Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Люблю берёзку русскую!».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Люблю берёзку русскую!».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_lyublyu_beryozku_russkuyu.docx | 22.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Демонстрационный материал:
- Мультимедийная установка
- Презентация о березе
- Микрофон
- Игра « Это дерево или куст?»
- Две коробки (посылки)
- Игра « Грустная или веселая березка?» (с деталями-символами)
- Два мольберта
- Картины-рисунки школьников в качестве подарка
для детей
Раздаточный материал:
- Лист голубого картона А4
- Полоска белой бумаги 4X17 см (ствол)
- Коричневая бумага 10см X 20 см
- Салфетки зеленого, желтого и белого цвета
- Полоска зеленой бумаги 3 см X 20 см
- Оранжевая полоска 3 см X 20 см
- Клейстер
- Кисточки
- Тряпочки
Предварительная работа:
- Беседы. Речевые упражнения.
- Прогулки. Экскурсия в березовую рощу.
- Чтение художественной литературы.
- Дидактические игры: «Угадай, с какого дерева листок?», «Что береза дает?» и т.д.
- Подвижные игры. (русские народные: ручеек, горелки)
- Экспериментальная деятельность:
а) Какой стороной дышат листья?
б) Рассматривание ствола под лупой и т.д.
- Загадывание загадок о деревьях.
- Чтение произведений: Л. Горошкина «Березка», Н. И. Птухин «Ода березе», С. Есенин «Белая береза»; заучивание: В. Степанов «Флаг России».
- Подбор иллюстраций, открыток, пословиц и поговорок.
Программное содержание:
- Продолжать знакомить детей с характерными особенностями березы, по которым ее можно выделить среди других деревьев.
- Учить детей создавать образ берёзы в технике обрывной аппликации, упражнять детей в обрывании, скручивании, сминании бумаги.
- Развивать наблюдательность, внимание, мышление (умение анализировать, обобщать, делать выводы), обогащать словарный запас, развивать диалогическую речь, упражнять в умении подбирать прилагательные, характеризующие образ берёзы в разное время года.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, вызывать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.
Ход непосредственно организованной образовательной деятельности.
Дети стоят в кругу с воспитателем говорят:
«Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся»
Воспитатель: Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу, нашим гостям, чтобы у нас с вами и у гостей весь день было хорошее настроение.
Воспитатель: Ребята, каждое утро к нам приходит Знайка, чтобы познакомить нас с чем-то новым и интересным, а сегодня не пришёл, но зато прислал нам посылку. Вот она какая большая. Смотрите да здесь записка от Знайки. Хотите узнать. Что он написал? Тогда слушайте.
«Здравствуйте мои друзья, я сегодня не смогу прийти к вам, но я передал вам посылку, в которой лежит всё что необходимо для того чтобы вы смогли самостоятельно создать волшебную картину и узнать информацию об этом удивительном дереве под названием… »
Воспитатель: Да, Знайка не дописал записку, и я не поняла о каком дереве идёт речь. А вы ребята поняли?
Дети: Нет!
Воспитатель: Но вы не расстраивайтесь ведь здесь что-то написано, кажется это загадка, что с ней делать?
Дети: Разгадать
Воспитатель:
Русская красавица
Всем нам очень нравится,
Бела она, стройна,
Одежда зелена.
Дети: Берёзка
Воспитатель: Конечно же, это берёза. Я поняла, мы сегодня будем говорить о берёзе, значит мы верно отгадали загадку.
1 слайд. На экране появляется берёза
Воспитатель: А что лежит в этой посылке? Посмотрим?
Подходят, смотрят
Дети: Кора с берёзы.
Воспитатель: Как вы догадались, что она с берёзы? (ответы детей)
Воспитатель: Точно, у берёзы белый ствол. Хотите её потрогать?
Дети обследуют руками кору.
Воспитатель: А что у вас на руках?
Дети: Белый порошок
Воспитатель: Да. Действительно ребята, этот белый порошок называется бетулин. Саша, как он называется? А ты как думаешь?
Воспитатель: Давайте вспомним, какую пользу нам приносит берёза? А поможет нам этот волшебный микрофон. Мы будем передавать его друг другу, и говорить и говорить. Договорились?
Игра «Волшебный микрофон» (игру начинает воспитатель, продолжают дети)
Воспитатель: Молодцы ребята. Давайте посмотрим, что ещё есть в посылке? (Открываю, там 2 круга с берёзками)
Воспитатель: Посмотрите-ка ребята, 2 берёзки, одна какая берёзка? грустная, а другая какая? (Выставляю на мольберт)
Воспитатель: А ещё здесь есть детали-символы. Что же нам делать с этими картинками, может кто-то догадался (дети говорят о своих догадках).
А как вы думаете, какие картинки должны быть рядом с весёлой, а какие рядом с грустной берёзкой и почему? Вот сейчас вы будете подходить брать символ и ставить его туда, куда считается нужным, и конечно будете объяснять свой выбор. Договорились?
Игра «Весёлая и грустная берёзка»
Воспитатель: Вот как здорово мы с вами справились с этим заданием, и теперь я приглашаю вас в зимний лес.
2 слайд На слайде появляется отрывок зимнего леса
Динамическая пауза «Березка»
Потихоньку пойдем, в хоровод мы встанем (становятся в хоровод)
И к березке подойдем в белом сарафане (идут в центр хоровода).
Разойдемся в круг большой (расходятся)
И покружимся с тобой (кружатся)
Дует ветер на тебя (вдох-выдох)
И садятся птицы (приседают)
А на ветках у тебя
Иней серебрится (поднимаются, поднимают и опускают руки)
На дворе сейчас зима – холодно, морозно (поглаживаем себя руками по плечам)
Шубу снежную надень, белая березка! (кружимся)
(Звучит мелодия. На экране появляются слайды)
3 слайд. Зимняя берёзка
Воспитатель: Посмотрите, ребята, внимательно, и скажите какая берёзка на экране?
Дети: Зимняя
Воспитатель: А какая можно сказать о зимней берёзка?
Дети: Белая, снежная и т.д.
Воспитатель: Молодцы, ребята, а теперь расскажите мне всё об этой берёзке
4слайд. На экране появляется весенняя берёзка
Дети: Весенняя, проснувшаяся, весёлая, радостная.
Воспитатель: Хорошо ребята, а расскажите нам об этой берёзке (летняя берёзка)
Дети: Летняя, солнечная, зелёная, кудрявая и т.д.
Воспитатель: И осталась у нас одна картинка. Может, вы догадаетесь, какой у нас берёзки ещё не было на экране?
Дети: Осенней, разноцветной, пушистой и т.д.
5 слайд. На экране слайд со стволом берёзы
Воспитатель: Берёзка, ребята, в отличие от других деревьев недолговечна, живёт 120 лет, кора у молодых деревьев коричневая, чем старше дерево, тем белее кора. Поверх белого ствола вытянуты тёмные поперечные полосы и называются они чечевички. Марина, как они называются? Зачем они нужны, ребята, как вы думаете? А зачем кислород всему живому на Земле?
Дети: Чтобы им дышать.
6 слайд. Появляется слайд с листьями берёзы и сережками.
Воспитатель: А давайте посмотрим на листики берёзы, они похожи на какие-то геометрические фигуры?
Дети: Треугольник, ромб, они зубчатые.
7 слайд. Дерево с серёжками
Воспитатель: А ещё у дерева есть серёжки, они похожи на орешек с крылышками, благодаря которым они легко разносятся ветром. Зачем они дереву?
8 слайд. С берёзой в чистом поле, на лесной поляне.
Воспитатель: Хороша берёзка и в чистом поле и на лесной поляне. Посмотрите как гордо и красиво стоит она стоит! Скажите, а как называется лес, где растут одни берёзы?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно дети!
9 слайд. Берёзовая роща.
Воспитатель: А в берёзовой роще всегда много света. А ещё ребята о берёзе сложено много песен, былин, создано много живописных картин.
10 слайд. Февральская лазурь
Воспитатель: Художники изображают берёзу с помощью красок, на бумаге, холсте, поэты рисуют картины природы словом. Посмотрите, эту картину написал известный русский художник Игорь Эммануилович Грабарь, называется она Февральская лазурь. Скажите, в какое время года изобразил художник наши берёзки? Игорь Эммануилович очень любил нашу русскую берёзку.
11 слайд. «Майский вечер»
Воспитатель: Вот эта картина называется «Майский вечер». А здесь берёзка в какое время года? Ребята, а кто знает стихи о берёзе?
12 слайд. Ребёнок читает стихотворение А.Блока « Белая берёза»
(музыка звучит, луч закрыть)
Воспитатель: Мы рассмотрели с вами картины берёзы, послушали стихи, а теперь мы с вами попробуем изобразить этих красавиц в технике обрывной аппликации и создадим картину берёзовой рощи. Пожалуйста, занимайте места и приступайте к работе.
(по ходу выполнения работы воспитатель подходит с помощью к детям)
После окончания работы
Воспитатель: Я предлагаю вам принести свои работы и выставить их на одну общую картину (дети выставляют).4
Воспитатель: Посмотрите, какая замечательная берёзовая роща у нас получилась, да она просто волшебная, потому, что в нашей роще все времена года, а это может быть только в сказочном лесу.
А за то, что вы сегодня так замечательно поработали, ученики 6 школы решили сделать вам подарки, вот такие замечательные работы, чтобы вы всегда помнили то, о чем мы с вами сегодня говорили.
(Воспитатель раздает работы учеников)