Реализация гендерного подхода при организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольника.
статья
Мальчик и девочка - это два разных мира. Очень часто взрослые неправильно понимают, что стоит за их поступками, а значит, и неправильно на них реагируют. Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема:
Реализация гендерного подхода при организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольника.
«Из чего же, из чего же, из чего же?.. сделаны наши мальчишки, наши девчонки?» - наверное, каждый знает эту шутливую детскую песню, когда речь заходит о различиях мальчиков и девочек, это и называется ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ, различия между полами.
Ребенок родился… Если в один ряд положить новорожденных, завернутых в пеленки, то по внешнему виду нельзя определить, мальчик это или девочка. Пол ребенка трудно различить и в год, когда малышей стригут и одинаково одевают.
Но записи биотоков мозга у новорожденных мальчиков и девочек уже разные. По биотокам мозга можно определить, кто из них есть кто. Взрослые тоже интуитивно чувствуют эту разницу, поэтому по-разному разговаривают с сыном и дочкой, используем разные методы в воспитании. Мальчиков за провинность чаще наказывают и отчитывают суровым голосом. Им не позволяется плакать – мужчины не плачут!
Девочек чаще жалеют, ласкают.
А что же такое гендерный подход? Как построить работу в группе с учетом пола ребенка? Постараемся разобраться в этих вопросах.
Гендерная составляющая – один из основных структурных компонентов личности, тесно связанный со всеми сферами: познавательной, эмоциональной, волевой. Поэтому нарушение в осознании себя мальчиком или девочкой может внести дисбаланс в общее развитие ребёнка.
Детям необходимо еще до школы получать знания о гендерно–ролевых особенностях, поведении и ожиданиях представителей мужского и женского пола. Психологи доказали, что к 2 годам ребенок начинает понимать, кто он – девочка или мальчик, а с 4 до 7 лет уже осознает, что девочки становятся женщинами, а мальчики – мужчинами.
Работая над решением этой задачи необходимо отталкиваться от их первичной социализации: малыш, живущий в благополучной семье, в спокойной обстановке, незаметно сам учится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик, видя мужественного отца, подражает ему, девочка становится женственной, как мама. Кроме того, наблюдая в повседневной жизни своих родителей, дети учатся вести себя с людьми противоположного пола. Если в семье хорошая атмосфера, у ребёнка постепенно формируется гендерная устойчивость.
(Воспитателю необходимо проанализировать взаимоотношения и благополучие семьи, особое внимание в этом вопросе уделять детям из неполных семей)
Ориентация ребёнка на ценности своего пола происходит не только в семье, но и в дошкольном учреждении, в котором он проводит большую часть времени.
Мальчик и девочка - это два разных мира. Очень часто взрослые неправильно понимают, что стоит за их поступками, а значит, и неправильно на них реагируют. Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Остановимся на некоторых особенностях развития:
- Девочки обычно рождаются более зрелыми на 3—4 недели, а к периоду половой зрелости эта разница различается почти в 2 года.
- Мальчики начинают позже ходить на 2—3 месяца, чем девочки, а говорить позже на 4-6 месяцев.
- Мальчики более подвижны, чем девочки. Для детей 7—15 лет травмы у мальчиков случаются чаще в 2 раза.
- Девочки чувствительны к шуму, резкие звуки их раздражают. У них больше развита чувствительность кожи, поэтому девочкам необходимо телесное взаимодействие – обнять, гладить.
- Мальчики более изобретательны, чем девочки.
Среди изобретателей - мужчин существенно больше, чем женщин. Однако это совсем не означает, что мальчики более способны и одаренны, чем девочки. Исследования психологов показали, что одаренных девочек старшего дошкольного на несколько процентов больше, чем мальчиков. Но в подростковом возрасте картина меняется и одаренных мальчиков становится больше.
6. Работоспособность у мальчиков и девочек разная. Девочки быстрее включаются в работу, и взрослые это сразу замечают – по устремленным на них горящим девчоночьим глазам. Мальчики «раскачиваются» дольше и к тому моменту, когда они достигнут пика работоспособности, девочки уже начинают уставать.
7. Мальчики занимают больше места в игре.
Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение, они раскладывают перед собой свои богатства - куклы, тряпочки, бусинки, пуговички и играют на ограниченном пространстве: им достаточно маленького уголка.
Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: мальчишки бегают друг за другом, бросают предметы и стреляют в цель, используя при этом все окружающее их пространство. Мальчикам для полноценного психического развития вообще требуется большее пространство, чем девочкам. Если пространства недостаточно в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на деревья и др. предметы.
Мальчики тоже играют в кукол, но они заставляют свою куклу прыгать и маршировать, проделывать разные трюки и т.д.
8. Мальчики лучше ориентируются на местности, чем девочки, у них лучше развиты пространственные представления.
Предметно-развивающая среда
Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка. Игрушки и игры должны быть подобраны таким образом, чтобы давать возможность девочкам практиковаться в тех видах деятельности, которые касаются подготовки к материнству и ведению домашнего хозяйства, развивать умение общаться и навыки сотрудничества. Игрушки и игры мальчиков должны побуждать их к изобретательству, преобразованию окружающего мира, помогать развить навыки, которые позже лягут в основу пространственных и интеллектуальных способностей, будут поощрять независимое, соревновательское и лидерское поведение.
С учетом гендерного подхода, в группах должны быть введены следующие элементы предметно-развивающей среды:
• Мини-среды мужского и женского труда, содержащие оборудование, необходимое для формирования мужских и женских умений (мастерских с наборами простых инструментов, фрагменты кухонного блока, ванной комнаты, столы для разделки продуктов, приготовления пищи, доски для глаженья кукольного белья, мытья игрушек, шкафы с посудой и др.);
• Куклы-мальчики и куклы-девочки со всеми необходимыми атрибутами и аксессуарами, способствующие выполнению различных социальных ролей;
• Схемы-действия, отражающие культурные эталоны поведения представителей мужского и женского пола; карточки-символы добра, красоты, честности, смелости, силы и т.п., обозначающие социально-ценные качества мальчика и девочки.
• Уголки красоты, позволяющие ребенку самостоятельно навести порядок во внешнем виде;
• Мини-среда светского этикета («Театр», «Концерт», «Прием гостей» и т.п.), где сосредоточены предметы, обеспечивающие возможность ребенку самостоятельно проигрывать разнообразные мужские и женские роли.
- В уголках «уединения» можно оформить специальные альбомы (фотографии, открытки, картинки, репродукции) для мальчиков и девочек, которые наглядно «расскажут» о представителях двух противоположных полов, профессиональной деятельности мужчин и женщин, семейно-бытовой и нравственно-этической культуре, обычаях и традициях народного воспитания.
- К книжном уголке можно периодически делать тематические мини-выставки с подбором определенных книг (сказки, игры, пословицы, традиции и обряды, способствующие овладению ребенком ценностями и способами полоролевого поведения).
С этой целью детей нужно знакомить с русскими народными играми, заучивать с ними пословицы и поговорки о женских и мужских качествах, семье, труде.
- В группе можно оформить фотоальбомы или фотовыставку "Мама с дочкой, папа с сыном - вместе смотримся красиво!", "Наша дружная семья";
Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.
Ситуация в современном мире требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (доброты, мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим), но таких качеств, как смелость, решительность, инициатива, быстрота, умение отстаивать свои интересы и добиваться положительного результата, быть сильными, самостоятельными и уверенными. В мальчиках невозможно воспитывать только мужские качества, в жизни им потребуется быть и терпимыми, и отзывчивыми, и заботливыми, а также уметь прийти на помощь, поддержать, сказать ласковые слова.
В заключении хочется сказать - никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а это мальчик или девочка, с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций.
Никогда не сравнивай мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они такие разные!
Никогда не забывайте, что мы ещё очень мало знаем о том, как дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока не доступны нашему пониманию. Поэтому главной своей заповедью сделайте – “не навреди!”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гендерный подход при организации развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада
Эффективность деятельности, направленной на развитие дошкольника, во многом зависит от предметно-пространственной организации его жизни, развивающего потенциала игрушек и дидактических пособий и даже ...
Гендерный подход при организации развивающей предметно-пространственной среды.
Гендерный подход при организации развивающей предметно-пространственной среды в группе детского садаЭффективность деятельности, направленной на развитие дошкольника, во многом зависит от предметно-про...
Мастер-класс «Инновационный подход к организации развивающей предметно-пространственной среды»
Материал для воспитателей, организующих развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с требованиями ФГОС....
Инновационные подходы в организации РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОУ
Данный материал содержит инновационные подходы в организации РППС В ДОУ...
Инновационный подход к организации развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
Организация РППС в ДОУ...
"Инновационный подход к организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации"
Статья посвящена проектированию развивающей предметно-пространственной среды посредством инновационной технологии ТИКО-моделирования, раскрываются требования ФГОС ДО при создании инновационной среды в...
1.1 Информационно-аналитический отчет с обоснованием авторского подхода к организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с образовательной программой учреждения и требованиями ФГОС
Информационно-аналитический отчет с обоснованием авторского подхода к организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с образовательной программой учреждения и требованиями ФГО...