проект "Театральная деятельность как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста"
проект по коррекционной педагогике (младшая группа)
Предварительный просмотр:
КУ «Урайский специализированный Дом ребенка»
ПРОЕКТ НА ТЕМУ:
«Театральная деятельность как средство социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста»
ГРУППА №8 «МЫШАТА»
на 2018-2019 учебный год
Подготовила воспитатель гр.№8:
Быстрицка А.А.
г. Урай
2018г.
Актуальность
В современном социокультурном пространстве дошкольнику, чтобы стать легко адаптирующимся, коммуникабельным, необходимо овладеть коммуникативными навыками.
Нельзя обучать детей общению без различных видов деятельности, так как в них у детей происходит взаимодействие друг с другом.
Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребенка происходит в дошкольный период, ведь первый опыт общения во многом определяет характер отношения к себе и другим, к миру в целом. Коммуникативные способности – это те способности, которые можно и нужно развивать. Другими словами детей нужно учить умению общаться, учить культуре общения.
В дошкольном возрасте дети очень любознательны, у них есть желание познавать окружающий мир. Поэтому это самый благоприятный период для развития у детей творческих способностей. Занятия по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста играют важную роль в формировании личности ребенка. Дети, обладающие творческими способностями, имеют более устойчивую психику, более общительные и коммуникабельны.
Театр – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Исследованием развития и руководства театрализованными играми детей дошкольного возраста занимались Д.В.Менджерицкая, В.Ф.Ширяева, Н.В.Карпинская, Л.С.Фурмина, Т.Н.Караманенко, С.Л.Новоселова, Н.А.Ветлугина, Л.В. Артемова и др. Все они считают театрализованную игру (игру-драматизацию) предэстетической деятельностью, усматривая в ней источник художественного творчества.
Театрализованная игра, по словам О.Акуловой является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре также осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Автор выделяет значение театрализованной игры и для речевого развития – совершенствования диалогов и монологов, освоение выразительности речи
Поэтому театрализованная деятельность стала значительным помощником в развитие коммуникативных способностей дошкольников. Занятия, включающие в себя театрально-игровую деятельность, способствуют развитию творческих и речевых способностей детей.
Театрализованная деятельность даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть коммуникативный и творческий потенциал взрослого человека.
Участники проекта: дети разновозрастной группы, воспитатели.
Продолжительность: длительный. Данный проект осуществляется в течение 8 месяцев (с сентября по май)
Цель проекта:
создание условий для развития социально-коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Задачи проекта:
- Подобрать методики и с их помощью определить уровень социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста;
- Создать предметно-развивающую среду в группе по направлению деятельности;
- Обеспечить взаимосвязь театрализованной игры с другими видами детской деятельности в едином педагогическом процессе;
- Развивать у детей интерес к театрализованной игре; потребность заниматься ею в самостоятельной деятельности;
- С помощью театрализованных игр обогащать опыт социальных и коммуникативных навыков в соответствии возраста детей
- Организовать творческое взаимодействие в совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
Ожидаемые результаты:
1.Создание благоприятных условий для раскрытия личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала через приобщение детей к театрализованной деятельности;
2.Приобретение детьми опыта социальных и коммуникативных навыков поведения в соответствии возраста детей:
- посредством речи налаживать контакты, взаимодействовать со сверстниками, объединяться со сверстниками для игры в группы из 2-3 человек;
- иметь положительный настрой на соблюдение элементарных правил поведения;
- проявлять доброжелательность, откликаться на эмоции близких людей и друзей, делать попытки пожалеть сверстника;
- эмоционально заинтересованно следить за развитием действия в играх-драматизациях, кукольных спектаклях;
- самостоятельно выбирать игру для совместной деятельности;
- использовать полученный в процессе игры социальный опыт применительно к повседневной жизни.
3.Создание системы перспективного планирования по театрализованной деятельности;
4.Партнерские взаимоотношения с семьями в рамках совместной работы над проектом (изготовление костюмов, атрибутов для игр, совместное проведение праздников, выпуск газеты);
5.Личностный профессиональный рост педагога.
Методы формирования социально-коммуникативных умений и навыков ребенка:
- театрализованные игры;
- игры – драматизации;
- игры в кукольный театр;
- инсценирование сказок, рассказов, мини – сценок;
- обогащение зрительного театрального опыта;
- сюжетно-ролевые игры.
Основными условиями реализации проекта являются:
- Создание обстановки эмоционального благополучия;
- Творческий подход к содержанию образования;
- Вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов;
- Наличие ресурсного обеспечения для театральной деятельности.
Развивающая предметно-пространственная среда и материально-техническое обеспечение:
- Настольные и напольные ширмы разных размеров.
- Плоскостные деревянные, пластмассовые или картонные фигуры персонажей сказок.
- Декоративные украшения (солнце, тучи, деревья, елки, дома, печка и т.п.)
- Наборы кукол для пальчикового театра, куклы бибабо, рукавички с изображением мордочек животных, мягкие модули, игрушки, изображающие персонажи сказок.
- Книги с картинками.
- Магнитная доска, фланелеграф.
- Музыкальные тонирующие инструменты.
- Костюмы, маски, элементы костюмов.
Реализация проекта
1 ЭТАП
Подготовительный (сентябрь - октябрь)
1.Выбор темы проекта, изучение методической литературы, информации в интернет-источниках по теме проекта.
2.Разработка пакета методических материалов по театрализованной деятельности .
3.Проектирование предметно-развивающей среды для детских занятий театрализованной деятельностью.
2 ЭТАП
Основной (ноябрь – апрель) Примерное тематическое планирование
Дата проведения | Задачи | Предварительная работа | Использованные материалы |
Ноябрь 1 неделя Знакомство с театром Сказка «Курочка ряба» | Вызвать интерес к театрализованной деятельности; развивать эмоционально-чувственную сферу детей, побуждая их к выражению свих чувств, и общению; учить вслушиваться в стихотворный текст и соотносить его смысл с выразительными движениями под музыку; активизировать речь. | Чтение и рассматривание картинок сказки «Курочка ряба» | Декорация русской избы; театральная куклы (бабка, дед, яичко, курочка, мышка) |
Ноябрь 2-3 неделя Выставка «В гостях у сказки» | . Творческое развитие детей, расширять представление о театральной деятельности, социализация детей. | Беседа с детьми на тему: твоя любимая сказка; Чтение русских-народных сказок | Книги разных сказок, театральные куклы, декорации для сказок |
Ноябрь 4 неделя Осенний праздник «В гости к игрушкам» | Помочь сделать детский праздник незабываемым, развивать эмоциональную сферу ребенка, оставить яркий след в его душе. | Беседа на тему: твоя любимая игрушка. Беседа: Что такое праздник? | Разные игрушки, коробка, корзинки, леденцы-«Петушок», куклы-марионетки «Собачки» |
Декабрь 1 неделя Инсценировка Сказка «Теремок» | Научить выражать эмоции через движение и мимику; познакомить со сказкой «Теремок»; побуждать к активному восприятию сказки; учить внимательно, слушать сказку до конца и следить за развитием сюжета; активизировать словарный запас | Чтение сказки «Теремок». Рассматривание иллюстраций по сказке «Теремок». Игры-упражнения «Кто как кричит» Хоровод – игра «Мыши на лугу». | Ширма- норка мышки; театральные куклы (мышка, лягушка, лиса, заяц, волк, медведь) и декорации для сказки теремок |
Декабрь 2 неделя В театре кукол | Знакомить с искусством театра; дать представление о его атрибутике (афиша, зрительный зал, билеты), учить правилам поведения в театре; учить настраиваться на восприятие сказки с первых звуков музыкального вступления, внимательно слушать сказку; учить рассказывать о своих первых впечатлениях сразу по окончании спектакля. | Беседа о театре. Показ презентаций на тему: «Какие бывают театры», «Театры мира» | Ширма; куклы, декорации, афиши, билеты |
Декабрь 3- 4 неделя Новогодний праздник «Три поросенка» | Порадовать детей, создать сказочную атмосферу занятия; расширить круг воспринимаемых музыкально-драматических образов; побуждать к двигательной активности. | Беседа о новогоднем празднике. Чтение сказки «Три поросенка» | Костюмы трех поросят, волка; волшебный клубочек;. |
Январь 1 неделя Зайцы на полянке | Побуждать к образному воплощению роли; учить выразительно двигаться; дать интонационно-образное представление о сказке «Заяц-Хваста»; учить выразительной мимике и движениям в играх-этюдах. | Чтение сказки «Заяц-Хваста». Беседа по сказке. Этюды «Зайцы веселятся», «Зайцы увидели охотников». | Декорации снежной полянки; шапочки зайцев для подвижной игры; книга со сказкой «Заяц-Хваста» в обработке А. Толстого. |
Январь 2 неделя Показ настольного и кукольного театра Сказка «Три медведя» | Знакомство с разновидностями театра, формирование навыка выразительности речи и интонаций | Чтение сказки «Три медведя» Беседа по сказке «Три медведя» | Декорация русской избы; театральная куклы (медведи, маша) |
Январь 3 неделя Инсценировка «Три медведя» | Развитие специальных игровых умений, воспитание интереса детей к театрализованной игре | Повторение и пересказ детьми сказки «Три медведя» | Костюмы трех медведей, детская посуда. |
Январь 4 неделя Игра-ситуация «Морозные деньки» | Дать эмоциональный заряд бодрости, радости восприятия наступившей зимы; вовлечь в игровую ситуацию, побуждать к импровизации. | Просмотр картинок «Одежда людей зимой», «Дети гуляют зимой» Беседа на тему: «Что мы надеваем зимой?» | Кукла Даша в зимней одежде |
Февраль 1-2 неделя Разучивание игр «Движение героев сказки» «Угадай по движению» «Угадай по ритму» «Угадай по музыке» | Учить угадывать по выразительному исполнению движений героев. | Чтение русских-народных сказок | Бубенчики, металлофон, запись голосов животных |
Февраль 3 неделя Инсценировка «Зимой, у печки-жарко.» | Приобщать детей к русской национальной традиции; учить инсценировке; учить взаимодействовать друг с другом в игровом сюжете. | Просмотр картинок русской народной одежды; Беседа на тему: «Быт и традиции народов севера зимой» | Декорация русской избы (половички, веник, почка. Чугун, ухват, стол, самовар, чашки, лавочки); народные костюмы; сервировка для чая; подарки для детей (лепные лошадки, мягкие игрушки зайки и цыплята). |
Февраль 4 неделя «Ловкий Мышонок» | Дать прикладное понятие о колыбельной; приобщить детей к колыбельной песне; будить воображение детей; познакомить со сказкой В. Бианки, учить отвечать на вопросы по содержанию; вовлечь в игровой сюжет; учить самостоятельно действовать в игре. | Рассказывание сказки В. Бианки «Лис и мышонок». Игра «Мышиная зарядка». | Книга со сказкой В. Бианки «Лис и мышонок»; шапочки и лиса и мышат; мягкие игрушки (лис, мышонок); колыбелька для мышонка. |
Март 1 неделя Сюжетно-ролевая игра «У куклы Кати день рождения» | Дать представление о том, как вести себя на дне рождения; побуждать детей к активности и инициативности; вызывать положительные эмоции; способствовать импровизации; учить вступать в игре в диалог. | Беседа на тему: «Как нужно вести себя в гостях» Просмотр картинок на тему: «Чайная посуда», «Праздничный стол» | Куклы; сервированный игрушечный стол; подарки для танцев (гномов, снежинок). |
Март 2-3 неделя Сказка на фланелеграфе «Мамины Детки», показывают дети | Развивать сопереживание, чуткое отношение к другому; учить показывать сказку на фланелеграфе; учить пересказывать содержание знакомой сказки; дать заряд положительных эмоций в этюдах и играх; побуждать к воплощению в игровой образ. | Чтение сказки «Кошка и котята» Показ сказки «Мамины дети» на фланелеграфе воспитателем Этюды «Котята просыпаются», «Котята резвятся», «Котята охотятся за мышкой». Хоровод-игра «Как кошки расплясались». | Мягкая игрушка кошка; фланелеграф и картинки к сказке «Кошка и котята»; шапочки кошек для подвижной игры. |
Март 4 неделя «Путешествие в деревню к бабушке» | Учить детей вступать во взаимодействие в сюжетно-ролевой игре и распределять роли; развивать двигательную активность детей; учить внимательно слушать сказку, следить за сюжетом; дать представление о театре игрушек на ковре. | Просмотр картинок и беседа на тему: «Путешествие на автобусе в деревню.» Чтение сказка «Простоквашино». Беседа по сказке. Игра «Едим на автобусе» | Атрибуты для сюжетно-ролевой игры (костюм бабушки, дедушки, шофера); декорации деревни |
Апрель 1-2 неделя Шутки и потешки | Приобщить детей к русской народной традиции; показать возможности лепной свистульки; познакомить со сказкой в театре лепной игрушки; побуждать детей к ролевому воплощению; учить отчетливо и эмоционально говорить прибаутки и потешки. | Декорации русской избы; лепные свистульки для театра игрушек (барашек, лошадка, птичка); русские костюмы для детей и взрослых. | 1. В гости в избу. 2. Сказка в театре лепной игрушки «Лошадка –златогрива и баран-круторог». 3. Пляска под рус. нар. мелодию «Как под горкой, под горой». |
Апрель 3 неделя Инсценировка любимых сказок «Вспомни сказку» | Будить воображение детей; развивать память; вызывать ассоциации; учить пересказывать сказку с помощью предметов (игрушек); учить отвечать на вопросы по содержанию сказки; развивать эмоциональную сторону речи детей; создавать эмоционально- положительный настрой на сказку. | Просмотр презентации «Путешествие в магазин игрушек». Чтение знакомых сказок Беседа:»Мой любимый сказочный герой» | Декорации деревянного домика, игрушки персонажей героев знакомых сказок |
Апрель 4 неделя Весенний утренник «Путешествие в весенний лес» | Учить передавать эмоции и чувства к происходящим переменам в природе весной посредством театрального и музыкального творчества( песенное, танцевальное, инструментально). | Рассматривание картинок с весенними пейзажами. Беседа на тему: «Признаки весны» | Костюм «Красной шапочки», волка, бабушки, медведя, ежат, декорации для леса, музыкальные инструметы. |
3 ЭТАП
Итоговый (май)
1. Презентация проекта в виде театрализованного представления.
2. Проведение итоговой диагностики уровня сформированности социально-коммуникативных навыков детей.
3. Обобщение опыта работы на педагогическом совете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театральная деятельность, как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Театральная студия. Опыт работы. Дополнительное образование....
Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС в ДОО
Развитие театрализованной деятельности детей дошкольного возраста (опыт работы)...
Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
Дети дошкольного возраста обладают большими потенциальными возможностями для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства, которые заставляют волноваться, сопереживать ...
Лэпбук, как средство развития социально-коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста
С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и наибол...
План самообразования воспитателя "Сюжетно-ролевая игра как средство развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"
План самообразования воспитателя по теме "Сюжетно- ролевая игра как средство развития социально - коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста....
Проект "Сюжетно- ролевая игра как средство развития социально- коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"
Проект "Сюжетно- ролевая игра как средство развития социально- коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"...