Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Воздух – невидимка»
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozduh-nevidimka.docx | 6.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по экспериментальной деятельности
в старшей группе
Тема: «Воздух – невидимка»
Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.
Задачи:
1.Обучающая: Дать представление о воздухе, как о компоненте неживой природы, его свойствах (имеет вес, невидим, прозрачен, легче воды, занимает место) через опытническую деятельность и моделирование.
2.Развивающая: Развивать словесно-логическое мышление, умение делать выводы, умозаключения, использовать речь-доказательство.
3.Воспитывающая: Воспитывать бережное отношение к природе, осознанно воспринимать положительные и отрицательные стороны деятельности человека.
Ход совместной деятельности
-Ребята, к нам пришло письмо. Интересно от кого оно, давайте прочитаем:
«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Незнайка. Ребята, мы, малыши-коротыши, собрались в полет на Луну. Я так мечтал об этом. А Знайка не берет меня с собой, потому что я не знаю ответа на его загадку. А загадка такая:
Он вокруг ,его невидим ,только всем необходим:
Людям ,мячикам и шинам, водолазу, под водой.
Птичке, рыбке, и машинам, вот загадочный какой.
Вот какой этот Знайка – Зазнайка. Помогите мне, ребята. Что это такое? Если вы догадались, то напишите или нарисуйте мне подробно все что знаете об этом.Я так хочу на Луну!!! Спасибо, Незнайка».
-Ребята, о чем просит Незнайка? (дети высказывают предположения).
-Почему вы решили, что это воздух? Давайте докажем:
- Ребята, вдохните глубоко-глубоко и задержите дыхание.
-Что вы чувствуете?( Вам трудно задерживать воздух)
-Чем мы дышим? Как?
-А кто еще дышит воздухом?
Вывод: Вокруг нас воздух и мы не сможем жить без воздуха. Он нужен всему живому на Земле.
-Ребята, мы ответили на загадку Незнайки, но он хочет узнать подробнее о воздухе, и чтобы ему рассказать, сегодня на занятии мы подробнее познакомимся с воздухом, т.е. будем с вами «исследователями воздуха».
Опыт 1 (с пакетом)
-Ребята, вы сказали, что воздух вокруг нас. А как это доказать?(…) А его можно поймать? Как?(Показывает пустой пакет)
-Что это? Что в нем? А можно поймать пакетом воздух? (…)Попробуйте
(Показ детям)
-Что у вас в пакете? (воздух) Мы его не видим, но можем почувствовать, потрогать.
Вывод: Воздух действительно вокруг нас, и мы об этом уже можем рассказать Незнайке.
Опыт 2 (с соломинкой)
-Воздух мы не видим, потому что он какой? (невидимый, прозрачный).
-А можем ли мы его увидеть? Вдохните воздух и выпустите его через соломинку на ладошку. Что вы почувствовали? (воздух)
-А теперь посмотрите, я выдыхаю через соломинку , а соломинку опускаю в стакан с водой. Вот я медленно выдыхаю воздух…
-А теперь быстро (много пузырьков буря в стакане)
Дети пробуют самостоятельно: быстро, медленно.
-Что мы видели в стакане с водой?
Откуда взялись пузырьки?
-Что с ними произошло?
Вывод: Мы выпустили воздух через соломинку в воду. Воздух собрался в пузырьках и поднялся наверх.
-А почему пузырьки с воздухом поднимаются наверх? (они легкие)
Вывод: Вода выталкивает воздух в пузырьках наверх. Значит, воздух какой?
(легкий, легче воды)
Опыт 3 ( с кусочками земли)
Воспитатель показывает кусочек земли и спрашивает:
-Что это? А есть ли воздух в Земле? Докажите( …) Насекомые живут в земле и дышат воздухом, корешки растений. Давайте проверим, есть ли воздух в земле.
( воспитатель опускает кусочек земли в стакан с водой. Водух собирается в пузырьки и поднимается наверх)
-Что вы увидели? (пузырьки)
-А что в них? (воздух)
-Откуда он взялся? (был в земле)
-Куда поднялись пузырьки?
Вывод: Воздух есть даже в земле, и об этом тоже мы можем сообщить Незнайке.
Физминутка: ( под музыку) Ребята, давайте представим, что мы с вами частички воздуха, маленькие-маленькие.И каждая двигается то вверх, то вниз.Частички воздуха легкие. А теперь частички кружатся, двигаются в разных направлениях.Подул ветерок, частички двигаются быстрее, то вверх, то вниз… Ветерок успокоился и теперь мы уже не частички воздуха, а исследователи воздуха…
Итак, что мы узнали и уже можем сообщить Незнайке (по моделям):
1.Воздух невидимый.
2.Воздух легкий, легче воды.
3.Воздух есть даже в Земле.
-Воздух очень легкий, и что совсем ничего не весит? А как вы считаете, можно ли взвесить воздух?(…) Ведь все имеет вес.Давайте прповерим!
Опыт 4
-Посмотрите, у меня необычные весы. Что я взвешиваю на этих весах? (шары)
-Одинаково ли они весят?
-Шары весят одинаково.Концы палки на одном уровне. На моих весах равновесие.
-А что произойдет, если я наполню один из шаров воздухом?(…)
(надувает шарик, и прикрепляет к концу палки вместо пустого, конец палки с пустым шаром поднялся вверх)
-Почему изменилось положение весов?
-Шарик с воздухом тяжелее, чем шарик без воздуха?
-Чем мы наполнили шарик?
-Что надо сделать чтобы выровнять равновесие?(…)
-Почему восстановилось равновесие?
Вывод: В шарах не было воздуха, когда один из шаров наполнили воздухом, равновесие нарушилось, значит воздух имеет вес. Вот об этом мы тоже можем рассказать Незнайке.
Опыт 5(со свечой)
-Ребята, а что это? (свеча) Как вы думаете, полезный ли это предмет? (…)
-А как вы думаете, когда свеча горит, она загрязняет воздух? А мы сейчас проверим.
(Воспитатель зажигает свечку. Она горит. Над пламенем свечи держит чистое блюдце. Подержать и показать детям)
-Что стало с блюдцем? Почему?
Вывод: Гарь и копоть от сгорающей свечи попадает в воздух.А мы с вами этим воздухом дышим. Полезно ли это для здоровья?
-Чтобы очистить воздух в комнате, что надо сделать? ( проветрить, влажную уборку)
-А воздух на улицах нашего города чистый?
-Что загрязняет его? ( ответы с показом иллюстраций)
-Как же быть? Ведь без машин и заводов нам не обойтись?
Вывод: Надо ставить фильтры на трубы. Сажать деревья. Охранять деревья. И дома полезно иметь растения – они очищают воздух. Каждый человек должен заботиться о своем здоровье и о здоровье окружающих.
Рефлексия
- кому мы помогали, что делали?
-Зачем мы изучали воздух ( Чтобы рассказать Незнайке, и он полетит на Луну)
--Что мы узнали о воздухе? Давайте еще раз вспомним, зарисуем и пошлем Незнайке, он тогда сможет рассказать Знайке и другим малышам и полетит на Луну.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в средней группе .Тема : Воздух- волшебник.
Конспект занятия по экспериментальной деятельности с детьми средней группеы и родителями. Тема: Воздух- волшебник....
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: « Экспериментируем со снегом и льдом»
формирование исследовательского и познавательного интереса черезэкспериментирование со льдом и снегом....
Конспект занятие по экспериментальной деятельности в старшей группе «Чудо-воздух»
Цель: формировать представления детей о воздухе и его свойствах.Задачи:Образовательные:1. формировать представления детей о воздухе и его свойствах;2. Учить самостоятельно делать выводы в процессе экс...
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Свойства воздуха»
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Свойства воздуха»Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельнос...
Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе. Тема: «Удивительные свойства соли.»
Цель:способствовать развитию познавательного интереса у детей;развивать положительные эмоции и интерес к нетрадиционным видам изобразительной деятельности.Образовательные задачи:уточнить знания детей ...
Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительный воздух»
Цель: расширять знания детей о свойствах воздуха.Закрепить знания о некоторых свойствах воздуха ( не имеет формы, при нагреваний расширятся, а при охлаждении сжимается, невидим, необ...
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Свойства воздуха»
Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности....