Использование технологии проектирования в деятельности педагога-психолога ДОУ
презентация
В данной презентации представлен опыт работы педагога-психолога МБДОУ № 32 г.Выкса по проектной деятельности за период с 2008 по 2014 г.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Метод проектов в разных направлениях деятельности педагога-психолога Проект – комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения в течение заданного периода времени и при установленном бюджете поставленных задач с четко определенными целями
Этапы внедрения проектной деятельности в практику
Методический проект Вид проекта: творческий , общесадовский , средней продолжительности (3 мес.) Цель: создать комфортные условия для воспитанников, повысить эффективность профессиональной деятельности педагогов через разнообразие форм организации детей в летний оздоровительный период Сроки проведения: лето 2009,2010,2011г.
Участие педагога-психолога
Участие в проектах: «В детский сад – с хорошим настроением» (по адаптации) «Чудеса на песке» «Затейники» Разработка проекта «Чудесные превращения» (организация работы в зоне психологической разгрузки) - психогимнастика - сеансы релаксации на воздухе - упражнения эколого-психологического тренинга с использованием средств природы
Уровни участия психолога в проектной деятельности ДОУ
Проекты: «Вместе веселее» «Встреча друзей» «Неделя дружбы» Вид проекта: социальной направленности, групповой, краткосрочный Участники: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели групп Цель: создание положительной эмоциональной атмосферы во вновь сформированных группах; формирование социального доверия, чувства общности, сплоченности Сроки проведения: лето 2011, 2012, 2013г., в рамках тематической недели ДОУ (первая неделя сентября)
Проектные мероприятия: Тематические дни Беседы, пальчиковые игры, чтение литературы, рассматривание картинок, исполнение музыкальных произведений на тему дружбы Коллективные игры , направленные на развитие навыков сотрудничества и взаимопомощь Телесно-ориентированные техники, упражнения на физический контакт
Коллективное рисование «Новоселье нашей группы» «Наш общий дом» «Лучики Солнышка»
Продукт проектной деятельности: Сценарии тематических дней: «Давайте познакомимся», «День Дружбы», «Мои друзья» Коллективные рисунки: «Новоселье нашей группы», «Наш общий дом», «Лучики Солнышка» Подборка сюжетных картинок с изображением конфликтного и доброжелательного поведения детей Подборка пословиц, поговорок о дружбе Фонотека песен о дружбе Фотоальбом «Я и мои друзья» Памятки для родителей и педагогов о социальном развитии дошкольников
Проект «Я и моё настроение» Вид проекта: социальной направленности, групповой, средней продолжительности (5 месяцев) Участники проекта: дети групп компенсирующей направленности (4 – 7 лет), воспитатели, родители Цель : расширение и обогащение представлений детей об эмоциях, чувствах, способах их выражения, причинах возникновения и способах элементарной саморегуляции ; создание положительного эмоционального фона в процессе общения детей со сверстниками и родителями Сроки проведения: ноябрь 2011 – март 2012г.
Проектные мероприятия: Тематические дни Беседы: « Я злюсь (удивляюсь, грущу…), когда…» «Как справиться с гневом (страхом)» Рассматривание сюжетных картинок с изображением разных эмоций Чтение литературных произведений Игры: « Поругаемся овощами », « Жужа » и др. Психогимнастические этюды: «Фотография на память», «Круглые глаза» и др. Телесно-ориентированные техники
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Совместная работа детей и родителей Результат: создание «Копилки настроений» Беседа детей с родителями по предложенным вопросам Изготовление рисунков и других наглядных материалов
Продукт проектной деятельности: Сценарии тематических дней, посвященных знакомству с основными эмоциями: «Радость», «Грусть, печаль», «Страх», «Гнев», «Удивление» Выставки рисунков «Я и моё настроение» Подборка стихов, поговорок о настроении, эмоциях Подборка сюжетных картинок с изображением эмоций Оформление наглядных материалов совместной работы детей и родителей «Копилка настроений» Памятки для родителей и педагогов об эмоциональном развитии дошкольников, о способах управления отрицательными эмоциями
Проект, посвященный Дню Толерантности «Все мы разные, все мы равные» Вид проекта: социальной направленности, общесадовский , краткосрочный Участники проекта: дети дошкольного возраста, воспитатели, специалисты, родители Цель: знакомство с понятием «толерантность» формирование представлений ребенка о себе и других людях как уникальных личностях стимулирование дошкольников на проявление толерантного отношения друг к другу и окружающим Сроки проведения: 12 – 16 ноября 2012г.
День Толерантности Девиз: «Солнце всем на планете одинаково светит» Символы: Солнце, планета Земля Формы работы: Беседы о доброте, терпимости Опрос детей «Добрый человек – это…» Игры с детьми Изготовление плакатов Акции
Акция «Ладошка» - Изготовление коллективных творческих работ - Обмен ладошками, изготовленными с помощью родителей
Акция «Подари добро» Участники: дети подготовительной к школе группы Изготовление подарков своими руками Экскурсия по городу, раздача подарков прохожим
Совместный проект «Люди особой заботы» (совместно со старшим воспитателем) Вид проекта: социальной направленности, общесадовский , краткосрочный Участники проекта: дети дошкольного возраста, воспитатели, специалисты, родители Цель: формирование представлений об инвалидах как о людях, которым необходимо особое внимание окружающих, о способах и формах оказания помощи людям с ограниченными возможностями здоровья Сроки проведения: первая декада декабря 2012г. в рамках тематической недели ДОУ, посвящённой Международному дню инвалидов
Проектные мероприятия Участие в обсуждении мультфильма « Цветик-семицветик », в тематических беседах «Люди вокруг нас», «Поговорим о милосердии», в развлекательной программе для детей, выставках дидактических пособий для родителей, решении проблемной ситуации «Какой путь выберете?» Изготовление альбома для детей «Добрый человек по взгляду поймет, в трудную минуту будет рядом» Девиз Символ проекта: « Цветик-Семицветик »
Консультации родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, детей-инвалидов Разработка буклета для родителей «12 мифов о детях-инвалидах» Игровой сеанс «Пойми меня» (проведение игр, направленных на развитие эмпатии , игр с ограничениями) Участие в акции «Доброе дело» (изготовление подарков людям с ОВЗ, посещение центра социальной защиты с концертом, вручение подарков)
Участники: Вид проекта: информационно-практико-ориентированный долгосрочный (5 лет) – 2013 – 2018 гг. воспитатели специалисты ДОУ Участие в управленческом проекте «Поддержка и развитие кадрового потенциала» Организаторы проекта: заведующий ДОУ старший воспитатель педагог-психолог Цель: повышение профессионального уровня педагогов в соответствии с современными требованиями образования
Участие в групповых и общесадовских проектах
Психологическое сопровождение проектов воспитателей Название проекта Группа Групповой проект «Я и моя семья» Родительские мини-проекты «Наша дружная семья» I младшая Групповой проект «Здравствуй! Это я!» Родительские мини-проекты «История моего имени» II младшая Групповой п роект «Мы теперь большие» Родительские мини- проекты «Мой ребенок» «Вот какие мы большие» II младшая, группа д ля слабовидящих детей 2 – 4 лет Цели: формирование « Образа-Я », представлений о себе и своей семье, укрепление детско-родительских отношений
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Слайд 1. Название темы
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию презентацию опыта работы по теме «Использование технологии проектирования в деятельности педагога-психолога ДОУ».
Слайд 2. Метод проектов в направлениях деятельности (схема)
Проект как комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение конкретных результатов в заданный промежуток времени, может быть применен в разных направлениях деятельности психолога. Я использую проектный метод в психологической профилактике, просвещении, развивающей работе.
Слайд 3. Этапы внедрения (схема)
Внедрение проектной деятельности в практику осуществлялось поэтапно, начиная с 2008 года, когда были первые попытки разработки проектов по запросу управления образования при организации летней работы.
На втором этапе велась активная работа по изучению данной технологии в рамках педсоветов ДОУ и заседаний РМО старших воспитателей, а также по разработке и апробации более осмысленных проектов. В настоящее время первоначальный опыт обобщается в данной презентации.
Слайд 4. Методический проект
Изначально работа началась с разработки педагогических проектов, в связи с временным исполнением обязанностей старшего воспитателя. Так, в 2009 году совместно с педагогами ДОУ был разработан творческий общесадовский проект «Разноцветное лето», целью которого было создать комфортные условия для воспитанников, повысить эффективность деятельности педагогов через разнообразие форм организации детей в летний период. Данный проект в последующие годы видоизменялся и дополнялся новыми мини-проектами.
Слайд 5. Картинки – символы макро-зон
Для повышения интереса детей все макро-зоны, существовавшие до этого на участке ДОУ, были распределены по цветам радуги. Деятельность осуществлялась при помощи проведения педагогами тематических дней и недель, мини-проектов на разные темы.
Слайд 6. Участие педагога-психолога,
В рамках этого большого проекта я, как педагог-психолог, разработала мини-проект «Чудесные превращения» по организации деятельности детей в зоне психологической разгрузки, а также участвовала в совместных мини-проектах с другими педагогами «Чудеса на песке», «В детский сад – с хорошим настроением», «Затейники».
Проект «Разноцветное лето» помог завоевать первое место в конкурсе на лучшую организацию ЛОР в 2009 году.
Слайд 7. Уровни участия психолога
Участие в проектной деятельности ДОУ осуществляется на разных уровнях:
- проекты, инициированные самим психологом,
- разработанные совместно с педагогами,
- проекты педагогов, в которых психолог принимает участие,
- проекты педагогов, где психолог выполняет роль консультанта, а не участника.
Слайд 8. Проекты «Вместе веселее» и др.
Одним из инициированных психологом проектов, является групповой, краткосрочный, проект социальной направленности «Вместе веселее», который проводится в разных вариантах («Встреча друзей», «Неделя дружбы»). Чаще всего он осуществляется летом, когда происходит объединение групп, или в первую неделю сентября, когда формируются группы на новый учебный год. Основная цель данного проекта – сплотить малознакомых детей за достаточно короткий промежуток времени.
Слайд 9. Проектные мероприятия
Содержанием проекта является проведение тематических дней, посвященных дружбе, с применением разнообразных форм и методов. Это беседы с детьми, чтение литературы, рассматривание картинок на данную тему, проведение коллективных игр, направленных на знакомство, развитие навыков сотрудничества, использование телесно-ориентированных техник, укрепляющих эмоциональные контакты.
Слайд 10. Коллективное рисование
Эффективной и интересной для детей формой является коллективное рисование, направленное на объединение дошкольников, но с учетом индивидуальных особенностей каждого. Это рисование на темы: «Новоселье нашей группы», «Наш общий дом», «Лучики Солнца».
Слайд 11. Продукт проектной деятельности
Продуктом данной проектной деятельности стали в итоге сценарии тематических дней, коллективные рисунки, которые вывешивались в группах, а также подборка сюжетных картинок, пословиц, поговорок, песен о дружбе, фотоматериалы, памятки для родителей и педагогов о социальном развитии дошкольников.
Слайд 12. Проект «Я и мое настроение»
Еще одним проектом, инициированным психологом, был групповой проект социальной направленности «Я и мое настроение», участниками которого стали воспитанники и родители групп компенсирующей направленности. В разработке проекта принимала активное участие воспитатель группы. Данный проект был направлен на обогащение представлений детей об эмоциях, причинах их возникновения, способах элементарной саморегуляции.
Слайд 13. Проектные мероприятия
В рамках тематических дней, посвященных разным эмоциям, проводились беседы «Я радуюсь, когда…», «Как справиться с обидой», «Полезные и бесполезные страхи», а также разнообразные игры и психогимнастические этюды, рассматривание картинок, пиктограмм и т.п.
Слайд 14. Рисование эмоций
В процессе работы над проектом дети отражали свои впечатления в рисунках на темы: «Отчего я грущу, злюсь», «Чему я удивляюсь», «Как я справляюсь с бесполезными страхами».
Слайд 15. Совместная работа детей и родителей
Для создания положительного эмоционального фона, укрепления детско-родительских отношений в процесс реализации проекта были включены родители воспитанников. С помощью ответов на вопросы в процессе интервью, а также совместного рисования, они помогли детям создать «Копилку настроений».
Слайд 16. Продукт проектной деятельности
Кроме этого продуктом проектной деятельности стали сценарии тематических дней, подборка стихов, поговорок, сюжетных картинок об эмоциях, настроении, выставки детских рисунков, тематический рюкзачок для родителей «Социально-эмоциональное развитие ребенка-дошкольника».
Слайд 17. Проект «Все мы разные, все мы равные»
По инициативе педагога-психолога реализовывался также общесадовский краткосрочный проект, посвященный Дню Толерантности «Все мы разные, все мы равные». Проект был направлен на знакомство с понятием «толерантность», стимулирование дошкольников на проявление толерантного отношения друг к другу и окружающим. В подготовке и осуществлении проекта приняли участие все педагоги ДОУ, работающие с детьми дошкольного возраста, а также родители воспитанников.
Слайд 18. День Толерантности (девиз и т.д.)
Девизом проекта стала фраза «Солнце всем на планете одинаково светит», а его символами – Солнце и планета Земля. С детьми были проведены беседы о доброте и терпимости, опрос на тему «Добрый человек – это…», разнообразные игры. Дети вместе с воспитателями рисовали плакаты по данной теме.
Слайд 19. Акция «Ладошка»
Необычной формой работы стало проведение акций. В проведении акции «Ладошка» участвовали дошкольники разных групп, начиная с младшей. Варианты использования символа ладошки были весьма разнообразные: коллективные рисунки ладошками, аппликация «Солнышко», «Дерево доброты». В некоторых группах дети вместе с родителями дома изготавливали силуэты ладошек, чтобы потом обменяться с друзьями.
Слайд 20. Акция «Подари добро»
Дети подготовительной группы приняли участие в акции «Подари добро». Приготовив подарки своими руками, дошкольники вместе с педагогом и психологом отправились на экскурсию по городу, чтобы подарить их прохожим, которые встречались на пути.
Слайд 21. Совместный проект «Люди особой заботы»
Совместно со старшим воспитателем ДОУ был разработан еще один общесадовский краткосрочный проект социальной направленности «Люди особой заботы». Он проводился в рамках декады, посвященной Международному дню инвалидов. Целью проекта было формирование представлений об инвалидах как о людях, которым необходимо особое внимание окружающих, о способах и формах оказания помощи людям с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 22. Проектные мероприятия
Для реализации проекта были задействованы все участники образовательного пространства: дети, родители, воспитатели и специалисты. Символом проекта стал «Цветик-семицветик», как наиболее доступный детям образ данной тематики. Дошкольники расширили свои представления о людях с ОВЗ с помощью просмотра мультфильма «Цветик-семицветик», рассматривания альбома по данной теме, изготовленного педагогом-психологом, бесед с воспитателями о людях вокруг нас, о милосердии. Для родителей воспитанников были организованы выставки развивающих пособий,
Слайд 23. (продолжение)
проведены консультации специалистов, изготовлен буклет «12 мифов о детях-инвалидах». Для того чтобы детям было легче понять, что чувствуют люди с ОВЗ, педагогом-психологом совместно с воспитателями был проведен игровой сеанс «Пойми меня» с использованием игр с ограничениями.
В рамках данного проекта проходила акция «Доброе дело». Дети средних и старших групп общеразвивающей и компенсирующей направленности обменялись подарками друг с другом, а дети подготовительных групп посетили с концертом центр социальной защиты населения. Изготовив вместе с родителями и педагогами подарки, они после концерта подарили их пожилым людям.
Слайд 24. Участие в управленческом проекте
Совместная разработка проектов касалась не только работы с детьми и родителями. Так, например, педагог-психолог принимал участие в разработке совместно с заведующей и старшим воспитателем ДОУ долгосрочного информационно-практико-ориентированного управленческого проекта «Поддержка и развитие кадрового потенциала», который направлен на повышение профессионального уровня педагогов в соответствии с современными требованиями образования.
Информация о проекте была представлена на межрегиональной научно-практической видеоконференции «Проектирование современных моделей и технологий управления дошкольным образованием», проводимой кафедрой управления дошкольным образованием НИРО.
Слайд 25. Участие в групповых и общесадовских проектах
Помимо самостоятельной и совместной разработки проектов, педагог-психолог также участвует в работе над реализацией проектов, созданных педагогами. В таких проектах как «Наше любимое дерево», «Здравствуй, детский сад!», «Я хочу здоровым быть», «Играем в театр» и др. он привлекается для проведения отдельных мероприятий или какой-либо части проекта.
Слайд 26. Психологическое сопровождение проектов воспитателей
В других проектах психолог выступает как консультант. Радует то, что педагогов ДОУ интересуют проекты социальной направленности, целью которых является формирование Образа Я ребенка, его представлений о себе и своей семье, укрепление детско-родительских отношений. Это проекты «Я и моя семья», «Здравствуй, это Я!», «Вот какие мы большие», в рамках которых реализуются родительские мини-проекты «Наша дружная семья», «История моего имени», «Мой ребенок» и др.
Слайд 27. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых технологий в деятельности педагога-психолога.
Без использования игровых технологий немыслима работа психолога в детском саду. Игра для ребенка-дошкольника – это символический язык для самовыражения. Наблюдая за тем, как ребенок манипулирует...
Здоровьесберегающие технологии в образовательной деятельности педагога-психолога
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ЦЕЛЬ:Укрепление психического здоровья детей...
использование кукол - марионеток в деятельности педагога - психолога
использование кукол - марионеток в деятельности педагога - психолога...
Использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в профессиональной деятельности педагога-психолога
Эффективное использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой. Сегодня педагог-психолог по любой дисциплине должен уметь подготовить и прове...
Использование интерактивной песочницы в деятельности педагога - психолога при работе с дошкольниками.
К.Д.Ушинский писал: " Самая лучшая игрушка для детей - кучка песка!" Первый контакт детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создаетс...
Деятельность педагога-психолога в условиях реализации ФГОС ДО (из опыта работы): "Значение использования коммуникативных игр в деятельности педагога-психолога."
08.02.2020г. в ГБОУ Гимназия №586 Василеостровского р-на СПб проводилась Всероссийская научно-практическая конференция "ФГОС: традиции и инновации в ДО".В рамках Секции №1 "Проектирован...
«Возможности использования элементов детской субкультуры при проектировании развивающей работы педагога-психолога»
laquo;Возможности использования элементов детской субкультуры при проектировании развивающей работы педагога-психолога»...