Программа кружка " Почемучки"
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №20 комбинированного вида
городской округ Орехово-Зуево
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
на заседании Педагогического совета приказом по МДОУ д/с №20 от «__»__2015 г.
протокол №__ от «__» __ 2015 г. Заведующий МДОУ д/с №20:
_____________ Н.И. Нездешнева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования
«Почемучки»
для детей в возрасте 6-7 лет
Составитель:
Журавлева Анастасия Михайловна, воспитатель
2015 год
1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Цель и задачи Программы.
1.3. Срок реализации Программы.
1.4. Принципы и подходы к формированию рабочей Программы.
1.5. Значимые для разработки и реализации рабочей Программы характеристики особенностей развития детей.
1.6. Планируемые результаты реализации Программы
2. Содержательный раздел.
2.1. Перспективное календарно-тематическое планирование.
2.2. Особенности взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников.
3. Организационный раздел.
3.1. Учебный план.
3.2. Расписание деятельности.
3.2. Описание материально-технического обеспечения, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
3.3. Список используемой литературы.
1.Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленным в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования одним из ориентиров является любознательность.
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне развитой личности. Ребенок по своей природе - исследователь, экспериментатор, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи). Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные действенным путем результата, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что детское экспериментирование оказывает влияние на качественные изменения личности в связи с усвоением способов деятельности, приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает логическое мышление, способность анализировать, делать выводы.
В основу данной рабочей программы заложена программа О. В. Дыбина
«Неизведанное рядом». Реализация программы обеспечивает соответствие знаний, умений и навыков детей установленным Федеральным государственным стандартам (от 17 октября 2013 г № 1155) и задачам, предусмотренным основной образовательной программой дошкольного образования по направлению «Познавательное развитие воспитанников».
1.2. Цель и задачи Программы.
Цель: создание условий для формирования основ целостного мировосприятия ребенка старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования.
Задачи:
- Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира: знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
- Знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);
- Развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, отражение и преломление света)
- Формировать у детей элементарные географические представления;
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов
- Развивать познавательный интерес к миру природы, понимания взаимосвязей в природе и место человека в ней.
- Воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
1.3. Срок реализации Программы.
Программа рассчитана на один год и предполагает проведение одного занятия 1 раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия 30 минут (подготовительная к школе группа). Общее количество учебных занятий в год-... Педагогический мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы проводится с использованием низкоформализованных методов (наблюдение, индивидуальная работа и др.) 2 раза в год: вводный – в сентябре, где определяются стартовые возможности детей, итоговый – в мае. Во время реализации образовательной программы большое внимание уделяется диагностике наращивания творческого потенциала детей и уровня развития любознательности: на вводных, заключительных занятиях и во время промежуточной аттестации с целью определения интересов ребенка, мотивации к занятиям в данном кружке, уровня развития знаний, умений и навыков.
Итоговой формой деятельности кружка является открытое итоговое занятие и участие в творческом отчете коллектива.
1.4. Принципы и подходы к формированию рабочей Программы.
Основные принципы, заложенные в основу работы:
- принцип научности (детям сообщаются научно обоснованные знания.);
- принцип динамичности (от простого к сложному);
- принцип интегративности (синтез искусств);
- принцип сотрудничества (совместная деятельность педагога и детей)
- принцип системности (педагогическое воздействие выстроено в систему заданий)
- принцип преемственности (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь формирует « зону ближайшего развития»).
- принцип возрастного соответствия (предлагаемые задания, игры учитывают возможности детей данного возраста);
- принцип наглядности (использование наглядно – дидактического материала, информационно – коммуникативных технологий);
- принцип здоровьесбережения (обеспечено сочетание статичного и динамичного положения детей, смена видов деятельности, безопасность во время проведения эксперимента)
1.5. Значимые для разработки и реализации рабочей Программы характеристики особенностей развития детей.
Психологами доказано, что мышление детей дошкольного возраста является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, процесс обучения и воспитания в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Этот принцип особенно важно соблюдать при осуществлении естественнонаучного и экологического образования.
Детское экспериментирование имеет свои особенности, отличающие его от экспериментирования школьников и, тем более, от научно-исследовательской работы взрослых. Главным отличием можно назвать генетическое родство детского экспериментирования с игрой, а также с манипулированием предметами, которые служат у детей важнейшими способами познания мира.
1. Детское экспериментирование свободно от обязательности. Мы не можем обязать ребенка ставить опыты, как поступили бы с учеником старшего класса или сотрудником лаборатории. Во время любого эксперимента у ребенка должно сохраняться ощущение внутренней свободы.
2. Как и при игре не следует регламентировать продолжительность опыта. Если ребенок работает с увлечением, не стоит прерывать его занятия только потому, что истекло время, отведенное на эксперимент по плану. В то же время, если интерес к эксперименту не возник или быстро пропал, его можно прекратить ранее запланированного срока.
3. В процессе детского экспериментирования не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана. Можно разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели занятия и не наносит вреда живым организмам.
4. Дети не могут работать, не разговаривая. Многие психологи, начиная с Ж. Пиаже, показали следующую закономерность: в тот период, когда в процессе становления психики ребенка наглядно-образное мышление начинает заменяться словесно-логическим и когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух. Эта стадия приходится как раз на старший дошкольный возраст. По этой причине дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения. Таким образом, создание возможности проговаривать свои действия нужно рассматривать как один из ведущих факторов развития ребенка в дошкольном возрасте.
5. Не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов. Несмотря на то, что фиксирование результатов приносит огромную пользу, злоупотреблять этим видом деятельности не следует. Необходимость регистрировать увиденное является дополнительной нагрузкой для ребенка.
6. Следующий важный момент, который необходимо учитывать,- это право ребенка на ошибку. Невозможно требовать, чтобы ребенок всегда совершал только правильные действия и всегда имел только правильную точку зрения. Дошкольники, даже старшие, только начинают осваивать словесный способ познания, поэтому зачастую указания и объяснения взрослых они не воспринимают. В этих случаях, учитывая наглядно-образный характер мышления, гораздо целесообразнее позволить детям самостоятельно на практике убедиться в неверности своих предложений. Иногда целесообразно специально закладывать в методику эксперимента возможность совершения ошибки. \
7. Предметом особого внимания является соблюдение правил безопасности. Дошкольники в силу возрастных особенностей еще не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. Увлекаясь работой, они забывают об этом, поэтому обязанность следить за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге.
1.6. Планируемые результаты реализации Программы
В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут:
- представления о свойствах веществ
- умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования
- навыки исследовательской деятельности самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать
В результате освоения содержания программы предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.
2.Содержательный раздел
2.1. Перспективное календарно-тематическое планирование
Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей воспитанников и темой занятий. Постепенно происходит его усложнение. Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба.
Основной формой работы по данной программе являются занятия, цель которых –
Формы проведения занятий: экскурсии, игровые, сюжетные, занятия с использованием опытно – экспериментальной деятельности, с использованием мультимедийного сопровождения и др.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию).
- репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности).
- частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом).
- исследовательский (самостоятельная творческая работа).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности:
- фронтальный (одновременно со всей подгруппой).
- индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы).
- групповой (работа в парах, тройками и т.д.).
- индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).
Месяц | Тема занятия | Использованная методическая литература |
Сентябрь 1 неделя | Ознакомление с экспериментальной деятельностью | О.В.Дыбина «Неизведанное рядом» |
2 неделя Неживая природа | Свет, цвет | О.В.Дыбина «Неизведанное рядом» стр 35 |
3 неделя | Вес, притяжение | О.В.Дыбина «Неизведанное рядом» стр 39 |
4 неделя | Звук | О.В.Дыбина «Неизведанное рядом» стр 40 |
5 неделя | Теплота | О.В.Дыбина «Неизведанное рядом» стр 42 |
Месяц | Тема занятия | Использованная методическая литература |
Октябрь Неживая природа 1 неделя | Вода | О.В. Дыбина « Неизведанное рядом» Стр 82 |
2 неделя | Воздух | О.В. Дыбина « Неизведанное рядом» Стр 84 |
3 неделя | Песок, глина,камни | О.В. Дыбина « Неизведанное рядом» Стр 89 |
4 неделя | Свет,цвет | О.В. Дыбина « Неизведанное рядом» Стр 90 |
5 неделя | Магниты, магнетизм | О.В. Дыбина « Неизведанное рядом» Стр 94 |
Месяц | Тема занятия | Использованная методическая литература |
Ноябрь Неживая природа 1 неделя | Электричество | О.В. Дыбина « Неизведанное рядом» Стр 98 |
2 неделя | Вес, притяжение | О.В. Дыбина « Неизведанное рядом» Стр101 |
3 неделя | Звук | О.В. Дыбина « Неизведанное рядом» Стр 102 |
4 неделя | Теплота | О.В. Дыбина « Неизведанное рядом» Стр 106 |
Месяц | Тема занятия | Использованная методическая литература |
Декабрь Неживая природа 1 неделя | Земля , космос | О.В. Дыбина « Неизведанное рядом» Стр 109 |
Человек 2 неделя | Человек | О.В. Дыбина « Неизведанное рядом» Стр 112 |
3 неделя | Человек. Рукотворный мир | О.В. Дыбина « Неизведанное рядом» Стр 116 |
4 неделя | Свойства материалов | О.В. Дыбина « Неизведанное рядом» Стр 116 |
5 неделя | Рукотворный мир. Преобразование | О.В. Дыбина « Неизведанное рядом» Стр 118 |
Месяц | Тема занятия | Использованная методическая литература |
Январь Живая природа 3 неделя | Живая природа | О.В. Дыбина « Неизведанное рядом» Стр 55 |
4 неделя | Строение, значение, функции, видоизменения частей растения | О.В. Дыбина « Неизведанное рядом» Стр 65 |
5 неделя | Характерные особенности факторов внешней среды | О.В. Дыбина « Неизведанное рядом» Стр 75 |
Месяц | Тема занятия | Использованная методическая литература |
Февраль Живая природа 1 неделя | Многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде | О.В. Дыбина « Неизведанное рядом» Стр 78 |
2 неделя | Характерные особенности сезонов | О.В. Дыбина « Неизведанное рядом» Стр 21 |
3 неделя | Живая природа занятие № 2 | О.В. Дыбина « Неизведанное рядом» Стр 127 |
4 неделя | Строение, значение, функции, видоизменения частей растения занятие № 2 | О.В. Дыбина « Неизведанное рядом» Стр 127 |
Месяц | Тема занятия | Использованная методическая литература |
Март Живая природа 1 неделя | Характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах | О.В. Дыбина « Неизведанное рядом» Стр 129 |
2 неделя | Характерные особенности факторов внешней среды. Природные зоны | О.В. Дыбина « Неизведанное рядом» Стр 131 |
3 неделя | Многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде | О.В. Дыбина « Неизведанное рядом» Стр 134 |
4 неделя | Эволюция | О.В. Дыбина « Неизведанное рядом» Стр 137 |
Месяц | Тема занятия | Использованная методическая литература |
Апрель Неживая природа 1 неделя | Вода | О.В. Дыбина « Неизведанное рядом» Стр 141 |
2 неделя | Воздух | О.В. Дыбина « Неизведанное рядом» Стр 143 |
3 неделя | Свет, цвет | О.В. Дыбина « Неизведанное рядом» Стр 149 |
4 неделя | Магниты,магнетизм | О.В. Дыбина « Неизведанное рядом» Стр 152 |
Месяц | Тема занятия | Использованная методическая литература |
Май Неживая природа 1 неделя | Электричество | О.В. Дыбина « Неизведанное рядом» Стр 154 |
2 неделя | Звук | О.В. Дыбина « Неизведанное рядом» Стр 157 |
2.2. Особенности взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников.
Ни одну воспитательную или образовательную задачу невозможно успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. На протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, которая затем перерастает в познавательную активность. Следовательно, родители и педагоги должны объединить свои усилия для решения следующих задач:
- побуждать старших дошкольников наблюдать, выделять, обсуждать, обследовать и определять свойства, качества и назначения предметов;
- поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, наблюдения и экспериментирования;
- направлять поисковую деятельность старших дошкольников;
- способствовать использованию в самостоятельной игровой деятельности знания, умения, переносить известные способы в нестандартные проблемные ситуации;
- приобщать к познавательному общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками; поощрять возникновение проблемных вопросов.
Для решения вышеперечисленных задач родители должны иметь представление о значении экспериментирования в развитии ребенка – дошкольника, о содержании работы по формированию навыков экспериментальной деятельности на данном возрастном этапе.
Формы взаимодействия с родителями:
- Консультации
- Беседы
- Проведение открытых занятий
- Участие родителей в мастер классах
3. Организационный раздел.
3.1. Учебный план.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (подготовительная к школе группа)
№ п/п | РАЗДЕЛ | Количество занятий |
1 | Неживая природа | 12.5 |
2 | Живая природа | 5.5 |
ИТОГО | 18 | |
3.2. Расписание.
Наименование видов услуг | Форма предоставления услуг | Время проведения | Кол-во занятий | День недели | |
В неделю | В месяц | ||||
Кружок « Почемучки» | занятия в кружке дополнительного образования | 16.15 | 1 | 4 | среда |
3.2. Описание материально-технического обеспечения рабочей программы кружка, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
В целях обеспечения деятельности кружка дополнительного образования в группе сформирована развивающая предметно-пространственная среда.
Для проведения занятий необходимо иметь: предметные картинки, пластмассовые, деревянные , резиновые шарики, шишки, дощечки, кусочки мыла, воздушные шарики, различные камешки, прозрачные емкости ( подробнее см. в «Перспективном плане»).
3.3. Список используемой литературы.
- Дыбина, О.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. [текст]/ О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щитинина. М.: 2002- 190 с.
- Тугушева,Т.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста.[текст]/ Т.П.Тугушева, А.С.Чистякова.С-П.:2008. – 128с.
- Бондаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми 6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. [текст]/ Т.М,Бондаренко В.: 2002. – 160 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Почемучка"
Программа кружка "Почемучка"....
Программа кружка "Почемучка"
Кружок "Почемучка" по поисково-познавательной деятельности дошкольников старшего возраста...
Рабочая программа кружка "Почемучка"
Рабочая программа кружка по познавательному развитию «Почемучка»(группа общеразвивающей направленности от 3 до 4лет) Воспитатель: Усова М.В. 20013--2014 учебный...
Рабочая программа кружка "Почемучка" 3-4 года
Рабочая программа кружка по познавательному развитию «Почемучка»(группа общеразвивающей направленности от 3 до 4лет) Воспитатель: Усова М.В. 20013--2014 учебный годПоясните...
Рабочая программа Кружка «Почемучки»
Работая в дошкольном учреждении, всегда стремлюсь искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников, считаю, что одним из перспективных и эффективных методом познания закономерностей и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА "ПОЧЕМУЧКИ"(СРЕДНЯЯ ГРУППА)
Цель программы: создание условий для развития интеллектуально – творческого потенциала личности ребенка и его трансформации в процессе саморазвития путем формирования и совершенствов...
Учебная программа кружка “Почемучки” на 2019-2020 учебный год
Практическое значение программы кружка Дети часто задают вопросы, касающиеся разных предметов и явлений, интересуются причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно прид...