Мастер-класс "Театрализованная деятельность как средство социально-коммуникативного развития дошкольников"
материал ( группа) по теме
«Театрализованная деятельность как средство социально – коммуникативного развития дошкольников ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_master-klass_ispravleno.docx | 35.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
Воспитатель
МАДОУ ДСКН №1 г.Соснвоборска
Голендухина Лариса Владимировна
Тема: «Театрализованная деятельность как средство социально – коммуникативного развития дошкольников ».
Цель мастер-класса: обучение участников мастер-класса применению театрализованной деятельности в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.
Задачи:
- Познакомить участников мастер-класса с игровыми приемами, которые способствуют развитию социально-коммуникативных навыков через театрализованную деятельность.
- Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике данных приемов.
- Воспитывать доброжелательность и контактность в отношении между участниками компаний; готовность к творчеству.
Результат: освоение слушателями приемов использования театрализованной деятельности в детском саду.
Ход мастер-класса:
Уважаемые коллеги! Я очень рада нашей встрече. У меня появилась возможность поделиться своими педагогическими наблюдениями и практическими находками в области развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
Наблюдая изо дня в день как общаются дети в детском саду, и анализируя различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные , я пришла к выводу, что дети у которых наблюдается зажатость речевого аппарата, невыразительность, монотонность речи, отсутствие смысловых пауз и логического ударения, проглатывания начала и конца слов, они мало общаются со сверстниками и не принимаются ими из-за неумения организовать общение быть интересным окружающим, чувствует себя отвергнутым, уязвлённым. А это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Важно вовремя уделить этим проблемам пристальное внимание и помочь ребенку наладить отношения с окружающим, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.
Исходя из своего опыта, я сделала вывод, что театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования социально-коммуникативных навыков ребенка. И, кроме того, положительно влияет на интеллектуальное и художественно-эстетическое развитие. К тому же, участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная деятельность прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Цель педагогической работы в данном направлении: создание условий для формирования социально-коммуникативных навыков дошкольников в процессе театрализованной деятельности.
Для достижения данной цели определены следующие задачи:
- формировать навыки общения дошкольников;
- развивать выразительность речи детей;
- развивать творческие способности воспитанников;
- воспитывать инициативность, самостоятельность, сообразительность.
Для успешной реализации задач по театрализованной деятельности необходимо организовать предметно-пространственную развивающую среду. Мною, совместно с родителями организована среда с учетом требований ФГОС и включает в себя:
- уголок театрализованной деятельности;
- ТСО (магнитофон, ноутбук, аудиозаписи классической и релаксационной музыки, «звуков природы», детские произведения);
- Наглядные пособия (видеоматериал, репродукции картин, иллюстрации, плакаты, фотографии, альбомы по теме «Театр»);
- Детскую художественную, познавательную и методическую литературу;
- Атрибуты для организации театрализованных игр (ширмы, костюмы, шапочки, маски, разнообразные виды театров: би-ба-бо, настольный, пальчиковый, резиновой игрушки, магнитный театр);
- картотеку театрализованных игр, пальчиковой и артикуляционной гимнастики, игр на развитие координации движений и речи.
Работа по театрализованной деятельности с детьми включает в себя много методов и приемов, для ознакомления со всеми нам понадобится не мастер - класс, а целый обучающий курс. Поэтому сегодня мы рассмотрим лишь некоторые из них, на мой взгляд, самые необычные и интересные, для работы воспитателя Д/С.
Я приглашаю на сцену своих помощников.
Один из методов, который я использую на театрализованных занятиях - метод моделирования игровой ситуации.
Сейчас я предлагаю вам оказаться в роли детей и немного поиграть.
Я включу вам песенку, вы ее послушайте, а потом скажите о чем она. Звучит песня «Пусть бегут неуклюже… ».
В: Итак, о чем эта песня?
В: Действительно каждый ребенок с детства знает, что у всех есть день рождения. А что делают в этот праздник? (приглашают гостей, дарят подарки, готовят угощения и развлечения).
Давайте, мы с вами пофантазируем, придумаем и обыграем свою историю про день рождение.
Разминка
Прежде чем показать спектакль, мы как настоящие актеры должны провести разминку: (в разминку можно включать артикуляционную гимнастику, пальчиковую, на дыхание, этюды на развитие творческого воображения, а я с вами проведу
Пантомимику- показать частями тела:
-Света, как твои плечи говорят: «Я горжусь»; -Ира, как твоя спина говорит: «Я старый больной человек»;-Юля, как твои глаза говорят: «Нет»; -Света, как твоё ухо говорит: «Я слышу птичку»; - Лена, как твой нос говорит: «Мне что- то не нравится», -Настя, как твои глаза скажут, что «Мне страшно».
Садитесь на стульчики.
-Сейчас вам нужно договориться и выбрать персонажей для вашей истории, с помощью которых вы будете ее обыгрывать.
А поможет вам в этом волшебная таблица.
Давайте посмотрим на модель, что нарисовано на 1 карт…….
именинник
2 гости
3подарки
4угощение
5развлечение
6незваный гость
Что мы можем обозначить знаком вопроса?
-А что может произойти на день рождении?
(может прийти незваный гость, упасть торт……)
-Веселым смайликом мы обозначим, счастливое завершение дня рождения, ведь каждый хочет, чтобы день рождения заканчивалось всегда весельем и радостью.
Я даю вам немного времени обсудить сюжет, как только я прозвоню в колокольчик, мы начинаем. (мы ставим с детьми песочные часы)
(колокольчик)
А сейчас разыгрываем историю о дне рождении. (по таблице)
Игровые задания:
Кто празднует день рождения?
Кто приглашен в гости?
Какие подарки принесут гости?
Какое будет приготовлено угощение?
В какие игры все будут играть?
Какой незваный гость пожалует, и что тогда произойдет?
Спасибо.
Данный прием можно использовать не только при моделировании ситуаций из жизни, так же моделировать сказки и др. произведения, при этом дети быстрее запоминают сюжет и последовательность. А так же использовать модель не полностью, а лишь часть ее. (пример: обыграть только вопросительную часть модели) или часть, где герои дарят подарки.
Следующий прием, который я вам хочу показать сегодня способствует развитию выразительности движений, жестов, поз, мимики.
Сейчас мы с вами попробуем разыграть сказку. Герои сказки не скажут ни слова, все исполнят молча. Такая игра называется пантомима – игра без слов.
Посмотрите на картинки, подумайте, кем бы вы хотели быть?
Сказка «Зайчик и ежик». (одеть маски героям)
Слушайте внимательно, я читаю сказку, а вы показываете движениями.
Ярко светит солнце (начинает изо всех сил «ярко светить» — разводит руки в стороны, надувает щеки, широко раскрывает глаза, кружится на месте). Неожиданно подул ветер (выбегает и усиленно дует на Солнце). На солнце набежала туча (выбегает и заслоняет Солнце). Ветер подул сильнее, и с деревьев стали облетать листочки (изображают деревья). К дереву подбежал зайчик (появляется Зайчик). Он встал на задние лапки и весело замахал ушами. К зайчику подошел ежик. На его колючках сидело симпатичное яблоко (выходит Ежик, у него в руках бутофорское яблоко). Ежик угостил зайчика. В это время на землю выпал первый снег (Снежинки исполняют танец). Веселые снежинки кружились в воздухе и садились на землю. Вскоре снег засыпал зайца и ежика (Снежинки смыкают круг вокруг Зайца и Ежика). Но вот снова выглянуло солнце(Тучка убегает от Солнца). Оно засветило ярко – ярко (Солнце «направляет лучи» на Снежинок). И снежинки растаяли. А друзья, освободившись от снега, отряхнулись, обрадовались солнцу, запрыгали и побежали каждый своей дорогой.
Данный прием можно использовать в проигрывании целой сказки, либо в проигрывании отдельных персонажей, как воодушевленных, так и неодушевленных. Причем у каждого ребенка может быть своя роль (как я вам сейчас показала) либо у всех детей одна, либо дети могут разделиться на группы по ролям.
Нас всегда интересует такой вопрос, а когда же заниматься театрализацией и различными её формами? Творческой группой нашего детского сада в которой я принимала активное участи. разработана парциальная программа «Театр и дети». В программе предложено перспективно - календарное планирование, практический материал. А так же циклограмма, в которой уделяется время на театрализованную деятельность во вторую половину дня, режимных моментах, на занятиях и прогулке. В старших и подготовительных группах занятия по программе «Театр и дети» включены в расписание.
Подводя итог, своего выступления мне хочется обратить ваше внимание на то, что данные методы могут использовать не только воспитатели, но и другие специалисты детских садов. А также учителя школ на любой ступени образования.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность, как средство художественно – эстетического развития дошкольника
В соответствии с требованиями закона РФ «Об образовании», положениями «Концепции художественного образования в РФ», а также существующими проблемами модернизации современного образования, в том ...
Волонтерская деятельность как средство социально -коммуникативного развития в условиях внедрения ФГОС ДО.
Настоящая статья раскрывает один из видов волонтерской деятельности в ДОУ - социальную акцию: цель, этапы, перспективный план организации социальных акций в ДОУ, итоговый продукт....
Продуктивная деятельность как средство социально – коммуникативного развития дошкольников.
Продуктивная деятельность как средство социально – коммуникативного развития дошкольников. Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отно...
проект "Театральная деятельность как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста"
Проект на один учебный год...
консультации для воспитателей «Театрализованная деятельность – как средство социально-коммуникативного, эмоционального итворческого развития дошкольников»
Цель: Повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах использования различных видов театра в воспитании и развитии детей.Задачи:1. Выявить представления воспитателей о...
Статья "Театрализованная деятельность, как средство социально-коммуникативного воспитания дошкольников"
В статье говориться о влиянии театрализованной деятельности для речевого развития детей- дошкольников...
Игровая деятельность, как средство социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях ФГОС ДО.
В статье обоснована актуальность проблемы социально-коммуникативного развития детей через организацию игровой деятельности. Раскрываются задачи социально-коммуникативного развития дошкольников, решени...