Программа кружка "Почемучка"
рабочая программа по окружающему миру (средняя группа) по теме
Кружок "Почемучка" по поисково-познавательной деятельности дошкольников старшего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_pochemuchka_-_kopiya.docx | 40.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №14 города Котовска Тамбовской области
Программа кружка «Почемучка»
по поисково-познавательной деятельности для старших дошкольников
Подготовила воспитатель:
Козодаева Татьяна Вячеславовна
Котовск
Программа кружка "Почемучка"
Пояснительная записка.
Особое значение для развития личности ребенка в дошкольном возрасте имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.
Существенную роль в этом направлении играет поисково-исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности.
Исходя из этого, возникла необходимость по созданию условий для целенаправленной работы по поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
Цель программы: создание условий для формирования у дошкольников поисково- исследовательской деятельности, которая бы позволила не только систематизировать и расширить имеющиеся у детей представления об окружающей действительности, но и дать возможность детям через эксперимент взять на себя новые социальные роли: лаборанта, исследователя, «ученого».
Для решения поставленной цели реализуются следующие задачи:
- Создавать условия для формирования у детей дошкольного возраста способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- Развивать собственный исследовательский и познавательный опыт;
- Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность;
- Развивать у детей коммуникативность, наблюдательность, элементарный самоконтроль своих действий;
- Воспитывать ценность проживания в гармонии с природой;
- Формировать у детей представления о возникновении и совершенствования приборов в истории человечества.
- Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира:
знакомить с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);
развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света).
- Формировать у детей элементарные географические представления (природно-климатические зоны, природные явления, разные виды ландшафта, природные богатства недр Земли).
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
Организация поисково-познавательной работы с детьми дошкольного возраста идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:
1. Живая природа (многообразие живых организмов, характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах и т.д.).
2. Человек (человек –живой организм, человек – пользователь природы)
3. Неживая природа (вода, воздух, почва, земля, песок их свойства, планета Земля – её рельеф, климат, природные явления, Космос и Солнечная система).
4.Физические явления ( мвет, цвет, звук, магнетизм, земное притяжение, электричество и т.д.)
5.Рукотворный мир (материалы и их свойства, предмет – результат деятельности человека, преобразования предметов и т.д.)
Оборудование:
приборы: микроскоп, компас, магниты, лупы, зеркало, часы разного вида, весы, линейки, мерные стаканчики, термометры;
предметы из разных материалов: бумаги, дерева, железа, пластмассы и др.; коллекции природных материалов: семена, камни, песок, глина, земля, гербарии; оборудование для опытов: пипетки, ложки, пробирки, прозрачные емкости, полиэтиленовые бутылки, трубочки и т.д.;
иллюстративный, наглядный материал, глобус, карта, детская картотека опытов, детские энциклопедии, атласы, тетрадь “Безопасность”, DVD плеер, диски с видеоматериалом.
Данная программа рассчитана на два года.
Первый год обучения рассчитан на старший дошкольный возраст.
Занятия будут проходить во второй половине дня один раз в неделю по 20-25 минут подгруппами по 9 – 10 человек.
Второй год обучения занятия будут проходить два раза в неделю по 25 минут
Предполагаемый результат обучения:
Учебно-тематический план
Первый год обучения
№ | Название темы | Количество часов на изучение темы |
1 | Вводное занятие | 1 |
2 | Живая природа: Растения и животные как живые организмы - Многообразие живых организмов Приспособление к окружающей среде Природа России Человек – часть природы | 2 2 2 1 2 |
3 | Природные явления и объекты | 1 |
4 | Звук и слух | 2 |
5 | Свет, цвет | 2 |
6 | Измерение: Измерение объёма, длины с помощью мерок. Практическая работа. Как человек измеряет? Измерительные приборы длины, веса, объёма Часы и время. | 2 1 1 |
7 | Вещество: Свойства воды. Свойства воздуха. Твёрдое тело: материалы (керамика, стекло, пластмасса, песок, глина, металлы), свойства материалов Рукотворный мир Изготовление поделок из бумаги, картона, пластилина, солёного теста , природного, бросового материала | 2 2 2 2 2 |
8 | Земля и её место в Солнечной системе: Земля, космос. Земля на глобусе и карте Солнце – источник света и тепла, его значение Отчего происходит смена дня и ночи. | 1 1 1 1 |
Итоговое занятие | 1 | |
Всего: | 34 |
№ | Название темы | Количество часов на изучение темы |
1 | Вводное занятие | 1 |
2 | Растения и животные как живые организмы: Особенности природно-климатических зон Земли Многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде Эволюция Человек и его организм Охрана здоровья Природа России, охрана природы Природные явления | 3 3 2 1 2 2 2 2 |
3 | Измерение: 1Измерительные приборы длины, веса, объёма 2Стариные меры длины 3 Термометр и температура. 4 Часы и время. | 2 1 1 2 |
4 | Вещество: 1 Три состояния вещества (твёрдое, жидкое, газообразное) 2 Свойства воды. 3 Свойства воздуха. 4 Твёрдое тело: материалы (керамика, стекло, пластмасса, песок, глина, металлы), свойства материалов 5Использование человеком материалов для изготовления предметов. Изготовление поделок из бумаги, природного , бросового материала и т.д 6 Взаимодействие и переход вещества из одного вида в другой (нагрев и охлаждение, горение, плавучесть, растворение, кипячение, круговорот воды в природе) | 1 2 2 2 2 2
|
5 | Планета Земля 1Земля. Космос. 1Наш дом - Земля 2 Земля на глобусе и карте 4Части света, путешествие по карте
| 2 2 2 3 |
6 | Свет и цвет 1 Отражение света. Зеркало. 2 Что такое радуга? Смешение цветов. | 2 2 |
7 | Движение: 1 Почему предметы движутся? 2 Тяготение. Свободное падение. 3 Виды движения. 4 Равновесие. Простые механизмы. | 1 1 1 1 |
8 | Звук и слух Источники звуков, распространение звука Способы восприятия звуков животными и человеком. | 2 1 |
9 | Теплота | 1 |
10 | Магнетизм 1Магнит и его свойства 2 Магнитные свойства Земли. Компас. | 2 1 |
11 | Электричество 1 Молния. Электрический ток. Виды электричества. 2 . Электрические приборы. | 2 1 |
12 | Человек и рукотворный мир | 4 |
13 | Итоговые занятия | 3 |
Всего: | 68 |
Содержание программы
Живая природа
Природа – это наш общий дом, закрепить знания детей о растениях, животных, рыбах, птицах. Закреплять умение классифицировать объекты, выделяя их характерные признаки. Учить устанавливать причинно- следственные связи.
Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития живых организмов (вода, свет, тепло). Экосистемы.
Теория
Организм растет и в своем развитии проходит определенные этапы, обычно изменяя форму и увеличиваясь.
Чтобы расти организм нуждается в питательных веществах и в энергии, поддерживающей жизненные процессы.
Организм размножается, то есть воспроизводит себе подобных.
Живые существа бывают самых разных форм и размеров. Некоторые малы, что их можно разглядеть только а микроскоп, например, амебу в капле воды. Других, таких как божья коровка, можно хорошо рассмотреть через простое увеличительное стекло. Такие растения, как секвойя, достигают колоссальных размеров. Животные, подобные динозаврам, жили в доисторические времена. Мы, люди тоже относимся к живым существам.
Практическая работа
Рассматривание иллюстраций, видео материалов с образцами живой природы, рассматривание в микроскоп, разгадывание кроссвордов, классификация, опыты «Может ли растение дышать?», «Что выделяет растение?» « Лабиринт», наблюдения «Дышат ли рыбы?» «Зачем им крылышки?»
Природные явления и объекты.
Законы существования всего живого на земле: закон всемирного тяготения и земного притяжения, закон действия и противодействия, видоизменения вещества и перехода его из одного состояния в другое. “Чудеса”, происходящие в природе (восход Солнца, радуга, туман, роса, дождь, снег, ветер) объяснимы и подчиняются физическим законам.
Теория
Беседы, чтение энциклопедий, учить понимать и оценивать природные явления, их влияние на эмоциональное состояние человека; оценивать природные явления, воспитывать интерес к явлениям погоды.
Практика
Рассматривание иллюстраций, видеоматериалов, наблюдения
Измерение.
Измерение как один из способов познания мира. Единицы измерения температуры, времени. Понятие “время” - длительность существования, продолжение событий, последовательное течение суток за сутками. История развития измерительных приборов и происхождение мер. Измерительные приборы длины, веса, объема.
Измерение величин
Теория:
выяснить свойство предметов – массу, познакомить с прибором для измерения массы – чашечными весами; научить способам их использования. Расширить представления детей о мерах длины: условная мерка, единица измерения; познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой. Развить познавательную активность детей за счет знакомства с мерами длины в древности (локоть, фут, пас, ладонь, палец, ярд).
Практическая работа:
игра – эксперимент с чашечными весами для определения массы различных предметов, фиксация результатов по сравнению веса игрушек. Измерение высоты предметов с помощью условной мерки и измерительных приборов, сравнение и фиксация результатов.
Умения и навыки:
умение пользоваться чашечными весами, делать выводы о различии массы и длины. Умение называть и отличать единицы измерения: метр, сантиметр, локоть, палец, ладонь.
Вещество.
Три основных состояния веществ (жидкое, твёрдое и газообразное). Свойства воды как жидкости (способность растворять в себе другие вещества, выталкивать более лёгкие предметы и удерживать их на поверхности, находиться в любом из трёх состояний вещества ). Способы познания свойств жидкостей: погружение различных предметов для определения “плотности”, плавучести (пенопласт, деревянный брусок, камень, металлический предмет, изделия из стекла, пластмассы), растворение соли, сахара, соды, марганца; замораживание, нагревание, кипячение.
Твердые тела, их свойства. Применение в жизни человека изделий из стекла, пластмассы, керамики, дерева. Экспериментирование с твёрдыми телами, их свойствами: рассматривание почвы, песка, глины, пропускание через них воды, ощупывание, разбивание, нагревание предметов из стекла, пластмассы, металла.
Свойства воды
Теория:
уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развить умение действовать по алгоритму, разгадывать элементарный кроссворд. Познакомить с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков, расширить представления о значении воды в жизни человека; развивать социальные навыки.
Практическая работа:
отгадывание кроссворда о воде, опыты, доказывающие определенные свойства воды ( игра «Кто больше перенесет воды пипеткой за 1 минуту?»), смешивание воды с различными веществами, очищение воды фильтрованием. Получение конденсированной воды на охлажденном стекле, отгадывание загадок, опыты со льдом, игра «Арктическое морское путешествие».
Умения и навыки:
умение работать с водой, пипеткой, стеклянной посудой. Умение работать по алгоритму, разгадывать кроссворды, навыки безопасного поведения при работе с различными веществами. Умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения.
Свойства воздуха
Теория:
расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется и поднимается вверх – он легкий, при охлаждении сжимается и опускается вниз – он тяжелый; познакомить с историей изобретения воздушного шара. Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс, дать знание о том, что воздух – условие жизни всех живых организмов на земле; показать приспособление органов дыхания к окружающей среде.
Практическая работа:
игра «Узнай по запаху», опыты для определения веса воздуха, его объема, свойств расширения и сжатия воздуха. Опыт «Свеча и змейка», опыт «Песчаная буря в банке», дидактическая игра «Твердые, жидкие, газообразные человечки».
Умения и навыки:
умение делать выводы о свойствах воздуха (невидим, не имеет запаха, имеет вес, занимает объем, при нагревании расширяется, при охлаждении – сжимается), умение пользоваться чашечными весами. Умение соблюдать правила техники безопасности при работе с огнем, умение делать выводы о причинах необычного строения носа у верблюда и сайгака. Умение отличать жидкие, твердые и газообразные вещества и материалы, умение делать вывод, что воздух – условие жизни всех живых организмов на земле.
Земля и её место в Солнечной системе.
Модель Солнечной системы, место планеты Земля в ней, вращение Земли вокруг собственной оси и вокруг Солнца. Смена дня и ночи. История возникновения календаря. Способы ориентировки по карте, на местности (используя знание сторон света), во времени (знание частей суток, времен года).
Свет и цвет.
Свет как одна из форм энергии. Солнце-главный источник света на Земле. Свойства света: отражение (от зеркальных поверхностей разной формы – выпуклой, вогнутой, плоской), преломление луча света от фонарика, через плоскую бутылочку; увеличение изображений , использование увеличительного стекла, лупы, изготовление самодельной линзы; разложение света на составляющие цвета, получение радуги. Строение глаза как оптического прибора. История развития осветительных приборов.
Теория:
дать представление детям о Солнце как о звезде и о планетах солнечной системы. Познакомить детей с понятиями света и тени, показать значение разного освещения в жизни растений и животных. Показать, что солнечный луч может превращаться в разноцветный. Познакомить с понятием «световая энергия», показать степень ее поглащения разными предметами, материалами.
Практическая работа:
игра «Догони свою тень», опыт «Волшебный лучик». Опыты с настольной лампой для определения степени поглощения энергии разными предметами и материалами; опыт – игра «Волшебная змейка», создание коллажа «Все что летает», опыты с воздушными шарами. Изготовление мыльных пузырей по схеме – алгоритму.
Умения и навыки:
навыки безопасной работы с электрической лампой, ножницами, умение делать выводы о «световой энергии» и степени ее поглощения различными предметами и телами; умение давать определение Солнцу как звезде, которая дарит нам тепло и свет. Умение делать опыты по алгоритму для получения разложения солнечного луча с помощью призмы, зеркала, воды. Навыки при выполнении коллективной работы по изготовлению мыльных пузырей.
Движение.
Виды движения: человек и животные идут, бегают, приседают, скачут; машины, самолеты, механизмы перемещаются в различных пространствах (воздушное, водное, земное); планеты и спутники вращаются в космосе. Прямолинейное, вращательное, движение по наклонной плоскости, свободное падение. Историей создания простых механизмов и их применение.
Звук и слух.
Источники звуков. Способы восприятия звуков животными и человеком. Строение человеческого уха. Гигиенические правила охраны слуха. Понятие – скорость звука. Распространение звука в воздухе, воде и твёрдых телах, отражение звука (эхо), громкость.
Теория:
познакомить детей с понятием «звук», выявить причину возникновения звука – дрожание предметов. Обобщить представления детей о физическом явлении – звуке: звук слышим с помощью уха, звуки бывают высокие и низкие, передаются с помощью звуковых волн, можем его усилить с помощью специальных предметов.
Практическая работа:
опыты с линейкой, листом бумаги, блюдцами, проволокой, музыкальными инструментами для извлечения звука. Создание специального телефона. Опыт «Возникновение звуковых волн».
Умения и навыки:
умение делать выводы, что звуковые колебания достигают уха в виде звуковых волн и мы воспринимаем их как звук. Умение делать вывод, что в воде звук распространяется медленнее и вода «гасит» звуковые волны. Умение сравнивать различные звуки, определять их источник.
Магнетизм.
Магнит и его свойства: притягивает к себе металлические предметы.
Область применения магнитов. Компас – прибор для определения сторон света. Устройство компаса.
Локальный компонент: изображение сторон света на схеме участка детского сада.
В мире электричества
Электричество как особая форма энергии. История открытия электричества. Статическое электричество: молния, искры на одежде, возникающие при трении Проводники – материалы, проводящие электрический ток: металлы, вода; материалы вообще не проводящие электричество: дерево, стекло, резина, пластмасса. Устройство простейших электроприборов; рассматривание устройства розетки, вилки, электрической лампочки; собирание простейшей электрической цепи, создание электромагнита с помощью гвоздя, намотанного на него провода и батарейки; правила техники безопасности в пользовании электроприборами.
Локальный компонент: электроприборы-помощники в детском саду
Человек и рукотворный мир.
Закрепить понятие о том, что человек на протяжении веков создавал себе предметы для жизни; как изменялись эти предметы , как вещи, которые нас окружают, помогают человеку выжить; развивать ретроспективный взгляд на предметы человеческого быта, научить детей понимать назначение и функции многих предметов одежды, обуви, мебели, столовых и бытовых приборов; воспитывать бережное отношение к окружающим предметам.
Методическое обеспечение программы.
Основной формой работы являются занятия: занятия-путешествия, занятия-эксперименты, занятия-экскурсии, но также организуются целевые прогулки, циклические наблюдения, проектная деятельность. Благодаря им целенаправленно формируется и развивается мотивация личности ребенка к познанию.
Большая часть занятий носит комплексный характер, включает разные виды детской деятельности: учебно-игровую, коммуникативно-диалоговую, экспериментально-исследовательскую.
Алгоритм занятий:
мотивация,
подготовительная беседа,
практическое (экспериментальное) задание,
анализ деятельности.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная (работа с раздаточными карточками, лабораторные работы, выполняемые в пространственно-предметной среде группы), фронтальная (беседа), подгрупповая (наблюдение, проведение эксперимента).
В зависимости от поставленных задач на занятии используются различные методы и приемы обучения.
Методы стимуляции и мотивации:
вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы , вопросы, помогающие прояснить ситуацию, выдвинуть гипотезу и понять смысл эксперимента, его содержание и природную закономерность;
метод, стимулирующий детей к коммуникации: “Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?”
Игровые методы:
-экспериментальные игры
“Тонет – не тонет”,
“Хотела галка пить...”,
“Мыльные пузыри”,
“Сделаем растворы”,
“В какой воде легче плавать?”
позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей;
Практические:
действия с магнитами, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей, пересыпание сыпучих материалов позволяют самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности;
Наглядные:
схемы проведения к опытам, таблицы, иллюстрации природных и физических явлений позволяют упростить понимание сложных явлений на дошкольном уровне.
Метод драматизации: когда ребенок берет на себя роль Незнайки-Почемучки, лаборанта или ученого.
Литература
Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. МА Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. М..: 2009.
Рыжова Н.А. Пособие по экологическому образованию дошкольников «Наш дом — природа». М., 1998.
Волчкова В.Н, Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.-Воронеж: ТЦ «Учитель»; 2005.
Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет»- Учитель, 2011
Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста»- Детство-Пресс, 2008 г
Дыбина О.В. Что было до...: Игры-путешествия в прошлое предметов. М., 2004;
Дыбина О.В. Рукотворный мир: Сценарии игр-занятий для дошкольников. М., 2002;
Дыбина О.В. Ребёнок в мире поиска. М. 2004
Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина Сценарии занятий по экологическому воспитанию , М.: ВАКО, 2005
А.А.Вахрушев, Е.Е.Кочемасова «Здравствуй, мир!», М. 2005.
http://rudocs.exdat.com/docs/index-469780.html: задачи и методы обучения исследовательской деятельности
http://festival.1september.ru/articles/533030/ : содержание программы кружка, требования к уровню подготовки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И...
Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа. Программа для установки через интернет
lt;div class="uchmag_main_162014"><div class="uchmag_table"><div class="uchmag_td_c" align="center"><a target="_blank" href="http://www.uchmag.ru/estore/e241522/?partner=507"><...
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет
В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...