Развите ВПФ. Развитие пространственных представлений
учебно-методический материал на тему

Речевая функция неразрывно связана с другими ВПФ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orient._v_prostranstve.docx18.41 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнение №1

Цель: ориентировка в собственном теле на основе выделения ведущей правой руки

- подними вверх руку которой ты рисуешь, держишь ложку

- как она называется

- покажи правой рукой карандаш, куклу, машинку

- возьми в правую руку карандаш и начерти кружок

-возьми в правую руку ножницы и отрежь полоску бумаги

-возьми в правую руку карандаш и обведи им шаблон морковки, яблока

-возьми в правую руку кисточку и раскрась цветы, грибы, бабочку…..

Упражнение №2

Цель: ориентировка в собственном теле на основе выделения левой руки

- покажи левую руку

-покажи левой рукой карандаш, куклу, машинку

- возьми в левую руку карандаш, куклу, машинку

Упражнение №3

Цель: ориентировка в собственном теле на основе последовательного выделения правой и левой руки

-подними правую руку, левую

-покажи правой рукой яблоко, левой огурец

-возьми в правую руку карандаш и обведи контур груши

-возьми в левую руку грушу и отдай Маше

Упражнение №4

Цель: ориентировка в собственном теле на основе дифференциации правых и левых частей тела

-покажи правую ногу

-покажи левую ногу

-покажи правый глаз

-покажи левый глаз

-покажи правое ухо

-покажи левое ухо………………

Упражнение №5

Цель: ориентировка в собственном теле на основе дифференциации правых и левых частей тела с использованием пробы Хеда

- покажи правой рукой левый глаз

-покажи правой рукой левое ухо

-покажи правой рукой левую ногу

-покажи левой рукой правый глаз

- покажи левой рукой правое ухо

-покажи левой рукой правую ногу

Упражнение №6

Цель: узнавание и воспроизведение в отраженной речи величины предметов

-покажи большой (маленький) мяч

-покажи широкую (узкую) ленту

-покажи длинный (короткий )карандаш

-покажи высокий (низкий)дом

-покажи толстую (тонкую) книгу

-покажи глубокую(мелкую) чашку

Ответь на вопрос : « Какой предмет по величине»

Упражнение №7

Цель: узнавание и воспроизведение в отраженной речи формы предметов

-покажи круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник

Ответь на вопрос : «Какой предмет по форме»

Упражнение №8

Цель: формирование умения соотносить форму изображенного предмета с геометрическим образцом

К геометрическим фигурам подобрать похожую картинку(мяч, пирамидка, яблоко, морковка, яйцо, книга, баклажан,……)

Упражнение №9

Цель: определение пространственного расположения предметов по отношению к самому себе

-покажи, какой предмет находится справа от тебя

-покажи, какой предмет находится слева от тебя

-положи книгу справа от себя

-…слева от себя

Упражнение №10

Цель: определение пространственных отношений м/д 2-3 предметами и речевое обозначение их места в пространстве

-положи ручку справа от тетради, где тетрадь

-положи карандаш слева от книги, где книга

-положи куклу справа от машинки, где машинка

-положи тетрадь перед собой, слева от неё положи ручку, справа карандаш; где лежит тетрадь

Упражнение №11

Цель: учить воспроизводить пространственные отношения м/д предметами

Игра « Наряди елку»

Повесь шар на правую веточку, ежика на левую,……

Упражнение №12

Цель: учить воспроизводить пространственные отношения м/д объектами

- стоя в колонне назвать стоящего впереди, стоящего сзади

-стоя в шеренге назвать стоящего справа, стоящего слева

-определить место соседа по отношению к себе

-определить свое место по отношению к соседу

Упражнение №13

Цель: определение пространственных отношений м/д предметами

Игра « Разговор по телефону»

Выкладывается картинка с изображением персоонажей, телефонов, проводов. Ребенок должен выяснить, кто кому звонит? ( распутать провода)

Упражнение №14

Цель: определение пространственных признаков предмета

Игра « Магазин»

У лисички был магазин. Посмотри на полки магазина и ответь:

-сколько полок в магазине

- что находится на нижней (средней, верх.)

- что стоит слева от пирамидки

-….справа от кувшина

-м/д большим и маленьким мячами…….

Упражнение №15

Цель: уточнение пространственных взаимоотношений

Игра « Фотограф»

Фотограф желает сделать снимок зверей. Его помощнику ( ребенку) надо рассадить животных: корову справа от лошади, мышку слева от кошки,…..

Упражнение №16

Цель: определение пространственных отношений м/д предметами

-расставить картинки с членами семьи в ряд, начиная  с самого старшего

-где находится мама…………………..

Упражнение №17

Цель: умение определять пространственные отношения м/д изображениями предметов

Рассотри лист на котором 9 картинок (8 по сторонам и углам,1 в центре) и назови предметы которые находятся вверху, внизу, слева, справа, в середине, в верхнем правом углу, в правом нижнем

Упражнение №18

Цель: развитие конструктивного праксиса

Сложить разрезные картинки из 2,3,4,5 частей по горизонтали, а затем по вертикале с опорой на образец и без него

Упражнение №19

Цель: учить воспроизводить заданные фигуры из элементов, методом активного конструирования

Игра « Загадочные палочки»

Рассмотрите фигуры на рисунке, а затем выложите точно такие же из счетных палочек.

Упражнение №20

Цель: развитие зрительно – пространственной ориентировки

Перед ребенком раскладывается набор цветных геометрических фигур. Построить из заданных элементов ( елочку, машинку, солнце, домик, велосипед)

Упражнение №21

Цель: ориентировка в схеме лица

Наложить на овал части лица (глаза, брови, ресницы, нос, рот)

Упражнение №21

Цель:учить находить предметы одинаковой формы, закрепляя знание геометрических форм круга и овала

Разложи овощи по картинкам: круглые в правую, овальные в левую.

Упражнение №23

Цель: развитие зрительно – пространственной ориентировки

Игра « Лото»

У ребенка карточка на которой изображен эталон – образец сложной формы (восьмерка,трапеция, кабина от   грузовика) Ребенку предлагаются картинки с изображением предметов напоминающих образец ( матрешка, пирамидка, неваляшка, кукла, машинка, коляска, мишка)Картинка кладется на ту фигуру, которая больше всего похожа на изображаемый предмет.

Упражнение №24

Цель:развитие зрительно – пространственной ориентировки

Распределение изображения предметов по их реальной величине.

Упражнение №25

Цель: развитие зрительно – пространственного восприятия

Игра « Что перепутал художник?»

Гном стать художником решил

Да вот беда, рассеян был.

Упражнение № 26

Цель: определение пространственного соотношения элементов графических изображений букв

-сконструировать буквы

-узнать буквы, зеркально расположенные

-дифференцировать правильно или неправильно написаны буквы

-дополнить недостающие элементы буквы

-переконструировать букву (Г-Т   Н-П    И-П      

И-Н)

-найти наощупь названную букву

Упражнение №27

Цель:понимание логико – грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения предметов ( с предлогами)

Взрослый меняет расположение предмета и спрашивает ребенка: « Где находится игрушка?» ( на столе, под столом, в столе, за столом, перед столом)

Упражнение №28

Цель: понимание логико – грамматических конструкций отражающие простые отношения предметов ( с наречиями и предлогами)

Взрослый предлагает ребенку 2 игрушки     ( собака и будка) или (кормушка и птичка) Меняя расположение их относительно друг друга спрашивает: « Где стоит собака?»        ( около будки, впереди будки, позади будки, в будке, на будке, слева от будки, справа от будки)

Упражнение № 29

Цель: развитие пространственной ориентировки, закрепление правильного понимания и употребления предлогов

Игра « Шаловливые котята»

Взрослый показывает сюжетную картинку, где нарисовано много котят и спрашивает: «Куда спрятался котенок?»

Упражнение №30

Цель: автоматизировать речевое обозначение направлений движения объекта, закреплять понятия « налево» « направо»

Игра « Аквариум»

Взрослый показывает сюжетную картинку и спрашивает: « Сколько рыбок плывет направо и сколько налево?»

Упражнение №31

Цель: учить понимать логико – грамматические конструкции

Игра « Как правильно?»

Мишка на лошадке-

Лошадка на мишке.

Ваза на столе-

Стол на вазе.

Белка на тележке-

Тележка на белке.

Лето перед весной-

Весна перед летом.

Телега везет лошадь-

Лошадь везет телегу.

Кошка поймала мышку-

Мышка поймала кошку.

Упражнение №32

Цель: учить понимать различать различные типы инверсионных конструкций

Учитель наказал мальчика.

Кто провинился?

Собаку укусила оса.

Кто кусался?

Володю ждет Лена.

Кто задержался?

Витю слушал учитель.

Кто говорил?

Петю встретил Миша.

Кто приехал?

Ваня шел впереди Пети.

Кто шел позади?

Дуб выше березы.

Что ниже?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие пространственных представлений у детей ОНР

творческое выступление на фестивале Педагогического мастерства...

Развитие пространственных представлений у дошкольников с ОНР

Статья посвещена коррекционной работе с детьми дошкольноговозраста по профилактике оптической дисграфии...

Развитие пространственных представлений у детей ЗПР

Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно, пространственные представления являются базисом, над ко...

Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования

Статья о развитии пространственных представлений у старших дошкольников с ЗПР в условиях инклюзивного образования....

«Развитие зрительной произвольной памяти, Формирование коммуникативных навыков, развитие пространственных представлений».

laquo;Развитие зрительной произвольной памяти, Формирование коммуникативных навыков, развитие пространственных представлений»....

Конспект занятия по развитию пространственных представлений посредством конструирования из бумаги для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития "Зайчик беленький"

Один из эффективных видов деятельности для дошкольников с ЗПР - консруирование из бумаги. Оно способствует развитию всех психических процессов, получению игрового опыта, обогащению словаря,развитие ме...

Методическая разработка. План-конспект учебного занятия по обобщению и систематизации знаний по разделу «Развитие пространственных представлений» в Школе раннего эстетического развития «Теремок»

В методической разработке представлен порядок организации образовательного процесса с обучающимися дошкольного возраста, направленного на обобщение и систематизацию представлений детей о расположении ...