Конспект НОД "Познание мира через эксперимент. Мир бумаги".
опыты и эксперименты (подготовительная группа) на тему
Конспект НОД «Познание мира через эксперимент. Мир бумаги» будет полезен не только воспитателям ДОУ, родителям дошкольников, но и учителям начальных классов. В процессе изготовления бумаги дети составляют и используют в своей работе алгоритмы. В процессе познавательно-исследовательской деятельности использованы инновационные формы и методы работы со старшими дошкольниками.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект открытого педпроцесса «Познание мира через эксперимент. Мир бумаги».
Составила Чекалина Л.В.
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Здоровье», «Безопасность».
Цель: расширение кругозора детей в части элементарных представлений об истории возникновения бумаги; изготовлении и практическом ее применении.
Задачи:
1. Формировать у детей представление о процессе изготовления бумаги, воспитывать бережное отношение к природе, показать взаимосвязь природного и рукотворного миров.
2. Продолжать учить детей составлять и использовать в своей работе алгоритмы. Развивать у детей любознательность, формировать дружеские взаимоотношения в процессе экспериментирования.
3.Закреплять навык исследовательской деятельности, расширение знаний о переработке и вторичном использовании бумажного сырья. Развивать доказательную речь, умение четко аргументировать свой ответ.
Оборудование: выставка «Мир бумаги»; бумажные салфетки, туалетная бумага, обрезки бумаги, небольшой тазик, кувшин с водой, клей ПВА, крахмал, миксер, алгоритм изготовления бумаги.
Предварительная работа: знакомство с разными видами бумаги, беседа «Что можно сделать из бумаги», выявление основных свойств и качеств бумаги, атрибуты к игре «Сюрприз», знакомство с историей возникновения бумаги. Просмотр презентации «Почему бумага белая».
Организационная часть.
Дети играют в группе. Воспитатель читает стихи, выставляя поделки из бумаги:
Раз попал я в страну такую,
Где все люди из бумаги:
Люди в клеточку, в линейку,
Их родители – тетрадки.
Из картона – чемоданы,
Здоровеннейшие дяди.
Были девочки-пушинки
Из бумаги очень тонкой.
В лучшем цирке выступали,
Говорят, что очень сносно.
Города росли, как в сказке.
Из таких цветных картонок
Каждый мог построить домик
Быстро, дешево, сердито.
Перенять немало можно
У бумажных человечков.
Только жаль, что из бумаги
Города, увы, не вечны.
- Что же это за страна?
- Какие предметы из бумаги нас окружают?
- Почему здания и жители бумажной страны не вечны?
Давайте это докажем с помощью игры «Сюрприз». В такие маленькие футляры вложены кусочки различных видов бумаги. Все футляры находятся в этой корзинке. Каждый из вас возьмет из корзинки 1 футляр, достанет бумагу и расскажет, какая это бумага, зачем она нужна, где встречается, ее свойства и качества, пользуясь алгоритмом описания.
Алгоритм описания:
- Качества бумаги.
- Свойства бумаги.
- Применение бумаги.
Отвечая, дети производят исследовательские действия. Описывая свойства бумаги, дети пользуются алгоритмом описания.
Альбомная: тонкая, гладкая, очень светлая, потому что в нее добавляют крахмал. На ней хорошо рисовать, делать поделки.
Картонная: толстая, прочная, жесткая. Из нее хорошо делать упаковки, коробочки.
Писчая: это тетрадки в клетку и в линию. В тетрадках пишут.
Обойная: ею клеят стены и потолки, бывает толстая и тонкая, ее сворачивают в рулоны. Бывает белая и цветная.
Упаковочная (подарочная): она яркая, цветная, блестящая, красивая, привлекает внимание. Это конфетные фантики, бумага для упаковки конфет, лекарств и многих предметов.
Наждачная: плотная, шершавая, жесткая. Ею чистят ржавчину на трубах, зачищают заусеницы на дереве. Мы учили буквы, вырезанные из такой бумаги.
Копировальная: очень тонкая, бывает разного цвета. С помощью этой бумаги можно скопировать рисунок.
Бархатная: на ощупь похожа на бархат, бывает разного цвета. Из нее можно делать поделки, аппликации.
Салфеточная: тонкая, нежная, с рисунком-оттиском, бывает белая и цветная. Ею мы пользуемся во время приема пищи.
Цветная: бывает тонкая и плотнее, хорошо режется, клеится. Цветная потому, что при ее изготовлении добавляют краску. Из нее мы делаем поделки.
Белая офисная: она более тонкая, чем альбомная бумага, белая. На ней печатают, можно рисовать.
Гофрированная: сжатая, объемная, бывает разного цвета. Из нее делают красивые поделки.
Пищевая: блестящая, шуршащая, сохраняет тепло. В такой бумаге можно хранить продукты, запекать различные продукты в духовке.
Жатая: ее как будто сжали, она растягивается и сжимается, как гармошка, бывает разного цвета. Из нее получаются красивые поделки.
Глянцевая: блестящая, гладкая, с разными рисунками. Получается путем лощения той стороны, где есть рисунок.
- Молодцы, ребята, вы много знаете о свойствах и качестве бумаги.
- Где и когда впервые сделали бумагу?
- Можно ли обойтись без бумаги? А для каких целей используется бумага?
- Из чего делают бумагу?
- Хотите узнать, как сейчас производят бумагу? В наше время бумагу делают машины. А управляют этими машинами люди. Давайте посмотрим, как это происходит.
Прежде чем посмотреть мультфильм, проведем физминутку.
Физминутка.
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней.
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал.
Ветки гнутся взад-вперед,
Ветер их качает, гнет.
Будем вместе приседать 1,2,3,4,5.
Просмотр мультфильма «Фиксики» под название «Бумага» (изготовление бумаги на производстве). Или Почемучка. Бибигон 43 и 52. Как делают бумагу.
- А хотите сами попробовать изготовить бумагу?
- Что нам для этого понадобится? Чем можно заменить целлюлозу?
- Правильно: салфетки или туалетная бумага, тазик, вода, немного крахмала, клей ПВА, марля, лоток, губка.
Проверьте, все ли из названных предметов у вас есть.
Для удобства работы мы с вами разделимся на группы. В каждой группе вы выберете научного руководителя, который будет ответственным за изготовление бумаги, а остальные ребята – это научные сотрудники. Напоминаю, что вы должны выполнять задания все вместе, а научные руководители будут вам давать советы, подсказывать.
Давайте составим схему изготовления бумаги (на приготовленных листах руководители самостоятельно рисуют алгоритм изготовления бумаги):
- выбрать нужную бумагу, измельчить салфетки или туалетную бумагу;
- добавить воды, перемешать;
- измельчить блендером с помощью взрослого;
- что добавить (конфетти, краску, блестки, крахмал);
- разложить на подносы, дать просушиться.
Итак, схемы изготовления бумаги у вас есть, в них можно занести изменения в зависимости от того, какую бумагу вы хотите изготовить по цвету, яркости, назначению.
Ребята, давайте с вами вспомним правила, при которых работа наша будет успешной.
Сегодня мы познакомимся с новым прибором, который поможет нам в работе. Кто знает, как он называется? (Бендер) Что он умеет делать? Правильно, он может измельчать вещества, продукты. В этом вам помогут взрослые.
Самостоятельная экспериментальная работа детей.
Вот бумага готова. Теперь ее надо просушить. Как вы думаете, чем мы можем просушить бумагу? Для этого понадобится 2-3 дня. Я думаю, у нас с вами есть время подумать, какие поделки необычные и интересные мы сможем сделать для мам и пап в зависимости от сделанной бумаги.
Расскажите, какую бумагу вы задумали и что для этого добавили при изготовлении бумаги? Дети демонстрируют свои схемы.
- Молодцы, потому что смогли сберечь несколько деревьев! Вот так и на заводах, перерабатывая старую бумагу, которая называется макулатурой, люди сберегают леса от вырубки.
- Как мы с вами можем сберечь лес?
- Можно не выбрасывать обрезки бумаги, а складывать в коробочку, а потом использовать ее.
Предложить нарисовать плакат «Берегите лес!».
Ответственный в каждой группе ведет дневник наблюдения, вместе составляют эскизы задуманных поделок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыты и эксперименты с бумагой. "Волшебная бумага"
Знакомство со свойствами бумаги и ее "волшебные превращения"....
План работы по самообразованию на 2018 -2020 г. на тему «Познание окружающего мира через эксперименты и опыты с младшими дошкольниками»
План работы по самообразованию на 2018 -2020 г. на тему «Познание окружающего мира через эксперименты и опыты с младшими дошкольниками» поможет спланировать...
Конспект образовательной деятельности по развитию творческих способностей детей через конструирование из бумаги и оригами (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА) ТЕМА: «ШКОЛА ИКЕБАНЫ»
Конспект образовательной деятельности поразвитию творческих способностей детей через конструирование из бумаги и оригами(ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)ТЕМА: «ШКОЛА ИКЕБАНЫ»ПРОГР...
«Познание окружающего мира через игру и эксперименты»
Экспериментирование – это один из видов познавательной деятельности, любой опыт, попытка осуществить что-либо.Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, п...
Статья на тему "Формирование представлений об окружающем мире через игры-эксперименты в младшем дошкольном возрасте"
В статье представлены основные аспекты влияния экспериментальной деятельности младших дошкольников на расширение предтавлений об окружающем мире....
Конспект интегрированного занятия по проекту «Бумага». Ознакомление с окружающим миром и конструирование из бумаги во второй младшей группе «Бумажная фея».
На сегодняшний день дошкольники много времени проводят за компьютерными играми и просмотром мультфильмов, что приводит к недостаточной степени развития мелких и крупных мышц...
Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе на тему: "Эксперименты с бумагой"
Цель: Формирование и закрепление знаний и представлений о свойствах бумаги....