Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: « Экспериментируем со снегом и льдом»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
формирование исследовательского и познавательного интереса через
экспериментирование со льдом и снегом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_eksperimentalnoy_deyatelnosti_v_starshey.docx | 19.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад первой категории «Колокольчик»
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе
Тема: « Экспериментируем со снегом и льдом»
Воспитатель первой
квалификационной категории
Забродина Ирина Павловна
Февраль 2019 год
Цель: формирование исследовательского и познавательного интереса через
экспериментирование со льдом и снегом.
Интеграция образовательных областей : познание, коммуникация,
Задачи:
Развивающие задачи: расширять знания детей о зиме, ее месяцах;
развивать умение детей отвечать на вопросы поискового характера;
продолжать формировать умение детей выделять сезонные изменения в
природе (низкая температура воздуха, солнце не греет, короткие дни,
длинные ночи и т.д.);
Обучающие задачи: формировать умение детей в ходе
экспериментирования определять свойства льда и снега (белый,
бесцветный; прозрачный, не прозрачный; рыхлый, хрупкий; не тонут в
воде; тают в тепле); учить детей выдвигать гипотезы и проверять их
опытным путем; обогащать словарный запас детей;
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к экспериментальной
деятельности и желание заниматься ею; самостоятельность; аккуратность,
желание добиваться положительного результата в процессе работы.
Предварительная работа: наблюдение на прогулке за зимними явлениями;
рассматривание снежинок; чтение стихотворении, сказок, загадок о зиме.
Оборудование: две тарелки; по два стаканчика с водой на каждого ребёнка;
цветные полоски; краски синяя, зелёная; мисочки для снега; цветные
бусинки; костюм Зимы (для взрослого); снеговика (игрушка);
карточки с зимними развлечениями; мольберт; картинки
-назовите зимние месяцы; какой месяц сейчас?
-какой будет? какой был?
2. Игра.
Давайте с вами поиграем в игру «Зимние слова». Дети, вам нужно хлопать в
ладоши, если услышите слова связанные с зимой. (Снежинка, тепло, Новый
год, санки, лёд, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад,
Снегурочка, лыжи и т. д.) .
Ребята посмотрите картинки (воспитатель обращает внимание детей на
мольберт), здесь мы видим, как мы зимой веселимся. В какие игры мы
играем зимой?
3.Скажите, а вы любите отгадывать загадки?
Прозрачен как стекло, а не вставишь в окно (лёд)
Всю зиму смирно лежит, а потом убежит (снег)
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет. (Сосулька)
Не снег и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней)
С неба – звездой, в ладошку – водой. (Снежинка)
Физкульминутка «Снеговик»
Лепим мы снеговика
Из пушистого снежка.
Вот какой он первый ком!
Вот какой большущий он.
Ком второй чуть-чуть поменьше,
Третий – это голова,
Шляпа будет из ведра,
Нос – морковка,
А глаза – два веселых огонька.
Вот какой веселый он;
Он смеется до ушей,
Веселит он малышей.
Дети под музыку выполняют ритмические движения.
А теперь мы как настоящие учёные будем заниматься исследовательской
работой. Благодаря этой работе, мы узнаем много интересного. Учёные исследователи
проводят опыты и делают научные открытия. В конце наших
исследований самому активному исследователю будет наклеена эмблема
научного сотрудника.
Проведем несколько опытов, и определим свойства снега и льда. Результаты
наших исследований будем отмечать на доске (схожесть и различие свойств
снега и льда, ).
Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, как будем освобождать бусинки
из ледового плена.
Детей:
Воспитатель: Правильно, давайте несколько бусинок поставим около
обогревателя, несколько бусинок над батареей, несколько положим в таз с
горячей водой. Посмотрим, где быстрее всего растает лёд?
Воспитатель: Как вы думаете, что с ним нужно сделать, чтобы он опять
превратился в воду?
Дети: Нагреть.
Воспитатель: Сегодня мы с вами проведём опыты и узнаем, чем похожи
между собой снег и лёд и чем они отличаются. Дети проходят за столы.
Опыт 1. Определение цвета.
Какого цвета снег?
Дети: Белого.
А лёд?
Дети: Бесцветного.
Опыт 2. Определение прозрачности.
Дети положите под кусочек льда – полоску красного цвета. Какого цвета
стал лёд?
Дети: Красного.
Положите под снег. Что вы видите?
Дети:
Теперь положите под лёд синюю полоску.
Вывод. Лёд прозрачный, а снег непрозрачный.
Опыт 3. Определение качества снега и льда.
У вас на столах в стаканчиках лежат кусочки льда и комочки снега. Сначала
посмотрите на свои ладошки – они сухие. Возьмите лёд в руки и скажите,
какой он?
Дети: Холодный, твёрдый, тяжёлый.
Воспитатель: Возьмите в руки снег. Какой он?
Вывод. Снег и лёд одинаково холодные, но снег лёгкий, мягкий, а лёд
тяжёлый, твёрдый.
Опыт 4. Определение прочности.
Ребята возьмите горсть снега и нужно высыпать её на тарелочку. Как можно
назвать это свойство снега?
Дети: Сыпучий.
Воспитатель: А лёд? Я случайно уронила кусочек льда. Что с ним
случилось?
Дети: Он раскололся, он хрупкий.
Опыт 5. Тонет, не тонет.
Ребята, а как вы думаете, тонет ли снег? А лёд?
Дети: снег тает в воде, а лед плавает на поверхности
А мы сейчас проверим. Положите комочек снега в стаканчик с водой, а в
другой стаканчик – лёд.
Вывод. Лёд и снег не тонут.
Опыт 6. Ребята пришло время проверить, что стало с бусинками,
освободились ли они от ледяного плена?
Дети проверяют все бусинки и делают вывод, что в горячей воде все они
оттаяли.
Воспитатель: предлагает детям все бусинки поместить в горячую воду.
Ребята, давайте теперь объединим всё, что мы узнали о снеге и льде.
Снег – белый, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под воздействием тепла
превращается в воду.
Лёд – это замёрзшая вода. Бесцветный, прозрачный, хрупкий, под
воздействием тепла превращается в воду.
Воспитатель: Спрашивает у ребят про бусинки. И как им удалось с таким
трудным заданием справиться?
Дети: Лёд растаял в горячей воде и бусинки освободились от ледяного
плена.
Воспитатель: Ребята большое вам спасибо. А за то, что вы такие молодцы
я принёс вам угощение – леденцы!
Опыт 7. Ребята, а вы хотите в группе поиграть со снегом? Можно ли его
оставить в группе?
Дети: нет
У меня для вас есть небольшой сюрприз. Сейчас попробуем сделать
искусственный снег! (изготовление снега из соды и пены для бритья).
8.Итог занятия
Игровая деятельность детей с искусственным снегом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе по теме "Какая бывает вода?"
Цели занятия: уточнить представления детей о свойствах воды, систематизизовать знания о культуре поведения в лаборатории, воспитывать бережное отношение к чистой питьевой воде....
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Воздух – невидимка»
Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.Задачи: 1.Обучающая: Дать представление о воздухе, как о компоненте неживой природы, его свойст...
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Свойства воздуха»
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Свойства воздуха»Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельнос...
Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе. Тема: «Удивительные свойства соли.»
Цель:способствовать развитию познавательного интереса у детей;развивать положительные эмоции и интерес к нетрадиционным видам изобразительной деятельности.Образовательные задачи:уточнить знания детей ...
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе. Тема: «Мы исследователи».
Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного, дать детям представление о роли воды в жизн...
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе « Снег и его свойства»
Формировать умение детей в ходе экспериментирования определять свойства снега (белый, бесцветный; прозрачный, не прозрачный; рыхлый, хрупкий; не тонет в воде; тает в тепле. Развивать познав...