Развитие пространственных представлений у детей ЗПР
статья по теме
Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно, пространственные представления являются базисом, над которым надстраивается вся совокупность психических функций: письмо, счет, чтение, мышление и т.п.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrekcionnaya_rabota.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА
РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно, пространственные представления являются базисом, над которым надстраивается вся совокупность психических функций:
письмо, счет, чтение, мышление и т.п.
Впроцессе коррекционной работы необходимо учитывать особенности и последовательность формирования пространственного восприятия и пространственных представлений в онтогенезе, психологическую структуру зрительно-пространственного гнозиса и праксиса, состояние пространственного восприятия и пространственных представлений у детей с задержкой психического развития.
А.В. Семенович предлагает следующие этапы формирования пространственных представлений:
1. Ориентировка в схеме собственного тела.
2. Ориентировка в окружающем пространстве:
• определение направлений относительно себя;
• ориентация себя относительно других объектов.
3. Пространственные схемы и диктанты.
4. Конструирование и копирование. Мы взяли за основу предлагаемые этапы
работы, дополнив либо изменив варианты игр с детьми.
По мнению исследователей, ребенок научается различать правую и левую руку раньше, чем ориентироваться в окружающем пространстве, поэтому развитие пространственных представлений опирается на дифференциацию правой и левой стороны тела, в первую очередь на выделение ведущей руки.
H. ИЧЕТОВКИНА,
педагог-психолог, МДОУ - детский сад №7, Свердловская область, город Новоуральск
На определенной стадии онтогенеза в результате неоднократных действий правой рукой в коре головного мозга вырабатываются условные зрительно-двигательные связи, которые способствуют выделению правой руки как ведущей. Дальнейшая дифференциация правой и левой сторон тела формируется уже на основе умения выделять правую руку: различение левой руки у ребенка осуществляется только через правую руку.
Первым шагом должна стать маркировка правой руки с помощью часов, браслета, резинки и т.п. Тогда ребенок узнает: «справа» -это «там, где браслет». Таким образом ребенку дается опора для дальнейших манипуляций с внешним пространством - ведь представление о нем строится вначале от его собственного тела и только потом превращается в абстрактные пространственные представления. Такие маркеры на первых этапах должны присутствовать на ребенке постоянно.
Итак, на первом этапе мы учим детей
ориентировать^(В схеме собственного тела.
/, «Не ошибись!». Ребенок и психолог встают рядом лицом к зеркалу и с прогова-риванием (если это необходимо) выполняют одни и те же действия: «над головой», «под носом», «за ухом», «перед глазами», «на груди», «под подбородком» и т.д.
2. «Выше-ниже^. Стоя перед зеркалом, ребенок и взрослый, не забывая о маркерах, находят, показывают и называют то, что
«выше всего» (голова, макушка), «ниже всего» (ноги, стопы), «выше, чем...», «ниже, чем...». Затем ребенок повторяет все это без зеркала и, наконец, с закрытыми глазами. Аналогично отрабатывается взаимное расположение отдельных частей лица (лоб, глаза, нос, уши, рот, щеки), рук (плечо, локоть, ладонь, пальцы), тела (шея, плечи, грудь, спина, живот), ног (колено, стопа, пятка) относительно друг друга.
3. «Спереди-сзади». Глядя в зеркало и ощупывая части тела спереди, ребенок называет их (нос, грудь, бровь и т.д.), аналогично сзади (затылок, спина, пятки и т.д.). Затем с закрытыми глазами он по инструкции последовательно дотрагивается до передней (задней) поверхности своего тела и называет соответствующие части тела.
4. «Дальше-ближе». Ребенку предлагается назвать у себя (относительно, например, головы) части тела, расположенные «ближе, чем...», «дальше, чем...», «ближе, чем... но дальше, чем...».
5. «Путаница». Психолог намеренно показывает не те движения или места на теле, которые называет. Ребенок должен исправить его ошибки. Затем инструктором и исполнителем упражнения становится сам ребенок - он показывает упражнения другим (взрослому, ребенку) и контролирует их выполнение.
6. Показать, какой рукой надо есть, рисовать, здороваться. Затем сказать, как называется эта рука. Далее дается задание поднять правую руку и назвать ее.
7. Показать левую руку, назвать ее.
8. Поднимать поочередно правую и левую руку, показывать карандаш то правой рукой, то левой, брать книгу правой рукой, левой.
9. «Будь внимателен!» (см. фото 1). Для ребенка вовсе не очевидным является тот факт, что правые нога, глаз, щека и т.д. находятся с той же стороны, что и правая рука. К пониманию этого его надо привести путем специальных упражнений по соотнесению частей тела с правой и левой рукой. Это лучше делать по следующей схеме: соотнести части тела с правой рукой (правый глаз, щека и т.д.). Задания. Подними правую руку вверх - опусти; погладь себя правой рукой
Фото 1
по голове; правой рукой прикоснись к правому уху, колену, пятке и т.д. Затем то же с левой рукой, после этого - в перекрестном варианте (например, показать правую бровь и левый локоть). Наиболее занимательным является выполнение этих упражнений следующим образом: «Потри левой рукой правый локоть, почеши правой пяткой левую коленку, пощекочи правым указательным пальцем левую подошву, постучи правым локтем по правому боку». И т.д.
На следующем этапе мы учим детей определять направление в пространстве относительно своего тела.
1. «Движения в одном направлении». Предложите ребенку вытянуть руку вправо, отставить ногу вправо, повернуть голову вправо, наклонить голову к правому плечу, сделать три наклона вправо, присесть на правое колено и т.д. Так же отрабатываются другие направления: слева, сверху, снизу, спереди и сзади.
2. «Что находится справа от меня?». Попросите ребенка, не поворачиваясь, перечислить то, что находится справа от него. После этого повернуться направо и снова перечислить то, что теперь находится справа. Покрутите его и спросите: «Что теперь справа от тебя?». Аналогично отрабатываются направления слева, спереди и сзади.
3. «Не ошибись!». Для этой игры понадобится большой мяч. Водящий стоит в центре, с четырех сторон - игроки. Игрок командует водящему: «Направо!». Тот кидает мяч направо и только после этого поворачивается в ту же сторону. Игрок с мячом снова командует: «Направо! Налево! Вперед! Назад!». Если играющих не хватает, то водящий ударяет мячом об пол с нужной стороны от себя и поворачивается, а следующую команду дает кто-либо из играющих (по договоренности).
4. «Кто где стоит?». В эту игру могут играть не менее трех детей. Ставится задача - обозначить место человека, стоящего в колонне (впереди или сзади) или в шеренге (справа и слева). Например: «Где стоит Петя относительно тебя?». Затем дети в произвольном порядке меняются местами, и игра продолжается.
5. «Стоп!». Дети под музыку двигаются по группе, музыка останавливается, дети замирают. Психолог спрашивает: «Даша, кто (что) справа (слева) от тебя?»; «Кто дальше всех от тебя?», «Кто стоит рядом (сзади, впереди)?».
6. «Робот». Ребенок изображает робота, точно и правильно выполняющего команды человека: «Один шаг вперед, два шага направо, прыжок вверх, три шага налево, вниз (присесть)». И т.д. Затем дети играют в непослушного робота, который выполняет все команды наоборот: идет не вперед, а назад; вместо того чтобы подпрыгнуть вверх, приседает; поворачивает не направо, а налево. После того как ребенок начнет, не ошибаясь, в соответствии с условием быстро выполнять эти задания, усложните инструкцию: «Шаг влево правой ногой; два шага вперед, начиная с левой ноги». И т.д.
7. «Передай мяч!». В эту игру может играть любое количество детей, стоящих в колонне. Первый передает мяч назад и сразу же бежит в конец колонны; второй оказывается первым и повторяет действия первого игрока и т.д. По команде взрослого или первого игрока мяч передается сверху (снизу, справа, слева). Сначала детям предлагается вслух проговаривать название направления, в котором они передают мяч.
8. «Путешественники». Эта игра предназначается и для работы родителей с детьми. Играть можно на детской площадке, по дороге в детский сад, в квартире (путешествуя по комнатам).
Ребенок. Мама, поверни направо!
Мама. Поворачиваю, иду.
Ребенок. Теперь налево.
Мама. Слушаюсь, поворачиваю.
Если ребенок еще не сообразил, как командовать, то должен остановить маму командой: «Стой!». Если поворачивать не надо, а на пути какое-либо препятствие, то дается команда: «Возьми правее (левее)».
9. «Моя комната». В знакомом ребенку пространстве следует обсудить, что где стоит: «Если встать лицом к окну, то что будет справа? слева?». И т.д.
После того как дети научатся ориентироваться в пространстве относительно себя, можно переходить к ориентации себя относительно других объектов и других объектов относительно друг друга.
1. «Капризный фотограф». Психолог (фотограф), желая сделать снимок зверей, ищет кадр. Его помощнику (ребенок) надо рассадить зверей: лису - справа от зайца, мишку - слева от мышки и т.д. Более сложная задача выполняется по двухступенчатой инструкции: «Посади утку справа от медведя, а птицу -слева от лисы». Модификация задания: ребенок сам говорит: «Я посадил льва справа от медведя». Остальные дети или взрослый его проверяют. Затем кто-то из детей становится фотографом, он дает инструкцию остальным и проверяет ее выполнение.
2. «1де сижу?». Дети рассаживаются в ряд или полукругом. Ставится задача - определить свое место: «Я сижу слева от Пети, справа от Маши, но левее Сережи, напротив Оли». И т.д. Затем дети меняются местами, и игра продолжается.
3. «Собираем урожай». Разложите перед ребенком ряд картинок с любыми изображениями. Он должен отобрать, например, только те овощи, которые лежат «правее, чем капуста», «левее, чем морковь».
Знакомство со схемой тела человека, стоящего напротив, всегда вызывает у детей значительные затруднения и нуждается в тщательной проработке.
Необходимо на практике убедить детей, что у человека, стоящего напротив, «все наоборот»: «Право - где у меня лево, а лево - где право». А.В. Семенович предлагает это делать следующим образом:
• Двое детей, стоящих друг за другом, берутся за правые руки и убеждаются, что у обоих правая рука с одной и той же стороны. Затем, не разнимая рук, они поворачиваются лицом друг к другу и убеждаются, что правые руки находятся наперекрест.
• Ребенок, стоя в колонне спиной к остальным, поднимает правую руку; остальные поднимают свою правую руку и убеждаются, что он сделал это правильно. Не опуская руки, ребенок поворачивается лицом к остальным. Дети, сопоставив положение его поднятой руки с положением своих рук, делают вывод о противоположном расположении правых и левых частей тела у стоящих напротив друг друга.
1. «Моя рука, твоя рука». Ребенок, стоя лицом к психологу или сидя напротив куклы, определяет по указанию взрослого сначала у себя, потом у партнера (куклы) левую руку, правое плечо, левое колено и т.д. Потом надо поменяться ролями: инструкцию дает ребенок.
2. «Назови часть тела». Дети стоят лицом друг к другу. Один молча показывает на себе отдельные части тела, а другой называет: «Это твое правое колено, это твой левый глаз». И т.д.
3. «Делай, как я!». Сидя напротив ребенка, педагог дает инструкцию: «Делай своей правой рукой то, что я делаю правой». Интересно делать по очереди одинаковые жесты одноименными частями тела (вытянуть правую руку, потом левую ногу; согнуть сначала левую ногу, а потом правую руку и т.д.).
4. «Будь внимателен!». Попросите ребенка определить правый и левый ботинок, рукав, карман, штанину на одежде, лежащей в различных положениях; найти левый и правый отпечаток босой ноги.
Устойчивый навык можно выработать только при участии родителей, например дав им задание постоянно обращать внимание детей на детали одежды, вещи в руках у людей, идущих навстречу по улице, а также проводить указанную выше работу по картинкам в книгах, журналах и т.п.
5. «Правильное зеркало». Стоя или сидя напротив друг друга, вы отрабатываете схему «зеркало» на движениях сначала одной рукой, потом другой, затем двумя вместе. Так, если психолог переносит свою правую руку вправо, то ребенок свою левую -влево. Ясно, что движения вверх, вниз, к себе и от себя будут идентичными.
6. «Неправильное зеркало» (см. фото 2). И.п. то же, но инструкция изменяется: «То, что я буду делать левой рукой, ты делаешь своей левой рукой (оба поднимают левые руки), а то, что я буду делать правой рукой, ты - своей правой (поднимаются правые руки)». Таким образом, если психолог переносит свою правую руку вправо относительно себя, то ребенок тоже переносит свою правую руку вправо относительно себя и т.д.
Следующим этапом формирования пространственных представлений является переход к двигательным диктантам и графическим схемам.
Вцелом развитие пространственных схем происходит так: формирование ориентировки сначала на местности, затем на листе бумаги и графическое воспроизведение направлений.
/. Двигательный диктант (по шагам): например, один шаг вперед, два шага вправо.
2. «Найди предмет». Психолог диктует траекторию, по которой нужно найти предмет в комнате или здании. Далее осуществляется совместное, а затем самостоятельное составление планов (группы, спальни, участка и т.д.). Проведите сопоставление листа бумаги с высоким домом, у которого покажите верх, низ, все углы. Потом нарисуйте такой дом на листе бумаги.
3. «Засели жильцов». Предложите ребенку поместить в комнате или нарисовать определенные фигуры в правом нижнем углу, левом верхнем и т.д. Определите, какие углы еще не заполнены. Пусть ребенок сам заполняет их с комментарием, например: «Нарисую месяц в правом верхнем углу».
4. «Покажи направление». Научите ребенка показывать направление сначала рукой, потом поворотом головы, взглядом в воздухе сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево, затем - по диагональным направлениям (направо вверх, налево вниз и т.д.).
5. «Куда указывает стрелка?». Предложите ребенку расположить карточку со стрелкой, ориентируя ее последовательно во всех называемых вами направлениях, и назвать их; аналогично нарисовать стрелки на листе бумаги с какими-то рисунками или планом.
6. «Проведи линию». По инструкции психолога ребенок проводит линии (прямые, пунктирные, волнистые, цветные и т.д.) в определенном направлении, не отрывая карандаш от бумаги. Например: «Из центра листа (ставим точку) проводим волнистую линию вверх, затем - прямую линию в левый нижний угол».
Далее проводится работа в тетради в клеточку -графические диктанты
(для всех заданий исходные точки в начале освоения заранее отмечаются взрослым).
Сначала необходимо научить ребенка отступать одну клеточку от края тетради и от предыдущей работы; пропускать нужное количество клеточек по указанию взрослого.
Психолог диктует: «Начиная с третьей клетки: одну клетку вправо, две вниз, одну влево». И т.д. Более сложный вариант - движение по диагональным направлениям, например: «Одну клетку направо вверх, две клетки направо, одну налево вниз». Фигуры для диктантов вначале простые, усложняться они должны постепенно.
Детям очень нравится заниматься этой работой. Графические диктанты рекомендуется выполнять следующим образом:
• действовать сначала правой рукой, а затем левой;
• рисовать в направлении, противоположном тому, которое называет взрослый (например, не направо вверх, а налево вниз) («Упрямый ослик»).
Предложите ребенку самому продиктовать графический диктант вам или другим детям, а потом проверьте работу.
Неотъемлемой частью формирования пространственных представлений является конструирование и копирование.
Для этого используются любые виды конструкторов, кубики, Лего, пазлы, разрезные картинки, мозаики и т.п. (см. фото 3).
- Конструирование предметов из заданных частей. Ребенку дается основная деталь, свойственная всем предметам данного класса (например, для посуды -емкость, для животных - туловище, для растений -стебель), и различные фрагменты, благодаря которым основная деталь постепенно дополняется, преобразуясь в самые различные объекты. Ребенку предлагают пофантазировать и сложить несколько фигур с одной и той же основой; например, на базе основной детали, характерной для посуды (с помощью разных соответ-
Рис. 1
Рис. 2
ствующих фрагментов), могут быть сконструированы: чайник, сахарница, чашка и т.п. То же - с фигурой человека или животного, растения и т.п. Каждый раз ребенка спрашивают: «Что это? На что (кого) похож этот предмет?».
2. «Я - конструктор». Ребенку предлагается из спичек, счетных палочек или мозаики сконструировать какое-либо предметное изображение или выложить печатную букву. Пусть он проделает это с открытыми и закрытыми глазами. Затем путем перекладывания элементов можно превратить их в другие предметы, букву, цифру или орнаменты.
3. «Найди нужный блок» (см. рис. 1). Инструкция: «Найди среди верхних фигур нужный блок и дострой нижнюю фигуру, так чтобы она стала такой же, как соседняя. Ты можешь разворачивать блоки».
4. «Орнамент». Разрежьте квадраты, расположенные слева (см. рис. 2), сначала на четыре, а потом (в более сложном варианте) на две (по горизонтали или вертикали) части. Предложите ребенку сложить из полученных частей придуманные вами орнаменты; сначала -более простые, а затем - аналогичные тем, что представлены на рис. 2 справа. (В работе с маленькими детьми лучше использовать привычные для них кубики.)
На первом этапе формирования процессов копирования целесообразно осуществлять его с помощью кальки или копировальной бумаги и только затем переходить к обычному срисовыванию. Помимо прочего, этот прием формирует «память руки» и необычайно эффективен при усвоении букв и цифр.
5. Копирование: простых фигур, сложных фигур и изображений, фигур с поворотом их на 90 и 180 градусов.
Поворот на 90 градусов может быть обыгран следующим образом: «Нарисуй эту фигуру лежащей на
левом (или правом) боку»; на 180 градусов: «Нарисуй эту фигуру вверх ногами, но так, чтобы все части фигуры остались на своих местах». Для проверки можно сравнить или наложить друг на друга образец и рисунок ребенка, если они выполнены с соблюдением масштаба, например на бумаге в клетку.
Опыт нашей работы показывает: обязательным условием эффективности коррекционной работы по формированию пространственных представлений у детей с задержкой психического развития является взаимодействие всех участников коррекционно-образовательного процесса, включая специалистов детского сада и семью. Реализация данной системы работы способствует развитию психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, а также играет огромную роль в пропедевтике дисграфии
и дислексии.
Рекомендуемая литература
1. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. М., 2005.
2. Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии. М., 2002.
3. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 1998.
4. Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте. М., 2003.
5. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1995.
6. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М., 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры на развитие пространственных представлений у детей ОНР
творческое выступление на фестивале Педагогического мастерства...
Методические рекомендации по развитию пространственных представлений у детей 5-6 лет.
Методические рекомендации по развитию пространственных представлений у детей 5-6 лет . Обязательным условием эффективности проводимой работы на лю...
Игры и упражнения на развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Картотека дидактических игр на развитие пространственных представлений....
"Особенности развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста с ОНР"
Статья рассказывает о том, у ребёнка с ОНР есть нарушения других психических процессов, а, именно: задерживается формирование элементарных постранственных представлений....
Особенности развития пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи.
Проблема изучения пространственных функций имеет большое значение, так как они наиболее сложны для диагностики и коррекции развития детей с речевыми нарушениями....
Развитие пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста с ЗПР
Из опыта работыРазвитие пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста с ЗПРУровень развития пространственных представлений имеет большое значение для характеристики общего разви...
Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования
Статья о развитии пространственных представлений у старших дошкольников с ЗПР в условиях инклюзивного образования....
- Мне нравится (1)