Проект "Реализация гендерного подхода в воспитании младших дошкольников через организацию предметно-развивающей среды"
проект (младшая группа)
Социальные трансформации в современном обществе привели к разрушению традиционных стереотипов женского и мужского поведения. Эти изменения повлияли и на сознание детей: девочки всё чаще проявляют агрессию и грубость, а мальчики перенимают женский тип поведения. В данном проекте представлены актуальность, цель, задачи для всех групп участников данного проекта, а так же предполагаемый результат и этапы реализации проекта. В заключении описан вывод по формированию гендерной идентичности у детей младшего дошкольного возраста с учетом их индивидуальных особенностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_gendernomu_vospitaniyu_tokareva_n.s.doc | 192 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение г. Мурманска №127
(младшая группа)
Проект
Автор:
Токарева Надежда Степановна
воспитатель
Мурманск
2015 – 2016 гг.
ПРОЕКТ по теме:
«Реализация гендерного подхода в воспитании младших дошкольников через организацию предметно-развивающей среды»
(младшая группа)
Проект по формированию гендерной идентичности у детей младшего дошкольного возраста с учетом их индивидуальных особенностей.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Тип проекта: длительный.
Вид проекта: педагогический, практико - ориентированный.
Сроки реализации: сентябрь – май
Социальные трансформации в современном обществе привели к разрушению традиционных стереотипов женского и мужского поведения. Эти изменения повлияли и на сознание детей: девочки всё чаще проявляют агрессию и грубость, а мальчики перенимают женский тип поведения.
Проблема: недостаточное присутствие гендерного компонента в процессе воспитания дошкольников.
Актуальность проблемы: проблема гендерного подхода в современном воспитании возникла неслучайно. Современное общество очень быстро меняется, смещается ценностно-нравственный акцент во всех сферах жизни, в том числе в сфере отношений между полами. Социально общественные изменения, происходящие в нашем обществе, привели к заметному искажению и даже разрушению традиционных моделей мужского и женского поведения. Как следствие, довольно часто неадекватно формируются внутренние психологические установки и позиции детей: девочки стараются быть сильными, грубыми, агрессивными, а мальчики, напротив, избирают «слабый», так называемый женский тип поведения. У детей формируются неадекватные или недостаточно четкие гендерные установки, личностные качества и модели поведения. Учитывая особую значимость работы в данном направлении, в тесном сотрудничестве с родителями мы организовали проектную деятельность по теме «Реализация гендерного подхода в воспитании младших дошкольников через организацию предметно-развивающей среды».
Цель: организация, моделирование и обогащение предметно-развивающей среды в целях формирования положительной гендерной идентичности младших дошкольников.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы задачи.
Для педагогов:
- создать систему методических средств, способствующих формированию гендерной идентичности у младших дошкольников;
- моделировать развивающую предметно-пространственную и игровую среду в ДОУ, ориентированную на гендерное самопознание;
- обеспечивать индивидуальный подход к выявлению гендерного поведения мальчиков и девочек младшего дошкольного возраста;
- способствовать формированию у детей гендерной устойчивости;
- поддерживать физическое и психическое здоровье детей, их жизнеспособность, радость мировосприятия.
Для детей:
- формировать умение дифференцировать себя от представителей другого пола; закрепить модели мужского и женского полоролевого поведения;
- расширять знания детей о содержании понятий «мальчик», «девочка»;
- закреплять начальные формы дружеских взаимоотношений мальчиков и девочек, культуру их общения в процессе игровой деятельности;
Для родителей:
- повышать активность родителей в совместной деятельности по гендерному воспитанию детей;
- расширять знания родителей об особенностях воспитания детей разного пола;
- поддерживать инициативу родителей воспитанников в обогащении предметно-развивающей среды.
Образовательные области: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка, художественное творчество, физическая культура.
Предполагаемый результат:
Для педагогов:
- расширены представления об особенностях полоролевого развития детей;
- смоделирована развивающая предметно-пространственная и игровая среда, ориентированная на гендерное самопознание;
- разработана система сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование представлений детей младшего дошкольного возраста об особенностях полоролевого поведения;
- подготовлены консультации для родителей по данной теме.
Для детей:
- расширены знания детей о содержании понятий «мальчик», «девочка»;
- определена гендерная позиция по отношению к окружающему миру и людям через игровую деятельность;
- приобретены навыки положительных взаимоотношений с противоположным полом в процессе игровой деятельности, закреплены модели мужского и женского полоролевого поведения.
Для родителей:
- получены необходимые знания для воспитания личности мальчика и девочки в семье;
- проявлена позиция родителей, как активных участников воспитательно-образовательного процесса в ДОО.
Этапы реализации проекта.
1 этап. Подготовительный. | |
| |
2 этап. Содержательный. | |
Содержание работы | Сроки реализации |
Подбор, изучение и анализ методической литературы для реализации проекта. | Сентябрь |
Подбор художественной литературы и интернет ресурсов по данной теме. | Сентябрь |
Анализ содержания игровых центров. Составление плана пополнения игровых центров соответствующими атрибутами и материалами. | Октябрь |
Работа с родителями. Родительское собрание. Тема: «Организация предметно-развивающей среды, ориентированной на гендерное самопознание». | Октябрь |
Разработка системы сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование полоролевого поведения у детей. | Ноябрь |
Организация предметно-развивающей среды. Изготовление воспитателем, совместно с детьми, меток гендерных различий на кроватки и шкафчики: метки для девочек – цветочки, метки для мальчиков - машинки (художественное творчество). | Декабрь |
Разработка цикла бесед, направленных на расширение знаний детей о содержании понятий «мальчик», «девочка» и закрепление модели мужского и женского полоролевого поведения. | Январь |
Работа с родителями. Памятка: «Гендерный подход в воспитании детей», с целью формирования позитивного отношения к вопросам гендерного воспитания. | Январь |
Организация предметно-развивающей среды. Изготовление воспитателем, совместно с детьми, табличек с условными знаками, которые помогут определить место для нахождения в туалетной комнате мальчиков и девочек (художественное творчество). | Февраль |
Работа с родителями. Организация предметно-развивающей среды. Привлечение родителей к созданию атрибутов для сюжетно-ролевых игр своими руками (обновление гардероба кукол и пупсиков, дополнение постельных принадлежностей для кукольных кроваток и колясок). | Февраль |
Работа с родителями. Консультация «Мальчики и девочки: сходства и различия», с целью формирования оптимального стиля взаимодействия с ребенком, учитывая его гендерные особенности. | Март |
Совместная деятельность родителей и детей «Бабушкин сундучок», (подбор родителями и детьми атрибутов и материалов для игровых уголков из разряда уже ненужных домашних вещей). | Март |
Консультация для родителей «Гендерное воспитание детей через игру», с целью повышения компетентности родителей в вопросе использования гендерного подхода при совместных играх с детьми. | Март |
2 этап. Итоговый. | |
Работа с родителями. Фотовыставка для родителей «Играют мальчики, играют девочки». | Апрель |
Презентация для педагогов ДОУ « Создание предметно-развивающего пространства в группе, способствующего формированию гендерной социализации и гендерной идентичности младших дошкольников». | Апрель |
Работа с родителями. Презентация «Гендерное воспитание младших дошкольников посредством взаимодействия детского сада и семьи». | Май |
Работа с родителями. Открытое занятие «Путешествие в страну мальчиков и девочек». | Май |
Вывод:
В процессе проекта расширился кругозор детей и увеличился объём знаний о содержании социальных ролей мужчины и женщины. Выросла культура поведения и общения детей: мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки – доброжелательными по отношению к мальчикам. Совместная деятельность родителей и детей способствует к сплочению семьи, пробуждению у детей интереса к истории своей семьи, помощи родителям в улучшении понимания своих детей. Вариативность этой работы очень многообразна: это позволило повышать профессиональный уровень педагогов и компетентность родителе; быть более внимательными в отношение к гендерному развитию детей, учитывая их индивидуальные особенности в этом направлении, а так же проявлению своих творческих способностей и педагогических находок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предметно - развивающая, игровая среда в 1 младшей группе
В период детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача — сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильно ...
«Инновационные подходы к созданию и совершенствованию предметно – развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС»
Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды на сегодняшний день стал особенно актуален. Это связано с введением ФГОС ДО. В центре развивающей предметно-пространственной среды ст...
Статья из опыта работы. Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".
Статья из опыта работы.Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"....
Консультация для воспитателей. Патриотическое воспитание дошкольников. Создание предметно-развивающей среды.
Консультация для воспитателей....
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников, создание предметно-развивающей среды»
Материал для работы по социально-нравственному воспитанию в дошкольной организации...
Консультация для родителей: "Реализация гендерного подхода в условиях организации развивающей предметно-пространственной среды."
Мальчишек и девчонок обязательно нужно воспитывать по-разному,Мальчикам нужно больше доверия, девочкам же – больше заботы.Для успеха мальчику нужны одобрение и мотивация. Девочке нужна помощь и ...
Консультация для воспитателей:" Патриотическое воспитание дошкольников: создание предметно-развивающей среды"
Материал для работы по социально-нравственному воспитанию;Тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры по теме «взрослые люди» (родовые характеристики, профессии, действия, ...