Конспект НОД "Познание мира через эксперимент. Мир бумаги".
опыты и эксперименты (подготовительная группа) на тему

 Чекалина Любовь Васильевна

Конспект НОД «Познание мира через эксперимент. Мир бумаги» будет полезен не только воспитателям ДОУ, родителям дошкольников, но и учителям начальных классов. В процессе изготовления бумаги дети составляют и используют в своей работе алгоритмы. В процессе познавательно-исследовательской деятельности использованы инновационные формы и методы работы со старшими дошкольниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого педпроцесса  «Познание мира через эксперимент. Мир бумаги».

Составила Чекалина Л.В.

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,  «Здоровье»,  «Безопасность».

Цель: расширение кругозора детей в части элементарных представлений об истории возникновения бумаги;  изготовлении и практическом ее применении.

Задачи:

 1. Формировать у детей представление о процессе изготовления бумаги,   воспитывать бережное отношение к природе, показать взаимосвязь природного и рукотворного миров.

2. Продолжать учить детей составлять и использовать в своей работе алгоритмы. Развивать у детей любознательность,  формировать дружеские взаимоотношения в процессе экспериментирования.

3.Закреплять навык исследовательской деятельности, расширение знаний о переработке и вторичном использовании бумажного сырья.  Развивать доказательную речь, умение четко аргументировать свой ответ.

Оборудование:  выставка «Мир бумаги»;  бумажные салфетки, туалетная бумага, обрезки бумаги, небольшой тазик, кувшин с водой, клей ПВА, крахмал, миксер, алгоритм изготовления бумаги.

Предварительная работа: знакомство с разными видами бумаги, беседа «Что можно сделать из бумаги», выявление основных свойств и качеств бумаги, атрибуты к игре «Сюрприз», знакомство с историей возникновения бумаги. Просмотр презентации «Почему бумага белая».

Организационная часть.

Дети играют в группе. Воспитатель читает стихи, выставляя поделки из бумаги:

Раз попал я в страну такую,

Где все люди из бумаги:

Люди в клеточку, в линейку,

Их родители – тетрадки.

Из картона – чемоданы,

Здоровеннейшие дяди.

Были девочки-пушинки

Из бумаги очень тонкой.

В лучшем цирке выступали,

Говорят, что очень сносно.

Города росли, как в сказке.

Из таких цветных картонок

Каждый мог построить домик

Быстро, дешево, сердито.

Перенять немало можно

У бумажных человечков.

Только жаль, что из бумаги

Города, увы, не вечны.

- Что же  это за страна?

- Какие предметы из бумаги нас окружают?

- Почему здания и жители бумажной страны не вечны?

Давайте это докажем с помощью игры «Сюрприз». В такие маленькие футляры вложены кусочки различных видов бумаги. Все футляры находятся в этой корзинке. Каждый из вас возьмет из корзинки 1 футляр, достанет бумагу и расскажет, какая это бумага, зачем она нужна, где встречается, ее свойства и качества, пользуясь алгоритмом описания.

Алгоритм описания:

  1. Качества бумаги.
  2. Свойства бумаги.
  3. Применение бумаги.

Отвечая, дети производят исследовательские действия. Описывая свойства бумаги, дети пользуются алгоритмом описания.

Альбомная: тонкая, гладкая, очень светлая, потому что в нее добавляют крахмал. На ней хорошо рисовать, делать поделки.

 Картонная: толстая, прочная, жесткая. Из нее хорошо делать упаковки, коробочки.

Писчая: это тетрадки в клетку и в линию. В тетрадках пишут.

Обойная: ею клеят стены и потолки, бывает толстая и тонкая, ее сворачивают в рулоны. Бывает белая и цветная.

Упаковочная (подарочная): она яркая, цветная, блестящая, красивая, привлекает внимание. Это конфетные фантики, бумага для упаковки конфет, лекарств и многих предметов.

Наждачная: плотная, шершавая, жесткая. Ею чистят ржавчину на трубах, зачищают заусеницы на дереве. Мы учили буквы, вырезанные из такой бумаги.

Копировальная: очень тонкая, бывает разного цвета. С помощью этой бумаги можно скопировать рисунок.

Бархатная:  на ощупь похожа на бархат,  бывает разного цвета. Из нее можно делать поделки, аппликации.

Салфеточная: тонкая, нежная, с рисунком-оттиском, бывает белая и цветная. Ею мы пользуемся во время приема пищи.

Цветная:  бывает тонкая и плотнее, хорошо режется, клеится. Цветная потому, что при ее изготовлении добавляют краску.  Из нее мы делаем поделки.

Белая офисная: она более тонкая, чем альбомная бумага, белая. На ней печатают, можно рисовать.

Гофрированная: сжатая, объемная, бывает разного цвета. Из нее делают красивые поделки.

Пищевая: блестящая, шуршащая, сохраняет тепло. В такой бумаге можно хранить продукты, запекать различные продукты в духовке.

Жатая: ее как будто сжали, она растягивается и сжимается, как гармошка, бывает разного цвета. Из нее получаются красивые поделки.

Глянцевая: блестящая, гладкая, с разными рисунками. Получается путем лощения той стороны, где есть рисунок.

- Молодцы, ребята, вы много знаете о свойствах и качестве бумаги.

- Где и когда впервые сделали бумагу?

- Можно ли обойтись без бумаги? А для каких целей используется бумага?

- Из чего делают бумагу?

- Хотите узнать, как сейчас производят бумагу? В наше время бумагу делают машины.  А управляют этими машинами люди.  Давайте посмотрим, как это происходит.

Прежде чем посмотреть мультфильм, проведем физминутку.

Физминутка.

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней.

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал.

Ветки гнутся взад-вперед,

Ветер их качает, гнет.

Будем вместе приседать 1,2,3,4,5.

Просмотр мультфильма «Фиксики» под название «Бумага» (изготовление бумаги на производстве). Или Почемучка. Бибигон 43 и 52. Как делают бумагу.

- А хотите сами попробовать изготовить бумагу?

- Что нам для этого понадобится? Чем можно заменить целлюлозу?

- Правильно: салфетки или туалетная бумага, тазик, вода, немного крахмала, клей ПВА, марля, лоток, губка.

Проверьте, все ли из названных предметов у вас есть.

Для удобства работы мы с вами разделимся на группы. В каждой группе вы выберете научного руководителя, который будет ответственным за изготовление бумаги, а остальные ребята – это научные сотрудники. Напоминаю, что вы должны выполнять задания все вместе, а научные руководители будут вам давать советы, подсказывать.

Давайте составим схему изготовления бумаги (на приготовленных листах руководители самостоятельно рисуют алгоритм изготовления бумаги):

- выбрать нужную бумагу,  измельчить салфетки или туалетную бумагу;

- добавить воды, перемешать;

- измельчить блендером с помощью взрослого;

- что добавить (конфетти, краску, блестки, крахмал);

- разложить на подносы, дать просушиться.

Итак, схемы изготовления бумаги у вас есть, в них можно занести изменения в зависимости от того, какую бумагу вы хотите изготовить по цвету, яркости, назначению.

 Ребята, давайте с вами вспомним правила, при которых работа наша будет успешной.

Сегодня мы познакомимся с новым прибором, который поможет нам в работе. Кто знает, как он называется? (Бендер) Что он умеет делать? Правильно, он может измельчать вещества, продукты. В этом вам помогут взрослые.

Самостоятельная экспериментальная работа детей.

Вот бумага готова. Теперь ее надо просушить. Как вы думаете, чем мы можем просушить бумагу? Для этого понадобится 2-3 дня. Я думаю, у нас с вами есть время подумать, какие поделки необычные и интересные мы сможем сделать для мам и пап в зависимости от сделанной бумаги.

Расскажите, какую бумагу вы задумали и что для этого добавили при изготовлении бумаги? Дети демонстрируют свои схемы.

- Молодцы, потому что смогли сберечь несколько деревьев! Вот так и на заводах, перерабатывая старую бумагу, которая называется макулатурой, люди сберегают леса от вырубки.

- Как мы с вами можем сберечь лес?

-  Можно не выбрасывать обрезки бумаги, а складывать в коробочку, а потом использовать ее.

Предложить нарисовать плакат «Берегите лес!».

Ответственный в каждой группе  ведет дневник наблюдения, вместе составляют  эскизы задуманных поделок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыты и эксперименты с бумагой. "Волшебная бумага"

Знакомство со свойствами бумаги и ее "волшебные превращения"....

План работы по самообразованию на 2018 -2020 г. на тему «Познание окружающего мира через эксперименты и опыты с младшими дошкольниками»

План работы по самообразованию на 2018 -2020 г.  на тему «Познание окружающего  мира  через эксперименты  и опыты  с младшими дошкольниками» поможет спланировать...

Конспект образовательной деятельности по развитию творческих способностей детей через конструирование из бумаги и оригами (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА) ТЕМА: «ШКОЛА ИКЕБАНЫ»

Конспект образовательной деятельности поразвитию творческих способностей детей через конструирование из бумаги и оригами(ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ  ГРУППА)ТЕМА: «ШКОЛА  ИКЕБАНЫ»ПРОГР...

«Познание окружающего мира через игру и эксперименты»

Экспериментирование – это один из видов познавательной деятельности, любой опыт, попытка осуществить что-либо.Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, п...

Статья на тему "Формирование представлений об окружающем мире через игры-эксперименты в младшем дошкольном возрасте"

В статье представлены основные аспекты влияния экспериментальной деятельности младших дошкольников на расширение предтавлений об окружающем мире....

Конспект интегрированного занятия по проекту «Бумага». Ознакомление с окружающим миром и конструирование из бумаги во второй младшей группе «Бумажная фея».

     На сегодняшний день дошкольники много времени проводят за компьютерными играми и просмотром мультфильмов, что приводит к недостаточной степени развития мелких и крупных мышц...