Проект "Реализация гендерного подхода в воспитании младших дошкольников через организацию предметно-развивающей среды"
проект (младшая группа)

Социальные трансформации в современном обществе привели к разрушению традиционных стереотипов женского и мужского поведения. Эти изменения повлияли и на сознание детей: девочки всё чаще проявляют агрессию и грубость, а мальчики перенимают женский тип поведения. В данном проекте представлены актуальность, цель, задачи для всех групп участников данного проекта, а так  же предполагаемый результат и этапы реализации проекта. В заключении описан вывод по формированию гендерной  идентичности у детей младшего дошкольного возраста с учетом их индивидуальных особенностей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_gendernomu_vospitaniyu_tokareva_n.s.doc192 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение                                                                    г. Мурманска №127

(младшая группа)

Проект

Автор:

Токарева Надежда Степановна

воспитатель

Мурманск                                                                                                

2015 – 2016  гг.

ПРОЕКТ по теме:

«Реализация гендерного подхода в  воспитании младших дошкольников через  организацию предметно-развивающей среды»

(младшая группа)

Проект по формированию гендерной  идентичности у детей младшего дошкольного возраста с учетом их индивидуальных особенностей.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Тип проекта: длительный.

Вид проекта: педагогический, практико - ориентированный.

Сроки реализации: сентябрь – май

Социальные трансформации в современном обществе привели к разрушению традиционных стереотипов женского и мужского поведения. Эти изменения повлияли и на сознание детей: девочки всё чаще проявляют агрессию и грубость, а мальчики перенимают женский тип поведения.  

Проблема: недостаточное присутствие гендерного компонента в процессе воспитания дошкольников.

Актуальность проблемы: проблема гендерного подхода в современном воспитании возникла неслучайно. Современное общество очень быстро меняется, смещается ценностно-нравственный акцент во всех сферах жизни, в том числе  в сфере отношений между полами. Социально общественные изменения, происходящие в нашем обществе, привели к заметному искажению и даже разрушению традиционных моделей мужского и женского поведения. Как следствие, довольно часто неадекватно формируются внутренние психологические установки и позиции детей: девочки стараются быть сильными, грубыми, агрессивными, а мальчики, напротив, избирают «слабый», так называемый женский тип поведения. У детей формируются неадекватные или недостаточно четкие гендерные установки, личностные качества и модели поведения. Учитывая особую значимость работы в данном направлении, в тесном сотрудничестве с родителями мы организовали проектную деятельность по теме «Реализация гендерного подхода в  воспитании младших дошкольников через  организацию предметно-развивающей среды».

Цель: организация, моделирование и обогащение предметно-развивающей среды в целях формирования положительной гендерной идентичности младших дошкольников.

В соответствии с поставленной целью были сформулированы задачи.

Для педагогов:

  • создать систему методических средств, способствующих формированию гендерной идентичности у младших дошкольников;

  • моделировать развивающую предметно-пространственную и игровую среду в ДОУ, ориентированную на гендерное самопознание; 

  • обеспечивать индивидуальный подход к выявлению гендерного поведения мальчиков и девочек младшего дошкольного возраста;

  • способствовать формированию у детей гендерной устойчивости;
  • поддерживать физическое и психическое здоровье детей, их жизнеспособность, радость мировосприятия.

Для детей:

  • формировать умение дифференцировать себя от представителей другого пола; закрепить модели мужского и женского полоролевого поведения;

  • расширять знания детей о содержании понятий «мальчик», «девочка»;

  • закреплять начальные формы дружеских взаимоотношений мальчиков и девочек, культуру их общения в процессе игровой деятельности;

Для родителей:

  • повышать активность родителей в совместной деятельности по гендерному воспитанию детей;

  • расширять знания родителей об особенностях воспитания детей разного пола;

  • поддерживать инициативу родителей воспитанников в обогащении предметно-развивающей среды.

Образовательные области: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка, художественное творчество, физическая культура.

Предполагаемый результат:

Для педагогов:

  • расширены представления об особенностях полоролевого развития детей;

  • смоделирована развивающая предметно-пространственная и игровая среда, ориентированная на гендерное самопознание; 

  • разработана система сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование представлений детей младшего дошкольного возраста об особенностях полоролевого поведения;

  •  подготовлены консультации для родителей по данной теме.

  Для детей:

  • расширены знания детей о содержании понятий «мальчик», «девочка»;

  • определена гендерная позиция по отношению к окружающему миру и людям через игровую деятельность;

  • приобретены навыки положительных взаимоотношений с противоположным полом в процессе игровой деятельности, закреплены модели мужского и женского полоролевого поведения.

 Для родителей:

  • получены необходимые знания для воспитания личности мальчика и девочки в семье;

  • проявлена позиция родителей, как активных участников воспитательно-образовательного процесса в ДОО.

Этапы реализации проекта.

1 этап. Подготовительный.

  • Постановка проблемы, определение цели и задач проекта и путей их реализации.
  • Изучение методики организации проектной деятельности.
  • Изучение и анализ (диагностика) уровня знаний и представлений воспитанников по предлагаемой теме. (Методы: наблюдение за игровой деятельностью детей, беседа).
  • Анкетирование родителей по теме гендерного воспитания дошкольников, (выяснить уровень заинтересованности и информированности родителей в вопросах полоролевого воспитания детей).
  • Планирование предстоящей работы.

2 этап. Содержательный.

Содержание работы

Сроки реализации

Подбор, изучение и анализ методической литературы для реализации проекта.

Сентябрь

Подбор художественной литературы и интернет ресурсов по данной теме.

Сентябрь

Анализ содержания игровых центров. Составление плана пополнения игровых центров соответствующими атрибутами и материалами.

Октябрь

Работа с родителями. Родительское собрание.

Тема: «Организация предметно-развивающей среды, ориентированной на гендерное самопознание».

Октябрь

Разработка системы сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование полоролевого поведения у детей.

Ноябрь

Организация предметно-развивающей среды.

Изготовление воспитателем, совместно с детьми,  меток гендерных различий на кроватки и шкафчики: метки для девочек – цветочки, метки для мальчиков - машинки (художественное творчество).

Декабрь

Разработка цикла бесед, направленных на расширение знаний детей о содержании понятий «мальчик», «девочка» и закрепление модели мужского и женского полоролевого поведения.

Январь

Работа с родителями. Памятка: «Гендерный подход в воспитании детей», с целью формирования позитивного отношения к вопросам гендерного воспитания.

Январь

Организация предметно-развивающей среды.

Изготовление воспитателем, совместно с детьми,  табличек с условными знаками, которые помогут определить место для нахождения в туалетной комнате мальчиков и девочек (художественное творчество).

Февраль

Работа с родителями. Организация предметно-развивающей среды. Привлечение родителей к созданию атрибутов для сюжетно-ролевых игр своими руками (обновление гардероба кукол и пупсиков, дополнение постельных принадлежностей для кукольных кроваток и колясок).

Февраль

Работа с родителями. Консультация «Мальчики и девочки: сходства и различия», с целью формирования оптимального стиля взаимодействия с ребенком,  учитывая его  гендерные  особенности.

Март

Совместная деятельность родителей и детей «Бабушкин сундучок», (подбор родителями и детьми атрибутов и материалов для игровых уголков из разряда уже ненужных домашних вещей).

Март

Консультация для родителей «Гендерное воспитание детей через игру», с целью повышения компетентности родителей в вопросе использования гендерного подхода при совместных играх с детьми.

Март

2 этап. Итоговый.

Работа с родителями. Фотовыставка для родителей  «Играют мальчики, играют девочки».

Апрель

Презентация для педагогов ДОУ  « Создание предметно-развивающего пространства в группе, способствующего формированию гендерной социализации и гендерной идентичности младших дошкольников».

Апрель

Работа с родителями. Презентация «Гендерное воспитание младших дошкольников посредством взаимодействия детского сада и семьи».

Май

Работа с родителями. Открытое занятие «Путешествие в страну мальчиков и девочек».

Май

Вывод:

В процессе проекта расширился кругозор детей и  увеличился объём знаний о содержании социальных ролей мужчины и женщины. Выросла культура поведения и общения детей: мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки – доброжелательными по отношению к мальчикам. Совместная деятельность родителей и детей способствует к сплочению семьи, пробуждению у детей интереса к истории своей семьи, помощи родителям в улучшении  понимания своих детей. Вариативность этой работы очень многообразна: это позволило  повышать профессиональный уровень педагогов и компетентность родителе; быть более внимательными в отношение к гендерному развитию детей, учитывая их индивидуальные особенности в этом направлении, а так же проявлению своих творческих способностей и педагогических находок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно - развивающая, игровая среда в 1 младшей группе

В период детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача — сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильно ...

«Инновационные подходы к созданию и совершенствованию предметно – развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС»

Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды на сегодняшний день стал особенно актуален. Это связано с введением ФГОС ДО. В центре развивающей предметно-пространственной  среды ст...

Статья из опыта работы. Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".

Статья из опыта работы.Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"....

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников, создание предметно-развивающей среды»

Материал для работы по социально-нравственному воспитанию в дошкольной организации...

Консультация для родителей: "Реализация гендерного подхода в условиях организации развивающей предметно-пространственной среды."

Мальчишек и девчонок обязательно нужно воспитывать по-разному,Мальчикам нужно больше доверия, девочкам же – больше заботы.Для успеха мальчику нужны одобрение и мотивация. Девочке нужна помощь и ...

Консультация для воспитателей:" Патриотическое воспитание дошкольников: создание предметно-развивающей среды"

Материал для работы по социально-нравственному воспитанию;Тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры по теме «взрослые люди» (родовые характеристики, профессии, действия, ...