«Познание окружающего мира через игру и эксперименты»
опыты и эксперименты (средняя группа)

Корчагина Алина Викторовна

Экспериментирование – это один из видов познавательной деятельности, любой опыт, попытка осуществить что-либо.

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. Знания, полученные самостоятельно, являются осознанными и более прочными. Ребенок познает объект в результате практической деятельности с ним. Опыты и эксперименты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка. Исследование дает возможность ребенку самому найти ответы на вопросы как и почему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentirovanie.docx17.81 КБ

Предварительный просмотр:

«Познание окружающего мира, через опыты и эксперименты».

Экспериментирование – это один из видов познавательной деятельности, любой опыт, попытка осуществить что-либо.

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. Знания, полученные самостоятельно, являются осознанными и более прочными. Ребенок познает объект в результате практической деятельности с ним. Опыты и эксперименты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка. Исследование дает возможность ребенку самому найти ответы на вопросы как и почему.

Цель:

Основной целью опытно-экспериментальной деятельности является развитие свободной творческой личности ребенка.

Экспериментальной деятельности направлена на реализацию следующих задач.

Задачи:

-Формировать способность видеть многообразие мира.

-Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования.

-Развивать речь.

-Расширять перспективу развития поисково-познавательной деятельности, поддерживать у детей инициативу, самостоятельность.

Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка.

Ребенок должен сам мыслить и учиться делать выводы. Вся работа проводиться под наблюдением взрослого! На первое место всегда ставим здоровье и безопасность ребенка.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал главное его достоинство заключается в том что оно дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитие речи (уметь четко выразить свою мысль в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – само выражаться. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую - опыты. Экспериментирование мы с детьми проводим на прогулке, во второй половине дня и на занятиях. Опыты способствуют развитию у детей мышления, логики, творчества, позволяют показать наглядно связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставили детям возможность самим найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», дали обильную пищу детскому любопытству и пользуются большой популярностью.

1.Чтобы продемонстрировать вам экспериментальные опыты с детьми, приведу несколько примеров. Например, во время прогулки предлагаю ребятам рассмотреть их следы, которые остаются на снегу. Это первый этап. Ребята с удовольствием рассматривают следы, которые оставили и делают выводы что у всех они разные. Дети учатся рассуждать, анализировать и делать выводы. На втором этапе мы начинаем поисковую деятельность, а именно, пытаемся найти на снегу отпечатки лап птиц. После обнаружения следов, вместе с детьми анализируем и рассуждаем, какая именно птица могла оставить эти следы, основываясь на размере следов, пытаемся угадать, сколько птиц оставило свои следы, одна или стая.

2.Следующий эксперимент — это игра в снежки и раскрашивание снега красками. В ходе эксперимента ребята тактильно изучают свойства снега, наблюдают смену состояния снега из твердого в жидкое, анализируют способность снега впитывать краску и менять свой цвет. В результате эксперимента дети получают начальные представления в том числе и о состояниях воды: жидком, твердом и газообразном.

3.Следующий эксперимент является продолжением предыдущего, а именно представляет собой наблюдение за таянием снега. Задачей эксперимента-игры является выяснение какими свойствами обладает снег (цвет, запах, температура).  В результате ребята получают знания какими свойствами обладает снег и что снег тает в тепле.

4.Следующий опыт так же является очень важным, так как в его ходе ребята пытаются найти ответ на вопрос: Можно ли пить талую воду. После того, как снег растаял, вместе с ребятами рассматриваем воду, которая осталась в емкости. Делаем вывод, вода достаточно грязная. Снег- это грязная талая вода и она не пригодна для питья людям, но ее можно использовать для поливки комнатных растений.

5.Далее переходим к играм с воздухом, задача - обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его главное свойство - невидимость. В ходе игр ребята дуют на полоски бумаги, наблюдают как от дуновения они отклоняются, причем, чем сильнее поток воздуха, тем сильнее отклоняется полоска бумаги, или дальше уплывает бумажный кораблик.  

6. В продолжении экспериментов с водой – игра «Тонет-не тонет». В ходе игры в воду помещаются различные мелкие предметы, некоторые из них остаются на поверхности, другие – идут ко дну. Ребята делают вывод: тяжелые предметы тонут, а легкие плавают.

7.В ходе следующего эксперимента изучаем свойства воды, а именно ее текучесть и прозрачность. Дети практически изучают свойство текучести, переливая воду из стакана в стакан. Прозрачность воды изучаем на примере двух стаканов, в одном стакане – вода, в другом – какао. В оба стакана помещаем вилку. В стакане с водой вилка видна, в стакане с какао вилку рассмотреть невозможно. Анализируем увиденное и делаем вывод – вода обладает таким свойством как прозрачность.

8. Очень интересным оказался для детей эксперимент с конфетами скитлс. В емкость с водой помещаем конфеты, через некоторое время вода окрашивается в той или иной цвет. Дети это наблюдают и делают вывод что в конфетах содержится краситель, который вреден для здоровья.

Такие опыты чем то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное ребята все проделывают сами. Такие недлительные эксперименты можно планировать и проводить в течении дня в режимных моментах. Наши отношения с детьми строятся на основе партнерства Дети учатся ставить цель, решать проблему, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий которые вызывают у них чувство удовлетворение от проделанной работы.

Игры-занятия побуждают детей к самостоятельному поиску способов действия, проявлению творчества Дети учатся задавать вопросы: «Как это делать?», обращаются с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если…», учатся сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство; самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами делают выводы. Занимательная игра-занятие с дошкольниками побуждает детей к самостоятельному поиску способов действий, проявлению творчества. Такие игры направлены на формирование у детей умение вычленять существенные признаки материалов, понимать причинно - следственные связи между материалами и познанием предметов. В заключении хочется процитировать слова К.Е. Тимирязева: «Люди научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел»

Литература:

1. Учебно-методический комплект «От рождения до школы" Н.Е. Веракса, О. Р. Галимов.

2. «Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории»

М.П. Костюченко, Н.Р. Камалова

3. «Из чего сделаны предметы» О.В. Дыбина

4. «Неизведанное рядом» О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Познание окружающего мира через художественно-творческую деятельность»

Перспективное планирование работы по самообразованию с детьми подготовительной группы...

Проект «К познанию окружающего мира через органы чувств»

Сенсорное воспитание дошкольников не может быть оторвано от той развивающей среды, в которой оно должно воплощаться. В проекте описана модель построения информативной, удовлетворяющей потребность реб...

Познание окружающего мира через сюжетно—ролевые игры.

Познание окружающего мира через сюжетно—ролевые игры....

Формирование интереса к познанию окружающего мира через искусство.

Природа, детская игрушка, книги, картины, народное творчество....

План работы по самообразованию на 2018 -2020 г. на тему «Познание окружающего мира через эксперименты и опыты с младшими дошкольниками»

План работы по самообразованию на 2018 -2020 г.  на тему «Познание окружающего  мира  через эксперименты  и опыты  с младшими дошкольниками» поможет спланировать...

Презентация на тему: "Познание окружающего мира через игру и экспериментальную деятельность"

Познание окружающего мира через игру и экспериментальную деятельность...

Статья на тему "Формирование представлений об окружающем мире через игры-эксперименты в младшем дошкольном возрасте"

В статье представлены основные аспекты влияния экспериментальной деятельности младших дошкольников на расширение предтавлений об окружающем мире....