Игровая деятельность, как средство социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях ФГОС ДО.
статья (младшая группа)
В статье обоснована актуальность проблемы социально-коммуникативного развития детей через организацию игровой деятельности. Раскрываются задачи социально-коммуникативного развития дошкольников, решение которых направлено на развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, развитие коммуникативной и социальной компетентности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игровая деятельность | 20.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровая деятельность, как средство социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях ФГОС ДО.
В статье обоснована актуальность проблемы социально-коммуникативного развития детей через организацию игровой деятельности. Раскрываются задачи социально-коммуникативного развития дошкольников, решение которых направлено на развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, развитие коммуникативной и социальной компетентности.
Коммуникативная деятельность, игровая деятельность, всестороннее развитие, образование, формирование.
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Федерального государственного образовательного стандарта по дошкольному образованию. В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования вводится понятие об образовательной области «социально-коммуникативное развитие дошкольников».
Социально-коммуникативное развитие – это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, развитие коммуникативной и социальной компетентности детей.
Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников по ФГОС состоят в следующем:
- Развитие социального и эмоционального интеллекта детей, их эмоциональной отзывчивости, навыков доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
- Создание условий для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
- Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивных установок к различным видам труда и творчества.
- Формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.
- Развитие самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.
Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет пять направлений развития и образования детей:
– социально-коммуникативное развитие;
– познавательное развитие;
– речевое развитие;
– художественно эстетическое развитие;
– физическое развитие.
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает, что в сложном процессе вхождения в мир людей , ребенку необходима квалифицированная помощь. Важнейшей основой полноценного социально-коммуникативного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят. Актуальность данной темы связана с процессами, происходящими в современном обществе. Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов – чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на современном этапе исторического развития. Вот почему сегодня мы обращаемся к личности ребёнка, анализу процессов, влияющих на её формирование. Современному обществу требуются инициативные молодые люди, способные найти «себя» и своё место в жизни, которые восстановят русскую духовную культуру, нравственно стойкие, адаптированные в социуме, способные к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения. В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития – развития ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром в последнее время становится особо актуальной. Этот факт находит отражение в основных федеральных документах: ФГОС ДО, Федеральный закон «Об образовании» в Российской Федерации, в «Конвенции о правах ребенка». Являясь приоритетным, социально-коммуникативное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного. Таким образом, в предполагаемой деятельности по нашему мнению следует опираться на целевые ориентиры по ФГОС ДО:
1 инициативность и самостоятельность ребенка в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.;
2 уверенность ребенка в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и к другим;
3 активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх;
4 способность договариваться, учитывать интересы и чувства других;
5 владение ребенком различными формами и видами игры;
6 понимание устной речи и возможность выражать свои мысли и желания.
Исходя из этого, мы остановимся более подробно на игровой и коммуникативной деятельности детей.
Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат. По мнению А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова, играющий человек стремится к творчеству, к раскрытию собственного социально-культурного потенциала, развивает игровое самосознание .
По мнению А.Н. Леонтьева игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение трудно досягаемой для него действительности. В играх ребенка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнует общество, какие идеалы формируются у детей. Отражая в игре события окружающего мира, дошкольник как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все то, что воображает в игре. Совместная деятельность со взрослым является своего рода школой передачи социального опыта.
До школы у ребенка игровая деятельность считается ведущей. Да и в начальной школе еще долго учебная деятельность совмещается с игрой. Игра обладает мощными развивающими характеристиками, она влияет на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и, конечно же, воображения, игра организует чувства ребенка и влияет на его поступки.
С эмоциональной точки зрения технология игры феноменальна и не похожа на другие воспитательные технологии. Она предлагает детям удовольствие, разнообразные развлечения и одновременно с этим формирует необходимые для жизни в обществе модели нравственного поведения. В игре воспроизводятся нормы жизни в обществе, правила поведения, моделируются ситуации, близкие к жизненному опыту ребенка. Овладевая знаниями, полученными в ходе игры, ребенок приобщается к культуре страны, в которой живет, и культуре мира.
Игра помогает ребенку усвоить общественный опыт и превратить его в достояние личности, в процессе игры ребенок активно общается со сверстниками- это значительно расширяет его умение общения. Именно в игре развивается воля ребенка, поскольку ребенок, овладевая в ходе игровой деятельности каким - либо новым для него способом действий, учится преодолевать трудности.
Игра требует решения новых, постоянно усложняющихся задач поэтому в ходе игры развивается и умственная деятельность ребенка. Ребенок, следуя правилам игры, должен быстро сообразить, какого поступка ждут от него участники игры. Причем он понимает, что его действия должны удовлетворить остальных участников игры. Что важно в игре? То, что условия игры предлагают предметы, замещающие реальные элементы жизни. Такой «замещающий» предмет становится опорой для мышления ребенка и помогает ему правильно мыслить о реальном предмете. Это готовит ребенка к мышлению в плане представлений. Участие в различных играх учит ребенка принимать другую точку зрения, вникать в сложности других участников игры. Конечно, это зависит от вида игры, но большинство игр, в которые играют дети, учат их рефлексии. Рефлексия как способность человека анализировать свои собственные действия и соотносить их с действиями других людей – необходимый элемент жизни в человеческом сообществе. Следовательно, развитие рефлексивного мышления у ребенка, в какой - то мере гарантирует ему свободное оперирование своим поведением. Для ребенка особое значение, имеют игры подвижные, ролевые, и, конечно, дидактические, хотя и остальные виды игр находят свое место в их жизни. Также большое значение в социально-коммуникативном развитии дошкольников имеет народная игра, которая отражает быт и традиции, моральный кодекс, эстетические воззрения, ментальность различных народов и передается из поколения в поколение. Народными называются как собственно игры, так и различные виды спорта, которые имеют развлекательную основу и включают в себя элементы театрального, циркового, танцевального, музыкального и поэтического искусства. Классификация народных игр отражает как специфику региональной культуры, так и особенности игры как средства воспитания и развития. Выделяют обрядовые игры (культовые, семейные, сезонные), тренинговые игры (интеллектуальные, сенсорно-моторные, адаптивные), досуговые игры (игрища, тихие, забавляющие, развивающие). Основу образовательной работы с детьми составляют следующие принципы систематизации народных игр:
А) принцип ориентировки на ведущие идеи народной педагогики;
Б) принцип разнообразия и вариативности народных игр;
В) принцип систематичности и последовательности;
Г) принцип учета возрастных и индивидуальных национальных особенностей;
Д) принцип взаимосвязи содержания народных игр с региональной культурой;
Е) принцип активизации игровой культуры взрослых .
Итак, игровая деятельность помогает дошкольникам осваивать способы взаимодействия с взрослыми и сверстниками в игре, в повседневном общении; приучает к соблюдению элементарных правил поведения; развивает умение передавать разные эмоциональные состояния в играх, сопереживать настроению сверстников; обогащать представления детей о людях (внешнем виде, половых различиях и др.), о семье. Также следует помнить, что результаты социально-коммуникативных навыков дошкольников зависят от профессионализма и желания взрослых и дают возможность легко усваивать школьную программу и стать успешными людьми во взрослой деятельности. Таким образом, социально-коммуникативное развитие дошкольников через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО по нашему мнению является эффективным и способствует динамике развития эмоционально-личностной сферы у дошкольников.
ЛИТЕРАТУРА 1. Бабунова, Е. Особенности социально-коммуникативного и художественно-эстетического развития дошкольников / Е. Бабунова, С. Багаутдинова, С. Обухова // Дошкольное воспитание. – 2015. – №12. – С. 25-26. 2. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М., 1981. – 584 с. 3. Культурно-досуговая деятельность : учебник / под ред. акад. А.Д. Жаркова, проф. В.М. Чижикова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Театрализованная деятельность как средство социально-коммуникативного развития дошкольников"
«Театрализованная деятельность как средство социально – коммуникативного развития дошкольников »....
Волонтерская деятельность как средство социально -коммуникативного развития в условиях внедрения ФГОС ДО.
Настоящая статья раскрывает один из видов волонтерской деятельности в ДОУ - социальную акцию: цель, этапы, перспективный план организации социальных акций в ДОУ, итоговый продукт....
Продуктивная деятельность как средство социально – коммуникативного развития дошкольников.
Продуктивная деятельность как средство социально – коммуникативного развития дошкольников. Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отно...
Методическая работа в МАДОУ по направлению "Игровые технологии как средство социально-коммуникативного развития дошкольников"
Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении - это комплекс мероприятий, базирующийся на достижениях науки, передового педагогического опыта, направленный на всестороннее повы...
Рабочая программа по социально - коммуникативному направлению: ОБЖ в условиях ФГОС ДО "Азбука безопасности"
В дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать маленьких детей, подготовит...
Применение игровой деятельности как средство социально-коммуникативного развития дошкольного возраста
Тема: «Посещение кафе «Дары осени».Задачи:Образовательные:-систематизировать представления детей об овощах и фруктах;-упражнять...
"Игровые технологии как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»
Материал для педагогов ДОУ с целью формирования и развития общественных, этических норм поведения при взаимодействии дошкольников со взрослыми и сверстниками. Создание благоприятных условий для первон...