграем в игру «Закончи предложение». Я начинаю предложение, а вы заканчиваете. Отвечать надо быстро, дружно, громко и правильно.
Дидактическая игра «Закончи предложение»
- Я очень люблю свою (Родину, Россию и т.д.)
- Сегодня мы говорили о (берёзке и т.д.)
- Кора берёзы называется (береста)
- Весной может утолить жажду (берёзовый сок)
- Из берёзы делают (мебель, паркет, берёзовые веники и т.д.)
- Я горжусь (своей природой, Родиной)
- Вот как много нового мы рассказали о русской берёзе, которую не зря считают символом нашей страны России.
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю её, нарядную,
Родную, ненаглядную.
- Спасибо, ребята, за ваши ответы, они меня просто порадовали. А в знак благодарности я вам дарю берёзку, которая украсит вашу группу. Спасибо всем за участие! (Звучит фонограмма песни «Берёзы»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по ручному труду «Русская берёза»
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по ручному труду «Русская берёза»...
Конспект мероприятия непосредственно образовательной деятельности в средней группе. Тема: «Люблю берёзку русскую»
Конспект мероприятия непосредственно образовательной деятельности в средней группе. Тема: «Люблю берёзку русскую»...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию «Русский фольклор в сказках и загадках».
Что может быть мудрее и поучительнее, чем художественное слово?!...
Непосредственно – образовательная деятельность в подготовительной группе Тема: «Путешествие по русским народным сказкам»
Образовательная область «Чтение художественной литературы»Интеграция сё другими образовательными областями: коммуникация, социализация, музыка, безопасность, здоровье.Цель:...
Конспект мероприятия непосредственно образовательной деятельности в средней группе. Тема: «Люблю берёзку русскую»
Конспект мероприятия непосредственно образовательной деятельности в средней группе. Тема: «Люблю берёзку русскую»...
Непосредственно – образовательная деятельность в подготовительной группе Тема: «Путешествие по русским народным сказкам»
Интеграция с другими образовательными областями: коммуникация, социализация, музыка, безопасность, здоровье.Цель: Формирование у детей знаний об одном из жанров фольклора – народной сказке.Задач...
Непосредственно – образовательная деятельность в подготовительной группе Тема: «Путешествие по русским народным сказкам»
Непосредственно – образовательная деятельность в подготовительной группеТема: «Путешествие по русским народным сказкам»...