Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Воздух – невидимка»
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.
Задачи:  
1.Обучающая: Дать представление о воздухе, как о компоненте неживой природы, его свойствах (имеет вес, невидим, прозрачен, легче воды, занимает место) через опытническую деятельность и моделирование.
2.Развивающая: Развивать словесно-логическое мышление, умение        делать выводы, умозаключения, использовать речь-доказательство.
3.Воспитывающая: Воспитывать бережное отношение к природе, осознанно воспринимать положительные и отрицательные стороны деятельности человека.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozduh-nevidimka.docx6.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экспериментальной деятельности

 в старшей группе

Тема: «Воздух – невидимка»

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.

Задачи:  

1.Обучающая: Дать представление о воздухе, как о компоненте неживой природы, его свойствах (имеет вес, невидим, прозрачен, легче воды, занимает место) через опытническую деятельность и моделирование.

2.Развивающая: Развивать словесно-логическое мышление, умение        делать выводы, умозаключения, использовать речь-доказательство.

3.Воспитывающая: Воспитывать бережное отношение к природе, осознанно воспринимать положительные и отрицательные стороны деятельности человека.

Ход совместной деятельности

-Ребята, к нам пришло письмо. Интересно от кого оно, давайте прочитаем:

«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Незнайка. Ребята, мы, малыши-коротыши, собрались в полет на Луну. Я так мечтал об этом. А Знайка не берет меня с собой, потому что я не знаю ответа на его загадку. А загадка такая:

Он вокруг ,его невидим ,только всем необходим:

Людям ,мячикам и шинам, водолазу, под водой.

Птичке, рыбке, и машинам, вот загадочный какой.

Вот какой этот Знайка – Зазнайка. Помогите мне, ребята. Что это такое? Если вы догадались, то напишите или нарисуйте мне подробно все что знаете об этом.Я так хочу на Луну!!! Спасибо, Незнайка».

-Ребята, о чем просит Незнайка? (дети высказывают предположения).

-Почему вы решили, что это воздух? Давайте докажем:

- Ребята, вдохните глубоко-глубоко и задержите дыхание.

-Что вы чувствуете?( Вам трудно задерживать воздух)

-Чем мы дышим? Как?

-А кто еще дышит воздухом?

Вывод: Вокруг нас воздух и мы не сможем жить без воздуха. Он нужен всему живому на Земле.

-Ребята, мы ответили на загадку Незнайки, но он хочет узнать подробнее о воздухе, и чтобы ему рассказать, сегодня на занятии мы подробнее познакомимся с воздухом, т.е. будем с вами «исследователями воздуха».

Опыт 1 (с пакетом)

-Ребята, вы сказали, что воздух вокруг нас. А как это доказать?(…) А его можно поймать? Как?(Показывает пустой пакет)

-Что это? Что в нем? А можно поймать пакетом воздух? (…)Попробуйте

(Показ детям)

-Что у вас в пакете? (воздух) Мы его не видим, но можем почувствовать, потрогать.

Вывод: Воздух действительно вокруг нас, и мы об этом уже можем рассказать Незнайке.

Опыт 2 (с соломинкой)

-Воздух мы не видим, потому что он какой? (невидимый, прозрачный).

-А можем ли мы его увидеть? Вдохните воздух и выпустите его через соломинку на ладошку. Что вы почувствовали? (воздух)

-А теперь посмотрите, я выдыхаю через соломинку , а соломинку опускаю в стакан с водой. Вот я медленно выдыхаю воздух…

 -А теперь быстро (много пузырьков буря в стакане)

Дети пробуют самостоятельно: быстро, медленно.

-Что мы видели в стакане с водой?

Откуда взялись пузырьки?

-Что с ними произошло?

Вывод: Мы выпустили воздух через соломинку в воду. Воздух собрался в пузырьках и поднялся наверх.

-А почему пузырьки с воздухом поднимаются наверх? (они легкие)

Вывод: Вода выталкивает воздух в пузырьках наверх. Значит, воздух какой?

(легкий, легче воды)

Опыт 3 ( с кусочками земли)

Воспитатель показывает кусочек земли и спрашивает:

-Что это? А есть ли воздух в Земле? Докажите( …) Насекомые живут в земле и дышат воздухом, корешки растений. Давайте проверим, есть ли воздух в земле.

( воспитатель опускает кусочек земли в стакан с водой. Водух собирается в пузырьки и поднимается наверх)

-Что вы увидели? (пузырьки)

-А что в них? (воздух)

-Откуда он взялся? (был в земле)

-Куда поднялись пузырьки?

Вывод: Воздух есть даже в земле, и об этом тоже мы можем сообщить Незнайке.

Физминутка: ( под музыку) Ребята, давайте представим, что мы с вами частички воздуха, маленькие-маленькие.И каждая двигается то вверх, то вниз.Частички воздуха легкие. А теперь частички кружатся, двигаются в разных направлениях.Подул ветерок, частички двигаются быстрее, то вверх, то вниз… Ветерок успокоился и теперь мы уже не частички воздуха, а исследователи воздуха…

Итак, что мы узнали и уже можем сообщить Незнайке (по моделям):

1.Воздух невидимый.

2.Воздух легкий, легче воды.

3.Воздух есть даже в Земле.

-Воздух очень легкий, и что совсем ничего не весит? А как вы считаете, можно ли взвесить воздух?(…) Ведь все имеет вес.Давайте прповерим!

Опыт 4

-Посмотрите, у меня необычные весы. Что я взвешиваю на  этих весах? (шары)

-Одинаково ли они весят?

-Шары весят одинаково.Концы палки на одном уровне. На моих весах равновесие.

-А что произойдет, если я наполню один из шаров воздухом?(…)

(надувает шарик, и прикрепляет к концу палки вместо пустого, конец палки с пустым шаром поднялся вверх)

-Почему изменилось положение весов?

-Шарик с воздухом тяжелее, чем шарик без воздуха?

-Чем мы наполнили шарик?

-Что надо сделать чтобы выровнять равновесие?(…)

-Почему восстановилось равновесие?

Вывод: В шарах не было воздуха, когда один из шаров наполнили воздухом, равновесие нарушилось, значит воздух имеет вес. Вот об этом мы тоже можем рассказать Незнайке.

Опыт 5(со свечой)

-Ребята, а что это? (свеча) Как вы думаете, полезный ли это предмет? (…)

-А как вы думаете, когда свеча горит, она загрязняет воздух? А мы сейчас проверим.

(Воспитатель зажигает свечку. Она горит. Над пламенем свечи держит чистое блюдце. Подержать и показать детям)

-Что стало с блюдцем? Почему?

Вывод: Гарь и копоть от сгорающей свечи попадает в воздух.А мы с вами этим воздухом дышим. Полезно ли это для здоровья?

-Чтобы очистить воздух в комнате, что надо сделать? ( проветрить, влажную уборку)

-А воздух на улицах нашего города чистый?

-Что загрязняет его? ( ответы с показом иллюстраций)

-Как же быть? Ведь без машин и заводов нам не обойтись?

Вывод: Надо ставить фильтры на трубы. Сажать деревья. Охранять деревья. И дома полезно иметь растения – они очищают воздух. Каждый человек должен заботиться о своем здоровье и о здоровье окружающих.

Рефлексия

- кому мы помогали, что делали?

-Зачем мы изучали воздух ( Чтобы рассказать Незнайке, и он полетит на Луну)

--Что мы узнали о воздухе? Давайте еще раз вспомним, зарисуем и пошлем Незнайке, он тогда сможет рассказать Знайке и другим малышам и полетит на Луну.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в средней группе .Тема : Воздух- волшебник.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности с детьми средней группеы и родителями. Тема: Воздух- волшебник....

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: « Экспериментируем со снегом и льдом»

формирование исследовательского и познавательного интереса черезэкспериментирование со льдом и снегом....

Конспект занятие по экспериментальной деятельности в старшей группе «Чудо-воздух»

Цель: формировать представления детей о воздухе и его свойствах.Задачи:Образовательные:1. формировать представления детей о воздухе и его свойствах;2. Учить самостоятельно делать выводы в процессе экс...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Свойства воздуха»

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Свойства воздуха»Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельнос...

Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе. Тема: «Удивительные свойства соли.»

Цель:способствовать развитию познавательного интереса у детей;развивать положительные эмоции и интерес к нетрадиционным видам изобразительной деятельности.Образовательные задачи:уточнить знания детей ...

Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительный воздух»

Цель: расширять  знания  детей о свойствах воздуха.Закрепить знания о некоторых свойствах воздуха  ( не имеет формы, при нагреваний расширятся, а при охлаждении сжимается, невидим, необ...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Свойства воздуха»

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности....