«Познание окружающего мира через игру и эксперименты»
опыты и эксперименты (средняя группа)
Экспериментирование – это один из видов познавательной деятельности, любой опыт, попытка осуществить что-либо.
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. Знания, полученные самостоятельно, являются осознанными и более прочными. Ребенок познает объект в результате практической деятельности с ним. Опыты и эксперименты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка. Исследование дает возможность ребенку самому найти ответы на вопросы как и почему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentirovanie.docx | 17.81 КБ |
Предварительный просмотр:
«Познание окружающего мира, через опыты и эксперименты».
Экспериментирование – это один из видов познавательной деятельности, любой опыт, попытка осуществить что-либо.
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. Знания, полученные самостоятельно, являются осознанными и более прочными. Ребенок познает объект в результате практической деятельности с ним. Опыты и эксперименты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка. Исследование дает возможность ребенку самому найти ответы на вопросы как и почему.
Цель:
Основной целью опытно-экспериментальной деятельности является развитие свободной творческой личности ребенка.
Экспериментальной деятельности направлена на реализацию следующих задач.
Задачи:
-Формировать способность видеть многообразие мира.
-Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования.
-Развивать речь.
-Расширять перспективу развития поисково-познавательной деятельности, поддерживать у детей инициативу, самостоятельность.
Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка.
Ребенок должен сам мыслить и учиться делать выводы. Вся работа проводиться под наблюдением взрослого! На первое место всегда ставим здоровье и безопасность ребенка.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал главное его достоинство заключается в том что оно дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитие речи (уметь четко выразить свою мысль в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).
Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – само выражаться. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую - опыты. Экспериментирование мы с детьми проводим на прогулке, во второй половине дня и на занятиях. Опыты способствуют развитию у детей мышления, логики, творчества, позволяют показать наглядно связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставили детям возможность самим найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», дали обильную пищу детскому любопытству и пользуются большой популярностью.
1.Чтобы продемонстрировать вам экспериментальные опыты с детьми, приведу несколько примеров. Например, во время прогулки предлагаю ребятам рассмотреть их следы, которые остаются на снегу. Это первый этап. Ребята с удовольствием рассматривают следы, которые оставили и делают выводы что у всех они разные. Дети учатся рассуждать, анализировать и делать выводы. На втором этапе мы начинаем поисковую деятельность, а именно, пытаемся найти на снегу отпечатки лап птиц. После обнаружения следов, вместе с детьми анализируем и рассуждаем, какая именно птица могла оставить эти следы, основываясь на размере следов, пытаемся угадать, сколько птиц оставило свои следы, одна или стая.
2.Следующий эксперимент — это игра в снежки и раскрашивание снега красками. В ходе эксперимента ребята тактильно изучают свойства снега, наблюдают смену состояния снега из твердого в жидкое, анализируют способность снега впитывать краску и менять свой цвет. В результате эксперимента дети получают начальные представления в том числе и о состояниях воды: жидком, твердом и газообразном.
3.Следующий эксперимент является продолжением предыдущего, а именно представляет собой наблюдение за таянием снега. Задачей эксперимента-игры является выяснение какими свойствами обладает снег (цвет, запах, температура). В результате ребята получают знания какими свойствами обладает снег и что снег тает в тепле.
4.Следующий опыт так же является очень важным, так как в его ходе ребята пытаются найти ответ на вопрос: Можно ли пить талую воду. После того, как снег растаял, вместе с ребятами рассматриваем воду, которая осталась в емкости. Делаем вывод, вода достаточно грязная. Снег- это грязная талая вода и она не пригодна для питья людям, но ее можно использовать для поливки комнатных растений.
5.Далее переходим к играм с воздухом, задача - обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его главное свойство - невидимость. В ходе игр ребята дуют на полоски бумаги, наблюдают как от дуновения они отклоняются, причем, чем сильнее поток воздуха, тем сильнее отклоняется полоска бумаги, или дальше уплывает бумажный кораблик.
6. В продолжении экспериментов с водой – игра «Тонет-не тонет». В ходе игры в воду помещаются различные мелкие предметы, некоторые из них остаются на поверхности, другие – идут ко дну. Ребята делают вывод: тяжелые предметы тонут, а легкие плавают.
7.В ходе следующего эксперимента изучаем свойства воды, а именно ее текучесть и прозрачность. Дети практически изучают свойство текучести, переливая воду из стакана в стакан. Прозрачность воды изучаем на примере двух стаканов, в одном стакане – вода, в другом – какао. В оба стакана помещаем вилку. В стакане с водой вилка видна, в стакане с какао вилку рассмотреть невозможно. Анализируем увиденное и делаем вывод – вода обладает таким свойством как прозрачность.
8. Очень интересным оказался для детей эксперимент с конфетами скитлс. В емкость с водой помещаем конфеты, через некоторое время вода окрашивается в той или иной цвет. Дети это наблюдают и делают вывод что в конфетах содержится краситель, который вреден для здоровья.
Такие опыты чем то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное ребята все проделывают сами. Такие недлительные эксперименты можно планировать и проводить в течении дня в режимных моментах. Наши отношения с детьми строятся на основе партнерства Дети учатся ставить цель, решать проблему, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий которые вызывают у них чувство удовлетворение от проделанной работы.
Игры-занятия побуждают детей к самостоятельному поиску способов действия, проявлению творчества Дети учатся задавать вопросы: «Как это делать?», обращаются с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если…», учатся сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство; самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами делают выводы. Занимательная игра-занятие с дошкольниками побуждает детей к самостоятельному поиску способов действий, проявлению творчества. Такие игры направлены на формирование у детей умение вычленять существенные признаки материалов, понимать причинно - следственные связи между материалами и познанием предметов. В заключении хочется процитировать слова К.Е. Тимирязева: «Люди научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел»
Литература:
1. Учебно-методический комплект «От рождения до школы" Н.Е. Веракса, О. Р. Галимов.
2. «Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории»
М.П. Костюченко, Н.Р. Камалова
3. «Из чего сделаны предметы» О.В. Дыбина
4. «Неизведанное рядом» О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Познание окружающего мира через художественно-творческую деятельность»
Перспективное планирование работы по самообразованию с детьми подготовительной группы...
Проект «К познанию окружающего мира через органы чувств»
Сенсорное воспитание дошкольников не может быть оторвано от той развивающей среды, в которой оно должно воплощаться. В проекте описана модель построения информативной, удовлетворяющей потребность реб...
Познание окружающего мира через сюжетно—ролевые игры.
Познание окружающего мира через сюжетно—ролевые игры....
Формирование интереса к познанию окружающего мира через искусство.
Природа, детская игрушка, книги, картины, народное творчество....
План работы по самообразованию на 2018 -2020 г. на тему «Познание окружающего мира через эксперименты и опыты с младшими дошкольниками»
План работы по самообразованию на 2018 -2020 г. на тему «Познание окружающего мира через эксперименты и опыты с младшими дошкольниками» поможет спланировать...
Презентация на тему: "Познание окружающего мира через игру и экспериментальную деятельность"
Познание окружающего мира через игру и экспериментальную деятельность...
Статья на тему "Формирование представлений об окружающем мире через игры-эксперименты в младшем дошкольном возрасте"
В статье представлены основные аспекты влияния экспериментальной деятельности младших дошкольников на расширение предтавлений об окружающем мире....