Методическая разработка. План-конспект учебного занятия по обобщению и систематизации знаний по разделу «Развитие пространственных представлений» в Школе раннего эстетического развития «Теремок»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
В методической разработке представлен порядок организации образовательного процесса с обучающимися дошкольного возраста, направленного на обобщение и систематизацию представлений детей о расположении предметов в пространстве, представлена структура занятия в виде технологической карты и содержание каждого вида деятельности, дано обоснование выбранных приемов и методов.
Методическая разработка адресована воспитателям дошкольных образовательных организаций, опытным и начинающим педагогам дополнительного образования, реализующим программы социально-гуманитарной направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mr-3_p-k_zanyatiya_kozub_t.o.-2023.docx | 39.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования «Радуга» г. Тайшета
Рекомендована: Методическим советом МБУДО «Центр дополнительного образования «Радуга» г.Тайшета протокол № 5 от «11» мая 2023 г. | Утверждена: приказом по МБУДО «Центр дополнительного образования «Радуга» г.Тайшета № 124 от «11» мая 2023 г. |
План-конспект учебного занятия
по обобщению и систематизации знаний
по разделу «Развитие пространственных представлений»
в Школе раннего эстетического развития «Теремок»
Методическая разработка
г. Тайшет, 2023
Автор:
Т.О. Козуб, педагог дополнительного образования, учебная дисциплина «Познавательные и развивающие игры»
Козуб Т.О, педагог дополнительного образования, руководитель методического объединения педагогов дополнительного образования художественной и социально-гуманитарной направленности.
План-конспект учебного занятия по обобщению и систематизации знаний по разделу «Развитие пространственных представлений» в Школе раннего эстетического развития «Теремок». Методическая разработка.
В методической разработке представлен порядок организации образовательного процесса с обучающимися дошкольного возраста, направленного на обобщение и систематизацию представлений детей о расположении предметов в пространстве, представлена структура занятия в виде технологической карты и содержание каждого вида деятельности, дано обоснование выбранных приемов и методов.
Методическая разработка адресована воспитателям дошкольных образовательных организаций, опытным и начинающим педагогам дополнительного образования, реализующим программы социально-гуманитарной направленности.
ВВЕДЕНИЕ
Формирование пространственных представлений имеет важное значение для всех видов деятельности человека, охватывает многообразные стороны его взаимодействия с действительностью.
У детей формирование пространственных представлений осуществляется как в реальном мире окружающей действительности, так и в ходе специально организованной образовательной деятельности, в том числе с использованием возможностей дополнительного образования. Полноценное развитие детей дошкольного возраста не может проходить без развития у него пространственных представлений. Пространственные представления являются неотъемлемой частью процесса социализации ребенка.
В настоящее время достаточно полно разработаны теоретические и практические аспекты процесса формирования пространственных представлений, что дает возможность воспитателям, педагогам находить все более эффективные пути достижения образовательных результатов, осуществлять творческий подход к планированию образовательного процесса, пополнить методическую копилку начинающего педагога.
Одним из эффективных методов обучения являются дидактические игры. Дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения дошкольников, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка[1]..
Методическая разработка «План-конспект учебного занятия по обобщению и систематизации знаний по разделу «Развитие пространственных представлений» в Школе раннего эстетического развития «Теремок» - это один из вариантов планирования учебного занятия с детьми 5-6 лет в системе дополнительного образования по учебной дисциплине «Познавательные и развивающие игры» комплексной дополнительной общеразвивающей программы «Теремок».
В плане-конспекте занятия помимо структуры занятия и содержания каждого вида деятельности, дано обоснование выбранных приемов, как средств, усиливающих эффективность применяемых методов, что призвано помочь начинающим педагогам и молодым специалистам в их педагогической практике. Параллельно с реализацией основной темы занятия ведется работа по развитию сенсорного восприятия и зрительной памяти детей. Оформление плана-конспекта в виде технологической карты позволяет лаконично и точно описать порядок организации взаимодействия, не отягощая его излишними словами, описаниями, подробностями.
Для выяснения эффективности учебного занятия в целом и уровня сформированности пространственных представлений у каждого ребенка в отдельности разработана «Карта наблюдений» (см. Приложение).
Цель занятия: обобщить и систематизировать пространственные представления детей, организовать практическое их применение.
Задачи:
1. Актуализировать знания детей о взаимном расположении предметов, умения ориентироваться по плану помещения, планировать маршрут передвижения.
2. Создать условия для демонстрации практического умения ориентироваться в пространстве учебного кабинета, обоснованно планировать маршрут передвижения и обозначать словами основные пространственные направления, в том числе с «привязкой» к окружающим предметам (вперед – назад, направо – налево, пройти между…, мимо.., дойти до…).
3. Дополнить практическую часть специальными упражнениями на развитие сенсорного восприятия и зрительной памяти.
4. Содействовать закреплению устойчивой привычки к достижению образовательного результата; актуализации умения работать в команде (выслушать участника взаимодействия, договориться о последовательности совместных действий).
Оборудование и материалы, используемые на занятии: план помещения с обозначенным направлением для поиска предмета; мешочек, наполненный мелкими геометрическими телами (шарики, кубики, цилиндры, пирамиды) для проведения дидактической игры «Волшебный мешочек»; геометрические фигуры для проведения игры на развитие внимания и зрительной памяти.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Структура и ход занятия:
№ | Этап занятия | Приемы и методы работы | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся, формы работы | Предполагаемый результат/назначение используемого метода, приема |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I | Организационно-мотивационный этап | Ритуал приветствия | Организует и проводит психологическое упражнение «Здравствуй, солнце…» | Выполняют действия, предусмотренные содержанием текста. | Обеспечение организованного начала занятия, настрой на предстоящую деятельность, создание благоприятной атмосферы. |
Сообщение темы. Элемент занимательности | Сообщает, что сегодня мы попадем в сказку и поможем гномам в их работе – охране сокровищ. Педагог взмахивает «волшебной палочкой» со словами: «Вы, ребята, покружитесь, в гномиков все превратитесь» | Воспринимают информацию, эмоционально реагируют; входят в образ - надевают колпачки гномов. | Придание живости моменту мотивации, обеспечение положительной эмоциональной окраски, предупреждение страха перед предстоящей учебной деятельностью. | ||
Прием проблематизации | Обозначает проблему: чтобы помочь гномам охранять сокровища, нужно знать, где эти сокровища находятся. Как это сделать? Выслушивает ответы детей, принимает ответ о возможности воспользоваться картой, планом помещения | Выдвигают варианты решения проблемы, например воспользоваться картой, спросить у взрослыхи т.п. | Активизация мыслительной деятельности, развитие логического и творческого мышления, вариативность в поиске путей и принятии решений. | ||
Основной этап | Дидактическая игра «Движение по карте» | Организует игровое действие: предлагает детям рассмотреть план помещения и особые обозначения (стрелочки, задающие маршрут передвижения; крестик, обозначающий место «клада»), координирует самостоятельную деятельность детей. | Рассматривают карту, комментируют и аргументируют выбор направления движения. Затем под руководством педагога двигаются по карте, пока не достигнут финальной точки – места, где находится «клад» | Дидактическая игра - способствует актуализации представлений о взаимном расположении предметов в пространстве, сторонах «лево», «право», направлении движения «влево», «вправо», «вперед», «назад»; - развивает умение определить план передвижения, маршрут, - активизирует пространственное мышление. | |
Дидактическая игра «Волшебный мешочек» | Организует и координирует игровое действие: обеспечивает каждому ребенку возможность сенсорного восприятия объектов; возможность описать, назвать предмет, находящийся в мешочке (без использования зрительного восприятия). | Выполняют игровые действия: по очереди опускают руку в мешочек, выбирают фигурку, описывают ее (размер, объем, твердость, наличие углов, форму; выдвигают предположение о названии предмета), достают фигуру, проверяют правильность своего предположения. | Дидактическая игра способствует - развитию сенсорного восприятия; - актуализации знаний детей о геометрических фигурах и геометрических телах; - формированию монологической речи описательного характера. | ||
Дидактическая игра «Что изменилось?» | Организует и координирует игровое действие: упражняет детей в назывании местоположения предметов относительно друг друга; обеспечивает каждому ребенку возможность зрительного восприятия объектов; стимулирует речевую деятельность | Выполняют игровые действия: рассматривают и запоминают расположение «сокровищ»; по команде педагога отворачиваются, закрывают глаза; затем, по команде педагога дети поворачиваются, находят изменения, рассказывают о них. | Дидактическая игра способствует - развитию зрительного внимания, тренировке зрительной памяти; - формированию коммуникативных навыков (умения объяснить свою точку зрения и выслушать мнение других участников). | ||
III | Завершающий (рефлексивно-аналитический) этап | Рефлексивно-оценочная деятельность: работа в круге, фронтальный экспресс-опрос | Организует работу в круге: проводит экспресс-опрос (удалось ли нам помочь гномам найти и сохранить «сокровища»? Что ты сделал для этого?) | Участвуют в оценочной деятельности: отвечают на вопросы. | Работа в круге позволяет всем участникам находиться в позиции «на равных»; Рефлексия способствует формированию адекватной оценки результатов своего и совместного труда. Экспресс-опрос стимулирует речевую деятельность, формирует умение высказываться лаконично и конкретно, по сути задаваемого вопроса, обсуждаемой темы. |
Диагностика эмоционального состояния детей | Дает инструкцию: передайте гному свое настроение – нарисуйте радостную улыбку, грустное настроение или маску без настроения. | Выполняют инструкцию педагога: рисуют настроение своему гномику | Анализ общего эмоционального состояния и настроения /впечатления каждого ребенка |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представленная методическая разработка была апробирована в работе с детьми 5-6 лет, дополнена приемами, позволяющими активизировать познавательный интерес детей, осуществлять комплексное развитие познавательных процессов, мотивировать на самостоятельное повторение учебных заданий в бытовых ситуациях, на проявление творчества – изменение и/или создание нового оригинального сюжета,
Итоги проведенных занятий доказывают их эффективность: полное выполнение поставленных задач, достаточно высокий уровень образовательных результатов у детей - практически все дети, регулярно посещающие занятия, уверенно ориентируются в пространстве, простраивают маршрут передвижения, могут описать взаимное расположение предметов.
Следует заметить, что одним из факторов достижения высоких результатов является успешная интеграция программ дополнительного образования с образовательными программами дошкольного образования.
Приложение.
Карта наблюдения
Дата __________________
Тема: «Обобщение и систематизации знаний по разделу «Развитие пространственных представлений»
Группа: 2-1, 2-2 (второго года обучения)
Сфера наблюдения: сформированность пространственных представлений, навыка взаимодействия
№ | Фамилия имя ребенка | Практические навыки | Коммуникативные навыки | |||
Чтение плана помещения, понимание направление движения | Планирование маршрута передвижения | Вербализация своих действий; использование слов-ориентиров | Умение выслушать собеседника, принять его точку зрения | Умение определять действия каждого участника, договариваться о взаимодействии | ||
Карту заполнил: ________________________________________________________________________________________________________
Система оценивания основана на анализе степени самостоятельности, безошибочности, уверенности выполнения практического задания; характера взаимодействия с другими детьми, полноты демонстрации коммуникативных навыков.
Каждый критерий оценивается по трехбалльной системе; максимальное значение суммарного результата – 15 баллов, минимальное – 5.
3 б. – ребенок действует самостоятельно, уверенно; безошибочно ориентируется в плане помещения и направлении предстоящего передвижения, грамотно планирует маршрут передвижения, вербализируя свои действия; правильно и уместно использует слова-ориентиры; умеет договариваться с участниками взаимодействия, определять действия каждого;
2 б. – при выполнении заданий ребенок иногда нуждается в незначительной посторонней помощи; имеет представления о расположении предметов в помещении, их взаимном расположении; при работе по плану помещения, планировании маршрута передвижения, вербализации своих действий, совершает незначительные малочисленные ошибки, неточности; в ситуации взаимодействия не всегда учитывает мнение партнера, но может исправиться после корректировочных действий взрослого;
1 б. – при выполнении заданий ребенок нуждается в постоянной посторонней помощи; не ориентируется по плану помещения, не может спланировать маршрут передвижения, слова-ориентиры не использует или использует со значительными ошибками, которые замечает только после наводящих или уточняющих вопросов педагога; не понимает и не принимает позицию собеседника, партнера по взаимодействию.
[1] Кудинова М.И. Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и упражнений // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 3-2. – С. 360-364;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35751 (дата обращения: 11.05.2023).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Конспект НОД в первой младшей группе: «Зайка в гости к нам пришел». Образовательная область - «Художественно-эстетическое развитие» (рисование).
Цель: · Совершенствовать умение обследовать предметы: учить рассматривать, ощупывать, гладить.· За...
Методическая разработка.План-конспект для развития композиционного умения и эстетического восприятия.Образовательная область:занятие аппликацией"Тарелочка" в младшей группе.
учить детей составлять узор на предметах круглой формы, используя кружки разного цвета и разной величиныразвивать композиционные уменияразвивать эстетическое восприятие...
Методическая разработка план-конспект по познавательному развитию «Математика в сказках»
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитиюТема: «Математика в сказках» Закреплять представления о свойствах геометрических фигур пут...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по английскому языку для дошкольников «Наше путешествие в зоопарк» по дополнительной общеразвивающей программе «Музыка-English» второго модуля обучения школы раннего эстетического развития
Методическая разработка предназначена для обучения основам иностранного языка детей дошкольного возраста. Представлено развивающее занятие с использованием нового языкового материала,а также закреплен...
Методическая разработка: "План - конспект непосредственно - образовательной деятельности по художественно- эстетическому развитию с детьми 6 - 7лет " Исторический лабиринт"
Методическая разработка : "План- конспект непосредственно - образовательной деятельности по художественно- эстетическому развитию с детьми 6 - 7лет " Исторический лабиринт"...
Методическая разработка (план-конспект) для детей средней группы. НОД в области художественно-эстетического развития. Тема:"Арбуз"
НОД в области художественно-зстетического развития, в средней группеЗдравствуйте, дорогие друзья! Давно хотела поделиться с Вами занятием, которое я провела с детьми средней группы. Его также мо...
Методическая разработка плана-конспекта по "Формированию элементарных математических представлений" по теме "Гном строит дом"
Методическая разработка плана-конспекта по "Формированию элементарных математических представлений" по теме "Гном строит дом"...