«Гендерный подход в организации игровой деятельности дошкольников».
статья ( группа) на тему
«Гендерный подход в организации игровой деятельности дошкольников».
Основная роль в гендерной социализации дошкольников принадлежит сюжетно-ролевой игре. В сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят взаимоотношения взрослых людей – мужчин и женщин. Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определённую роль. Игры имеют большое значение в социальной адаптации ребёнка, реализации его возможностей в будущем. В игре дети учатся идти на компромисс, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружественную атмосферу. В сюжетно-ролевой игре успешно развивается личность ребёнка, его интеллект, воля, воображение, стремление к самореализации. Играя роль, ребёнок выполняет определённую социальную функцию, дифференцированную по полу Таких игр много например Салон красоты», « Дочки матери», «Ателье», «Скорая помощь» .Это игры, которые предпочитают девочки. «Строители», «Военные», «Космонавты», «Пожарные» - в эти игры активнее играют мальчики. Но большая часть игр, включая перечисленные, в играх детей объединяются одним сюжетом. Особого внимания со стороны педагогов требуют проблемы, связанные с организацией предметно-пространственной среды. В дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности, именно в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения поэтому подбор материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков нужно уделять особое внимание. При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, надо обратить внимание на следующее:
- На привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре образов женского и мужского поведения;
- На достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят поведения женщины – матери;
- На наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий» в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую роль.
Процесс одевания и раздевания кукол и мягких игрушек дети отождествляют с процедурой, с которой они постоянно сталкиваются в собственной жизни, что способствует осознанию ими смысла этого действия, и если вначале ребёнок просто воспроизводит в игре действия взрослых, то постепенно он начинает обозначать и называть свою роль: «Я мама, Я – папа» .Когда у игрушек привлекательный вид, гораздо проще вызвать у девочек и мальчиков чувство симпатии к ним. В процессе игр с такими игрушками легче побуждать детей выражать по отношению к игрушке свои чувства: говорить ласковые слова, обнимать, и. т. д. . Отражая в игре образцы женского и мужского поведения по отношению к игрушкам –девочки и мальчики получают необходимое эмоциональное развитие .Важная роль в развитии игровой деятельности принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мальчики, вначале под руководством, а затем самостоятельно охотно конструируют для коллективных игр. Это может быть большая машина, самолёт, пароход, и. т. д. При этом очень важным условием для воспитания детей с учётом их гендерных особенностей является то, что мальчикам может быть поручена «тяжёлая» работа: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали и. т. д. Для организации игр мальчиков необходимо наличие свободного обширного пространства, так как они, прежде всего, «исследователи, первопроходцы, осваивающие территорию и преодолевающие трудности». В большом пространстве мальчики выстраивают свою деятельность, возможности , своё влияние, осознают свою значимость внутри этого пространства и коллектива сверстников, в деятельности, определённой правилами. При наличии мужского сообщества сверстников и при выше описанных условиях организации игрового пространства у мальчиков закладываются и развиваются базовые алгоритмы мужского поведения. Для девочек значимо ближнее пространство, в котором тренируется предназначение, данное природой: хранительницы семейного очага, создание комфорта, прежде всего для самых близких и родных. С целью формирования женского начала, для девочек необходимо общение более устойчивое в небольшом коллективе сверстниц , тогда они могут настраиваться на реакции друг друга в соответствии с женским поведением. Девочкам важно иметь возможность территориально отделиться ширмой или другими предметами . Именно при таких условиях формируются нормы, стили женского поведения. Важно грамотно подбирать и включать в игры дошкольников, сообразно гендерной данности, содержательный компонент игровой деятельности дошкольников (темы, сюжеты игр, игрушки, и т.п.), так как с помощью игрушек у детей формируются на уровне символики жизненно важные ценности поведения характерные мужскому и женскому психотипу. Недопустимо в организации игровой деятельности предлагать детям выполнение ролей противоположного пола, переодевание мальчиков в девичью одежду и наоборот, девочек в мальчишескую. Особенно разрушительным является выполнение детьми, например, «шуточных» сценок на праздниках, с использованием мимики и жестов, движений и пластики тела, характерных детям противоположного пола . При подкреплении умилением и восхищением взрослых, особенно родителями, происходит интенсивное разрушение поведения и собственно гендерной идентификации (отождествление индивида сообразно полу данного природой), с быстрым формированием чужеродных программ поведения противоположного пола. Грамотно организованная игровая деятельность и предметно -развивающее пространство, обусловленное дифференцированным подходом, формирует у детей тонкости общения, жизненные стили психического поведения, адекватного своему полу. «Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребёнок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций и т. д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gendernyy_podhod_v_organizatsii_igrovoy_deyatelnosti_doshkolnikov.docx | 16.46 КБ |
Предварительный просмотр:
«Гендерный подход в организации игровой деятельности дошкольников».
Основная роль в гендерной социализации дошкольников принадлежит сюжетно-ролевой игре. В сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят взаимоотношения взрослых людей – мужчин и женщин. Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определённую роль. Игры имеют большое значение в социальной адаптации ребёнка, реализации его возможностей в будущем. В игре дети учатся идти на компромисс, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружественную атмосферу. В сюжетно-ролевой игре успешно развивается личность ребёнка, его интеллект, воля, воображение, стремление к самореализации. Играя роль, ребёнок выполняет определённую социальную функцию, дифференцированную по полу Таких игр много например Салон красоты», « Дочки матери», «Ателье», «Скорая помощь» .Это игры, которые предпочитают девочки. «Строители», «Военные», «Космонавты», «Пожарные» - в эти игры активнее играют мальчики. Но большая часть игр, включая перечисленные, в играх детей объединяются одним сюжетом. Особого внимания со стороны педагогов требуют проблемы, связанные с организацией предметно-пространственной среды. В дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности, именно в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения поэтому подбор материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков нужно уделять особое внимание. При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, надо обратить внимание на следующее:
- На привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре образов женского и мужского поведения;
- На достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят поведения женщины – матери;
- На наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий» в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую роль.
Процесс одевания и раздевания кукол и мягких игрушек дети отождествляют с процедурой, с которой они постоянно сталкиваются в собственной жизни, что способствует осознанию ими смысла этого действия, и если вначале ребёнок просто воспроизводит в игре действия взрослых, то постепенно он начинает обозначать и называть свою роль: «Я мама, Я – папа» .Когда у игрушек привлекательный вид, гораздо проще вызвать у девочек и мальчиков чувство симпатии к ним. В процессе игр с такими игрушками легче побуждать детей выражать по отношению к игрушке свои чувства: говорить ласковые слова, обнимать, и. т. д. . Отражая в игре образцы женского и мужского поведения по отношению к игрушкам –девочки и мальчики получают необходимое эмоциональное развитие .Важная роль в развитии игровой деятельности принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мальчики, вначале под руководством, а затем самостоятельно охотно конструируют для коллективных игр. Это может быть большая машина, самолёт, пароход, и. т. д. При этом очень важным условием для воспитания детей с учётом их гендерных особенностей является то, что мальчикам может быть поручена «тяжёлая» работа: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали и. т. д. Для организации игр мальчиков необходимо наличие свободного обширного пространства, так как они, прежде всего, «исследователи, первопроходцы, осваивающие территорию и преодолевающие трудности». В большом пространстве мальчики выстраивают свою деятельность, возможности , своё влияние, осознают свою значимость внутри этого пространства и коллектива сверстников, в деятельности, определённой правилами. При наличии мужского сообщества сверстников и при выше описанных условиях организации игрового пространства у мальчиков закладываются и развиваются базовые алгоритмы мужского поведения. Для девочек значимо ближнее пространство, в котором тренируется предназначение, данное природой: хранительницы семейного очага, создание комфорта, прежде всего для самых близких и родных. С целью формирования женского начала, для девочек необходимо общение более устойчивое в небольшом коллективе сверстниц , тогда они могут настраиваться на реакции друг друга в соответствии с женским поведением. Девочкам важно иметь возможность территориально отделиться ширмой или другими предметами . Именно при таких условиях формируются нормы, стили женского поведения. Важно грамотно подбирать и включать в игры дошкольников, сообразно гендерной данности, содержательный компонент игровой деятельности дошкольников (темы, сюжеты игр, игрушки, и т.п.), так как с помощью игрушек у детей формируются на уровне символики жизненно важные ценности поведения характерные мужскому и женскому психотипу. Недопустимо в организации игровой деятельности предлагать детям выполнение ролей противоположного пола, переодевание мальчиков в девичью одежду и наоборот, девочек в мальчишескую. Особенно разрушительным является выполнение детьми, например, «шуточных» сценок на праздниках, с использованием мимики и жестов, движений и пластики тела, характерных детям противоположного пола . При подкреплении умилением и восхищением взрослых, особенно родителями, происходит интенсивное разрушение поведения и собственно гендерной идентификации (отождествление индивида сообразно полу данного природой), с быстрым формированием чужеродных программ поведения противоположного пола. Грамотно организованная игровая деятельность и предметно -развивающее пространство, обусловленное дифференцированным подходом, формирует у детей тонкости общения, жизненные стили психического поведения, адекватного своему полу. «Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребёнок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Гендерный подход в организации игровой деятельности дошкольников".
Методическая разработка о необходимости создания в ДОУ условий для гендерной социализации дошкольников.Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной ...
"Гендерный подход в организации игровой деятельности дошкольников"
Презентация о проблеме гендерного воспитания в организации игровой деятельности дошкольников....
Реализация гендерного подхода при организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольника.
Мальчик и девочка - это два разных мира. Очень часто взрослые неправильно понимают, что стоит за их поступками, а значит, и неправильно на них реагируют. Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя вос...
Гендерный подход в организации игровой деятельности дошкольников
Как педагогу организовать гендерное воспитание в игровой деятельности дошкольника...
Проект "Реализация гендерного подхода в воспитании младших дошкольников через организацию предметно-развивающей среды"
Социальные трансформации в современном обществе привели к разрушению традиционных стереотипов женского и мужского поведения. Эти изменения повлияли и на сознание детей: девочки всё чаще проявляют агре...
Презентация "Гендерный подход в организации двигательной активности дошкольников"
1слайд.ТЕМА: "Гендерный подход в организации двигательной активности дошкольников"2 слайд.Что такое гендер?Понятие гендера затрагивает психические, культурные и социальные различия, а п...