РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА "ПОЧЕМУЧКИ"(СРЕДНЯЯ ГРУППА)
рабочая программа по окружающему миру (средняя группа) на тему
Цель программы: создание условий для развития интеллектуально – творческого потенциала личности ребенка и его трансформации в процессе саморазвития путем формирования и совершенствования исследовательских способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_pochemuchki.odt | 31.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Направленность: Рабочая программа «Почемучки» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта. В стандарте рассматривается несколько видов компетентности: познавательные, социальные, личностные. Программа «Почемучки» посвящена формированию познавательных (интеллектуальных) компетентностей. Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий и исследовательской деятельности, которая развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. Кроме образовательной деятельности у ребенка данная программа направлена на развитие личностных качеств дошкольника - дает ребенку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности, познать радость при преодолении трудностей, воспитать у дошкольника интерес к самому процессу познания, находить самостоятельный путь решения познавательных исследовательских задач, а также не бояться ошибок.
Новизна- данной программы заключается в формировании познавательной компетентности у воспитанника через исследовательское обучение.
Актуальность. Научные исследования ожиданий и требований современного общества к гражданам показывают высокую потребность в инициативных, ответственных, компетентных и коммуникативных людях.
Анализ современного состояния образования в России, в особенности в дошкольных учреждениях, свидетельствует о нарастающем разрыве между собственно жизнью (социокультурной средой) и системой образования, сводимой к передаче знаний – умений – навыков воспроизводящего характера. Многократное увеличение информационного потока вынуждает образовательные учреждения все интенсивнее искать новые способы работы с детьми.
В стандарте рассматривается несколько видов компетентности: познавательные, социальные, личностные.
Актуальность проблемы формирования познавательных компетентностей для дошкольников обусловлена следующими факторами:
- разрыв между знаниями и умениями применять эти знания на практике;
- преодоление несоответствия результатов существующей системы образования новым социально-экономическим задачам государства;
- необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности;
- необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности;
- необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы;
- связи со стихийностью и зачастую не прогнозируемостью результатов развития детей, проблемами дезадаптации, низким уровнем школьной зрелости со всей остротой встает задача целенаправленного управляемого формирования; системы универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться;
- для формирования коммуникативных компетенций необходим базовый уровень интеллектуальных умений, например для воспитания умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразным мнениям, уметь слушать и слышать партнера важным является способность свободно, четко понятно излагать свою точку зрения на проблему, анализировать позицию собеседника.
Педагогическая целесообразность: Модернизация образования обусловлена изменениями, происходящими в современном обществе. С одной стороны, изменилась ситуация на рынке труда. В меняющемся мире система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм – способность менять сферы и способы деятельности. С другой стороны, происходит глобальная информатизация общества. Именно с этим связанно появление многих идей компетентностного подхода в образовании.
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ребенка, а умение решать проблемы, возникающие в познании, во взаимоотношениях людей, в профессиональной жизни, в личностном самоопределении.
Компетенция в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.
По мнению доктора педагогических наук Германа Селевко, компетенция-это готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности и т.д.
Технология формирования исследовательской компетенции представляет собой 5 этапов.
1 этап- дать элементарные представления о явлениях и объектах окружающей действительности посредством элементарного экспериментирования.
2 этап- развитие образного мышления, усвоение обобщающих знаний, отражающих существенные связи и отношения, используя метод моделирования.
3 этап- развитие творческого системного мышления, т.е. умение видеть окружающее во взаимосвязи всех компонентов; учить детей изобретать предметы с новыми свойствами и качествами.
4 этап- учить ребенка находить разрешать противоречия в объектах явлениях, которые его окружают, учить дошкольника находить выход из любой сложной ситуации.
5 этап- развивать коммуникативные навыки в процессе исследования
Цель программы: создание условий для развития интеллектуально – творческого потенциала личности ребенка и его трансформации в процессе саморазвития путем формирования и совершенствования исследовательских способностей.
Задачи:
- Развитие познавательных мотивов дошкольников.
- Развитие познавательных способностей дошкольников.
- Обучение дошкольников специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований и проектирования.
- Формирование и развитие у дошкольников умений и навыков исследовательского поиска и творческого проектирования.
- Формирование у дошкольников, родителей представлений об исследовательском обучении как способе учебной деятельности.
- Формирование социальных компетенций: толерантности, способности к сотрудничеству, повышение адаптивных способностей детей.
Отличительные особенности: Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму ». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность найти ответ на вопросы «Как?» и «Почему?». Круг явлений, с которыми экспериментируют воспитанники, с каждым разом расширяется.
Считаю, что одним из активных методов формирования познавательной компетенции является создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей детей, к формированию активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ребенок, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию.
Повышению развития творческого потенциала дошкольника способствуют игровые технологии. Играя с увлечением, дети лучше усваивают материал, не устают, не теряют интереса. Задания создают не только проблемную ситуацию, но и содержат в себе новизну информации, неожиданность, необычность, странность, несоответствие прежним представлениям, удивление. Прав физик Луи де Бройль, сказавший: «Удивление – мать открытий».
Развитию познавательного интереса, активизации исследовательской деятельности воспитанников способствуют и групповые технологии (работа в группах). Группы формируются по желанию самих ребят, с учетом их интересов, и, возможностями. Такая форма работы формирует у детей самостоятельность, способствует развитию чувства ответственности, исполнительности, самокритичности.
Возраст детей: 4-5 лет.
Сроки реализации программы- 1 год. Занятия с детьми , предусмотренные программой, организованы в виде небольших блоков, объединенных общей темой, и проводятся с подгруппой детей до 15 человек 2 раза в неделю по 30 минут . Значительное место в них занимает практическая работа – проведение простейших опытов, наблюдений. Главным является то, что дети принимают непосредственное участие в исследовательской деятельности, и большинство опыты проводят самостоятельно.
Реализация программы осуществляется в различных видах деятельности:
- организованная образовательная деятельность;
- в совместной деятельности педагога с детьми;
- в свободной самостоятельной деятельности самих детей.
Организованная образовательная деятельность - решаются цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности специальных заданий, отвечающей логике развития тех или иных способностей.
В совместную деятельность педагога с детьми входят игры по развитию коммуникативных, исследовательских навыков, развитию речи, развитию познавательной активности и т.д.
Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет отдается практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.
Ожидаемые результаты:
- позитивные сдвиги в познавательном развитии дошкольников, в том числе повысилась поисковая активность.
А так же у детей сформировались учебно-познавательные компетенции:
дети научились ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель;
организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей познавательной деятельности;
задавать вопросы к наблюдаемым факторам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
дети приобрели устойчивые представления об окружающем мире,
научились проводить элементарные опыты, добывать знания непосредственно из окружающей действительности;
отстаивать свою точку зрения, смело и открыто высказывать свои идеи.
работать с инструкциями, использовать элементы вероятностных и статистических методов познания, описывать результаты, формулировать выводы;
умение детей применять имеющиеся знания в новых условиях.
Через индивидуальные карты развития ребенка будет проходить фиксация и анализ результативности реализация программы.
По итогам реализации дополнительной образовательной программы предполагается провести открытый просмотр для родителей, а для педагогов в форме презентации. В течении года вместе с детьми по тематическим блокам будут оформляться альбомы, тетради, стенгазеты и т.д.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название разделов, тем | Количество часов | ||||
Всего | Теория | Практика | |||
Вода | 16 | 2 | 14 | ||
Песок. Глина. Камни | 10 | 2 | 8 | ||
Воздух. Свет. | 8 | 1 | 7 | ||
Рукотворный мир | 17 | 2 | 15 | ||
Человек | 9 | 2 | 7 | ||
Растительный и животный мир | 8 | 1 | 7 | ||
всего | 68 | 10 | 58 |
Содержание программы:
Программа состоит из блоков, которые взаимосвязаны между собой.
Блок «Вода»
теория- знакомство с физическими и химическими свойствами воды, её значении в жизни всего живого, необходимости беречь воду, сбережение воды.
Практика –эксперименты, исследования, опыты с водой на подтверждении полученных знаний, игры с водой.
Блок «Песок, глина камни»
Теория - знакомство с физико-химическими свойствами песка, глины, почвы, камней, их появление и использование человеком.
Практика - опыты на подтверждении полученных знаний, эксперименты, исследования, игры с песком, творческие мастерские.
Блок «Воздух»
Теория - знакомство с физическими и химическими свойствами воздуха, его значение в жизни всего живого, необходимости беречь его от загрязнения.
Практика - опыты с воздухом на подтверждении полученных знаний, творческая мастерская, эксперименты и исследования.
Блок «Рукотворный мир»
Теория - познакомить с многообразием рукотворного мира, признаками и свойствами материалов, физическими свойствами, значимости назначения предметов от его строения и материала из которого он сделан, познакомить с историей создания материалов и предметов.
Практика - опыты, творческие мастерские, игры-эксперименты.
Блок «Человек»
Теория- познакомить с органами: нос, глаза, уши, язык и др. Их назначении. Необходимости вести здоровый образ жизни. Полезные и неполезные продукты.
Практика - игры , исследования, опыты.
Блок «Растительный и животный мир»
Теория - характерные особенности сезонов, растения и животные как живые организмы, их общие признаки, сходства и различия, специфические потребности (в тепле, воде, воздухе, почве, строение, функции и значение частей растений, видоизменение частей растений, его связь с выполняемой функцией, влияние факторов неживой природы (вода, свет, тепло, почва) и их влияние на живую природу и др..
Практика – опыты, наблюдение, эксперименты, игры, составление схем.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Содержание | Кол-во часов | Сроки ( дата) | ||
1 | В гостях у Совы | 1 | 07.10.2015 | ||
2-3 | Путешествие с Капелькой. | 2 | 9.10.2015 14.10.2015 | ||
4-5 | Свойства воды. | 2 | 16.10.2015 21.10.2015 | ||
6 | Веселые краски. | 1 | 23.10.2015 | ||
7 | Значение воды в жизни всего живого. Нужно ли воду беречь? | 1 | 28.10.2015 | ||
8 | В гостях у Нептуна | 1 | 30.10.2015 | ||
9 | Самостоятельная деятельность детей. Индивидуальная работа. | 1 | 5.11.2015 | ||
10-11 | Песочная страна. Свойства песка. | 2 | 6.11.2015 11.11.2015 | ||
12-13 | Занимательный песок. Игры с песком. | 2 | 13.11.2015 18.11.2015 | ||
14-15 | Песок и глина. Фильтр. | 2 | 20.11.2015 25.11.2015 | ||
16-17 | Почва. Песок, глина. Творческая мастерская | 2 | 27.11.2015 2.12.2015 | ||
18 | Камни. | 1 | 4.12.2015 | ||
19 | Свет. Почему бывает день и ночь. | 1 | 9.11.2015 | ||
20 | Проект: цветок для мамы | 1 | 11.12.2015 | ||
21-22 | Этот удивительный воздух. | 2 | 16.12.2015 18.12.2015 | ||
23-24 | Движение воздуха. Ветер. Творческая мастерская. | 2 | 23.12.2015 25.12.2015 | ||
25 | Удивительные пузыри. | 1 | 30.12.2015 | ||
26 | Самостоятельная деятельность детей. Индивидуальная работа. | 1 | 13.01.2016 | ||
27 | Снег- это тоже вода. Почему растаяла Снегурочка | 1 | 15.01.2016 | ||
28 | Освобождение бусинок из ледяного плена | 1 | 15.01.2016 | ||
29 | Веселые льдинки. | 1 | 20.01.2016 | ||
30-31 | Мир тканей. Творческая мастерская. | 2 | 22.01.2016 27.01.2016 | ||
32 | Мир пластмассы. Её свойства. | 1 | 29.01.2016 | ||
33 | Железо. Магнит. | 1 | 03.02.2016 | ||
34 | Стекло его качества и свойства. | 1 | 05.02.2016 | ||
35 | История возникновения стекла. Творческая мастерская. | 1 | 10.02.2016 | ||
36-37 | Древесина и её качества. Рисование по дереву. | 2 | 12.02.2016 17.02.2016 | ||
38 | Бумага и её качества. | 1 | 19.02.2016 | ||
39 | Резина и её качества. | 1 | 24.02.2016 | ||
40 | Расскажи о себе шарик | 1 | 26.02.2016 | ||
41-42 | Объем. Вес. История создания весов. | 2 | 02.03.2016 04.03.2016 | ||
43 | Летает-не летает. Тонет-не тонет. | 1 | 09.03.2016 | ||
44 | У нас в гостях Самоделкин. Творческая мастерская. | 1 | 11.03.2016 | ||
45 | Самостоятельная деятельность детей. Индивидуальная работа | 1 | 16.03.2016 | ||
46 | «Носарий» | 1 | 18.03.2016 | ||
47 | Глаза- органы зрения. | 1 | 23.03.2016 | ||
48 | Язычок- помощник. | 1 | 25.03.2016 | ||
49 | Уши- органы слуха. | 1 | 30.03.2016 | ||
50 | Мой организм. | 1 | 01.04.2016 | ||
52 | ЗОЖ | 1 | 06.04.2016 | ||
53 | Разные краски. | 1 | 08.04.2016 | ||
54 | Самостоятельная деятельность детей. Индивидуальная работа. | 1 | 13.04.2016 | ||
55 | Чудеса растений. Способы размножения растений. | 1 | 15.04.2016 | ||
56 | Посадка лука. Эксперименты. | 1 | 20.04.2016 | ||
57 | Почему растения «вертятся». | 1 | 22.04.2016 | ||
58 | Зачем животным воздух и вода | 1 | 27.04.2016 | ||
59 | Путешествие в лес (интеллектуальная игра) | 1 | 29.04.2016 | ||
60 | Часы, которые изобрел человек. Изготовление песочных часов. | 1 | 04.05.2016 | ||
61 | Солнечный зайчик | 1 | 06.05.2016 | ||
62 | Эксперименты с молоком | 1 | 11.05.2016 | ||
63 | Секреты подсолнечного масла. | 1 | 12.05.2016 | ||
64 | Выращивание кристаллов. Соль. | 1 | 13.05.2016 | ||
65 | «Кока-кола»- вред или польза | 1 | 18.05.2016 | ||
66 | Экскурсия в лес. | 1 | 20.05.2016 | ||
67-68 | Творческие мастерские. Самостоятельная деятельность | 2 | 25.05.2016 27.05.2016 |
Методическое оборудование: схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;книги познавательного характера, атласы; карточки-схемы проведения экспериментов, оформленные на плотной бумаге ;дневники ( альбомы) экспериментов
Материально-техническое оборудование:
Компьютер, проектор, музыкальный центр, доска,прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма (пластиковые бутылки, стаканы, ковши, миски и т.п.);мерные ложки;сита и воронки разного материала, объема;резиновые груши разного объёма;
половинки мыльниц, формы для изготовления льда, пластиковые основания от наборов шоколадных конфет, контейнер для яиц;резиновые или целлофановые перчатки;пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы безигл;гибкие и пластиковые трубочки, соломка для коктейля;
гигиенические безопасные пенящиеся вещества (детские шампуни, пенки для ванн), растворимые ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки), растворимые продукты (соль, сахар, кофе, пакетики чая) и т.п.;
природный материал: (камешки, перья, ракушки, шишки, семена, скорлупа орехов, кусочки коры, пакеты или ёмкости с землей, глиной, листья, веточки) и т.п.;бросовый материал: (бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, поролона, меха, проволока, пробки, разные коробки) и т.п.;
лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;
утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
разные виды бумаги;красители: гуашь, акварельные краски;контейнеры с землей для посадки растений; контейнеры с песком и водой;
контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов;
рулетка, портновский метр, линейка, треугольник; часы песочные;
бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры; клеёнчатые фартуки, нарукавники, щётка-смётка, совок, прочие предметы для уборки, полотенца
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Г.П. Тугушева « Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста».
2. А. И. Иванова « Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»
3. Л. Н. Прохорова « Организация экспериментальной деятельности дошкольников»
4. В. В. Москаленко, Н. И. Крылова « Опытно — экспериментальная деятельность»
5. Н. А. Рыжова « Маленький исследователь в детском саду»
6. О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
7. Н.М. Зубкова « Воз и маленькая тележка чудес».
8. Соколенко Т. В. Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром через опытно-экспериментальную деятельность [Текст] / Т. В. Соколенко // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 624-626.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитателя средней группы по программе "Детство" в соотвествии с ФГТ на 2012-2013 образовательный период
Программа воспитателя средней группы соответствующая ФГТ на 2012/2013 образовательный период. Комплексная программа "Детство"...
Рабочая программа по средней группе по примерной общеобразовательной программе Н.Е.Вераксы " От рождения до школы" возраст 3-4 года
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок» г. Советский»Согласовано:Зам.заведующегоМАДОУ д/с «Светлячок»___________________ Рослякова Л.В.01сентября ...
Рабочая программа для средней группы по программе "Мир открытий"
Рабочая программа воспитателя ДОУ по образовательной программе "Мир открытий"...
Рабочая программа для средней группы по программе"От рождения до школы"
Рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой, 2015 ...
Рабочая программа для средней группы группы учтены концептуальные положения используемой в ДОУ примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Программа спроектирована с учетом примерной основной образовательной программой дошкольного образования, которая одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (...
Рабочая программа воспитателя средней группы на основе Программы "От рождения до школы" под ред.Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой с учетом ФГОС
Рабочая программа, разработана на основе основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ детский сад №13 "Синяя птица" городского округа Люберцы, в соответствии с:...
Рабочая программа для средней группы по программе "Мир открытий"
Данная рабочая программа разработана для детей средней группе на основе примерной общеобразовательной программы "Мир открытий" автор Л.Г. Петерсон и др....