использование кукол - марионеток в деятельности педагога - психолога
статья на тему
использование кукол - марионеток в деятельности педагога - психолога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kukloterapiya.docx | 36.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Куклотерапия. Кукла-марионетка.
Куклотерапия — это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол. В целенаправленной терапевтической практике кукол используют с начала ХХ века. Ещё в 1926 году невропатолог Малколм Райт использовал кукольный театр для лечения неврозов. Также было открыто, что куклы помогают восстановлению опорно-двигательного аппарата. Дети и взрослые, страдающие различными заболеваниями этого типа (например, церебральный паралич), с помощью кукол (в процессе репетиций) постепенно реабилитируются. В 1917–1922 гг. первые советские кукольники стали работать и создавать методики по многим направлениям: оздоровление детей, устранение заикания, реабилитация после сильных стрессов, обучение, лечение детей, ограниченных в движении. В этой работе принимал регулярное участие в конце 20-х гг. Ленинградский "Театр Петрушки" под руководством Деммени совместно с Ленинградским институтом профессора Г.И. Турнера. Истоки куклотерапии можно найти в психодраме Морено. В 1940 году Якоб Леви Морено основал в США Институт социометрии и психодрамы. Он решил воспроизводить в условиях клиники те самые ситуации, которые наиболее травмировали его пациентов, и для этого создал специальный лечебный театр, который назвал психодрамой. Врачи вместе с больными и их родственниками писали достаточно простые сценарии и совместными усилиями ставили спектакль. Зрительный зал тоже состоял из больных, родственников и лечебного персонала. Куклотерапия популярна как в зарубежной (Ф. Зимбардо, 1991), так и в отечественной практике коррекционной работы (И. Г. Выгодская, 1984; А. И. Захаров, 1986; А. Спиваковская, 1988, и др.).
Цель куклотерапии - способствовать: укреплению психического здоровья, снижению психоэмоционального напряжения, улучшению социальной адаптации, развитию самосознания, разрешению конфликтов в условиях коллективной творческой деятельности. Функции куклотерапии - коммуникативная - установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив; релаксационная – снятие эмоционального напряжения; воспитательная – психокоррекция проявление личности в игровых моделях жизненных ситуаций; развивающая – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.), моторики; обучающая– обогащение информацией об окружающем мире. Процесс куклотерапии проходит в два этапа: 1. Изготовление кукол. 2. Использование кукол для отреагирования значимых эмоциональных состояний. Процесс изготовления кукол также является коррекционным. Увлекаясь процессом изготовления кукол, дети становятся более спокойными, уравновешенными. Во время работы у них развивается произвольность психических процессов, появляются навыки концентрации внимания, усидчивости, развивается воображение. В куклотерапии используются такие варианты кукол: - куклы-марионетки, -пальчиковые куклы, -теневые куклы, -веревочные куклы, -плоскостные куклы, -перчаточные куклы, - куклы-костюмы.
КУКЛЫ-МАРИОНЕТКИ
Марионетка прекрасна тем, что может являться оберегом, дополнительным ресурсом для человека, символом желания. Поэтому так важно проводить занятия по ее изготовлению в декабре-январе месяце, когда хочется оставить проблемы прошлого и настроиться на позитивное будущее. Прекрасно и то, что она оживает в наших руках. Эта кукла
достаточно самостоятельна, ибо находится на расстоянии от рук кукловода.
В сказкотерапии важен сам процесс изготовления куклы — процесс
творения новой сказочной жизни. Иногда, создав куклу, клиенты испытывают
чувство опустошенности. Говорят, что это были настоящие «роды», из них как
будто что-то вышло. В этом случае необходимо объяснить, что эти чувства
естественны: для того, чтобы открыться новой жизни, необходимо отпустить
старое, дать ему свою жизнь в образе куклы. Некоторые клиенты, наоборот, создав
куклу, испытывают прилив сил и радость. А кукла становится для них
помощником.
Принцип изготовления простых марионеток предложен Вальдорфской
школой. Кукла состоит из головы и платья, в которое вшиты кисти рук. Одна нить служит для управления головой, другая нить помогает управлять руками.
Важно, какой персонаж выбирает ребенок для изготовления куклы и каким
характером он его наделяет. Детям до 8 лет еще сложно самостоятельно
изготовить даже простую куклу. Полезно к этому процессу привлекать
родителей, старших братьев и сестер. Это сплачивает детей и родителей и
позволяет им лучше понимать и чувствовать друг друга. Изготовление
марионеток полезно и для детей, и для взрослых. Очень часто человек
персонализирует, воплощает в кукле сокровенную часть себя. Поэтому процесс
изготовления куклы — это всегда медитация. И главное, в конце работы
человек получает замечательный продукт: куклу, которая уже может жить
самостоятельной жизнью.
Для изготовления небольшой куклы-марионетки потребуются следующие
материалы:
небольшой камешек или красивая бусинка,
капсула от «Киндер-сюрприза» или фотопленки,
вата,
чулки или трикотаж телесного цвета,
6елая ткань 50 х 50 см, цветная ткань на верхнее платье 52 х 52 см,
пакля или пряжа, шерстяные нитки (для волос),
нитки, иголки, ножницы, толстая длинная игла, толстая нить (лучше ирис), украшения.
Занятие по изготовлению кукол-марионеток можно проводить с детьми, с детьми совместно с родителями, с воспитателями, сотрудниками учреждения.
Это поможет улучшить взаимодействие между родителями и детьми, а с другой стороны, укрепит (или нормализует) взаимоотношения между воспитателем и родителями, улучшит взаимоотношения в коллективе.
Примерный план проведения занятия по изготовлению куклы-марионетки:
- Организационный этап. Ведущий рассаживает родителей, (детей, воспитателей) за большим общим столом и просит разложить на нем все те материалы, которые родители принесли из дома.
- Вводная часть. Когда занятие проводится на взрослой аудитории, можно в вводной части рассказать историю создания куклы:
Люди издавна верили, что кукла обладает таинственной мистической силой, и сверхъестественными возможностями. Они использовали кукол в обрядах изгнания болезней. Например, в Японии есть известный обряд, во время которого на куклу «сбрасывают» недуги ее больного владельца. После этого куклу сажают в бумажный кораблик и пускают в плавание. Со временем кораблик размокает, и кукла вместе со всеми болезнями человека тонет. Аналогичные обряды есть у народов России. Существует легенда о том, что однажды зимой в крестьянской семье, жившей в лесной избе, заболел ребенок. Мальчик угасал и все спрашивал, когда придет лето. Отец, чтобы облегчить страдания сына, вырезал из сосны птиц и развесил их по избе. Сын увидел их, попросил есть и начал выздоравливать. Куклы могут многое - и учить, и лечить, но только если попадают в добрые руки. На Руси тряпичную куклу дарили новорожденному для защиты от нечисти, невесте, покидающей дом матери, от бесплодия. Куклу клали в постель роженице для облегчения родов. А «сугубо детский» кукольный театр, или «театр Петрушки», до начала XX века вообще показывал исключительно спектакли «для взрослых». Так что неудивительно, что весьма серьезные дяди и тети поставили куклу на службу науке психологии, а их клиентурой являются как дети, так и взрослые.
Или сказку-притчу, соответствующую особенностям группы. Затем ведущий включает спокойную музыку, предлагает родителям и детям зажать в кулачке бусинки, закрыть глаза, загадать желание и представить себе, что оно уже сбылось. Далее бусинка помещается в капсулу от «Киндер-сюрприза» (или фотопленки), и ведущий просит представить образ куклы, которая сегодня будет вызвана из Сказочной страны. Затем ведущий предлагает родителям обсудить со своим ребенком образ того, кого они будут шить: мужской это или женский персонаж; он будет «королевской» или «простои» крови; какой у него будет характер и т. д.
3. Этапы шитья куклы:
1.Изготовление куклы начинается с головы. Для этого капсула от "Киндер-
сюрприза» (с начинкой) плотно оборачивается ватой или синтепоном. Если у
куклы должна быть большая голова, значит, нужно сделать «кокон» побольше
(использовав больше ваты или синтепона). После того как основа головы готова,
сверху она обтягивается чулком телесного цвета и сшивается на «затылке»
куклы. Затем поверх облицованной основы снова обтягивается чулком телесного
цвета или
другой тканью для лица (куклу можно сделать темнокожей, розовой и т. д.).
Важно, чтобы в том месте, где у куклы начинается шея, остался «хвостик» из ткани
или чулка "не менее 5 см. Итак, голова готова. Волосы и украшения на голову
пришиваются в последнюю очередь.
2.Изготовление «нижнего платья». Для этого берется белая ткань
50x50 см, и находится середина кусочка. В середине нужно сделать
маленькую дырочку и просунуть в нее «хвостик-шею». Далее необходимо
пришить «нижнее платье» к «шее» куклы.3. Одевание. Костюм куклы шьется из цветной красивой ткани размером 52х 52 см. В кусочке ткани надрезается середина и вдевается «нижнее платье».
Далее ткань расправляется и также пришивается к «шее» куклы. По бокам к
костюму куклы пришиваются руки. Для изготовления рук берется та же ткань,
что и для лица. Из нее нужно вырезать два прямоугольника 7 х 4 см, сшить их и
оставить небольшую дырочку, чтобы можно было набить руки ватой. Когда
костюм куклы готов и руки вшиты, можно подумать об украшении куклы: сделать ей
прическу, дополнительные детали костюма. Все, что подскажет воображение
изготовителей куклы. На этом этапе важно, чтобы ребенок принимал особенно
деятельное участие в процессе.
4. Когда кукла будет полностью готова, можно ее «подвязать». Для этого
берется толстая длинная игла, заправленная толстой нитью (лучше, если это будет
ирис). С помощью иглы голова куклы протыкается в области висков. Таким
образом, кукла повиснет на нитке, пропущенной сквозь ее голову. Длина нити над
головой куклы должна быть не больше 12-15 см (для того, чтобы ребенку было
удобно ее «водить»). Концы нити (иглу к этому времени нужно вытащить)
связываются. Для того чтобы «подвязать» руки, потребуется еще одна толстая
длинная нить. Один ее конец привязывается к запястью правой руки куклы, а
другой конец — к левому запястью куклы.
Итак, кукла готова, осталось только ее «оживить»: взять в руки и начать
«водить». Для этого ребенок берет в одну руку нить, управляющую головой, а в
другую руку — нить, управляющую руками куклы. На этом этапе родитель
помогает ребенку учить «ходить» куклу.
Можно придумать специальные ритуалы «оживления».
Изготовление куклы-марионетки (без отделки) занимает от одного до
полутора часов. Если родители не успели дошить куклу или хотят сделать особую
отделку или прическу, они могут сделать это дома. Важно только договориться с
родителями, чтобы на следующее занятие ребенок пришел с готовой куклой.
По взаимному желанию родителей и ведущего можно создать кукольный
театр, в работе которого принимали бы участие и родители, и дети.
4.Знакомство с куклой
Общение с куклой-марионеткой предполагает выполнение трех важных
правил.
1.Кукловождение осуществляется двумя руками. Это важно для
координации правой и левой руки.
2.Кукла ходит по «земле», а не летает по воздуху (некоторые куклы,
конечно, могут летать, но с перерывами).
3.Поскольку в кукле мгновенно отзывается каждое движение кукловода, он
должен внимательно следить за движениями куклы (оживляя куклу, нельзя,
например, смотреть в окно).
Несколько занятий можно посвятить обучению ребенка тому, как
управлять куклой. Дети 4,5 лет уже могут самостоятельно водить куклу, если они
будут внимательно наблюдать за тем, что они делают. Важно, чтобы ребенок не просто «дергал» за нитки, но и чувствовал «реакцию» куклы на свои действия. Для
того чтобы ребенок был более внимательным и лучше водил куклу, можно
предложить ему «проиграть» через куклу различные эмоциональные состояния.
Ведущий. Сегодня мы научим наших кукол ходить, говорить, играть
друг с другом. Мы увидим, что куклы, также как и люди, могут быть веселыми и
грустными, радостными и сердитыми; они могут плакать и улыбаться. Куклы
могут ходить медленно и быстро (при этом ведущий иллюстрирует свои слова
действиями куклы), они могут бегать и прыгать, а когда кукла устанет, она может
сесть или лечь. Мы с вами — волшебники. И от наших действий зависит то, что
будет делать наша кукла. Чтобы нашей кукле было хорошо, мы будем
внимательно следить за тем, что с ней происходит. И постараемся сделать так,
чтобы ее движения были красивыми, чтобы ей было удобно и приятно жить в
Сказочной стране, которую мы создадим для наших кукол.
Далее очень важно отработать с детьми движения куклы, характерные для
различных эмоциональных состояний. При этом ведущий «задает» то состояние,
в котором находится кукла, а ребенок показывает, что делает кукла в этом
состоянии, как она себя ведет. Например, ведущий говорит: «Вот наши герои-
куклы пришли на солнечную полянку и стали собирать цветы... Они были очень
веселые и радостные... они прыгали и танцевали». В это время дети показывают,
как вели себя куклы. Если у кого-то не получается выразить через куклу
предлагаемое состояние, ведущий помогает ему.
Ведущий (продолжает). Вот налетел сильный ветер, и наши герои
прижались друг к другу, чтобы им не было холодно... А в это время Лесное
существо утащило корзинку с ягодами, которые собрали наши герои. Когда
ветер стих, куклы обнаружили, что корзинки нет, и очень рассердились (дети
показывают, как куклы сердятся). Они стали повсюду искать свою корзинку
(дети показывают, как куклы ищут корзинку) и вдруг нашли ее под кустом. Они
обрадовались и стали водить хоровод.
Ведущий может придумывать всевозможные ситуации, в которых
куклы «испытывают» различные чувства и действуют в соответствии с ними.
«Проживая» вместе с куклой различные состояния, ребенок в значительной
степени обогащает и свой мир чувств и эмоций. Кроме того, «оживляя» таким
образом, куклу, дети учатся лучше понимать внутренний мир другого
человека. И самое главное, дети видят, как от их действий зависит жизнь их
куклы. А это, в свою очередь, развивает у них чувство ответственности за свои
действия перед собой и другими людьми.
«Оживляя» куклу, разные дети демонстрируют различные реакции.
Подвижные, гиперактивные, дети плохо следят за тем, как отражаются на кукле их
действия. Они могут просто «дергать» за веревочки, и их кукла будет совершать
хаотичные бессмысленные действия. Иногда это происходит потому, что ребенку
еще сложно хорошо водить куклу, а он хочет быстро всему научиться, не прилагая
больших усилий. В этом случае можно «присоединиться» к ребенку и вместе с ним
некоторое время спокойно и внимательно водить куклу, пока вы не почувствуете,
что ребенок успокоился и понял, что нужно делать, чтобы у него получилось.Иногда дети сами «играют» вместо кукол, при этом кукла просто висит у
них на руке или на шее. Здесь важно переключить внимание ребенка с него
самого на куклу. Своим примером показать, что играет только кукла, а помощь
ей в этом оказывают наши руки. Необходимо отслеживать те моменты, когда
ребенок «отключается» от куклы, «переключается» на самого себя, и возвращать
снова его к вождению куклы. Постепенно ребенок поймет, что от него требуется,
и начнет с интересом наблюдать за куклой, совершенствуя свои действия.
Есть дети, которые не сразу переключают внимание с одного действия
куклы на другое. Они могут, несмотря на то, что ситуация изменилась и кукла уже
должна вести себя по-другому, продолжать действовать по-старому. Это может
происходить или из-за того, что они увлеклись и осваивают определенный тип
движений куклы (при этом они могут даже не слышать ведущего), или потому,
что не знают, как, через какие действия можно выразить заданное состояние.
Такому ребенку тоже необходимо помочь: показать, как кукла может двигаться в
данной ситуации.
Научиться водить куклу, концентрировать на ней свое внимание — не
простая задача для ребенка. Поэтому ведущему потребуется много терпения,
выдержки, такта и находчивости для того, чтобы научить детей «оживлять» кукол.
Вы заметите: по мере того как ребенок совершенствует язык взаимодействия с
куклой, меняется и его поведение. Даже самые неусидчивые, подвижные дети
становятся более внимательными и уравновешенными, а малообщительные,
замкнутые — более открытыми и эмоциональными.
«Оживляя» куклу, ребенок фактически отрабатывает механизм саморегуляции. На образном уровне он держит себя в руках, учится адекватно выражать свои чувства.
Кукла-марионетка является хорошим средством самовыражения для чрезмерно застенчивых и даже для аутичных детей. Также марионетки могут использоваться в семейной терапии как средство проигрывания конфликтных ситуаций и образов желаемого будущего.
Источники:
Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. - М.: Сфера, 2002
Шишова Т.Л., Медведева И.Я. -Разноцветные белые вороны.
Татаринцева А.Ю. – Детские страхи: куклотерапия в помощь детям.
Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии (текст) Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. // Практикум по креативной терапии. - СПб. - 9-191. - СПб, 2001
Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. "Планета чудес". Развивающая Сказкотерапия для детей. - СПб.: Речь, 2006. - 224с.
Татаринцева А.Ю., Григорчук М.Ю. Детские страхи: куклотерапия в помощь детям. - СПб.: Речь, 2008г. - 218с.
Фаустова И.В. Метод куклотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста (текст) /Фаустова И.В. // Управление ДОУ. - 2008. - №5-С.100-107-с. 2008
Якушева Г.И. Народная кукла как современное педагогическое средство (текст) Якушева Г.И. // начальная школа (журнал). - 2004. - №12-с.54-56. - с. 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых технологий в деятельности педагога-психолога.
Без использования игровых технологий немыслима работа психолога в детском саду. Игра для ребенка-дошкольника – это символический язык для самовыражения. Наблюдая за тем, как ребенок манипулирует...
Использование технологии проектирования в деятельности педагога-психолога ДОУ
В данной презентации представлен опыт работы педагога-психолога МБДОУ № 32 г.Выкса по проектной деятельности за период с 2008 по 2014 г....
Проект совместной деятельности педагога-психолога ДОУ и родителей с целью создания «Зоны успешности педагога» на тему: «Неделя психологии в ДОУ»
Взаимоотношения детского сада и семьи необходимо строить на основе доверия, взаимопонимания, тактичности, доброты и внимания. Поэтому психологическая работа в нашем детском саду строится с учетом потр...
Совместная деятельность педагога-психолога с детьми подготовительной группы с использованием релаксационных техник "Сказочная страна цветов."
"Сказочная страна цветов"Цель: Снятие эмоционального и мышечного напряжения...
Использование интерактивной песочницы в деятельности педагога - психолога при работе с дошкольниками.
К.Д.Ушинский писал: " Самая лучшая игрушка для детей - кучка песка!" Первый контакт детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создаетс...
Сценарий театрализованного представления с использованием кукол марионеток по сказке "Айболит спешит на помощь"
Кукольный спектакль с использованием кукол марионеток для детей старшего возраста....
Деятельность педагога-психолога в условиях реализации ФГОС ДО (из опыта работы): "Значение использования коммуникативных игр в деятельности педагога-психолога."
08.02.2020г. в ГБОУ Гимназия №586 Василеостровского р-на СПб проводилась Всероссийская научно-практическая конференция "ФГОС: традиции и инновации в ДО".В рамках Секции №1 "Проектирован...