Программа кружка "Почемучка"
рабочая программа по окружающему миру (средняя группа) по теме

Козодаева Татьяна Вячеславовна

Кружок "Почемучка" по поисково-познавательной деятельности дошкольников старшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_pochemuchka_-_kopiya.docx40.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №14 города Котовска Тамбовской области

Программа кружка «Почемучка»
по поисково-познавательной деятельности для старших дошкольников

                                                               

                                                                        Подготовила воспитатель:

                                                                        Козодаева Татьяна Вячеславовна
                                       

Котовск

Программа кружка "Почемучка"

Пояснительная записка.

Особое значение для развития личности ребенка в дошкольном возрасте имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.

Существенную роль в этом направлении играет поисково-исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности.

Исходя из этого, возникла необходимость по созданию условий  для  целенаправленной работы по  поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

 Цель программы: создание условий для формирования у дошкольников поисково- исследовательской  деятельности, которая  бы позволила не только систематизировать и  расширить имеющиеся у детей представления об окружающей действительности, но и  дать возможность детям через эксперимент взять на себя новые социальные роли: лаборанта, исследователя, «ученого».

Для решения поставленной цели реализуются следующие задачи:

  • Создавать условия для формирования у детей дошкольного возраста  способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
  • Развивать собственный исследовательский и познавательный опыт;
  • Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность;
  • Развивать у детей коммуникативность,  наблюдательность, элементарный самоконтроль  своих действий;
  • Воспитывать  ценность   проживания  в  гармонии с природой;
  •  Формировать у детей представления о возникновении и совершенствования приборов в истории человечества.
  •  Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира:

знакомить с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);

знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);

развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света).

  •  Формировать у детей элементарные географические представления (природно-климатические зоны, природные явления, разные виды ландшафта, природные богатства недр Земли).
  •  Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
  •  Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

Организация поисково-познавательной работы с детьми дошкольного возраста идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:

1. Живая природа (многообразие живых организмов, характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах и т.д.).

2. Человек (человек –живой организм, человек – пользователь природы)

 3. Неживая природа (вода, воздух, почва, земля, песок их свойства, планета Земля – её рельеф, климат, природные явления, Космос и Солнечная система).

4.Физические явления ( мвет, цвет, звук, магнетизм, земное притяжение, электричество и т.д.)

5.Рукотворный мир (материалы и их свойства, предмет – результат деятельности человека, преобразования предметов и т.д.)

Оборудование:

приборы: микроскоп, компас, магниты, лупы, зеркало,  часы разного вида, весы, линейки, мерные стаканчики, термометры;

 предметы из разных материалов: бумаги, дерева, железа, пластмассы и др.; коллекции природных материалов: семена,  камни, песок, глина, земля, гербарии; оборудование для опытов:  пипетки, ложки, пробирки, прозрачные емкости, полиэтиленовые бутылки, трубочки и т.д.;

 иллюстративный, наглядный материал, глобус, карта,  детская картотека опытов, детские энциклопедии, атласы, тетрадь “Безопасность”,  DVD плеер, диски с видеоматериалом.

Данная программа рассчитана на два года.

Первый год обучения рассчитан на старший дошкольный возраст.

Занятия будут проходить во второй половине дня один раз в неделю по 20-25 минут подгруппами по 9 – 10 человек.

Второй год обучения занятия будут проходить два раза в неделю по 25 минут

Предполагаемый результат  обучения:

Воспитанник должен

К концу 1 года обучения        

К концу 2-го года обучения

Знать

о растениях, животных,  рыбах, птицах, грибах,

 устанавливать причинно- следственные связи;

элементарные научные сведения о различных природно-климатических зонах, условия жизни на Земле;

свойствах веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);

модель и “портрет” Земли, значение и роль цвета на глобусе и карте (как условного обозначения);

о Солнечной системе и различных космических явлениях (наблюдения за движением Солнца и Луны, рассказы о вращении планет вокруг Солнца, с помощью иллюстративного материала знакомство с созвездиями, кометами, метеоритами, солнечным и лунным затмением); об основных видах и характеристиках движения, причинах и способах их измерения (скорость, направление, траектория);

правила техники безопасности при проведении физических опытов.

элементарные научные сведения о различных природно-климатических зонах, условия жизни на Земле;

о организме человека, его функциональном значении;

элементарные научные сведения о некоторых физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество),

об особой форме энергии - электричестве, материалах, проводящих электрический ток; о способах познания свойств света (преломление, отражение света), о распространении звука в воздухе, воде, твердых телах, отражение звука – эхо;

правила техники безопасности при проведении физических опытов.

Уметь

классифицировать объекты, выделяя их характерные признаки, устанавливать причинно-следственные связи, факторы внешней среды, необходимые для роста и развития живых организмов

пользоваться измерительными приборами: линейкой, весами, мерными сосудами, термометром, часами

умение опытным путем доказывать свойства воды (прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет формы), действовать по алгоритму;

умение опытным путем доказывать свойства воздуха;

- заботиться о своем здоровье;

- экспериментировать с магнитом, лупой;

-самостоятельно изготавливать простейшие приборы для экспериментирования: линзу, измерительную ленту, мерный сосуд;

-распознавать звуки с закрытыми глазами.

умение опытным путем определять силу тяготения, инерции, трения;

умение опытным путем выявлять свойства предметов  - массу, размеры;

расширение  знаний о Солнце и свойствах солнечной энергии;

умение делать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;

Навыки

работать с различными материалами;

работать с различными инструментами

работать с различными материалами;

работать с различными инструментами;

самостоятельная организация обстановки для  проведения  опытов по схеме.

Учебно-тематический план

Первый год обучения

Название темы

Количество часов на изучение темы

1

Вводное занятие

1

2

Живая природа:

Растения и животные как живые организмы -
строение, дыхание, питание, развитие, размножение и потребности

Многообразие живых организмов

Приспособление к окружающей среде

Природа России

Человек – часть природы

2

2

2

1

2

3

Природные явления и объекты

1

4

Звук и слух

2

5

Свет, цвет

2

6

Измерение:

Измерение объёма, длины с помощью мерок. Практическая работа.

 Как человек измеряет? Измерительные приборы длины, веса, объёма

 Часы и время.

2

1

1

7

Вещество:

Свойства воды.

  Свойства воздуха.

 Твёрдое тело: материалы (керамика, стекло, пластмасса, песок, глина, металлы), свойства материалов

Рукотворный мир

Изготовление поделок из бумаги, картона, пластилина, солёного теста , природного, бросового материала

2

2

2

2

2    

8

Земля и её место в Солнечной системе:

Земля, космос.

 Земля на глобусе и карте

Солнце – источник света и тепла, его значение

Отчего происходит смена дня и ночи.

1

1

1

      1

Итоговое занятие

1

Всего:

34

Второй год обучения

Название темы

Количество часов на изучение темы

1

Вводное занятие

1

2

Растения и животные как живые организмы:
Строение, значение, функции, функции, видоизменения частей растения

Особенности природно-климатических зон Земли

Многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде

Эволюция

Человек и его организм

Охрана здоровья

Природа России, охрана природы

Природные явления

3

3

2

1

2

2

2

2

3

Измерение:

1Измерительные приборы длины, веса, объёма

2Стариные меры длины

3 Термометр и температура.

4 Часы и время.

2

1

1

2

4

Вещество:

1  Три состояния вещества (твёрдое, жидкое, газообразное)

2 Свойства воды.

3  Свойства воздуха.

4 Твёрдое тело: материалы (керамика, стекло, пластмасса, песок, глина, металлы), свойства материалов

5Использование человеком материалов для  изготовления предметов. Изготовление поделок из бумаги, природного , бросового материала и т.д

6 Взаимодействие и переход вещества из одного вида в другой (нагрев и охлаждение, горение, плавучесть, растворение, кипячение,  круговорот воды в природе)

1

2

2

2

2

2

     

5

Планета Земля

1Земля. Космос.

1Наш дом - Земля

2 Земля на глобусе и карте

4Части света, путешествие по карте

 

2

2

      2

3

6

Свет и цвет

1 Отражение света. Зеркало.

2  Что такое радуга? Смешение цветов.

2

2

7

Движение:

1 Почему предметы движутся?

2 Тяготение. Свободное падение.

3 Виды движения.

4 Равновесие. Простые механизмы.

1

1

1

1

8

Звук и слух

Источники звуков, распространение звука

 Способы восприятия звуков животными и человеком.

2

1

9

Теплота

1

10

Магнетизм

1Магнит и его свойства

2 Магнитные свойства Земли. Компас.

2

1

11

Электричество

1 Молния. Электрический ток. Виды электричества.

2 . Электрические приборы.

2

1

12

Человек и рукотворный мир

4

13

Итоговые занятия

3

Всего:

68

Содержание программы

Живая природа

Природа – это наш общий дом, закрепить знания детей о растениях, животных,  рыбах, птицах. Закреплять умение классифицировать объекты, выделяя их характерные признаки. Учить устанавливать причинно- следственные связи.

Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития живых организмов (вода, свет, тепло). Экосистемы.

Теория

Признаки живого организма:

Организм растет и в своем развитии проходит определенные этапы, обычно изменяя форму и увеличиваясь.

Чтобы расти организм нуждается в питательных веществах и в энергии, поддерживающей жизненные процессы.

Организм размножается, то есть воспроизводит себе подобных.

Живые существа бывают самых разных форм и размеров. Некоторые малы, что их можно разглядеть только а микроскоп, например, амебу в капле воды. Других, таких как божья коровка, можно хорошо рассмотреть через простое увеличительное стекло. Такие растения, как секвойя, достигают колоссальных размеров. Животные, подобные динозаврам, жили в доисторические времена. Мы, люди тоже относимся к живым существам.

Практическая работа

Рассматривание иллюстраций, видео материалов  с образцами живой природы, рассматривание в микроскоп, разгадывание кроссвордов, классификация, опыты «Может ли растение дышать?»,    «Что выделяет растение?»  « Лабиринт», наблюдения «Дышат ли рыбы?»  «Зачем им крылышки?»

Природные явления и объекты.

Законы существования всего живого на земле: закон всемирного тяготения и земного притяжения, закон действия и противодействия, видоизменения вещества и перехода его из одного состояния в другое. “Чудеса”, происходящие в природе (восход Солнца, радуга, туман, роса, дождь, снег, ветер) объяснимы и подчиняются физическим законам.

Теория

Беседы, чтение энциклопедий, учить понимать и оценивать природные явления, их влияние на эмоциональное состояние человека; оценивать природные явления, воспитывать интерес к явлениям погоды.

Практика

 Рассматривание иллюстраций, видеоматериалов, наблюдения

Измерение.

Измерение как один из способов познания мира. Единицы измерения температуры, времени. Понятие “время” - длительность существования, продолжение событий, последовательное течение суток за сутками. История развития измерительных приборов и происхождение мер. Измерительные приборы длины, веса, объема.

Измерение величин

Теория:

выяснить свойство предметов – массу, познакомить с прибором для измерения массы – чашечными весами; научить способам их использования. Расширить представления детей о мерах длины: условная мерка, единица измерения; познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой. Развить познавательную активность детей за счет знакомства с мерами длины в древности (локоть, фут, пас, ладонь, палец, ярд).

Практическая работа:

игра – эксперимент с чашечными весами для определения массы различных предметов, фиксация результатов по сравнению веса игрушек. Измерение высоты предметов с помощью условной мерки и измерительных приборов, сравнение и фиксация результатов.

Умения и навыки:

умение пользоваться чашечными весами, делать выводы о различии массы и длины. Умение называть и отличать единицы измерения: метр, сантиметр, локоть, палец, ладонь.

Вещество.

Три основных состояния веществ (жидкое, твёрдое и газообразное). Свойства воды как жидкости (способность растворять в себе другие вещества, выталкивать более лёгкие предметы и удерживать их на поверхности, находиться в любом из трёх состояний вещества ). Способы познания свойств жидкостей: погружение различных предметов для определения “плотности”, плавучести (пенопласт, деревянный брусок, камень, металлический предмет, изделия из стекла, пластмассы), растворение соли, сахара, соды, марганца; замораживание, нагревание, кипячение.

Твердые тела, их свойства. Применение в жизни человека изделий из стекла, пластмассы, керамики, дерева. Экспериментирование с твёрдыми телами, их свойствами: рассматривание почвы, песка, глины, пропускание через них воды, ощупывание, разбивание, нагревание предметов из стекла, пластмассы, металла.

Свойства воды

Теория:

уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развить умение действовать по алгоритму, разгадывать элементарный кроссворд. Познакомить с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков, расширить представления о значении воды в жизни человека; развивать социальные навыки.

Практическая работа:

отгадывание кроссворда о воде, опыты, доказывающие определенные свойства воды ( игра «Кто больше перенесет воды пипеткой за 1 минуту?»), смешивание воды с различными веществами, очищение воды фильтрованием. Получение конденсированной воды на охлажденном стекле,  отгадывание загадок, опыты со льдом, игра «Арктическое морское путешествие».

Умения и навыки:

умение работать с водой, пипеткой, стеклянной посудой. Умение работать по алгоритму, разгадывать кроссворды, навыки безопасного поведения при работе с различными веществами. Умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения.

Свойства воздуха

Теория:

расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется и поднимается вверх – он легкий, при охлаждении сжимается и опускается вниз – он тяжелый; познакомить с историей изобретения воздушного шара. Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс, дать знание о том, что воздух – условие жизни всех живых организмов на земле; показать приспособление органов дыхания к окружающей среде.

Практическая работа:

игра «Узнай по запаху», опыты для определения веса воздуха, его объема, свойств расширения и сжатия воздуха. Опыт «Свеча и змейка», опыт «Песчаная буря в банке», дидактическая игра «Твердые, жидкие, газообразные человечки».

Умения и навыки:

умение делать выводы о свойствах воздуха (невидим, не имеет запаха, имеет вес, занимает объем, при нагревании расширяется, при охлаждении – сжимается), умение пользоваться чашечными весами. Умение соблюдать правила техники безопасности при работе с огнем, умение делать выводы о причинах необычного строения носа у верблюда и сайгака. Умение отличать жидкие, твердые и газообразные вещества и материалы, умение делать вывод, что воздух – условие жизни всех живых организмов на земле.

Земля и её место в Солнечной системе.

Модель Солнечной системы, место планеты Земля в ней, вращение Земли вокруг собственной оси и вокруг Солнца. Смена дня и ночи. История возникновения календаря. Способы ориентировки по карте, на местности (используя знание сторон света), во времени (знание частей суток, времен года).

Свет и цвет.

Свет как одна из форм энергии. Солнце-главный источник света на Земле. Свойства света: отражение (от зеркальных поверхностей разной формы – выпуклой, вогнутой, плоской), преломление луча света от фонарика, через плоскую бутылочку; увеличение изображений , использование увеличительного стекла, лупы, изготовление самодельной линзы; разложение света на составляющие цвета, получение радуги. Строение глаза как оптического прибора. История развития осветительных приборов.

Теория:

дать представление детям о Солнце как о звезде и о планетах солнечной системы. Познакомить детей с понятиями света и тени, показать значение разного освещения в жизни растений и животных. Показать, что солнечный луч может превращаться в разноцветный. Познакомить с понятием «световая энергия», показать степень ее поглащения разными предметами, материалами.

Практическая работа:

игра «Догони свою тень», опыт «Волшебный лучик». Опыты с настольной лампой для определения степени поглощения энергии разными предметами и материалами; опыт – игра «Волшебная змейка», создание коллажа «Все что летает», опыты с воздушными шарами. Изготовление мыльных пузырей по схеме – алгоритму.

Умения и навыки:

навыки безопасной работы с электрической лампой, ножницами, умение делать выводы о «световой энергии» и степени ее поглощения различными предметами и телами; умение давать определение Солнцу как звезде, которая дарит нам тепло и свет. Умение делать опыты по алгоритму для получения  разложения солнечного луча с помощью призмы, зеркала, воды. Навыки при выполнении коллективной работы по изготовлению мыльных пузырей.

 Движение.

Виды движения: человек и животные идут, бегают, приседают, скачут; машины, самолеты, механизмы перемещаются в различных пространствах (воздушное, водное, земное); планеты и спутники вращаются в космосе. Прямолинейное, вращательное, движение по наклонной плоскости, свободное падение. Историей создания простых механизмов и их применение.

Звук и слух.

Источники звуков. Способы восприятия звуков животными и человеком. Строение человеческого уха. Гигиенические правила охраны слуха. Понятие – скорость звука. Распространение звука в воздухе, воде и твёрдых телах, отражение звука (эхо), громкость.

Теория:

познакомить детей с понятием «звук», выявить причину возникновения звука – дрожание предметов. Обобщить представления детей о физическом явлении – звуке: звук слышим с помощью уха, звуки бывают высокие и низкие, передаются с помощью звуковых волн, можем его усилить  с помощью специальных предметов.

Практическая работа:

опыты с линейкой, листом бумаги, блюдцами, проволокой, музыкальными инструментами для извлечения звука. Создание специального телефона. Опыт «Возникновение звуковых волн».

Умения и навыки:

умение делать выводы, что звуковые колебания достигают уха в виде звуковых волн и мы воспринимаем их как звук. Умение делать вывод, что в воде звук распространяется медленнее и вода «гасит» звуковые волны. Умение сравнивать различные звуки, определять их источник.

 Магнетизм.

Магнит и его свойства: притягивает к себе металлические предметы.

Область применения магнитов. Компас – прибор для определения сторон света. Устройство компаса.

Локальный компонент: изображение сторон света на схеме участка детского сада.

В мире электричества

Электричество как особая форма энергии. История открытия электричества. Статическое электричество: молния, искры на одежде, возникающие при трении Проводники – материалы, проводящие электрический ток: металлы, вода; материалы вообще не проводящие электричество: дерево, стекло, резина, пластмасса. Устройство простейших электроприборов; рассматривание устройства розетки, вилки, электрической лампочки; собирание простейшей электрической цепи, создание электромагнита с помощью гвоздя, намотанного на него провода и батарейки; правила техники безопасности в пользовании электроприборами.

Локальный компонент: электроприборы-помощники в детском саду

Человек и рукотворный мир.
Закрепить понятие о том, что человек на протяжении веков создавал себе предметы для жизни; как изменялись эти предметы , как вещи, которые нас окружают, помогают человеку выжить; развивать ретроспективный взгляд на предметы человеческого быта, научить детей понимать назначение и функции многих предметов одежды, обуви, мебели, столовых и бытовых приборов; воспитывать бережное отношение к окружающим предметам.

Методическое обеспечение программы.

Основной формой работы являются занятия: занятия-путешествия, занятия-эксперименты, занятия-экскурсии, но также организуются целевые прогулки, циклические наблюдения, проектная деятельность. Благодаря им целенаправленно формируется и развивается мотивация личности ребенка к познанию.

Большая часть занятий носит комплексный характер, включает разные виды детской деятельности: учебно-игровую, коммуникативно-диалоговую, экспериментально-исследовательскую.

Алгоритм занятий:

мотивация,

подготовительная беседа,

практическое (экспериментальное) задание,

анализ деятельности.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная (работа с раздаточными карточками, лабораторные работы, выполняемые в пространственно-предметной среде группы), фронтальная (беседа), подгрупповая (наблюдение, проведение эксперимента).

В зависимости от поставленных задач на занятии используются различные методы и приемы обучения.

Методы стимуляции и мотивации:

вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы , вопросы, помогающие прояснить ситуацию, выдвинуть гипотезу и понять смысл эксперимента, его содержание и природную закономерность;

метод, стимулирующий детей к коммуникации: “Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?”

Игровые методы:

-экспериментальные игры

“Тонет – не тонет”,

“Хотела галка пить...”,

“Мыльные пузыри”,

“Сделаем растворы”,

“В какой воде легче плавать?”

позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей;

Практические:

 действия с магнитами, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей, пересыпание сыпучих материалов позволяют самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности;

Наглядные:

схемы проведения к опытам, таблицы, иллюстрации природных и физических явлений позволяют упростить понимание сложных явлений на дошкольном уровне.

Метод драматизации: когда ребенок берет на себя роль Незнайки-Почемучки, лаборанта или ученого.

Литература

Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. МА Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. М..: 2009.

Рыжова Н.А. Пособие по экологическому образованию дошкольников «Наш дом — природа». М., 1998.

Волчкова В.Н, Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология.  Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.-Воронеж: ТЦ  «Учитель»; 2005.

Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет»- Учитель, 2011
Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.  «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста»- Детство-Пресс, 2008 г

Дыбина О.В. Что было до...: Игры-путешествия в прошлое предметов. М., 2004;

Дыбина О.В. Рукотворный мир: Сценарии игр-занятий для дошкольников. М., 2002;

Дыбина О.В. Ребёнок в мире поиска. М. 2004

Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина  Сценарии занятий по экологическому воспитанию , М.: ВАКО, 2005

А.А.Вахрушев, Е.Е.Кочемасова  «Здравствуй, мир!», М. 2005.

http://rudocs.exdat.com/docs/index-469780.html: задачи и методы обучения исследовательской деятельности

http://festival.1september.ru/articles/533030/ : содержание программы кружка,   требования к уровню подготовки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...