План работы по самообразованию на 2018 -2020 г. на тему «Познание окружающего мира через эксперименты и опыты с младшими дошкольниками»
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая группа)

Евсюкова Елена Александровна

План работы по самообразованию на 2018 -2020 г.  на тему «Познание окружающего  мира  через эксперименты  и опыты  с младшими дошкольниками» поможет спланировать  свою работу воспитателю по самообразованию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию на 2018 -2020 г.                                                            на тему «Познание окружающего  мира  через эксперименты                                          и опыты  с младшими дошкольниками»

Пояснительная записка

«Расскажи - я забуду,

 Покажи - я запомню,

 Дай попробовать - я пойму».

 (китайская пословица)

        Ребенок рождается исследователем. Ненасытная жажда новых впечатлений, пытливость, постоянное желание наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию о мире традиционно считаются важнейшими особенностями поведения детей. Удовлетворяя  свою любознательность в процессе активной познавательной исследовательской деятельности, которая в своей естественной форме проявляется в форме детского экспериментирования, ребенок, с одной стороны, расширяет представление о мире, с другой- начинает усваивать основные культурные формы упорядочения опыта: причинные, родово-специфические, пространственные и временные отношения, связывающие индивидуальные представления в целостную картину мира. Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект, в процессе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание объекта. Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует формированию целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания мира. Исследования, эксперименты помогают выстроить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала  «Познание окружающего  мира  через эксперименты и опыты  с младшими дошкольниками»

        Цель:

        - развить познавательные способности детей, помочь детям открыть для себя удивительный  мир             экспериментирования.                                                 Задачи:

        - изучить методическую литературу по данной теме;                        

        - создать условия для исследовательской деятельности детей;                                  - поощрять  и направлять  исследовательскую инициативу детей, развивая  их самостоятельность, изобретательность, креативность;                                             -  развивать речь детей;                                  

        -  формировать представления о свойствах и качествах предметного мира;                                                                                                                                      -  обобщение знаний по данной теме. 

I этап - Подготовка

Содержание работы

Срок выполнения

1.

2.

3.

Планирование работы по самообразованию.                                     Составление плана работы.                                                Выбор вопросов для самостоятельного изучения. Определение содержания работы по самообразованию. Подбор и изучение  методической литературы .

  • Изучение материалов, используя интернет – ресурсы.
  • Мартынов Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» - Москва, 2013г.
  •   Поддьяков А.Н. Обучение дошкольников экспериментированию.
  • Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» АРКТИ, 2003
  •  Марудова Е.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование» Детство-ПРЕСС, 2015
  •  Иванова А. И. « Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду»  ТЦ «Сфера», 2004.
  •  Тугушева Г.П.  « Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» Детство-ПРЕСС, 2013

 Разработка и отбор игровых и дидактических материалов по экспериментальной деятельности детей.

Подготовка дидактического материала по экспериментированию;

     Картотека игр по экспериментированию.

     

Разработка перспективного планирования  экспериментальной деятельности детей  младшего возраста.

февраль 2018–апрель 2018 г.

май  2018г. – июль 2018г.

август 2018г.

II этап - Реализация

2018 – 2019 учебный год

Мероприятия

Сроки выпол-нения

1.

2.

I.  Работа с детьми  

(ОД, прогулки, развлечения, наблюдения, досуги, экспериментальная деятельность)

 Проведение мероприятий, направленных на экспериментальную деятельность детей:

  • ООД по теме: «Превращения капельки»;

  • Развлечение « Почемучка в гостях»;

  • Развлечение «Куда делась вода?»;

  • Развлечение «Цветная водица»;

  • Экспериментирование «Огород на окне»;

  • Удивительные свойства воздуха;

  • Развлечение «В гости к Нептуну».

II Работа с родителями

  • Консультации для родителей ,                                         «Маленькими шагами в прекрасный мир!».
  • Анкетирование родителей по теме «Ваше отношение к детскому экспериментированию»
  • Родительское  собрание «Приобщение детей к опытно – экспериментальной деятельности»    
  •   Практикум для родителей «Экспериментируем дома»
  • Совместная подготовка игровой площадки детского сада к летнему оздоровительному периоду. Изготовление и ремонт оборудования для опытно – экспериментальной деятельности  детей на участке;
  • Оформление выставок рисунков «Радуга  красок», «Страна Почемучек»;
  • Привлечение родителей к пополнению необходимого оборудования в детской лаборатории;

III Организационно - педагогическая  работа

  • Продолжение изучения новинок  методической литературы по теме самообразования;
  • Оформление выставки советов для коллег и родителей с  целью ознакомления с новыми технологиями детского экспериментирования;
  • Консультации для педагогов   « Обучение детей   умениям и навыкам учебных исследований», «Ребёнок – исследователь в детском саду», «Проведение познавательно – исследовательской деятельности и экспериментирования в детском саду»         
  • Практикум «Экспериментируем вместе»;
  • Выступление по итогам работы и обмену опытом.

В течение 2018 -2019 учебного года

Сентябрь – Декабрь 2019 года

III этап Контрольно – итоговый

1.

2.

Размещение своих разработок на педагогических сайтах и участие в интернет - конкурсах педагогического мастерства.

Отчёт о реализации программы по самообразованию  на педсовете   2019 – 2020 учебного года.

февраль 2020 года

Март 2020 года

Библиографический список:

1 . Марудова Е.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром.  Экспериментирование» Детство-ПРЕСС, 2015

2.  Иванова А. И. « Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду» –М.: ТЦ «Сфера», 2004.

3. Тугушева Г.П.  « Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» Детство-ПРЕСС, 2013

4.  Интернет – ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план работы по самообразованию на 2015-2020 уч. год. Тема: «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста».

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи:- научить детей различать основные цвета;- познакомить детей с величиной и формой предметов;- сформир...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ( с 2018 по 2023 г.)Тема:«Кинезиологические упражнения для детей в ДОУ»

Кинезиология  с ее перекрестно-латеральными, активизирующими тонкую моторику движениями, балансирует и равномерно тренирует мышцы обеих сторон тела. Это непосредственно связано с интегрированной ...

План работы по самообразованию на 2019– 2020 учебный год Тема: «Использование технологии «Синквейн» в работе с старшими дошкольниками»

План работы по самообразованию на 2019– 2020 учебный год Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам-...

План работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год. Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста».

План работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год.Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста».Выполнила воспитатель: И. В. Мещерякова    МБУ №90 ...

План работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год Тема: Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников (в первой младшей группе)

Тема: «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников (в первой младшей группе)». Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня, профе...

План работы по самообразованию в 2019-2020 учебном году Тема: «Техники нетрадиционного рисования детей дошкольного возраста в среднее группе»

Актуальность темы:Актуальность  работы связана с тем, что жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных, привычных ...

Индивидуальный план работы по самообразованию на 2018-2020 учебный год.

Создание условий, для  усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей....