Применение гендерного подхода при организации основных видов деятельности (познавательной, трудовой, игровой, коммуникативной) в условиях ФГОС И Взаимодействие образовательного учреждения и семьи в обеспечении гендерной социализации детей»(из опыта ра
консультация (младшая, средняя, старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Школа №15» с. Демарино
(Структурное подразделение д/с «Колокольчик»)
Консультация
«Применение гендерного подхода при организации основных видов деятельности (познавательной, трудовой, игровой, коммуникативной) в условиях ФГОС
И
Взаимодействие образовательного учреждения и семьи в обеспечении гендерной социализации детей»
Старший воспитатель ДОУ
Лихачева Л.Т.
Слайд№2
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155
Стандарт направлен на решение следующих задач:
Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей
Слайд№3
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ АСПЕКТ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ
- Социальная стратегия государства предполагает включение гендерного компонента во все области общественной жизни: в образование, культуру, политику и экономику.
Слайд№4
- В нашей стране проблемы педагогического сопровождения процесса гендерной социализации детей дошкольного возраста и внедрения гендерного подхода в педагогическую практику ДОУ стали обсуждаться сравнительно недавно, и в этом плане уже накоплен некоторый опыт. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования впервые за всю историю дошкольного образования в нашей стране предусматривают решение проблем развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста с учетом гендерного подхода. Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом.
Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между "женскими" и "мужскими" профессиями. Некоторые мужчины, в свою
очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из "добытчиков" они постепенно превращаются в "потребителей", а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.
На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения, пряча за этим страх перед окружающей действительностью. Наблюдая за детьми в детском саду, мы замечаем, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.
Содержание игр детей также вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребёнка, не умеют договариваться в игре, распределять роли.
Кроме того, в процессе трудовой деятельности, не все дети умеют самостоятельно распределять обязанности с учётом пола партнёра. Мальчики не проявляют желания прийти на помощь девочкам, тогда, когда необходима физическая сила, а девочки не спешат помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность.
Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.
Большинство родителей сыновей в будущем хотят видеть: ответственными, смелыми, решительными, выносливыми, сильными. Дочерей хотят видеть: ласковыми, красивыми, изящными.
Беседы с родителями, их анкетирование и тестирование показало, что знания родителей об особенностях воспитания мальчиков и девочек минимальны, дети часто воспитываются по принципу «так, как воспитывали меня».
Значит, проблема воспитания, и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.
Цели, методы и подходы воспитания мальчиков и девочек должны быть различными. Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики. Отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек с первых дней жизни.
В примерных общеобразовательных программах в соответствии с ФГОС включена задача:
формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Для того чтобы в дошкольном образовательном учреждении воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей, у педагогов и специалистов должна быть сформирована гендерная компетентность, которая предполагает овладение педагогами организационными, психолого-педагогическими и дидактическими аспектами руководства детской деятельностью с акцентом на гендерную идентичность. Все это позволило нам сделать вывод о необходимости создания в ДОУ условий для гендерного подхода в работе с дошкольниками. Сложность такой работы заключается в том, что педагоги испытывают недостаточность теоретических знаний об особенностях физиологических функций и психологических процессов мальчиков и девочек
Слайд№5
Цель гендерного подхода:
- Целью гендерного подхода в педагогикеявляется воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.
Слайд№6
Задачи гендерного подхода при организации основных видов деятельности в детском саду:
- 1. Организация предметно – развивающего пространства в группах, способствующего формированию гендерной идентичности и гендерной социализации дошкольников.
- 2. Выявление особенностей гендерных представлений детей дошкольного возраста и гендерного поведения в непосредственно образовательной деятельности.
- 3. Внедрение интегрированного подхода в гендерное воспитание дошкольников.
- 4. Информационно-просветительская деятельность ДОУ с родителями по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста.
Слайд№7
Выстраивание модели образовательного пространства по 4 направлениям:
- Знакомство педагогов с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения
- Построение соответствующей развивающей среды
- Построение модели педпроцесса (организация основных видов деятельности с учетом гендерного подхода)
- Взаимодействие образовательного учреждения и семьи в обеспечении гендерной социализации детей
Слайд№8
Реализация 1 направления в ДОУ:
Знакомство педагогов с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения
На начальном этапе нашей главной целью было заинтересовать членов педагогического коллектива данной работой и предоставить возможность для творческого отношения к воспитанию мальчиков и девочек. Подбирали и анализировали теоретический и практический материал по данной теме. Провели анкетирование педагогов для выявления их отношения к проблеме гендерного воспитания.
Анкета для воспитателей
- Что такое гендер?
- Что Вы понимаете под гендерным воспитанием?
- Что такое гендерная социализация?
- Как Вы планируете и осуществляете работу по гендерной социализации детей в детском саду?
- Что Вы понимаете под гендерным подходом?
- Как Вы реализуете гендерный подход в образовательном процессе детского сада?
- Какую работу Вы проводите с родителями по гендерной социализации детей дошкольного возраста?
- Как Вы повышаете свою компетентность в вопросах гендерной социализации детей в детском саду?
Изучали психолого-педагогическую литературу по теме «Особенности гендерного воспитания детей дошкольного возраста». Для расширения представлений педагогов об особенностях полоролевого развития детей, уточнения представлений о современных методах работы по вопросам полоролевого воспитания был проведен тематический педсовет «Развитие личности ребенка в современных условиях, с учетом полоролевого воспитания», где были раскрыты следующие вопросы: «Гендерный подход как одно из условий модернизации современного дошкольного образования» (старший воспитатель), «Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей» (Недоспасова Е.В.), «Организация предметно-игровой среды в ДОУ на основе гендерного подхода» (Додерко Е.А.), «Формы и содержание взаимодействия ДОУ с родителями по вопросам полоролевого воспитания детей» (Пьячева Т.А.); организованы просмотры по основным видам деятельности во всех возрастных группах, проведён смотр-конкурс образовательной среды в ДОУ.
Изучение этапов формирования полового сознания и использование рекомендаций к ним помогают педагогам нашего ДОУ в организации и построении педпроцесса соответственно каждого возраста. Что значительно повышает уровень работы педагогов, её качественность в соответствии Федеральному Государственному Стандарту.
Слайд№9
Этапы формирования полового самосознания:
- понимание половых различий – (к 2-м годам)
Различает по внешним признакам – одежда, прическа, игрушки
- осознание своего пола – (к 4-5 годам)
Ребенок рассмеётся, если ему скажут, что мальчик превратится в девочку
- гендерная идентификация – (к 7 годам и в течении всей жизни)
Это представление о самом себе как о представителе мужской или женской группы
Слайд№10
От рождения до 3-х лет
- Становление полового самосознания малыша.
- Ребенок начинает осознавать себя представителем человеческого рода и одновременно неповторимой уникальной личностью.
- Учится управлять своим телом. Стремится оценить свои возможности, понять чувства и эмоции.
- Происходит первичная половая идентификация. Учится ориентироваться в том, кто мальчик, кто девочка. Начинает сравнивать себя с другими людьми.
- Проявляет внимание к различным частям своего тела. С интересом наблюдать за раздетыми людьми.
- Задает вопросы о различиях между полами, спрашивает, откуда берутся дети.
- В речи использует местоимение «он», «она». Редко допускает ошибки в употреблении родовых окончаний глаголов.
- Отличия в половой принадлежности связывает с такими признаками, как одежда, прическа.
- Играет в игры, которым обучают взрослые. В играх мальчики более активны, девочки пассивны.
Слайд№11
Действия взрослых
- Важно создать условия для становления личности ребенка, его мужественности-женственности (полная гармоничная семья, в которой отношения между родителями строятся на основе взаимного уважения мужского и женского начала).
- В отношениях к мальчикам и девочкам проявлять ласку, нежность, любовь, внимание к физическим и эмоциональным потребностям детей.
- В общении с детьми эмоционально реагировать на их действия.
- Одевать детей в одежду, делать прическу в соответственно их полу.
- Воспитывать гигиенические навыки.
- Мальчики лучше воспринимают информацию с помощью зрительного анализатора, девочки – с помощью слухового анализатора.
Слайд№12
От 3-х до 4-х лет
- Ребенок продолжает ассоциировать пол окружающих его людей его с такими случайными признаками как одежда и прическа.
- Делает попытки без помощи взрослых разделять роли в играх в соответствии с полом участников игры.
- Мальчики начинают проявлять инициативу, активность, соревновательность.
- Начинают складываться интересы, ценностные ориентации и предпочтения определенных видов деятельности и способов поведения, характерных для мальчиков и девочек, появляются первые представления о социальных ролях (папы и мамы) – сюжетно ролевая игра «Семья».
- Слайд№13
Действия взрослых
- Развивать положительное отношение и уважение к собственному имени. Рассказывать о его происхождении. Вместе с ребенком произносить имя по-разному: ласково, сокращенно, полностью – с фамилией и отчеством.
- Развивать модели ролевого, мужского или женского, поведения. Поощрять поведение детей, соответствующие их половой идентификации, при необходимости тактично корректировать проявление неадекватного поведения. Показывать образцы правильного полоролевого поведения.
- Направить свои усилия на формирование у детей наиболее полных представлений о себе – о своем теле, имени, возрасте, половой принадлежности.
- Развивать положительное отношение ребенка к себе.
- В доступной форме дать детям знания об общем и различном у мужчин и женщин. Рост, сила, прическа, одежда, манера поведения, тон речи, род занятий, различия в телосложении, прежде всего, те, которые доступны взору ребенка (нет необходимости углубляться в анатомические особенности).
Слайд№14
От 4-х до 6-х лет
- Формирование отношений между мальчиком и девочкой. Дети способны распределять роли в играх по половому. Имитируют в игровой деятельности женские и профессиональные мужские качества и умения.
- Игры девочек чаще происходят в ограниченном пространстве, мальчики осваивают всю близлежащую территорию – и горизонтальную, и вертикальную.
- Начинают интересоваться вопросами об устройстве и работе собственного организма.
- Начинают понимать, что когда-то они были другими-маленькими и скоро снова изменятся, вырастут и станут большими, а затем и взрослыми, т.е. начинается процесс личностного времени. Появляются вопросы о детстве родителей.
- К 5-ти 6-ти годам дети твердо знают свою половую принадлежность и осознают ее необратимость и неизменность.
- Начинается этап ролевых игр. Дети играют в то, что они увидели, при этом подражают отношениям родителей. Могут появиться увлечения, пылкая влюбленность, причем предметом любви может любой взрослый человек из окружения ребенка.
- Начинается разделение детей в общении: мальчики дружат только с мальчиками, девочки дружат только с девочками. Мальчики активно (подсознательно) ищут пример для подражания.
Слайд№15
Действия взрослых
- Вырабатывать у мальчиков и девочек уважительное и доброжелательное отношение друг к другу, формировать правильное отношение между мальчиками и девочками на личном примере.
- Создавать игровые ситуации, необходимые для закрепления полоролевого поведения.
- Показывать характерные отличия профессиональных качеств и умений людей разных профессий.
- Беседуя с детьми об отличиях мальчиков и девочек, подводить их к мысли о том, что главной отличительной характеристикой является поведение. Поощрять в девочках женственные черты, в мальчиках - мужественные.
- Отвечать на детские вопросы, связанные с различием полов, рождением ребенка (доступно в соответствии с возрастом ребенка).
Слайд№16
Использование личностно-ориентированных технологий помогает педагогам в творческом подходе в вопросе гендерного воспитания.
Механизмом гендерного воспитания детей дошкольного возраста выступают личностно-ориентированные технологии:
1. Средства | 2. Методы | 3.Формы | ||||||||
игры | народные сказки | пословицы | колыбельные песни | игры | познавательно-развивающие этические беседы | проблемные ситуации | схемы-действия | игровая деятельность | экспериментальная | проблемно - поисковая |
Слайд№17,18,19
Реализация 2 направления – построение соответствующей развивающей среды
Предметная развивающая среда - одно из условий полоролевого воспитания ребенка, стимулирующая ребенка на отражение в жизнедеятельности своего (мужского, женского) образа. Роль взрослого состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных ее элементов с учетом гендерных и индивидуальных особенностей, и потребностей каждого ребенка. Игровая предметно-пространственная среда позволяет создавать в миниатюре общественную жизнь взрослых, помогает детям глубже проникнуть в социальную сущность их деятельности и отношений. Она обеспечивает психологический комфорт, укрепляет здоровье, развивает и воспитывает, создает устойчиво позитивное настроение и доставляет удовольствие. Среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п.), но и является основой для самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей.
В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью. В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движениями. В группах нашего детского сада созданы условия для игр «Спасатели», «Строители» и др. Для девочек – «Салон красоты», «Кукольный уголок» со всеми необходимыми аксессуарами. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей считаем преодоление разобщённости между ними и организации совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки - женские.
Для реализации гендерного подхода в приобщении старших дошкольников к азам трудовой деятельности взрослых оснастили необходимым оборудованием и инструментами и материалами Детскую кухню и Мастерскую «Самоделкина».
Конструктивная деятельность одно из любимых занятий, как мальчиков, так и девочек. А особенно любят заниматься с конструкторами мальчишки.
Слайд№20
Элементами предметно - развивающей среды выступают:
- Мини-среда, предоставляющая то, что необходимо для формирования мужских и женских умений, для преодоления разобщенности между детьми и организации совместных игр и других видов деятельности, где дети с помощью воспитателя и самостоятельно, упражняются в выполнении правил хорошего тона (как сидеть за столом, пользоваться столовыми приборам и салфеткой, передавать хлеб, усаживать девочку за стол, вести беседу и т.д.).
Слайд№21,22
- Уголок для мальчиков, наполненный предметами «мужского мира» (машины конструкторы, строительный материал) фуражки, пилотки, строительные каски, что позволяет проигрывать специфичные для пола роли (военный, моряк, милиционер, строитель и т.д.);
- Мастерская по ремонту игрушек с материалом для ремонта, запасными деталями, шкафчик с игрушечными образцами инструментов и т.д.);
Слайд№23,24,25,26
- Уголок для девочек - модель уютного уголка, куклы-мальчики, куклы-девочки со всеми необходимыми атрибутами, аксессуарами, игрушечная мебель, шкатулки с бусами, пуговицами и т.д., т.е. те предметы, которые способствуют выполнению различных социальных ролей (кукла-мама, кукла-хозяйка, кукла-мастер).
- Игрушечная гостиная - диван, сервант со столовым и чайным сервизами, стол, цветы на столе и на стенах и т.д., где
- Игрушечный кухонный блок: шкаф с полочкам и ящиками, посуда, газовая плита, стол для разделки продуктов и приготовления пищи; тазики для стирки белья
- В детском саду созданы игровые центры для девочек и для мальчиков, где учтены интересы детей по их возрастным особенностям. С особым вниманием наши педагоги относятся к проектированию предметно-пространственной среды, создающей основу для реализации индивидуального подхода к ребенку, придерживаясь следующим принципам:
Слайд№27,28
- - обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;
- - организации уголков уединения;
- - предоставления права и свободы выбора;
- - создания условий для моделирования, поиска и экспериментирования;
- - полифункциональности использования помещений и оборудования;
- - возрастной и полоролевой адресованности оборудования и материалов
- - одинаковое количество игр, пособий в зонах для мальчиков и девочек;
- - свободный выбор зон детьми, возможность организации совместных игр;
- - расширение горизонтального и вертикального игрового пространства группы, что особенно важно для полноценного развития детей.
Слайд№29
Реализация 3 направления-
Построение модели педпроцесса (организация основных видов деятельности с учетом гендерного подхода)
«…может реализовываться в различных видах деятельности: общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка…» (Федеральный Государственный Стандарт)
- Переход дошкольного образовательного процесса к уровню Федерального Государственного Образовательного Стандарта на современном этапе требует организацию основных видов деятельности с обязательным учётом гендерного подхода в ДОУ.
- Гендерная социализация в дошкольном периоде – период усвоения норм, правил поведения, социальных установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе, при отсутствии внимания по данному вопросу, он может потерять свою значимость, что повлечёт за собой несвоевременное их формирование, замедлит процесс вхождения в социальную среду.
Слайд№30,31
Формы непосредственно образовательной деятельности
Детская деятельность | Примеры форм работы |
| 1.Наблюдение Экскурсия Решение проблемных ситуаций Экспериментирование Коллекционирование Моделирование Реализация проекта Игры (сюжетные, с правилами) 2.Беседа Ситуативный разговор Речевая ситуация Составление и отгадывание загадок Игры (сюжетные, с правилами |
Детская деятельность | Примеры форм работы |
Трудовая Игровая Физическое развитие | Хозяйственно-бытовой труд Труд на участке Труд по самообслуживанию Ручной труд Игры-экспериментирования Сюжетные самодеятельные игры Обучающие игры Досуговые игры Двигательная активность Занятия Спортивные праздники Индивидуальная работа |
Слайд№32
Игровая деятельности
В дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности, именно в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения.
Ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью.
В игре хорошо видно, как заметно различаются мальчики и девочки.
Слайд№33
Нужно различать:
- Игра как деятельность
- Игра как педагогическая форма
Слайд№34
Структура игры как деятельности:
Мотивация -которая обеспечивается добровольностью участия в игровой деятельности, возможностью выбора, состязательностью, удовлетворением потребностей и самореализацией
Целепологание-
Планирование
Реализация цели
Анализ результатов-в которых личность реализуется как субъект деятельности
Слайд№35
Организация игровой деятельности
В дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности, именно в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. Поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков мы уделяем особое внимание. При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей обращаем внимание на следующее:
- Привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;
- Достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;
- Наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.
Слайд№36,37
Важная роль в развитии игровой деятельности принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мальчики, вначале под руководством, а затем самостоятельно охотно конструируют для коллективных игр. Это может быть большая машина, самолёт, пароход, вагон поезда и. т. д. При этом очень важным условием для воспитания детей с
учётом их гендерных особенностей является то, что мальчикам может быть поручена «тяжёлая» работа: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали и. т. д.
Роль воспитателя состоит в том, что он ежедневно участвует в играх детей. При этом он руководит, как играми, в которых участвуют по желанию все дети, так и дифференцированно играет с девочками и мальчиками.
Часто взрослые порицают поведение мальчиков, когда они бегают, кричат, играют в войну. Но если учесть, что мальчикам физиологически нужно больше пространство для игр, что в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра им помогает разрядить скопившуюся энергию, то, возможно, причины для осуждения будет меньше. Просто предоставьте им пространство и следите, чтобы игры не носили агрессивного характера, для этого нужно научить играть мальчиков в солдат, лётчиков, моряков и создать для этого соответствующие условия. Так как мальчики очень любят разбирать игрушки, изучать их строение и конструкцию (а взрослые часто воспринимают это как намеренную порчу игрушек), при покупке игрушек для мальчиков нужно это учесть. Лучше для игр приобретать конструкторы «сборно – разборные модели транспорта».
Для игр девочкам требуется небольшое пространство. Организуя игровую среду, нужно об этом помнить. Желательно, чтобы всё, что может понадобиться для игры было рядом. Девочки чаще всего в играх осваивают роль мамы, поэтому необходимо, чтобы у них было достаточное количество кукол, колясок и прочейатрибутики. Так как удевочек лучше развита мелкая моторика, то им больше требуется мелких игрушек, атрибутов к играм
Слайд№38,39,40,41
Игры мальчиков и девочек
Мальчики | Девочки | |
Использо-вание игрового пространства | Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и используют при этом все предоставленное пространство. Если в горизонтальной плоскости пространства мало, то мальчики осваивают вертикальную плоскость: лазают по лестницам, забираются в шкаф и т.д. | Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают игровые предметы в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка для обустройства игрового пространства. |
Предпо-читаемые игрушки | Любят разбирать игрушки, использовать их для различных целей, трансформировать; любят конструкторы, строительный материал, игрушки, изображающие транспорт, технику; заготовки и полуфабрикаты для игрушек – самоделок; интересуют шумящие и сложные по конструкции игрушки, сборно-разборные игрушки. | Девочки меньше интересуются внутренними устройствами игрушек, больше назначением, используют их обычно по прямому назначению; предпочитают игрушечную мебель, одежду, кухонную утварь, кукольные принадлежности; в старшем дошкольном возрасте очень любят мелкие игрушки, для которых они создают миниатюрное жилое пространство и своими руками обустраивают быт: мастерят лоскутные куколки, шьют и вырезают из бумаги кукольную одежду, готовят аксессуары из бусинок, бисера, пуговиц, природного материала. |
Игровые роли | В играх берут на себя роли солдата, шофера, летчика и т.п. | В дошкольном возрасте охотно осваивают различные социальные роли, очень привлекательна для них роль мамы. |
Игровые объединения | Играют в больших группах. Значительный фактор социализации - группа сверстников, которая подкрепляет их представления о мужской доминантности. Сильно выражено соревновательное начало, нередки споры, обиды, конфликты, выяснения отношений и борьба за лидерство. | Девочки тяготеют к более интимной дружбе, предпочитая диады, триады; Совершенствуют навыки общения, учатся дополнять друг друга, взаимодействовать через игровой предмет; редко возникают конфликтные ситуации. |
Игровой интерес | Увлекает сам сюжет и действия героев, профессиональные и деловые отношения людей. | Наибольший интерес представляют отношения между героями и обустройство игрового пространства, воспроизводящего бытовую и эмоциональную атмосферу. |
Правила игры | В старшем дошкольном возрасте главным становится четкое следование игровому правилу или содержанию своей роли. Не заботясь о чувствах игровых партнеров, мальчики стараются доказать свою правоту и убедить в ней остальных игроков. | Оценивают правила как хорошие и начинают им следовать, если они принимаются всеми играющими и не вызывают конфликтов, более терпимы к исключениям из правил и игровым нововведениям. |
Сюжетно-ролевые игры | Играют в «Слесарную мастерскую», «Автосалон», «Стройку», «Магазин бытовой техники» и др. Тематика сюжетно-ролевых игр носит технический или общественный характер, в них мальчики осмысленно и добровольно принимают на себя мужские роли. | Играют в «Семью», «Дочки-матери», «Детский сад», «Больницу», «Кафе», «Аптеку», «Кафе», «Школу», «Магазин», «Показ мод» и другие игры по семейно-бытовой тематике. |
Цель игры | Закладываются и развиваются основы нравственности мальчиков: надежность, ответственность, великодушие, уважение к девочкам (женщинам), желание заботиться о слабых. | Закладываются и развиваются основы нравственности девочек: верность, доброжелательность, терпеливость, уважение к партнеру по игре. |
Ролевые действия | Стараются поступать по-мужски: быстро, уверенно, решительно, в споре и соревновании отстаивают свое мнение. В проблемной ситуации пытаются показать силу ловкость, смелость, пытаясь самоутвердиться. | Более последовательны, стабильны, обдуманы, предсказуемы и стабильны; Тяготеют к многократным повторам с небольшими вариациями, поэтому игровые умения у девочек несколько ниже, а диапазон сюжетов уже, чем у мальчиков: обустраивают дом, воспитывают детей, ухаживают за больными, ведут хозяйство, приглашают гостей |
Полоролевая предметно-развивающая среда | На наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения. Мини-центры: «Автосервис», «Мастерские», «Пожарные» и др. | Достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери. Мини-центры: «Уголок хозяюшки», «Салон красоты», «Парикмахерская» и др. |
Самостоятельная деятельность на прогулке | Занимают себя строительством или подвижными играми, автогонки, соревнуются в командах, занимая все пространство игровой площадки | Собирают гербарии, рисуют мелками на асфальте, играют в «классики», изготавливают пирожки из песка или снега в рамках более ограниченного пространства, им достаточно веранды или песочницы. |
Игровое общение с противоположным полом | Игровое общение с девочками обычно вызывает некоторые затруднения, т.к. игры девочек менее интересны для мальчиков. | Довольно охотно принимают приглашение мальчиков в совместную игру. |
При этом мальчики учатся быть ответственными и решительными | Девочки учатся заботиться о ком-либо | |
Обмен ролями для преодоления негативных ролевых стереотипов | У детей, имеющих разноплановый опыт игрового взаимодействия (совместные игры «Центр здоровья», «Поликлиника», «Торговый центр» и др.), более высокие показатели развития интеллекта и воображения. |
Слайд№42, 43
Трудовая деятельность
В большинстве комплексных вариативных программ дошкольного образования конца XX – начала XXI века отсутствуют разделы, связанные с трудовым воспитанием детей, что является отражением социально-экономических и идеологических изменений, произошедших в этот период в Российской Федерации. Общество, государство и семья остро осознают необходимость вернуть утраченное в последние годы уважительное отношение к труду как к самостоятельной ценности. Цели дошкольного образования, связанные с всесторонним и гармоничным развитием воспитанников, не могут быть достигнуты вне решения задачи трудового воспитания, так как труд является одним из универсальных средств приобщения к человеческой культуре, социализации и формирования личности ребенка.
Слайд№44
Задачи
Основные задачи психолого-педагогической работы:
- развитие трудовой деятельности (обеспечение освоения детьми разных видов детской трудовой деятельности, адекватных их возрастным и гендерным возможностям);
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- формирование первичных представлений о труде взрослых (целях, видах, содержании, результатах), его роли в обществе и жизни каждого человека.
Слайд№45
Организация совместной трудовой деятельности.
На первых порах целесообразно создавать пары из мальчика и девочки для выполнения достаточно простых поручений, где надо проявить и физическую силу (мальчика), и аккуратность, тщательность (девочки). Постепенно дети учатся самостоятельно распределять трудовые операции с учетом пола партнера. Так, у мальчиков формируются навыки владения инструментами, у девочек – умение украшать интерьер, ухаживать за малышами и др.
Слайд№46,47, 48,49,50,51,52
Большое внимание в нашем детском саду мы уделяем организации трудовой деятельности, обращая внимание на психофизические возможности детей.
мальчики | девочки |
Хозяйственно-бытовой труд | |
Меняют воду, пылесосят, выбивают пыль из ковриков | Протирают пыль на полочках, моют игрушки, стирают кукольное белье. |
Дежурства | |
Ставят для занятия столы, стулья, вешают доски, подметают пол, | Сервируют стол, протирают столы, раскладывают наглядный материал, убирают его, моют кисточки, розетки для красок или клея. |
Труд в уголке природы | |
Переносят горшки с комнатными растениями, приносят землю для пересадки комнатных растений | Поливают, рыхлят комнатные растения, моют блюдца из-под комнатных растений |
Труд на участке | |
Подметают и очищают дорожки от листвы, зимой – от снега, делают горку из песка в песочнице, делают совместно с воспитателем снежные постройки, выносят оборудование с веранд на участок для игр и занятий спортом, приносят воду в мини-басссейн для игры с водой. | Поливают песок в песочнице. Наводят порядок на веранде, в игровых уголках, протирают пыль на полках, шкафах, моют игрушки, подметают пол в игровых домиках. |
Труд на огороде | |
Приносят лейки с водой, посыпают межрядья песком, окучивают огородные растения. | Сеют семена, поливают, рыхлят, пропалывают всходы огородных культур и цветов. |
Ручной труд | |
Мастерят поделки из природного материала, конструируют из бумаги, картона, мелкого конструктора | Делают сувениры для малышей, мальчиков |
Слайд№53
Познавательная деятельность
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей,
любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Слайд№54,55
Гендерный подход в познавательной деятельности
Познавательная деятельность должна быть направлена на обеспечение детей знаниями о представителях двух противоположных полов, профессионально й деятельности мужчин и женщин, семейно-бытовой и нравственно-этической культуре, обычаях и традициях народного воспитания.
Накопленная народом педагогическая мудрость, которая содержится в сказках, играх, пословицах, традициях и обрядах, также способствует овладению ребенком ценностями и способами полоролевого поведения.
С этой целью детей нужно знакомить с русскими народными играми, заучивать с ними пословицы и поговорки о женских и мужских качествах, семье, труде.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Слайд№56
Коммуникативная деятельность
Центральным понятием данной области программы является понятие «Коммуникация» (от англ. communikate – сообщать, передавать), которое предполагает:
- осуществление передачи содержания социально-исторического опыта человечества;
- передачу опыта различных видов деятельности и обеспечение их освоения;
- обмен мыслями, переживаниями по поводу внутреннего и окружающего мира, побуждение и убеждение собеседников действовать определенным образом для достижения результата.
Коммуникация (общение) со взрослыми и сверстниками является как неотъемлемым компонентом других видов детской деятельности (игры, труда, продуктивной деятельности и др.), так и самостоятельной деятельностью детей дошкольного возраста.
При этом речь выступает одним из важнейших средств коммуникации и проявляется в дошкольном возрасте, прежде всего, в диалогах и полилогах, в которых говорящие обмениваются мыслями, ставят уточняющие вопросы друг другу, обсуждая предмет разговора
Слайд№57
Задачи социально-коммуникативного развития
- Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности
- Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками
- Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых
- Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий
- Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания
- Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества
- Формирование основ безопасного поведения
в быту, социуме, природе - Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками
Слайд№58
Организация коммуникативной деятельности в ДОУ
Коммуникативные действия - обеспечивают возможности сотрудничества - умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.
Подборка художественных произведений для мальчиков, это сказки героического содержания, отрывки из былин, рассказы о защитниках Отечества, о представителях героических профессий, их мужественных поступках в мирное время, но в необычных обстоятельствах. Эти произведения дают возможность показать детям, что самую трудную и опасную работу обычно выполняют мужчины, вызывая чувство восхищения их мужеством, желание подражать им.
На занятиях следует обращать внимание мальчиков на то, как надо относиться к девочкам, пожилым людям. В разговоре с детьми можно упомянуть о том, что девочка – будущая мама, к ней нужно проявлять уважение. У воспитанных мужчин и мальчиков во всем мире есть правило: девочкам и женщинам надо уступать.
В процессе занятий можно уточнить представления детей о заботливости и равнодушии, черствости, трудолюбии и лени, вежливости и грубости и разъяснить эти понятия.
Воспитательное воздействие художественного произведения более эффективно, если его восприятие сопровождается иллюстрациями, репродукциями картин. Возможно использование аудиосказок, просмотр мультфильмов, фильмов для детей по дивиди и с помощью АРМА.
Книжный уголок для мальчиковдля воспитания у мальчиков представлений о смелости, стойкости, готовности оказать помощь слабым и пожилым людям, готовность и желание защищать Родину | Книжный уголок для девочек для формирования представления о женственности, таких качествах, как заботливость, мягкость, ласковость, миролюбие, терпимость к недостаткам других |
| Русские сказки:
- «Цветик семицветик», В. Катаев. Нравственный смысл заботливости, желание опекать и оберегать малышей, эти и другие нравственные позиции можно показать детям, читая стихи:
|
Слайд№59
Организация физического развития
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость - способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма; развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны). Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Слайд№60,61,62
Гендерный подход к физическому развитию
На занятиях по физическому развитию дифференцированное воспитание мальчиков и девочек производится по следующим направлениям:
- Учет сенситивных этапов для формирования и совершенствования физических качеств, двигательных умений и навыков у мальчиков и девочек с целью получения максимальных результатов при минимальных физических и психических затратах.
- Осуществление общей физической подготовки с разной дозировкой нагрузок мальчиков и девочек в упражнениях на выносливость, в характере и величине мышечных усилий. Более глубокая специальная подготовка может осуществляться через раздельную программу, основанную на использовании различных видов игр, упражнений, соревнований.
- Предъявление разных требований к выполнению одних и тех же движений: четкость, ритмичность, дополнительные усилия - для мальчиков; пластичность, выразительность, грациозность - для девочек.
Эти направления могут реализовываться на обычных физкультурных занятиях, когда вводная и заключительная части, общеразвивающие упражнения и подвижные игры проводятся фронтально со всеми детьми. А обучение основным видам движений, спортивным упражнениям и элементам спортивных игр в основной части планируется отдельно для мальчиков и девочек.
Одним из приоритетных направлений развития нашего ДОУ является физическое развитие воспитанников. Учитывая различия в развитии двигательных функций мальчиков и девочек, осуществляем дифференцированный подход к ним в процессе физического воспитания. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развиваются физические качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими. На таких занятиях используем следующие методические приёмы для учёта половых особенностей дошкольников:
Слайд№63
- различная дозировка в количестве упражнений (мальчики отжимаются 10 раз, девочки - 5);
- разная продолжительность (например, мальчики прыгают через скакалку 1.5 минуты, девочки - 1 минуту);
- подбором оборудования (например, девочкам дают более легкие гантели);
- обучение сложным двигательным движениям (метание на дальность легче дается мальчикам, а прыжки на скакалке - девочке);
- пространственные границы: мальчикам выделяется большая, чем девочкам часть зала, так как для них характерно дальнее зрение, а для девочек – ближнее;
- распределение ролей в подвижных играх (например, мальчики – медведи, девочки - пчелы);
- расстановка и уборка снарядов (девочки всегда расставляют и убирают только мелкий, легкий инвентарь, а мальчики группкой в несколько человек – тяжелое оборудование);
- оценка деятельности: для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто оценивает и как. Для мальчиков слово «молодец» эмоционально значимо, а для девочек подбираем слова с более сильным эмоциональным компонентом: «Ты была похожа на балерину», «У тебя очень мягкие движения кисти», «У тебя самое бесшумное приземление»;
- сопровождение: чаще напоминаем мальчикам о способах выполнения задания, о требованиях к качеству, так как они больше нуждаются во внимании при «шлифовке» отдельных элементов техники; а в работе с девочками используем образец, имитацию, словесные указания
- акцентируем внимание детей на мужских и женских видах спорта
Слайд№64
Реализация 4 направления-
Взаимодействие образовательного учреждения и семьи в обеспечении работы по гендерному подходу в воспитании детей
- Работа с родителями предполагает повышение компетентности родителей по вопросам формирования гендерного подхода в воспитании детей,она носит информационно – практический характер.
- В наши дни родительская семья по-прежнему остается важнейшим институтом социализации дошкольников, ей принадлежит ведущая роль в личностном развитии детей младшего дошкольного возраста, но, по мнению И. С. Кона, которое мы разделяем, уже «не обладает той самодовлеющей ролью, на которую она претендовала в предшествующую эпоху» (Кон И.С., 1998, с. 163). Сказывается, как развитие системы общественного дошкольного воспитания, так и изменение структуры и функций самой семьи (ослабление традиционной роли отца, занятость женщин, сокращение количества детей в семье, преобладание нуклеарных семей и т.д.), а также нередкое желание родителей переложить ответственность за развитие личности собственного ребенка на плечи учреждений дошкольного воспитания.
- «…обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.» («Дошкольное образование: федеральный стандарт»)
Слайд№65,66
Взаимодействие с семьёй в нашем детском саду
Для полноценного воспитания ребёнка важно, чтобы родители были грамотными в вопросе гендерного воспитания детей.
С этой целью нами проводятся различные формы работы с родителями:
1.Родительское собрание «Влияние средств массовой информации на формирование полоролевого поведения в детском саду».
- Консультации с презентациями, беседы, наглядная информация по таким темам как: «Мальчики и девочки – любить по-разному».
- Создание совместно с ребенком (сыном, дочкой) альбома «Моя семья».
4.Экскурсии по месту работы родителей с целью воспитания у мальчиков и девочек позитивного отношения к своей социальной роли. Проведение тематических экскурсий: в столярную мастерскую, пожарную часть, сельские магазины и др.
5. Проведение Анкетирования «Каким(ой) должен(а) быть мальчик(девочка)?», «Что любит мой ребёнок?»
6. Участие родителей в КВН: «Мамы разные нужны, мамы всякие важны»,посвященного Дню матери.
7. Оформление фотовыставки «Папа может все» к празднику «Защитника отечества» (для того, чтобы осознать и возвысить значимость мужчин в семье).
8.Проводятся индивидуальные консультации для родителей по особенностям воспитания мальчиков и девочек в семье
Слайд№67
Анкета для родителей:
Уважаемые родители!
Для совершенствования работы по теме: «Гендерное воспитание старших дошкольников» предлагаем вам ответить на вопросы:
- Ваше имя, возраст, образование (желательно)………………………………………………………………………….
- Кто, по вашему мнению, должен научить ребенка нормам поведения, свойственным представителям его пола (родители, воспитатели, специальные службы и др.)……………………………………………………………….
- С какого возраста следует заниматься воспитанием ребенка, направленным на овладение им нормами поведения, свойственными представителям его пола?........................................................................
- Какой вид обучения и воспитания в дошкольном учреждении вы считаете наиболее рациональным: раздельное (мальчики и девочки посещают разные дошкольные учреждения, отдельно в разных группах) или совместное? ………………………………………………………………..
- Нужно ли, по вашему мнению, проводить какие-либо виды деятельности в условиях ДОУ отдельно с мальчиками и отдельно с девочками, и почему? ………………………………………………………………………………………………………………
- Испытываете ли вы затруднения в воспитании своего ребенка, связанные с вопросами гендерного воспитания? ……………………………………………………………………………………………………………
- Какие из перечисленных форм работы ДОУ с родителями по вопросам гендерного воспитания детей вы считаете наиболее приемлемыми для вас (родительские собрания, индивидуальные или групповые консультации, беседы, наглядная агитация и др.)? …………………………………………………………………………………………………………………
- Какие черты характера следует формировать у девочек?.......................................................................................................
- Какие черты характера следует формировать у мальчиков?...................................................................................................
Считаете ли вы тему данного исследования актуальной и почему? …………………………………………………………………………………………………………….
Слайд№68
Вывод:
Вариантов форм и методов работы с педагогами, родителями и детьми по формированию гендерного подхода огромное множество, главное подойти к решению проблемы серьезно, обдуманно. Педагоги и родители должны понимать, что во многом от них зависит, каким вырастет ребенок, как в будущем он будет моделировать свои отношения с противоположным полом, с окружающим миром, требующим подчас принятия незамедлительного решения, соответствующего его социальной роли.
Сформировать представления, какими должны быть мужчины и женщины, очень важно, но ограничиваться этим нельзя. Надо помочь ребенку реализовать эти представления. Для этого, прежде всего, используются естественные и создаются проблемные ситуации, близкие жизненному опыту детей. Немалую роль играет и личный пример поведения взрослого, который воспитывает ребенка.Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.
Мальчик и девочка – два разных мира. Если воспитатели и родители заинтересованы в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей, то они могут с успехом решить эти задачи.
Слайд№69
Заключение:
Наша работа по созданию в детском саду условий, способствующих реализации гендерного подхода, приносит положительные результаты. Повышается уровень психолого-педагогической компетентности воспитателей и их творческого потенциала. Родители воспитанников приобретают знания об особенностях воспитания детей разного пола. Расширяется кругозор детей, увеличивается объем знаний о содержании социальных ролей мужчины и женщины. Выросли требования к работе по культуре поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки - доброжелательными по отношению к мальчикам. Дети знают половую принадлежность своего имени, отношение к нему. Наработанный опыт нашего педагогического коллектива будет углубляться и совершенствоваться в дальнейшем.
Слайд№70
Рекомендуемая литература:
- Климина, Л.В. Если вы растите сына - СПб: Детство-Пресс, 2012.
Климина, Л.В. Если вы растите дочь - СПб: Детство-Пресс, 2012. - Гендерное развитие детей дошкольного возраста. Методическое пособие. – автор составитель Нохрина В.Н. Екатеринбург, 2003г.
- Артемова Л. «Дошкольное воспитание» №3 2004г. Социализация ребенка в семье
- . Горшкова Е. ж/л «Дошкольное воспитание» // №12 2000 «Учите детей общаться».
- . Похомова Е., Колпачева Ж, ЧерновинаС., Якобсон С. ж/л «Дошкольное воспитание» № 12. 2000 Формирование взаимоотношений между детьми 3-4-х лет.
. Журавых О. ж/л Дошкольное воспитание// №2 2002г. «Пойми меня
План работы
по организации совместной игровой деятельности девочек и мальчиков
Тема | Вариативность игровых действий | Приемы вовлечения девочек и мальчиков в игровую деятельность |
«Семья» | Прием гостей | Скоро должны прийти гости. Но вот беда-то, папа ушел на работу, кто же поможет перенести стол и стулья из кухни в комнату (или наоборот)? Может быть соседи? Предложить мальчикам исполнить роль соседей по дому и помочь девочке-хозяйке расставить необходимую мебель. |
День рождение куклы | У куклы день рождения. А какой же праздник без торта? Надо обратиться к повару-кулинару. Мальчики, кто хочет быть поваром, чтобы испечь для куклы торт? Но на торт же нужны свечки! Кто-то съездит на машине в магазин за свечками? | |
Кукла заболела. Вызов скорой помощи. | Кукла-дочка заболела. С ней дома один остался только папа. Ему нужна помощь. Девочки, подскажите, что делать? Девочка предлагает вызвать скорую помощь. Мальчики постройте скорее машину скорой помощи, а то врачу не на чем приехать к больной кукле. Приезжает скорая помощь с водителем-мальчиком и врачом-девочкой. | |
Семья переезжает в новую квартиру. Новоселье | В группе перестановка после дневного сна. Ребята, посмотрите, нам построили новую квартиру. Надо переезжать и перевозить вещи. А вещи-то все тяжелые. Нам нужна грузовая машины. Мальчики, может быть не все еще выехали из гаража? Есть ли свободный водитель грузовика и грузчики? На новоселье приглашаются все участники переезда. | |
Поездка на автобусе | Девочка-хозяйка решила сварить грибной суп. А грибов не оказалось. Где можно взять грибы для супа? (в магазине, в лесу). Давайте отправимся в лес за грибами. Для этого нам нужен автобус. Построим? Чтобы сесть в автобус нужно купить билет. Девочки, кто хочет стать билетным кассиром (кондуктором) и продавать билеты? А еще нам нужен внимательный, сильный, ответственный водитель для автобуса. Водителя среди мальчиков можно выбрать считалкой. В путь! | |
Непредвиденная дорожная ситуация | На построенном автобусе девочки вместе с куклами «детьми» отправляются мо магазинам. Вдруг спускается колесо. Водитель обращается к пассажирам за помощью. Нужен телефон, чтобы вызвать аварийную машину. Мальчикам предлагают организовать спасательную бригаду, чтобы подкачать колесо или его заменить. | |
«Магазин» | Магазин открывается | Путешествие на автобусе (машине) было длительным. Пассажиры проголодались. Пассажир-воспитатель просит водителя остановить автобус возле ближайшего магазина. Остальных детей воспитатель просит организовать магазин овощей, магазин сладостей, магазин соков. |
Купим одежду кукле | Девочка-мама идет в магазин, чтобы выбрать одежду для куклы-дочки. Магазин огромный, одежды много, поэтому весь товар должен охраняться. Роли охранников можно предложить мальчикам. | |
«Автомастерская» | Перерыв на обед | Мальчики-«слесаря» очень долго работали. Воспитатель, обращаясь к девочкам: «Девочки, пора наших мальчиков накормить». Давайте приготовим им обед. Мальчики-«водители» привезите девочкам овощи, фрукты и т.д. |
«Парикмахерская» | Новые прически | Воспитатель приходит с новой прической и обращает на это внимание детей. Предлагает поиграть в парикмахерскую, в которой девочки будут парикмахерами, а мальчики - клиентами. Затем дети меняются ролями, ведь мальчики тоже могут быть хорошими парикмахерами. |
Причешем куклу | Воспитатель обращается к сначала к девочкам, а потом к мальчикам: «Девочки, мне кажется, что вашим куколкам пора сходить в парикмахерскую. Что-то у них волосики спутались, да и челку надо подстричь. Мальчики открывайте скорее парикмахерские. К вам уже выстраиваются очереди. Нужно куклам головы помыть, причесать» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гендерный подход к организации игровой деятельности детей младшего возраста.
Опыт работы по формированию первичных геендерных представлений у младших дошкольников....
Презентация "Организация основных видов деятельности - игровой"
ФГОС регламентирует, что ведущей деятельностью дошкольников должна быть игровая. Разообразие игр и их значение вы найдете в этой презентации...
Реализация гендерного подхода в освоении основных видов движений детьми средней группы
Физическая культура в ДОУ выступает как одно из главных составляющих направлений целостного и разностороннего развития детей. Традиционно её роль - формирование здоровья, обеспечение нормального роста...
Презентация. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи, как залог эффективной социализации детей дошкольного возраста "Воспитатели и родители - партнеры"
Презентация педагогического проекта. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи, как залог эффективной социализации детей дошкольного возраста. "Воспитатели и родители - партнеры."...
Комплексный подход при организации различных видов деятельности по теме "Рыбка"
Конспект занятия для детей раннего дошкольного возраста. Окружающий мир. Развитие моторики, развитие органов чувств и зрительного восприятия. Формирование социально-коммуникативного взаимодействия....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности (образовательная область «Физическая культура») с учётом гендерного подхода для детей подготовительной к школе группы с элементами силовой гимнастики и игрового стретчинга
НОД по физической культуре для детей подготовительной группы...
Доклад "Современные подходы к организации разных видов деятельности дошкольников в процессе физического воспитания
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РАЗНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯЧехонадских С.А. В настоящее время в связи с переходом н...